Авторские материалы "В музее царит раздражение": работники Лувра протестуют против плохих условий труда
Персоны
Лувр сегодня закрыт – около 400 работников музея проголосовали за проведение забастовки из-за низкой зарплаты и плохих условий труда. Представители профсоюзов направили письмо министру культуры Франции Рашиде Дати из-за многочисленных технических неисправностей и обветшания здания. Министерству культуры Франции еще надо будет как-то разобраться с новыми витражами для сгоревшего Собора Парижской Богоматери. Во-первых, их воссоздают современные авторы, но при этом – с легкой руки Эммануэля Макрона – вносят туда свое видение. Добавляют темнокожих персонажей – исключительно для политкорректности, а еще хотят заменить исторические уцелевшие 6 витражей на новодел. Письмо в защиту Нотр-Дама подписали уже более сотни тысяч человек и Национальная комиссия по культурному наследию и архитектуре. Наш собственный корреспондент во Франции Александ Зуев – о культурном шоке французов.
Недовольство сотрудников Лувра руководством музея нарастало давно. Но выплеснулось наружу после целой череды происшествий, начавшейся с похищения королевских драгоценностей из галереи Аполлона 19 октября.
Вслед за этим были закрыты для посещения 9 залов, посвященных древнегреческой керамике из-за ветхости балок, поддерживающих полы второго этажа.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения музейных работников, стала протечка, повредившая десятки экспонатов в библиотеке египетских древностей Лувра.
«В музее царит такое раздражение, что все его работники – от смотрителей в залах и администраторов до научных сотрудников и реставраторов – готовы пожертвовать зарплатой, чтобы отстоять свои профессиональные права», – заявил представитель крупнейшего французского профсоюза Всеобщая конфедерация труда.
Это раздражение направлено, в первую очередь, на директора Лувра Лоранс де Кар, занявшей эту должность четыре года назад. Ее обвиняют в том, что она не прислушивалась к предупреждениям сотрудников музея, неоднократно жаловавшихся на нехватку персонала, которая стала одной из причин удавшегося ограбления Лувра. Через два месяца после него профсоюзы отвергают любую человеческую ошибку, кроме ошибок директора музея. По их мнению, «нынешняя система работы музея не была приведена в соответствие с тем, какой она должна быть».
«Чтобы сделать второстепенное, мы пожертвовали необходимым, нужно полностью сменить направление», – говорит одна из смотрительниц зала в Лувре.
Не добившись ответа от руководства музея, профсоюзы обратились с письмом к министру культуры Рашиде Дати. В нем они требуют срочно расширить штат музея, в котором не хватает двухсот сотрудников. Профсоюзы работников культуры жалуются на ухудшение условий труда.
«Персонал музея страдает от постоянно растущей рабочей нагрузки, все более жесткого управления кадрами и противоречивых указаний, которые не позволяют спокойно выполнять свои обязанности», – говорится в письме.
Кроме того, работники Лувра упоминают ветхость здания музея и связанные с этим частые технические неисправности, угрожающие экспонатам.
В своей борьбе за сохранение одного из самых знаменитых музеев мира его сотрудники опираются на доклад Счетной палаты Франции, которая в начале ноября предупредила об «ускоренном ухудшении состояния Лувра».
И сейчас профсоюзы требуют от правительства выполнить одну из рекомендаций Счетной палаты. А именно – направить средства от лицензии на использование бренда «Лувр Абу-Даби» на восстановление музея, а не на запуск новых проектов, таких, как «Большая колоннада».
Этот проект предполагает создание нового большого входа в Лувр, а также строительство новых выставочных залов, один из которых должен быть полностью посвящен символу музея – портрету Моны Лизы Леонардо да Винчи.
Однако отказаться от этой стройки, чтобы использовать деньги на текущие нужды Лувра, будет непросто. Ведь ее анонсировал и поддерживает сам президент Макрон. И вряд ли он откажется от этой затеи, как не отказался от своей идеи заменить старинные витражи на современный новодел в Нотр-Даме.
Речь идет о шести витражах, расположенных в южных капеллах собора, созданных в середине XIX века архитектором Эженом Виолле-ле-Дюком. Несмотря на то, что они серьезно не пострадали во время пожара, Макрон объявил конкурс на их замену, чтобы «оставить там современный след».
Против этой идеи единогласно выступил Комитет по национальному наследию и архитектуре. Однако год спустя поменял свое решение, и можно только догадываться, под чьим давлением.
Создание новых витражей было поручено художнице Клэр Табуре, и сейчас их макеты можно увидеть в выставочном зале Гранд-Пале в центре Парижа. Витражи будут представлять собой современную интерпретацию библейских сцен Пятидесятницы – сошествия Святого духа на апостолов. При этом художница изобразила на них темнокожих людей и женщин в парандже. По ее словам, так она стремилась отразить изменения, которые происходят во французском обществе.
Задумку Табуре оценили не все. Петиция с требованием сохранить старые витражи в первые несколько дней собрала более 300 тысяч подписей.