От первого лица Контроль над слугами народа
Тема беседы с Геннадием Владимировичем Гудковым, депутатом Государственной думы от фракции "Справедливая Россия", заместителем председателя Комитета по безопасности ГД - предложения по проблеме парламентского контроля, внесенные "Справедливой Россией" на обсуждение парламента. Впрочем, поначалу наш собеседник выразил некоторое удивление вниманию, которое уделяется вопросу о парламентском контроле...
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
Гудков: Конечно, я не снимаю с себя ответственности за разработку этого законопроекта, но он имеет авторство и депутатов других фракций; в том числе до недавнего времени было пять подписантов и от "Единой России". Мы хотели бы сделать это межпарламентским, межфракционным, межпартийным законом; пока, к сожалению, не получается.
Вообще меня удивляет отсталость политической мысли в России. Во всем мире парламенты выполняют по большому счету две функции: во-первых, парламент принимает законы, формирует правовое поле государства; вторая функция - контрольная. Контроль везде: контроль над властью, контроль от имени народа, поскольку парламент представляет народ, избирается народом. Народ финансирует власть, а поэтому обязан знать, чем занимаются его слуги.
Это настолько естественно во всем мире, но у нас почему-то вызывает реакцию барана, который смотрит на новые ворота, чтобы обязательно их протаранить. И когда мы внесли законопроект, честно говоря, я надеялся на более конструктивный подход, на понимание и поддержку, тем более что в кулуарах мне эту поддержку оказали все. Потому что сегодня любая партия, любая фракция заинтересована в том, чтобы парламент стал ответственным, эффективным и властным органом Российского государства, а не той тряпкой, о которую позволяют вытирать ноги, промокашкой, как уже говорили наши политики, для канцелярии правительства.
Парламент есть механизм контроля народа над властью. Мы об этом напрочь забыли и пытаемся не вспоминать. Я понимаю, что во власти есть огромное количество людей, которые привыкли работать бесконтрольно, которые закрыты от критики, которые обладают полномочиями; отсюда у нас количество долларовых миллиардеров зашкалило за все возможные и разумные рамки. Поэтому часто бывает так: сегодня он, извините, без штанов, а завтра – уже долларовый миллиардер. Талантище! Гениальные мысли прорезались на чиновничьей работе, и тут же он стал миллиардером…
Конечно, при таком порядке власть будет защищаться, не давать себя контролировать. Но, хотелось бы задать вопрос, выгодно ли это народу? Поэтому мы внесли законопроект о парламентском контроле. Этот механизм работает в мире двести лет. Что это такое? Это комиссии, которые создает парламент, как правило, в большинстве стран их возглавляет оппозиция: это как бы право оппозиции контролировать чистоту помыслов власти. Комиссия на межпартийной, межфракционной основе работает абсолютно гласно, публично (за исключением редких случаев гостайны), в присутствии журналистов, общественных организаций, и так далее.
Комиссия создается по какому-то направлению, например, вопрос транспортный, промышленный, касающийся правоохранительной системы, и депутаты осуществляют права контроля. При этом комиссии обладают правами, сопоставимыми с правами следователя, и даже несколько выше: они могут давать также нравственную оценку. Эти комиссии очень важны. Они а) не дают власти заворовываться, б)формируют доверие между народом и властью; раз власть работает в интересах народа, и оппозиция это контролирует, то доверие к такой власти значительно большее. И в) – парламент в состоянии отвечать перед народом по тем обещаниям, которые депутаты дают в момент избрания. Вот, собственно, механизм, который признается всем миром, кроме России.
Кстати, нужно отдать должное Советскому Союзу: несмотря на то, что там парламент был пятым колесом в телеге партии, функции парламентского контроля в полном объеме были заложены в советские конституционные законы и документы…
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица