Авторские материалы Ажиотаж вокруг видеокарт: что подогревает спрос?
Персоны
В России резко подскочил спрос на видеокарты для компьютеров. Маркетплейсы отмечают, что их продажи этой осенью выросли вчетверо. С чем связан ажиотаж и как он повлиял на цены, разбиралась Екатерина Косинец.
Осенью этого года рост продаж профессиональных видеокарт отметили все: магазины электроники фиксировали увеличение на 20%, маркетплейсы продали вдвое больше видеокарт, чем летом. А по сравнению с прошлым годом рост оборота составляет от 400 до 800% в зависимости от региона (такую статистику приводят "Известия").
За мощными видеокартами всегда в первую очередь охотились киберспортсмены и просто игроманы. Хороший графический процессор и большой объём памяти определяют производительность, которая критически важна тем, у кого скорость обработки влияет на исход виртуального сражения. Но кроме геймеров (профессионалов и любителей) есть много специалистов, для кого хорошая видеокарта – рабочий инструмент, уточняет ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, нынешний ажиотаж связан с подорожанием микроэлектроники:
МУРТАЗИН: Самое очевидное, что цены на видеокарты уйдут вверх уже в ближайшие недели. Исходя из этого, люди, которые хотели обновиться, они обновляют свои видеокарты. Для многих это не просто необходимость для игрушек новых или чего-то подобного. Это дизайнеры, это люди, которые работают с графикой. У нас есть очень большой класс профессий, где используются видеокарты напрямую по рабочему назначению. Сегодня это примерно 40% потребления видеокарт на рынке.
Рост цен и дефицит подхлёстывает стремительно развивающийся искусственный интеллект – подчёркивают эксперты. Для обучения нейросетей требуются большие объемы памяти. Соответственно, производителям выгоднее предлагать решения бизнесу, чем наполнять рынок продуктами для частных пользователей – поясняет Эльдар Муртазин:
МУРТАЗИН: Производители сегодня перенаправляют производственные линии на выпуск самой быстрой памяти, которая как раз идёт для серверов. И при этом потребительский сегмент оказывается в дефиците. Исходя из этого цены и растут. То есть и там, и там дефицит. Но производители могут больше заработать на решениях для серверов, для AI. И поэтому они, собственно говоря, там и зарабатывают. Но если мы говорим про решения для потребительского рынка, они удовлетворяют спрос по остаточному принципу.
Эксперт также отмечает тенденцию сокращения рынка традиционных электронных устройств – смартфонов, планшетов и ноутбуков. Покупательское поведение пользователей кардинально меняется: те, кто всегда отдавал предпочтения бюджетным решениям, сейчас обращает своё внимание на более дорогую технику в расчёте на то, что она дольше прослужит. Покупатели, которые раньше гнались исключительно за флагманами, напротив – снижают свои запросы, чтобы сэкономить.