Авторские материалы ЕС смягчил "зелёную" повестку
Персоны
Евросоюз пересматривает свой план в течение 10 лет полностью перейти на электромобили, запретив с 2035 года продажу новых машин с двигателями внутреннего сгорания. Такое решение Еврокомиссии приветствовали автопроизводители, но его одобряют далеко не все государства-члены союза. Борьба за бензиновые моторы продолжится. Слово – нашему европейскому корреспонденту Александру Зуеву.
«Зеленая» повестка Евросоюза предусматривала с 2035 года полный отказ от автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, которые выбрасывают в атмосферу углекислый газ. Фактически это означало 100% переход на электромобили.
Это было частью стратегии ЕС по достижению климатической нейтральности к 2050 году. Однако соглашение о фактическом запрете продаж новых машин с двигателями внутреннего сгорания, достигнутое 27 государствами союза в 2022 году, было плохо воспринято европейским автоконцернами, которые развернули активную лоббистскую деятельность за то, чтобы смягчить новые правила.
И, похоже, автомобильное лобби, амбассадором которого в Брюсселе выступил канцлер Германии Фридрих Мерц, добилось определенного успеха. Амбиции по сокращению выбросов парниковых газов пересмотрены в сторону понижения.
Новая инициатива Европейской комиссии предусматривает, что, вместо полного запрета на выхлоп углекислого газа автомобильными двигателями, он будет сокращен на 90% по сравнению с 2021 годом. Это позволит сохранить на рынке машины с гибридными и частично бензиновыми двигателями.
Оставшиеся 10% предлагается компенсировать использованием в автомобилестроении так называемой зеленой низкоуглеродистой стали, производимой в странах ЕС, а также синтетического и биотоплива, производимого из отходов сельского хозяйства или использованного кулинарного масла.
Европейские автомобильные концерны, которые страдают от высоких цен на энергоносители, конкуренции со стороны китайского автопрома и таможенных пошлин Дональда Трампа, приветствовали решение Еврокомиссии.
Однако политические баталии вокруг электромобилей – еще впереди. Если страны с крупными автоконцернами, такие, как Германия, Италия, Франция, выступают за смягчение экологических норм, то Испания, Дания, Швеция и Нидерланды, напротив, требуют сохранить более жесткую политику.
По их мнению, смягчение правил замедлит инвестиции и приведет к падению спроса на электромобили, что грозит закрытием заводов и потерей рабочих мест.
Со своей стороны, их противники утверждают, что производство электромобилей требует меньше рабочей силы, чем производство машин с двигателями внутреннего сгорания. И это, в свою очередь, также приведет в ближайшие годы к исчезновению десятков тысяч рабочих мест.
Для того, чтобы новый план Еврокомиссии вступил в силу, на него должно согласиться большинство депутатов Европарламента и не менее 15 стран, представляющих 65% населения Евросоюза. Переговоры обещают быть сложными, в то время как, по мнению экономистов, любая дополнительная неопределенность только навредит европейской автоиндустрии.