Картинка

От первого лица Мостик между бизнесом и властью

9 июля 2009, 14:15

Гость программы - заместитель секретаря Общественной палаты, вице-президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Тема: "Как бизнес может бороться с коррупцией"

Если вкратце – что такое Торгово-промышленная палата? Ее возглавляет, как многие знают, Евгений Максимович Примаков. Для чего существует такая структура? Чем она занимается и в чем может помочь экономике страны, особенно в трудное время?

Сергей Катырин: Торгово-промышленная палата - это самый старый институт объединения предпринимателей. Это сейчас достаточно много союзов и ассоциаций, которые объединяют по отраслевым признакам, по размерам бизнеса. А первым объединением – тогда еще купцов – стала, возникшая в 1599 году в Марселе, Торговая палата. С тех пор ведет отсчет институт торгово-промышленных палат во всем мире. Сегодня они существуют практически во всех странах мира. Есть разные модели организации торгово-промышленных палат. Во Франции, например, Наполеон узаконил и сделал членство в палате обязательным. У нас же добровольный принцип членства. Модель обязательного членства называют обычно "континентальной", а добровольного "островной", потому что она существует в Великобритании и в США.

Институт главном сохранил свои функции. Задумывался он как объединение, которое призвано представлять интересы предпринимателей (изначально это были купцы) перед властью, защищать их интересы – и перед властью, и за пределами страны, а также вырабатывать правила взаимоотношений в купеческом слое. И сегодня основные функции сохранились. Это представление и защита интересов предпринимателей, которых объединяет палата – так по всему миру, а не только в России. Это главная функция – функция мостика между бизнесом и властью. Общаться с тысячами, а иногда и с миллионами предпринимателей, власти очень сложно, а есть такой посредник, который концентрированно выражает мысли и чаяния бизнеса по различным направлениям.

Второе – это представление интересов российского бизнеса за пределами России. У нас есть представительства в ряде стран, которые стараются помогать нашему бизнесу и за рубежом, и зарубежному бизнесу в России. Третья функция – оказание услуг. То что раньше было заверением портовых обычаев, сегодня разрослось в сотни видов услуг. Это экспертиза качества и количества товаров, защита товарных знаков, оценка – есть достаточно много услуг, которые палаты создают для бизнеса.

У нас существует региональная сеть палат – более170 палат на территории РФ, которые мы с 1991 года создали. Для того чтобы представлять интересы, мы стараемся объединить всех, кто работает с бизнесом… У нас также взаимное членство с РСПП – мы у них члены, они у нас – чтобы мы могли мнение друг друга учитывать при выработке решений. Членами палаты являются и "Опора", и "Деловая Россия" и другие.

Сергей Катырин у микрофона

Президент и премьер постоянно говорят о защите интересов бизнеса. Особенно, когда дело касается малого бизнеса. Столько общественных организаций, и мы не можем противопоставить этой чиновничьей машине, постоянного "кошмаринью" бизнеса! Такая мощная система, и не может победить чиновника, хотя должны работать рука об руку!

Сергей Катырин: Чем мы отличаемся от чиновников: они государством наделены вполне определенным набором полномочий, а мы в этом плане имеем только полномочия с точки зрения объединения нашего бизнеса вокруг себя. На законодательном уровне прописано: только Торгово-промышленная палата (есть закон о торгово-промышленных палатах с 1993 года закон действует) и у РСПП – даже не у него, а у союза работодателей – есть закон о работодателях. Все остальные просто по гражданскому законодательству живут и работают. Поэтому каких-то полномочий, которые бы давали возможность влиять на регулирование отношений бизнеса и власти, особо ни у кого и нет.

Сейчас делаются попытки создания саморегулируемых организаций, которые взяли бы на себя функции регулирования в своей сфере бизнеса, в своей отрасли. Это все чрезвычайно медленно движется. И, мне кажется, не самый удачный закон принят по саморегулируемым организациям. Слишком сложные надстроечные структуры, много разных взносов надо платить, содержать какие-то аппараты… Я полагаю, что факт, что закон принят, это шаг вперед. Но воплощение его в жизнь будет достаточно сложным. Мне представляется, что его надо упростить.

Сергей Катырин и Наталья Бехтина

Полностью интервью слушайте в аудиофайле.

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация