Картинка

От первого лица Детали касаются жизни многих

13 октября 2005, 12:30
Гость в студии – депутат Московской городской Думы, зам. председателя комиссии по социальной политике, народный артист России, секретарь Союза кинематографистов Евгений Владимирович Герасимов. Речь в беседе с ним пойдет о роли депутата в жизни москвичей.

- Многие жители России знают вас по работам в кино. Сейчас вы занимаетесь политикой. Нет ли у вас чувства неудовлетворенности оттого, что в кино вы не так активны? Ведь депутатов МГД даже москвичи знают не очень хорошо, не ушли ли вы в политическую и культурную тень?

ГЕРАСИМОВ: Каждый человек должен сам для себя решить, что для него главное сегодня и сейчас. Мы живем в очень непростое время. Нельзя оставаться в стороне от того, что происходит в твоем подъезде, доме, городе и в целом в стране. Будучи народным артистом, за плечами которого порядка 60 картин (а снимался я в основном в главных ролях, к тому же 8 картин снял как режиссер), я руководил одним из самых больших творческих объединений на киностудии им. Горького, когда 14 тысяч работников зависели от того, как правильно спланируешь работу, какой будет результат творческой работы, какие условия будут созданы – детский сад, больница, поликлиника, жилье и т.д. Получилось так, что с детства я занимался общественными вопросами: был старостой в школе, в театральном училище, председателем Совета молодых на киностудии Горького, секретарем московского, российского Союза кинематографистов. Когда стало совсем трудно, когда перестройка ударила по карману большинства великих российских артистов и режиссеров, которые оказались не готовы к рыночным отношениям, мы с Женей Жариковым организовали Гильдию актеров кино, которая в тот трудный момент фактически стала профсоюзом и помогала киноактерам выжить.

Приходилось решать много вопросов, в том числе социальных: помогать с жильем, кого-то отправлять в санаторий, дом отдыха, кому-то конкретную помощь оказывать. Потом мне стукнуло 50 лет. За плечами большой опыт, я – лауреат многих премий разных фестивалей, то есть славы у меня было много. Я никогда не останавливался на достигнутом. Даже когда кинематограф в тот период потерял свои основы, я и тогда снял два исторических фильма. И до сих пор получаю приглашения и как актер, и как режиссер. Но себе позволяю только одно: быть только наставником. Как художественный руководитель я многими проектами и по сей день интересуюсь, руковожу и помогаю.

И вот когда у меня случился юбилей, то я получил неожиданное приглашение и предложение от Юрия Михайловича Лужкова и Валерия Павлиновича Шанцева, которые сказали, что им нужен такой, как я, человек в МГД, который бы занимался и социальными вопросами, и вопросами культурами. Поэтому на сегодняшний день я являюсь зам. председателя комиссии МГД по социальной политике, в сферу деятельности которой сегодня входят здравоохранение, образование, социальная защита и культура.

- Москва – отдельная территория, даже отдельное "государство", как считается в России. Жизнь московская не похожа на жизнь российской провинции. Но те, кто живет в Москве, прекрасно знают, что жизнь в мегаполисе – не сахар, начиная от толкучки в метро и пробок на дорогах, заканчивая засильем игровых автоматов на каждом московском углу. И есть еще масса проблем, связанных с коммуналками, дороговизной жилья и т.д. И есть Московская городская Дума, в которой есть комиссии и комитеты, партия "Единая Россия" представлена. Всего 35 депутатов. Что они могут сделать для такого огромного города?

ГЕРАСИМОВ: Расскажу, что я делаю. Хотя считаю, что Московская городская Дума делает и сделала достаточно много. Вот говорят, что москвичи живут достаточно благополучно. Но можно предположить, чем мог обернуться для москвичей 122-й закон о монетизации. И Москва все сделала, чтобы москвичи, особенно люди старшего поколения, его не почувствовали. Этот закон первоначально не давал возможности регионам, в том числе Москве, принимать самостоятельные решения по защите социальных прав своих жителей. МГД сразу же стала вносить поправки в этот федеральный закон, выступила против ряда его положений, Юрий Михайлович открыто заявлял позицию столицы на самом высоком уровне, и всем нам удалось стабилизировать ситуацию. Однако до сих пор приходится отрабатывать те проблемы, с которыми сталкиваются москвичи. Например, один из последних законов, который был утвержден МГД, стал мой законопроект о социальной защите инвалидов "О внесении изменений в федеральный закон о защите социальных прав инвалидов". Инвалиды в результате введения 122-го закона оказались самыми незащищенными. Сейчас в Москве для инвалидов заложены средства, они есть, и данный законопроект позволяет восстановить справедливость. Казалось бы, деталь, но эта деталь касается жизни очень многих людей.

Конечно, бюджета всегда не хватает, и из-за возросших потребностей в социальной сфере он закладывается с большим дефицитом. Например, в Западном округе, от которого я избран депутатом, 12 процентов бюджета идут на социально значимые программы, однако все равно ощущается дефицит средств. И депутат, который работает в МГД, реально знает, где находятся самые уязвимые места.

Каждой осенью МГД рассматривает бюджет Москвы на следующий год. Изучив проект бюджета-2006, видно уже много проблем, с которыми могут столкнуться москвичи в 2006 году, если их сейчас не исправить, в том числе в социальных программах. Совершенно не учтено, что могут повыситься цены на ГСМ. Когда это касается частников, то это одна проблема, а когда эта касается машин "скорой помощи", это совершенно другая проблема. И я обязательно вносу поправки, чтобы в бюджете города были заложены деньги на медицинский транспорт. Необходимы также дополнительные расходы на ремонт и пополнение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, устарел и парк рентгенодиагностики.

- Как обстоит ситуация с игровым бизнесом в столице?

ГЕРАСИМОВ: К сожалению, на федеральном уровне в 2001 году было принято решение, по которому региональная власть не вправе принимать никаких решений и постановлений по игорному бизнесу.

- Игровые заведения, по идее, собирают большие деньги, платят весомые налоги, и это сильно пополняет государственную казну…

ГЕРАСИМОВ: На самом деле все получается не совсем так. С 2001 года регионы лишены возможности выдавать лицензии и контролировать данный бизнес. Данную функцию передали Госкомспорту (это вообще анекдот). Приведу маленький пример. Тогда, когда у Москвы были эти полномочия, то до 2001 года было порядка около 200 обращений о намерении открыть игорный бизнес, однако удовлетворено было только шесть. Видите, как внимательно московские власти подходили к этому вопросу: где, что и как. При этом средства на самом деле попадали в бюджет. Сегодня ситуация катастрофическая. У меня нет ни одного приема, встречи с жителями, где бы ни возникал данный вопрос, потому что игровые автоматы сегодня находятся везде. На сегодняшний день местная власть не в состоянии взять и выбросить из продовольственного магазина игровые автоматы, находясь в рамках правового поля. Потому что данный игорный бизнес лицензирован хозяином где-то в далеком сибирском городке, и он имеет право поставить игровой автомат в магазине, потому что он его собственник. Однако было обнаружено и 10 тысяч нелегально поставленных аппаратов. Конечно, за это наказывают, однако наказание очень уж демократичное и мягкое.

Со своей стороны, я вношу несколько поправок и предложений на федеральный уровень. Прежде всего, регионы должны получить право лицензировать данный вид деятельности и обладать правом контроля. Ситуация с Госкомспортом вообще парадоксальная. Когда там проходила реорганизация, то у них забрали функцию контроля. И теперь не понятно, кто лицензирует и кто контролирует. Залы игровых автоматов плодятся значительно быстрее, чем грибы. Я направил обращение в правительство и в Госдуму с просьбой дать ответ, кто на сегодняшний день лицензирует и контролирует игорный бизнес, какая структура. А на данный промежуточный момент вношу поправку, потому что так далее не может дальше оставаться. Не соблюдается расстояние в 500 метров от школ, учреждений культуры, нарушается запрет на открытие игровых салонов в жилых домах. Известно, где игорный бизнес, там наркотики, преступность и проституция. Пожилые люди проигрывают свои пенсии. Дети, которые играют, начинают баловаться и с наркотиками, потому что им нужны деньги. Все это связано друг с другом. Большинство москвичей по данному поводу негодует. Моя точка зрения – все игорные заведения нужно вывести в отдельно взятую зону, например, в Нагатинскую пойму.

- Какое дело вы еще считаете своим кровным как депутат, как гражданин, как житель столицы?

ГЕРАСИМОВ: Не могу выделить из всех своих дел какое-то одно дело. Для меня сегодня важно и привлечение дополнительных 300 миллионов на лекарственное обеспечение ветеранов, и поправки, которые позволили заменить лифты в клиниках, однако не менее важно, что кому-то из ветеранов, которые ко мне обращались, я сумел помочь лично.
(Полную версию программы "От первого лица" слушайте в аудиофайле).

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация