От первого лица Тарифы из ниоткуда
Наступивший 2010-й год был, наверное, первым в череде последних лет, когда главными телевизионными персонажами не были официальные представители "Газпрома" и "Нафтогаза" Украины. Энергетические конфликты, похоже, сместились несколько в сторону, но проблема все равно остается, особенно если учитывать суровую не по европейским меркам зиму. Хотя Европа в этом году, кажется, спокойнее отнеслась к действиям России, которую раньше называла не иначе как "энергетическим террористом" (или "шантажистом"). Согласен ли с таким утверждением наш собеседник Константин Васильевич Симонов, руководитель Фонда энергетической безопасности?
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
СИМОНОВ: Вы и правы, и неправы. Конечно, конфликт прошлого года между Россией и Украиной по поводу газа был для Европы гораздо более драматичным хотя бы по той простой причине, что прошлогодняя зима тоже была холодной, и некоторые страны Европы просто технологически не могли ничем заместить этот газ. Известно, что очень сильно как раз пострадали страны Восточной Европы, Балканы, - государства, которые процентов на восемьдесят - девяносто зависят от российского газа.
Положение на рынке нефти принципиально иное; нефть является на европейском рынке более конкурентным товаром, и даже если (не дай Бог) произойдет перекрытие нефтепровода "Дружба", - а мы не знаем пока, чем закончатся переговоры с белорусской стороной, - это не станет для Европы такой уж драмой. Это не просто слова, - в прошлом году люди в Софии, в других балканских городах действительно замерзали, - это не фигура речи, это, к сожалению, реалии.
Но, с другой стороны, мы тоже должны понимать, что в Европе тоже есть политики, которые делают карьеру на разыгрывании российской карты. И для них любой повод - прекрасная возможность сказать: вот видите, опять эти русские - не с Украиной, так с Белоруссией... И так происходит. Конечно, нельзя сказать, что вся Европа этот конфликт пропустила; это, к сожалению, не так. И особенно страны, которые граничат с Белоруссией, скажем, Польша, - для них эта история не проходит незаметно. Тем более это накладывается на небольшой конфликт "Газпрома" с польской газовой компанией, на президентские выборы осенью будущего года в Польше, и действительно, очень много политиков (как и президент Польши г-н Качиньский), которые подогревают эту тему: да, с Украиной они разобрались, но не могут "эти русские" не устроить какую-нибудь историю - не с Украиной, так с Белоруссией... А мы-де вам всегда говорили, что им верить нельзя!..
Я самый убежденный сторонник того, чтобы мы договорились как можно быстрее. Потому что мы можем рационально объяснить, что нам тяжело общаться с Александром Григорьевичем Лукашенко, у которого собственные калькуляторы и счеты: непонятно, откуда он берет свои тарифы. То есть если у вас тариф $ 3,9, а он говорит: хочу $ 45, то откуда берутся эти цифры, совершенно непонятно. Тем более цифра $ 45 появилась уже в 2007-м году; похоже, это какая-то константа, которая постоянно всплывает. Так в свое время мы вели переговоры с Туркменией по газу; был подписан контракт на 25 лет, но в пожеланиях туркмен-баши все время тоже появлялись какие-то непонятные цифры: хочу - и все, - говорил он...

Конечно, мы можем сослаться в разговоре с европейцами на подобные сложности, но люди не всегда склонны копаться в глубинах цифр, они реагируют эмоционально: опять русские с белорусами чего-то не поделили... Именно поэтому я сторонник быстрейшего разрешения конфликта: не стоит думать, что нашей репутации на этот раз ничего не угрожает...
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица