От первого лица Лариса Паутова в программе "От первого лица"
22 июля 2008, 13:26
Некоторые социологи считают, что мы становимся свидетелями интересного явления: словно перекликаясь с названием известного романа Виктора Пелевина "Generation P", в России подрастает "поколение Пу", поколение молодежи, выросшей во времена, когда президентом страны был Владимир Путин. И это поколение, по мнению Ларисы Александровны Паутовой, доктора социологических наук, директора проекта фонда "Общественное мнение", совершенно другое, что, впрочем, естественно. Но в чем его отличие, каковы основные черты молодых людей поколения XX века?
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
Фонд "Общественное мнение" интересуется молодыми людьми, и не только "поколением Пу", много лет, но и поколением переходного периода 90-х годов. И, конечно, социологам было интересно "ухватить" загадочный дух нового поколения, которое часто ругают (впрочем, ругают не только за то, что они молоды, - молодых всегда ругают.) Но эти уже совсем другие, словно инопланетяне; еще и поэтому социологам было интересно сформулировать "дух поколения", его особенности, которые отличают этих молодых людей не только от "шестидесятников", но прежде всего от тридцати - сорокалетних, которым принадлежит настоящее. "Очень хочется знать, каковы те, кто наступает нам на пятки", - смеется Лариса Паутова.

Когда социологи и журналисты изучают молодое поколение, то прежде всего замечают внешние атрибуты, как интернет, компьютерные игры (мы говорим о поколении геймеров), мобильные телефоны. Безусловно, все исследователи подчеркивают, что эти молодые люди активны, мобильны гораздо больше, чем предшествующее поколение.
Очень часто ругают молодежь за то, что она хуже учится, почти ничего не читает, а то, что читает - это в основном тексты в мобильниках и ноутбуках. На самом деле это важные, но внешние атибуты, которые, безусловно, скоро сменятся другими технологиями, - считает социолог. Исследователям же было важно посмотреть, каковы цели, желания, мечты молодого поколения. То есть сокровенное, имеющее непосредственное отношение к общечеловеческому.

И здесь возник соблазн сравнить данные опроса 2002-го года и опросов конца 90-х годов с данными, полученными специалистами в феврале нынешнего года. Данные свидетельствуют, что очень значительно поменялось настроение, мировоззрение, мечты молодых людей. И можно сказать, что, если апеллировать к точке зрения старших поколений, эти мечты и воззрения не так уж и плохи. Молодые стали меньше думать о деньгах.
Поколение 90-х годов упрекали в пофигизме, гедонизме и вещизме; это поколение прекрасно прописал Сергей Минаев в романе "Духless": беспринципный человек, который ради карьеры и денег продает душу. И отчасти это так и есть, - считает Лариса Паутова. Нынешние молодые, когда их спрашивают о цели в жизни, меньше говорят о деньгах. И они почти не говорят о богатстве...
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
Фонд "Общественное мнение" интересуется молодыми людьми, и не только "поколением Пу", много лет, но и поколением переходного периода 90-х годов. И, конечно, социологам было интересно "ухватить" загадочный дух нового поколения, которое часто ругают (впрочем, ругают не только за то, что они молоды, - молодых всегда ругают.) Но эти уже совсем другие, словно инопланетяне; еще и поэтому социологам было интересно сформулировать "дух поколения", его особенности, которые отличают этих молодых людей не только от "шестидесятников", но прежде всего от тридцати - сорокалетних, которым принадлежит настоящее. "Очень хочется знать, каковы те, кто наступает нам на пятки", - смеется Лариса Паутова.

Когда социологи и журналисты изучают молодое поколение, то прежде всего замечают внешние атрибуты, как интернет, компьютерные игры (мы говорим о поколении геймеров), мобильные телефоны. Безусловно, все исследователи подчеркивают, что эти молодые люди активны, мобильны гораздо больше, чем предшествующее поколение.
Очень часто ругают молодежь за то, что она хуже учится, почти ничего не читает, а то, что читает - это в основном тексты в мобильниках и ноутбуках. На самом деле это важные, но внешние атибуты, которые, безусловно, скоро сменятся другими технологиями, - считает социолог. Исследователям же было важно посмотреть, каковы цели, желания, мечты молодого поколения. То есть сокровенное, имеющее непосредственное отношение к общечеловеческому.

И здесь возник соблазн сравнить данные опроса 2002-го года и опросов конца 90-х годов с данными, полученными специалистами в феврале нынешнего года. Данные свидетельствуют, что очень значительно поменялось настроение, мировоззрение, мечты молодых людей. И можно сказать, что, если апеллировать к точке зрения старших поколений, эти мечты и воззрения не так уж и плохи. Молодые стали меньше думать о деньгах.
Поколение 90-х годов упрекали в пофигизме, гедонизме и вещизме; это поколение прекрасно прописал Сергей Минаев в романе "Духless": беспринципный человек, который ради карьеры и денег продает душу. И отчасти это так и есть, - считает Лариса Паутова. Нынешние молодые, когда их спрашивают о цели в жизни, меньше говорят о деньгах. И они почти не говорят о богатстве...
От первого лица. Все выпуски
Все аудио
- Все аудио
- От первого лица