Картинка

От первого лица Виктор Слипенчук в программе "От первого лица"

23 июля 2007, 17:39
Гость программы – писатель Виктор Трифонович Слипенчук.

– Сегодня мы поговорим о делах, которые сегодня происходят вокруг. Обычно мы их анализируем и оцениваем с помощью экспертов, политиков, депутатов. А сегодня будет представлен взгляд обывателя в не уничижительном смысле этого слова. Как вы сегодня видите нашу жизнь, что представляется тревожным, что радует, что хотелось бы вам изменить?

Слипенчук: Точно подмечено, что мой взгляд – это взгляд обывателя, человека, просто живущего в России и любящего свою страну. И взгляд этот не просто со стороны. Ибо то, что происходит сегодня, касается не только просто меня. У меня есть дети, внуки, и мне, естественно, небезынтересно, в какой России им жить. Поэтому то, что обсуждается на страницах газет, показывается по телевидению, или то, что я вижу, бывая в глубинке, – все это, конечно, меня волнует.

И иногда я думаю, что бы я хотел сегодня изменить в стране? Прежде всего, я бы хотел изменить отношение к нашему чиновнику. Хочу здесь разделить. Есть сегодня чиновник партийный. Зайдешь, допустим, за какой-то бумажкой в департамент, становишься у стенки, и заветное окошко – как свет в конце тоннеля. И к тебе такое отношение, что если ты вовремя не убрал свой нос, то тебя стукнут стеклом, которое похоже на танковый триплекс. И ты либо кровью умоешься, либо унесешь своего рода пасхальное яйцо на лбу. Конечно, от чиновника многое зависит…

Писатель Виктор Слипенчук в студии "Радио России"
– Вы сказали "партийный чиновник". А вы разве знаете, к какой партии принадлежит тот человек, который сидит за стеклом в данном окошке или кабинете?

Слипенчук: Приходишь и думаешь: вот этот чиновник мелкий, хочешь иной раз пожаловаться на него, но он мелкий-то мелкий, но принадлежит к самой главной партии, а ты вроде как человек с улицы. И к тебе отношение как к человеку с улицы.

Почему я завел сейчас разговор о чиновнике? Я, например, думаю, что сегодня, так как многое у нас зависит от чиновника, надо изменить отношение к нему. Именно сегодня, когда он всеми презираем. А надо, чтобы российский чиновник, вообще любой человек подчинялся и следовал какому-то кодексу, который, если мы говорим о демократии, должен учитывать демократические устои страны. И это прежде всего то, чему он должен следовать. Считаю, что сегодня необходимо поднять престиж чиновника.

– Да уж куда же больше поднимать престиж чиновника!

Слипенчук: Поднять не так, как мы все как бы себе это представляем, а надо, чтобы чиновник стал эталоном вежливости, честности, уважения к женщине, к старшему, к детям, к истине. Он должен стать носителем тех человеческих качеств, которые не подлежат пересмотру и которые всегда в цене, независимо от того, "Единая Россия", партия "Яблоко" или какая-то другая находится у власти.

Иной раз у нас от чиновника зависит не только многое, но просто чуть ли не сама жизнь. Я глубоко убежден, если у нас чиновники будут эталоном, то стране будет 10-15 лет достаточно, чтобы мы как-то воспитали, пришли к среднему классу. Сегодня везде говорится, что Россия – страна богатая, а ведь бедности еще очень много. И проблему с бедностью мы могли бы решить очень быстро, если бы у нас чиновник был достойным тому демократическому пути, который страна себе выбрала. Потому что "демократия" – это власть народа. Конечно, она тоже не идеальна, но во всяком случае дает возможность избежать революций. Я человек уже поживший, захвативший сталинские времена, хрущевскую оттепель, брежневский застой, горбачевскую перестройку, а сегодня путинский порядок, могу сравнивать. И хорошее в сегодняшнем дне – это то, когда я могу прийти на передачу и сказать: "А давайте поговорим на такую-то тему, и пусть это будет взгляд не эксперта, а просто человека, того, с улицы, которого в различных департаментах всегда ставят к стеночке, вдоль которой только и можно двигаться в окошечку. Кстати, подобный дизайн общения с чиновниками принят только в России и странах СНГ. За рубежом вы не увидите подобных окошечек, их просто нет. Люди там заходят к чиновнику в кабинет. А если там чиновник и за какой-то стойкой, то это обязательно какой-то открытый барьер. Человек подходит к чиновнику и говорит глаза в глаза, а не через окошечко…

Продолжение беседы слушайте в аудиозаписи программы.

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация