Авторские материалы Праворульные автомобили могут остаться без документов
Персоны
Владельцы праворульных авто могут столкнуться с отзывом сертификации из-за фар. На дороге они светят не в ту сторону, что опасно для других участников дорожного движения. Арбитраж на Дальнем Востоке аннулировал документы на несколько таких машин, а также аккредитацию у лаборатории, которая сертифицировала их. Что теперь делать владельцам подержанных японок, разбирался Сергей Гололобов.
Всё началось с выездной проверки Росаккредитацией одной из самых крупных сертификационных лабораторий на Дальнем Востоке. Проверка выяснила, что лаборатория сертифицировала ввозимые японки по 4-му приложению к Техрегламенту Таможенного союза. Официальное наименование пункта четвертого – проверка машины при вводе в обращение на территории России. То есть когда корабль только привёз машину, и у неё пока нет никаких российских документов. Испытания согласно пункту номер 4 – не то что формальные, но так сказать щадящие. А оказывается, на чём настаивала Росаккредитация, а потом подтвердил арбитраж, надо было проверять по пункту 8-му Техрегламента. Его название – проверка машины на соответствие техтребованиям при эксплуатации. Ну то есть когда машина уже легализована в России. В восьмом приложении всё серьёзнее. И в том числе более кропотливая проверка фар. Так, у леворульных луч света направлен слегка направо, а у японок левее, на встречку. Из-за этого у водителей, едущих встречным движением, дискомфорт, доходящий до временной слепоты. Что весьма опасно. Сертификационная лаборатория закрывала на это глаза. Так как работала по 4-му приложению, а оно это позволяет. А вот 8-ое однозначно запрещает эксплуатацию транспортного средства с неправильным светом. Ну и в итоге, Росаккредитация выявила нарушение в регламенте проверки праворульных автомобилей этой лабораторией, и отозвала у неё сертификат. А заодно аннулировала свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) у 13 автомобилей. Решение прецедентное. По приложению №4 Техрегламента работают все сертификационные лаборатории Дальнего Востока. То есть им всем могут выдать красную карточку. Ну а все ввезённые японские машины так и зависнут в порту, констатирует глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
ШАПАРИН: 8-ое приложение никогда не применялось при выдаче СБКТС. Теперь вдруг решили, что надо применять. При этом, насколько я знаю, в других странах Таможенного союза, Евразийского союза это приложение не применяется. Так что зачем эти инновации вводить, причем так резко, не знаю. Но это абсолютно точно сделает прохождение испытаний для автомобилей с правым рулем невозможным.
Казалось бы, направление света фар японок умеют изменять все дальневосточные автосервисы. Путем установки специальных корректирующих наклеек на фары. Но даже такое минимальное вмешательство в конструкцию автомобиля не остается незамеченным, говорит Антон Шапарин.
ШАПАРИН: Все рассказы НАМИ про то, что-то там, какие-то устройства наклеивать, или устанавливать на фары, чтобы они могли пройти эти испытания, они, к сожалению, упираются в тот же самый техрегламент, в тоже самое восьмое приложение, которое прямо запрещает вносить изменения в конструкцию до выпуска в обращение, наклеивать всякие наклейки, и т.д. И об этом есть разъяснение ГАИ, кстати говоря. Вносить изменения в конструкцию нельзя и провести испытания нельзя. То есть машина, условно говоря, не проходит на самом самом раннем этапе в РФ и остается на складе временного хранения.
Помимо классических праворулевок досталось и гибридам, в том числе леворульным. Для получения СБКТС надо проверить токсичность выхлопов автомобиля на холостом ходу и повышенных оборотах, согласно тому же приложению №8. Но у гибридов двигатель внутреннего сгорания запускается только при движении. Холостого хода просто нет. В целом по японкам ситуация пока патовая. Непонятная. Торговцы праворульными машинами надеются, что какие-то коррективы в сертификацию автомобилей власти всё же введут. Если нет, то такое понятие как подержанные праворульные машины уйдёт в прошлое.