Авторские материалы Рынок труда "возвращается к заводским настройкам"
Персоны
Кадровый дефицит сменился бюджетным! Агентства по подбору персонала констатируют: гонка зарплат окончена. Соискатели вынуждены соглашаться на меньшие деньги. О том, как рынок труда (постепенно, но верно) меняет ориентацию – Борис Бейлин.
Рынок труда потерял аппетит. Это уже не рынок работника, а рынок работодателя. По данным аналитических центров, к началу текущего года потенциал роста зарплат во многих сферах оказался практически исчерпанным. И дело здесь не в жадности компаний, а, скорее, в самой природе вещей. Нельзя бесконечно надувать зарплатный пузырь, когда цена специалиста растет, а сам специалист при этом не меняется.
По прогнозу Минэкономразвития, рост реальных зарплат в стране в этом году не превысит двух с половиной процентов. Но это – с учетом работников бюджетной сферы, где зарплаты индексируются.
Вакансий на рынке труда уже стало меньше на 10-15 процентов. А число соискателей, наоборот, растет. То есть среди работников увеличивается конкуренция, которая естественным образом тормозит рост зарплат. При этом у нас сохраняется рекордно низкая безработица. Компании предпочитают не увольнять сотрудников. Их просто переводят на неполную ставку, не дают премий, отправляют в неоплаченные отпуска.
Эксперты говорят, что для смены работы сейчас – не самое лучшее время. Заявление об уходе следует писать, только когда уже найдено альтернативное место.
Прежде всего, это касается офисных работников. Там конкуренция велика, поясняет директор системы подбора Talantix от hh.ru Марина Хадина.
ХАДИНА: Соотношение вакансий и резюме – так называемый индекс HeadHunter, который является индикатором того, что происходит на рынке труда – растет. Это означает повышение конкуренции за рабочие место. Но рынок труда остается дифференцированным. Спрос на белые воротнички не такой как на синие воротнички (это рабочие специальности, сотрудники магазинов и так далее). У белых воротничков (различные офисные профессионалы) индекс HH значительно выше. Это говорит о высокой конкуренции у кандидатов.
Под угрозой находятся многие специальности. Здесь как раз лучше покрепче держаться за место. К примеру, в 2026 году неожиданно выясняется, что «менеджер по коммуникациям» – это не профессия, а, скорее, лингвистический казус.
В зоне риска – те люди, чей рутинный труд может легко заменить машина. В некоторых областях конкуренция идет уже не между Ивановым и Петровым, а между живым сотрудником и программным кодом, который не требует повышения зарплаты. И если этот код справляется, скажем, с отчетностью быстрее человека, то какой смысл держать на этом месте живого специалиста?
Выход – научиться самому работать с современными технологиями. Не ждать увольнения, а стать оператором и дрессировщиком искусственного интеллекта.
Аналогичная ситуация – с маркетологами и рекрутёрами, с офис-менеджерами и администраторами, с копирайтерами и менеджерами продаж без узкой специализации и широкой клиентской базы. Считается, что в сфере IT России не достает сотен тысяч специалистов. Но и здесь ценятся только опытные работники, которые могут решать сложные задачи.
С другой стороны, спокойно могут себя чувствовать представители многих рабочих профессий. Там, где нужны конкретные навыки. Это логистика, ЖКХ, реальное производство и строительство. По оценкам экспертов, экономике не хватает миллиона слесарей, электриков, сантехников. Здесь и зарплаты растут, и работу можно найти за один день. Реальное предложение: срочно требуется сварщик – двести тысяч рублей в месяц чистыми.
Словом, на рынке труда главным товаром становятся профессиональные навыки. И это, похоже, не сбой программы, а, так сказать, возвращение к заводским настройкам.