Картинка

Авторские материалы Фиктивные рейсы: автобусы в Петербурге "игнорируют" остановки

11 ноября 2025, 13:15

Персоны

В Петербурге рассмотрели жалобы горожан на водителей общественного транспорта, проезжающих мимо остановок, на которых их ждут пассажиры. Обращения поступают регулярно. По мнению руководителей транспортных предприятий, виноваты отдельные водители, для которых могут поднять штрафы в 10 раз. В ситуации разбирался наш собственный корреспондент в Северной столице – Олег Яхонтов.

На 11 миллионов коммерческих рейсов, совершенных в этом году, пришлось 7270 случаев проезда мимо остановки, когда автобус двигался, не снижая скорость до нуля. Ещё около 10 тысяч раз зафиксировано отклонение от установленного маршрута. Это примерно 0,16% от общего количества рейсов, что находится в рамках статистической погрешности, но никак не успокаивает отдельно взятого пассажира, который торопится на работу или, напротив, ждет последний рейс автобуса в полночь. Плюс к этому, по словам общественного активиста Дмитрия Веденева, подобные фиктивные рейсы все равно оплачиваются, хотя по данным мониторинга видно, что автобус пришел в конечный пункт с большим опережением:

ВЕДЕНЕВ: Опережение могло составлять по 30, по 40 минут от времени, в которое автобус должен был прибыть на конечную. То есть он от конечной отправляется вовремя, дальше просто без остановок пролетает маршрут, и такой рейс, видимо, оплачивается со стороны города. Потому что по жалобам никакой реакции не было, изменения ситуации не произошло до настоящего времени.

Представители транспортных компаний проблему не отрицают, но отмечают, что она не носит системного характера. Все дело в человеческом факторе. Например, согласно объяснительным запискам в одном случае, водитель почувствовал себя плохо и завершил маршрут, в другом – по семейным обстоятельствам торопился домой. Кто-то нагоняет расписание. Но всегда ситуация рассматривается индивидуально и, по словам главы компании «Организатор перевозок» Дениса Усанова, виновных привлекают к дисциплинарной ответственности:

УСАНОВ: В отношении проезда остановочных пунктов есть два типа нарушений. Один – это проезд остановочных пунктов без посадки и высадки пассажира, и второй – это отклонение от трассы, в том числе объездной. Те и другие отклонения фиксируются. Делается это примерно через неделю-две после рейса, и итог сводится к закрытию этапа. Соответственно, третий этап будем закрывать в этом месяце.

Система взысканий выглядит так: за пропуск одной остановки штраф составляет тысячу рублей. Если водитель проигнорировал больше 20% остановок, помимо выписки штрафа он не получает оплату транспортной работы. Кроме того, у некоторых перевозчиков введена рейтинговая система. По ней баллы за разные факторы умножаются на часовую ставку. Так что чем дисциплинированнее водитель, тем больше он зарабатывает. Если водитель часто получает взыскания, то его отправляют на 20-часовую стажировку и ставят на дополнительный контроль. Однако есть и еще одно радикальное предложение: поднять универсальный штраф в 1 тысячу рублей за проезд остановки в 10 раз.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация