От первого лица Иосиф Райхельгауз в программе "От первого лица"
У микрофона – автор и ведущая Наталия Бехтина.
Гость в студии – художественный руководитель Московского театра "Школа современной пьесы" Иосиф Леонидович Райхельгауз.
– Когда мне ваши коллеги прислали пресс-релиз с логотипом Московского театра "Школа современной пьесы", я ожидала в нем прочитать про премьеры, и вдруг вижу "По диким степям Монголии". И сообщается, что Иосиф Райхельгауз некоторое время назад вернулся из невероятной, экстремальной, экзотической экспедиции по степям, болотам, горным речкам и горным хребтам, пустыням и прочему бездорожью, которые он и другие участники экспедиции обнаружили в Монголии, Туве и Алтайском крае. И вы не только пешим образом путешествовали, но и на автомобильном транспорте.
Райхельгауз: Вообще не ожидал. Думал, что мы действительно сейчас будем говорить о премьерах, конкурсах, драматургии и артистах. Но скажу, на самом деле это не основное дело. Я с удовольствием этим занимаюсь со своими товарищами. Это довольно большая дружба многолетней группы, которая состоит в основном из людей профессиональных, которые этим замечательно владеют, которые знают любой транспорт, могут мгновенно его отремонтировать, знают все его повадки, а также GPS. А несколько человек, такие, как я, не профессионалы, хотя конечно, они профессионалы в своем деле. Это очень известные в стране люди: бизнесмены, политики, военные. Словом, в группе представлены самые разные профессии.
Главное – что в течение уже многих лет эта команда как минимум раз в году, а иногда и чаще находит участок бездорожья, которое еще осталось на Земном шаре, и в таких экстремальных условиях проходит его. Это красивое, мужественное, мужское дело.
Мне это дает очень многое. Для меня это такой воздух, такая гордость собой, как человека, который не только может что-то сочинить, придумать, поставить, написать, а который может своими руками и ногами нечто такое совершить. Потому что сегодня во всей нашей цивилизации как-то утратилось предназначение того самого мужчины, который должен строить дом и делать все остальное.
У меня был замечательный отец (к сожалению, он умер), который был танкистом, героем войны, у которого весь пиджак был в наградах, за взятие всего, чего только можно. Там и Прага, и Берлин, и ордена Славы. И он был еще и гонщиком. Когда они вошли в Берлин, между союзническими армиями было соревнование. Он победил, и ему Жуков даже подарил мотоцикл. Но это длинная история. Я ее описал в книжке "Не верю".
Более того, я как раз сейчас собираюсь выпустить новую книжку. Она практически готова, есть только технические заминки, связанные, как ни странно, с редактурой и самоцензурой. Это книжка и фотографии. На первой ее странице я как раз пишу, что посвящаю ее папе, танкисту, гонщику, шоферу. Он всю жизнь руками это делал и умел это делать. Я в этом смысле очень ему завидую.
– Но вы же не посрамили семью?
Райхельгауз: Не посрамил. И поэтому мы договариваемся. В предыдущей экспедиции мы шли по Байкалу и договорились, что все 10 дней будем идти на снегоходах, по льду, по центру Байкала, ночуем в палатках, никуда не уходим. И когда после такой экспедиции доходишь до финиша, до Северобайкальска, а начинали мы на юге в Листвянке, это для меня важнее, чем премьера нового спектакля, как бы его ни оценили мои коллеги и критики.
– Да, цивилизация настолько уже проникла везде и всюду, особенно в мозги жителей больших городов и мегаполисов. Тем не менее, сейчас просто становятся модными всевозможные экстремальные путешествия. Последний пример – беспорядки в Таиланде и российские туристы, которые мало того, что они не хотят уезжать, они приходят к туроператорам с просьбой продать им путевки в Бангкок, они хотят туда поехать и там своими глазами увидеть происходящие безобразия. Современному человеку, который окружен всяческими достижениями техники, хочется чего-то такого остренького.
Райхельгауз: У меня несколько другое отношение. Несколько лет назад я был в такой же экспедиции в Узбекистане, и как-то ночью мы оказались в Кызылкумах на непроходимом участке. Почему-то были выключены все фары, наступила тишина, и руководство экспедиции решало, куда повернуть. Я отошел в сторону, потерял из виду стоянку, но я в это время увидел столько звезд и почувствовал, что я стою не в поле, не в пустыне, а на планете. Может быть, я за этим туда и езжу.
Кстати, Монголия – удивительная страна. Я там много писал, не мог остановиться. Может быть, об этой экспедиции будет рассказано в моей очередной книжке. До начала экспедиции я дал себе слово не писать, но писал, очень много фотографировал, привез более 1000 фотографий и 50 плотных страниц текста. Но главное, что меня там поразило, что это нетронутая планета. Трудно себе представить, что на расстоянии всего в несколько часов лету от дома есть совсем другая планета...
Окончание беседы с И. Райхельгаузом слушайте в аудиозаписи программы.
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица