Время и место "Борис Годунов" — главная русская историческая драма
Персоны
Первая дата: 19 ноября 1825 года Александр Сергеевич Пушкин завершил создание исторической драмы "Борис Годунов".
Вторая дата: 24 ноября 1872 года в имении Караул Тамбовской губернии родился дипломат, нарком иностранных дел Георгий Чичерин.
Третья дата: 20 ноября 1925 года родилась великая балерина XX века, народная артистка СССР Майя Михайловна Плисецкая.
СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Полина Ступак, в эфире "Время и место". Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: По традиции нашей программы мы выбрали три даты, о которых посчитали важным напомнить в сегодняшнем выпуске.
19 ноября 1825 года (200 лет назад) Александр Сергеевич Пушкин завершил создание исторической драмы "Борис Годунов".
САФАРОВ: Да, "Борис Годунов" был создан Пушкиным после вдумчивого, ну, можно сказать, такого творческого чтения "Истории государства Российского" Карамзина. Понятное дело, что посвящен периоду царствования Бориса Годунова – с 1598 по 1605 годы, вторжение Лжедмитрия Первого. Ну и интересен, конечно, исторический контекст самого создания этого произведения великого. На встрече с императором Николаем Первым Пушкин читал ему отрывки из "Бориса Годунова". Ну вообще можно сказать, еще не подводя итоги нам, что историческая эта драма о смутном времени – главная, по сути, русская историческая драма в истории нашей литературы.
СТУПАК: Безусловно. Александр Сергеевич работал над созданием этой драмы с 1824 по 1825 годы. И когда закончил, написал своему другу – князю Петру Андреевичу Вяземскому: "Трагедия моя окончена, я перечел ее вслух один и бил в ладоши и кричал: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!". Ну и, конечно, еще напомним, что изначально было другое название у этого произведения – "Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве". Но вскорости Александр Сергеевич решил изменить название по имени основного персонажа. Ну и вот вы уже сказали о Карамзине. Были еще и другие источники. Он ориентировался и на трагедии Шекспира, и на летописные исторические источники.
САФАРОВ: Здесь опять же карамзинское влияние – влияние на то, чтобы изучать первоисточник. Русские люди образованные начала 19-го века стремятся к историзму, к пониманию прошлого в контексте того времени, о котором речь идет, а не с позиции наших новых знаний (мы-то знаем, конечно, гораздо больше в развитии). Вот Пушкин пытался проникнуть (Пушкин как историк), пытался проникнуть в сознание, поведение, мотивы этих людей с позиции смутного времени той эпохи, в которой они жили, творили, страдали, погибали.
СТУПАК: Да, я вот как филолог интересную историю вспомню как раз касательно Шекспира. Ведь Александр Сергеевич не очень хорошо знал английский и читал, знакомился с Шекспиром через французский перевод Пьера Ле Турнера (который, к слову сказать, потом, впоследствии признал несовершенным). Ну а еще нужно, конечно, вспомнить пушкиниста Сергея Бонди, который говорил о том, что главным героем "Бориса Годунова" является народ.
САФАРОВ: Да, такое мнение особенно было модным в советской пушкинистике. Но в то же время и не в противоречие с этим – одна из основных тем, которая поднимается в трагедии, это все-таки власть и человек, исторический персонаж. Проблема власти на примере Годунова и Гришки Отрепьева, и князя Шуйского, и Басманова, и Марины Мнишек. Вот эти персонажи действительно оказались очень яркими. Можно сказать, впервые в истории русской литературы вот такое историческое и литературное в то же время произведение появляется. Впервые оно будет опубликовано лишь в конце декабря 1830 года, то есть спустя пять лет после создания. Но поставлено на сцене много-много позже, уже не в пушкинскую эпоху, в 1866 году.
Слушайте в аудиофайле!
Время и место. Все выпуски
- Все аудио
- Время и место