Картинка

От первого лица Геннадий Гудков в программе "От первого лица"

2 июля 2008, 13:48
Борьба с коррупцией - тема, выигрышная (или, по крайней мере, беспроигрышная) для политиков, но явно проигрышная для государства. Конечно, есть надежда, что эта борьба вскоре начнется по-настоящему и перестанет, наконец, напоминать обществу сказку про белого бычка. Почему же закон о противодействии коррупции по сей день находится в стадии рассмотрения - утверждения, или, как шутит Геннадий Владимирович Гудков, депутат Государственной думы, председатель Комитета ГД по безопасности, "предвосхищения от внесения", а между тем любой вменяемый человек считает, что ржа коррупции губит страну и общество?

(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)


Надо понимать, что происходит в государстве, считает Геннадий Гудков. В нашем обществе существует большой слой людей, образованных, умных, организованных; они называются бюрократами. И в силу своей организованности и того, что находятся они в местах, где сосредоточены властные полномочия, эти люди имеют возможность влиять на события. К сожалению, таких людей у нас чересчур много. Эти люди являются реальной политической силой, реальным господствующим классом в сегодняшнем Российском государстве.

Мы в свое время ушли от того, к чему сейчас вернулись, считает Гудков: была партийная бюрократия, номенклатура, сейчас - новая полуфеодальная номенклатура, которая всегда формируется в условиях жесткой вертикали власти. Когда сформировалась партийная номенклатура? При жесткой монопольной власти КПСС. Сегодня мы имеем примерно тот же вариант, уверен парламентарий. В таких условиях обязательно формируется очень мощная прослойка, называемая номенклатурой (название идет с 60-70-х годов прошлого века), которая фактически управляет государством.

Геннадий Гудков в радиостудии

Безадресной политики не бывает; политика всегда проводится в чьих-то интересах, утверждает Гудков. Сегодняшняя российская политика проводится в интересах господствующего номенклатурного слоя и эти интересы защищает. Как защищаются интересы бюрократии? Во-первых, нужно, чтобы была власть и возможность решать, а во-вторых, -возможность защитить себя от критики и прозрачности. И тогда вся система государства начинает работать на то, чтобы защитить бюрократию от критики, скрыть механизм принятия решений. В этих условиях обязательно будет формироваться массовая коррупция, уверен Гудков.

При этом само чиновничество при нормальных условиях нейтрально, оно обслуживает государство. Но когда ему дают слишком большую власть, оно приобретает самостоятельную политическую силу и начинает серьезнейшим образом влиять на политику страны. И еще один момент: чиновничество воспроизводит само себя. У нас все министерства постепенно растут, прирастают различными департаментами, отделами, подотделами. Такая же тенденция, но в еще большей степени, в регионах и в муниципальных и прочих образованиях.

Таким образом, считает Геннадий Гудков, в России образовался класс, социальная группа, в которой не менее шести - семи миллионов человек. Не все, конечно, принимают решения, и не все из них - взяточники, негодяи и мерзавцы; среди них - много профессиональных порядочных людей, и часто, даже будучи вынужденными принимать участие в коррупционной деятельности, они делают это, преодолевая внутренние убеждения; это правда. Но тем не менее, система диктует правила, и если ты против правил, ты - против системы...

Геннадий Гудков в радиостудии

Таким образом, эта каста применила систему, которой ровно столько лет, сколько человеческой цивилизации; тогда любое решение, любая бумажка, любой шаг сопровождается поборами. Так в России существует официальное налогообложение, а есть неофициальное, и еще неизвестно, которое больше. Во всяком случае, если верить экспертам, сумма коррупционного оборота достигла в России четырехсот миллиардов долларов ежегодно, и эта сумма равна примерно государственному бюджету Российской Федерации...

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация