Картинка

Авторские материалы Выходит, он – не сутенёр?

9 февраля 2026, 12:58

Персоны

ФБР не нашло доказательств того, что Эпштейн был сутенером для мировой элиты, хотя бюро годами искало разветвлённую сеть по торговле людьми для мировой элиты. Однако, согласно последним внутренним документам, следователи обнаружили в основном нестыковки, неподтверждённые слухи и один очень своевременный заказ на тысячи литров серной кислоты. В том, как громкое расследование упёрлось в отсутствие материальных доказательств, разбирался Александр Ельшевский.

ФБР провело поистине грандиозное расследование: сканировало десятки банковских счетов, просеяло тонны электронных писем, провело тщательные обыски в роскошных особняках от Нью-Йорка до Виргинских островов. Агенты искали малейшие зацепки, указывающие на организованную сеть, обслуживавшую самых влиятельных людей планеты. Но, как выяснилось, самые вещественные улики вели лишь к самому Эпштейну и его неизменной сообщнице Гислен Максвелл.

Изъятые гигабайты фото- и видеоматериалов – с обнажёнными девушками, часть которых, по оценкам экспертов, была несовершеннолетними – оказались, с профессиональной точки зрения следствия, своеобразной «личной коллекцией» финансиста. А никак не сборником компромата. Любопытно, что на этих архивах следователями не обнаружено ни одного однозначно компрометирующего кадра с участием влиятельных лиц и ни одной сцены, которая напрямую указывала бы на соучастие неких третьих лиц. Словно все высокопоставленные друзья и знакомые Эпштейна, чьи имена муссировались в прессе, строго соблюдали «фотографический нейтралитет» и не попадали в объектив в компрометирующих ситуациях. Ну а то, что плавали в бассейне с нимфетками, как Клинтон, или сидели на неких барышнях, не обремененных обилием одежды, как один из представителей королевского дома… Ну так ничего предосудительного следствие в этом не нашло.

Финансовые потоки, которые агенты скрупулёзно отслеживали, тоже вели в никуда. Многочисленные переводы молодым моделям и щедрые пожертвования престижным научным фондам и культурным институтам так и не сложились для юристов в понятную криминальную схему по вербовке и эксплуатации. Главная свидетельница существования «элитной сети», Вирджиния Джуффре, уверенно заявляла, что её «передавали по рукам» сильным мира сего, включая британского принца Эндрю. Однако две другие жертвы, на которых она ссылалась, в беседах со следователями эти факты категорически отрицали. Сама же Джуффре позднее призналась, что для пущего драматизма приукрасила свою биографию в мемуарах, добавив «творческие детали». Принц Эндрю, чьё имя фигурировало активнее всего, от дачи каких-либо показаний вежливо, но твёрдо отказался, в итоге предпочтя откупиться от иска внесудебным соглашением.

Особый шик – это эпопея со знаменитым «списком клиентов». В 2025 году генеральный прокурор Пэм Бонди с пафосом заявила в прайм-тайм, что сенсационный список лежит у неё на столе. Но внутренняя переписка ФБР, датированная тем же периодом, тут же развенчала этот миф: в ответ на запрос сверху оперативники сухо доложили, что за все годы расследования никаких списков, напоминающих клиентскую базу, обнаружено не было. Видимо, самый разыскиваемый документ десятилетиями существовал лишь в воображении конспирологов и заголовках бульварных СМИ.

Расследование дела Эпштейна началось в 2005 году, когда родители 14-летней девочки сообщили, что она подверглась домогательствам в доме миллионера в Палм-Бич. Полиция установила личности по меньшей мере 35 девочек с похожими историями: Эпштейн платил старшеклассницам по 200-300 долларов за эротический массаж. После того как к расследованию подключилось ФБР, федеральные прокуроры подготовили обвинительные заключения против Эпштейна и нескольких его личных помощников, которые организовывали визиты девочек и выплаты. Но вместо этого тогдашний прокурор Майами Александр Акоста заключил сделку, позволившую Эпштейну признать себя виновным по обвинению в принуждении несовершеннолетней к занятию проституцией. Эпштейна приговорили к 18 месяцам тюремного заключения, но к середине 2009 года он уже был на свободе.

В 2018 году серия статей в Miami Herald о сделке о признании вины побудила федеральную прокуратуру Нью-Йорка по-новому взглянуть на обвинения. Эпштейна арестовали в июле 2019 года. Месяц спустя он покончил с собой в тюремной камере.

Год спустя прокуратура предъявила обвинения давней сообщнице Эпштейна Гислен Максвелл, заявив, что она вербовала для него жертв и иногда сама участвовала в сексуальных домогательствах. Максвелл была осуждена в 2021 году и отбывает 20-летний тюремный срок.

Апофеозом этой истории стал один очень своевременный заказ. Именно в тот день 2018 года, когда ФБР официально запустило процедуру по делу о торговле детьми, Джеффри Эпштейн оформил доставку на свой частный остров Литл-Сент-Джеймс полторы тонны концентрированной серной кислоты. Для промышленной очистки, разумеется. Или для экстренного уничтожения биологических улик – тут уж наиболее вероятную версию каждый выбирает для себя сам. Примечательно, что на острове, помимо вилл, находилась собственная система канализационных сливных баков, идеально подходящих для масштабной «утилизации» с помощью едкого реактива.

В итоге, несмотря на годы напряжённой работы, тонны изъятых документов и громкие политические заявления, прямые доказательства существования спрутообразной «элитной сети» так и остались эфемерными. Формальные выводы в ФБР сделали, оставив публике лишь обильную пищу для конспирологических теорий и горьковатое послевкусие от мысли, что самые сочные материальные улики, возможно, так и остались химически растворёнными в тех самых бочках, заказанных с почти провидческой оперативностью в день начала конца. А может быть, просто в Бюро слишком хорошо знают древнюю истину, что если слишком глубоко копать, то можно выйти и на самих себя, а то, что еще хуже, на собственное начальство…

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация