От первого лица Анатолий Черняев. "Совместный исход"
Гость "Радио России" историк - Анатолий Черняев.
Наталья Бехтина: Издательство "Российская политическая энциклопедия" представило читателям интереснейшее издание - дневники Анатолия Черняева. Это объемистый том, в котором более тысячи страниц! Анатолий Черняев работал в Центральном комитете партии в международном отделе ЦК КПСС, и последние годы - до 1991 года - был помощником М.С. Горбачева. Дневники называются "Совместный исход". Эта книга - дневник двух эпох в истории нашей страны с 1972 по 1991 год.
Сейчас столько опубликовано: всякие секретные материалы, все стараются друг друга перещеголять в раскрытии неимоверных секретов. И вот выходит чрезвычайно объемное издание - Ваши дневники, которые вы отважились опубликовать. Тут описывается повседневная работа, Ваше общение с руководителями государства от Л.И.Брежнева до М.С. Горбачева. Как считаете, Михаил Сергеевич - это действительно человек, который случайно оказался, как многие полагают (так сложились обстоятельства - один Генсек умер, второй умер), или ход времени, ход истории подтолкнул к тому, чтобы появился именно такой человек на политической сцене?
Анатолий Черняев: Была определенная логика в развитии Советского союза. Логика, которая заводила его в тупик. Система отказывалась работать. Систему создал Сталин. Модифицировали ее Хрущев, Брежнев, но в основе своей система оставалась сталинской. И эта система исчерпала свой исторический ресурс. Поэтому были перебои.
Я вот присутствовал на всех пленумах ЦК семидесятых годов. Выступали умные люди с места. Некоторые говорили очень откровенно. Был такой Байбаков - председатель Госплана - умнейший человек, который знал всю подноготную, и он резал правду матку на пленуме. Ситуация от пленума к пленуму становилась все хуже и хуже. Брежнев говорил всякие слова - да. Применялись разные методы - награждали сотнями и тысячами, из партии исключали, выговора выносили - эти стимулы кнута и пряника переставали уже работать. Деградация системы была совершенно очевидна. Это одна линия. В политбюро в большинстве своем были совсем не глупые люди. И не монстры, как их изображают сейчас. Они тоже все прекрасно понимали.
С другой стороны - гонка вооружений. Чудовищная вещь. Все прекрасно понимали, куда она ведет - даже если не сорвется в катастрофу. Чисто техническим образом - кто-то не ту кнопку нажмет! Но сама эта гонка, которую Рейган усилил специально для того, чтобы мы довооружались до полной катастрофы - она нас действительно истощала. Ведь военно-промышленный комплекс потреблял от 50 до 70% лучших ресурсов - инженерных, финансовых, промышленных и т.д. Ведь на легкую, на пищевую промышленность оставались гроши. Значит, надо было прекращать гонку вооружений. А как ее прекращать? Нужно было менять отношения с другой сверхдержавой. Без этого ничего не могло бы быть.
Вот эти два процесса должны были как-то разрешить, потому что страна стремительно деградировала. Правда, Горбачев говорил, что если бы он приспособился к эпохе Брежнева и Андропова, адаптировался, то процарствовал бы Михаил Сергеевич бы еще лет 10-15 на троне Генсека. Но, на самом деле, это шутка. Он бы столько не просуществовал бы в этом качестве. И вот эти старики из политбюро понимали это, а его они не очень любили, считали выскочкой. Они завидовали. Им было неприятно, что пришел человек из провинции, хорошо говорит и все больше и больше завоевывает авторитет.
Возникли совершенно очевидные ожидания, что придет новый человек. Это ожидание было. И разговоры до сих пор ходят, что мог бы быть Романов, мог быть Гришин. Ерунда все это! Не могло быть этого! По природе вещей - эти старики, начиная с Громыко - даже Тихонова, который ненавидел Горбачева - все понимали, что дальше так жить действительно нельзя и надо что-то делать. И этот молодой человек, у которого такие амбиции, может, он что-то сможет сделать. Так что говорить о том, что он случайно появился, нельзя.
Полностью интервью Анатолия Черняева слушайте в аудиофайле.
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица