Картинка

От первого лица Юрий Савельев в программе "От первого лица"

10 марта 2006, 12:30
Проблема, которую мы намерены обсудить, при всей своей экономической сложности волнует очень многих и в известном смысле является инструментом в политических дискуссиях.

Поговорим о больших деньгах, которыми сегодня располагает Россия. Они находятся в стабилизационном фонде, золотовалютных резервах Центрального банка и, по мнению политиков, аналитиков и простых граждан, могут быть применены в трех аспектах: распределены между нуждающимися гражданами, вложены в инновационные проекты, технологии, в развитие производства или сохранены на так называемый черный день, который неизвестно когда наступит. Каков взгляд на эти варианты Юрия Петровича Савельева, депутата Государственной думы, заместителя председателя Комиссии по промышленности, строительству и наукоемким технологиям? Как лучше распорядиться излишками средств?

САВЕЛЬЕВ: Для начала определимся с масштабами денег, о которых идет речь, в размерах, сопоставимых с Федеральным государственным бюджетом России. В стабилизационном фонде по состоянию на 1 февраля по официальным данным почти полтора триллиона рублей (порядка 52 миллиардов долларов). Во-вторых, на сегодняшний день золотовалютные резервы России составляют примерно двести миллиардов долларов. Итак, речь идет о двухстах пятидесяти с небольшим миллиардах долларов. Еще год назад эта сумма составляла два федеральных бюджета России.

Юрий Савельев в студии "Радио России"
Это огромные деньги. Чтобы было понятно, к примеру, на национальную оборону мы тратим двадцать миллиардов долларов ежегодно, на образование, сельское хозяйство - восемь миллиардов, и так далее. Насколько рационально, эффективно используются эти огромные государственные деньги и что от них достается народу? Стабилизационный фонд вызывает большие вопросы. Министр финансов Алексей Кудрин внес предложение, чтобы средства фонда ($ 52 млрд) были размещены за рубежом в виде так называемых портфельных инвестиций, отданы под заем, размещены под государственные финансовые обязательства ряда стран, помещены в банках под определенный процент, - то есть все равно выведены из экономики России и помещены под какой-то процент за рубеж.

- Но это предложение министра финансов все равно сулит прибыль, - размещенные под процент деньги будут возрастать. ведь на чем строится наша нынешняя экономика? Наша экономика сырьевая. Сегодня баррель нефти стоит 60 долларов, но случись обвал на нефтяном рынке, мы не будем иметь нынешних сверхдоходов. И вот тут-то наш стабилизационный фонд заработает в полную силу. Согласитесь, это убедительный аргумент.

САВЕЛЬЕВ: Да, убедительный. Но сначала стоило бы сказать, для чего формируются золотовалютные резервы, и какой величины должна достигать эта сумма для такой страны как Россия. Скажем, в Японии это более 900 миллиардов долларов, у Китая - больше 600, у нас - двести. Это, видимо, после Южной Кореи, на четвертом - пятом месте. На самом деле размеры золотовалютных резервов, по подсчетам наших экономистов, должны составлять не более пятидесяти миллиардов долларов. При этом они исходят из следующих соображений.

Во-первых, часть этих денег должна использоваться на погашение государственного долга. Во-вторых, представьте, что у нас есть планы, федеральный бюджет, но при наступлении форс-мажорных обстоятельств этих денег должно хватить в соответствии с годовыми планами на трехмесячный импорт товаров из-за рубежа, чтобы предотвратить, скажем, голод или остановку производства. Вот по сути и все. Если подсчитать сказанное и сравнить с нашим бюджетом, - 150-160 миллиардов долларов, - на все это, включая размеры наших внешних долгов, нужно не более пятидесяти миллиардов долларов. Мы же законсервировали 200 миллиардов и, казалось бы, это хорошо, по крайней мере должно произвести хорошее впечатление на мировое сообщество. На самом деле никакого впечатления на мировую экономику это не производит.

- Тогда зачем Японии, небольшой стране, 900 миллиардов?

САВЕЛЬЕВ: Дело в том, что у Японии - совсем другие деньги, они получены из развития страны, из высокотехнологичного сектора экономики, - у них же нет ни нефти, ни газа. И эти деньги заработаны в результате мощнейшего развития экономики. И ценится именно это. Стремительно развивается Китай, - весь мир завален китайскими товарами. Про Южную Корею можно сказать то же самое, что про Японию. У нас же эти деньги образовались за счет спекуляций углеводородным топливом на международных рынках, но, повторяю, никакого впечатления на зарубежные финансовые институты эти деньги не производят. По сути, получается, что в золотовалютных резервах спрятана, выведена из реальной экономики огромная сумма, равная годовому бюджету страны...

(Полная версия программы "От первого лица" с Юрием Савельевым - в аудиозаписи).

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация