Авторские материалы Продавцов защитят от потребительского экстремизма
Персоны
Депутаты смягчат ответственность бизнеса в спорах с покупателями. Госдума сегодня рассмотрит поправки в закон о защите прав потребителей. Если законопроект одобрят, он вступит в силу первого февраля следующего года. Среди изменений – смягчение штрафов за игнорирование претензий, потолок по неустойке и уменьшение компенсации за возврат технически сложных товаров. Как будет работать закон о защите прав потребителей, если поправки примут, разбирался Максим Иванов.
Депутаты предложили поправки в закон о защите прав потребителей. Новшества пойдут на пользу продавцам и производителям товаров. Как заявляют авторы инициативы, это нужно, чтобы защитить предпринимателей от так называемого потребительского экстремизма – это когда недобросовестный покупатель злоупотребляет правами, но не для защиты законных интересов, а ради получения необоснованной выгоды или чтобы навредить бизнесу. Депутаты считают, что это может привести к банкротству добросовестных продавцов техники.
Первый пункт законопроекта – это смягчение штрафов за игнорирование претензий. Если покупатель нашел недостатки в товаре, он может потребовать их исправить, заменить товар на другой, снизить на него цену или вернуть с полным возмещением стоимости. Если продавец эти требования не исполняет, суд может обязать это сделать, плюс заплатить неустойку – 1% от цены товара за день просрочки. А сверху этого суд может взыскать штраф – половину от неустойки.
Если законопроект примут, этот штраф взыскивать не будут, если сам покупатель мешал продавцу исполнить его требования – например, не приносил товар на экспертизу или ремонт. Штрафа не будет и если требования покупателя не получилось исполнить по чужой вине – например, если покупатель требует заменить товар на другой, а производитель отказывается или затягивает с отправкой товара. С такими правилами недобросовестный покупатель нанесет меньший вред бизнесу, а законные интересы добросовестных потребителей не пострадают.
Другое нововведение, небольшое, но важное – покупатель не сможет уступать третьим лицам право требовать в суде неустойку и штрафа. Покупателю придется самому отстаивать свои права, юристы больше не смогут заниматься этим вместо истца.
А вот большое новшество – это введение потолка по неустойке. Она начисляется по одному проценту за каждый день, который продавец не исполняет требования покупателя. Если долго не решать спор, неустойка может быть даже больше, чем цена самого товара. Депутаты предлагают поставить верхнюю планку неустойки по полной стоимости покупки.
В конце ноября житель Петербурга выиграл суд с продавцом, который не привозил купленные пельмени год. В итоге неустойка выросла до восьми тысяч рублей. По новым правилам покупатель с неустойки получил бы явно меньше – только стоимость самой пачки пельменей.
Новые правила коснутся и возврата технически сложных товаров. Сейчас при возврате некачественного товара покупатель может потребовать вернуть ему разницу между ценой с учетом неисправности и ценой нового аналога. Для технически сложных товаров предлагают ввести новое правило компенсации – разница будет считаться между ценой с учетом неисправности и ценой рабочего товара, но с учетом износа и года выпуска. Исключение – если продавец умышленно указал неправильные характеристики товара. Если законопроект примут, список технически сложных товаров определит правительство.