Картинка

От первого лица Даете полномочия регионам - обеспечьте финансово

22 сентября 2005, 12:30
Гость передачи Н. Бехтиной "От первого лица" - председатель Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов.

- Сергей Михайлович, раздраженные граждане могут спросить у тех людей, которые у власти и которые, разумеется, передвигаются на автомобиле. Вот вы на машине казенной ездите, а знаете бензин нынче почем?

МИРОНОВ: Знаю прекрасно. И мы этому вопросу уделили самое должное и нужное внимание на первом заседании Совета Федерации после летних каникул. Мы наблюдаем, что сейчас только ленивый не говорит об этом. Ну и все так вот возмущаются, говорят, давайте что-то делать. Мы решили, что если мы опять призовем правительство что-то делать, это будет глас вопиющего в пустыне. Мы выступили с конкретикой. При этом мы мягко напомнили правительству, что ровно год назад, ну, почти год, в октябре прошлого года, мы ставили этот вопрос и внесли абсолютно конкретные предложения о том, что мы считаем необходимым сделать, чтобы в стране не было постоянного повышения, немотивированного, я подчеркну, повышения цен на топливо. К сожалению, пока мы внятного ответа не получили.

Не утомляя какими-то тут политическими перипетиями, я хочу сказать о том, что же мы конкретно сейчас специальным постановлением, даже это не постановление, это обращение к правительству, где мы говорим, что мы предлагаем правительству, двоеточие, и пошли пункты.

Первое, что мы считаем, нужно сделать. Немедленно выделить компенсацию регионам примерно в 20 процентов от уже сложившейся цены нефти (сейчас объясню, почему именно 20 процентов) на своеобразную компенсацию этого подорожания. И, прежде всего, мы не просто там всем и не понятно на что. Мы ведем речь о трех категориях или трех направлениях, где явно больно ударило повышение цен на топливо по этим мероприятиям. Первое, это завершающаяся уборочная страда. И в целом российский сельхозпроизводитель больше всего страдает от повышения цен на топливо. Кушать мы хотим все. И покупать хлебушек и батончики мягкие и свежие, и хорошие.

- И по доступной цене.

МИРОНОВ: И по цене нормальной. А если вздорожали бензин и дизтопливо, значит, ждите, что мучица подорожает, и, соответственно, и булочка, и хлеб тоже подорожают. И мы это прекрасно понимаем, что в конечном итоге это касается не только нашего и так, кстати, в очень тяжелых условиях работающего сельхозпроизводителя, но и всех нас. Так вот - это сельское хозяйство.

Второе направление - это, конечно, подготовка к зиме. Кстати, потом мы об этом два слова скажем. У нас сегодня выступал министр регионального развития Яковлев. Он говорил о подготовке страны к зиме, к отопительному сезону. Это второе направление.

И третье. Конечно, это районы Крайнего Севера и приравненные к ним, и северный завоз, который, кстати, сейчас зимой начнется, по зимникам будут завозить многие продукты, в том числе и топливо. И на это тоже нужны затраты, а цены на топливо тоже по ним бьют.

Вот трем этим категориям, в тех регионах, где этот вопрос стоит, мы предлагаем компенсировать 20 процентов от закупочной цены. Почему 20 процентов? За последний месяц, когда началось повышение, в среднем по регионам от 15 до 20 процентов повысилась цена на нефть. И мы (ну, берем не на нефть, а на топливо) берем максимальную вилку из 15-20, то есть 20, и считаем, что в таком размере нужно компенсировать. Кстати, коллеги, когда мы обсуждали, говорили: "Почему 20 процентов, давайте больше". Если 20 процентов компенсирует правительство, тут я должен сказать, что если оно оперативно это сделает, ну, памятник нужно ставить правительству.

Причем, получается интересная штука. Это о следующих мерах, которые мы предлагаем. Если правительство будет вынуждено заплатить, фактически оно платит, если сказать откровенно, за свою нерасторопность. Потому что, не принимая те меры, о которых мы еще год назад говорили, именно правительство допустило то, что сейчас в стране происходит. Все разговоры о том, что это рынок, что цена складывается соответственно, это можно говорить сколько угодно. Можно цитировать любые учебники рыночной экономики. Но в нашей стране, особой стране, стране-экспортере нефти, стране, где мы создаем конкурентоспособность своих товаров и услуг, в том числе и за счет низких цен на топливо. И даже сейчас, когда у нас подорожало, все равно наши цены в три раза меньше, чем за рубежом. В скобочках заметим, все призывы о либерализации колонок, и, прежде всего, в нефтяной сфере означают, что (если перевести с русского на русский, предлагается либерализация в данной сфере) наш бензин надо сделать в три раза дороже. Вот тогда будут абсолютно свободные рыночные цены, мировые.

России это не нужно. Мы потеряем свою конкурентоспособность и возможность конкурировать хоть в чем-то. Так вот, правительство, к сожалению, не принимает тех мер и не использует те возможные рычаги, которые у него есть.

И мы еще раз напоминаем об этих мерах. Первое - налог на добычу полезных ископаемых. Любой сейчас поставщик бензина говорит: "Дорогие мои, у нас налог НДПИ правительством привязан к мировой цене на нефть. Если нефть дорожает, то этот налог возрастает. А мы его вставляем в отпускную цену уже готовой продукции. Вот вам и накрутка.

Сразу же первый режим. Давайте мы отвяжем, в прямом смысле слова, налог на добычу полезных ископаемых от мировой цены на нефть. При этом в бюджет мы должны получать деньги от сверхдоходов, мы должны использовать эту конъюнктуру, и сейчас президент замечательно поставил задачи и программы по социальным позициям. Мы это позволили себе потому, что у нас деньги появились за счет конъюнктуры, так называемые нефтедоллары.

Так вот, с экспортной пошлиной как раз и давайте взимать. То есть брать с того, кто продает нефть за рубеж. Если нефть реализуется внутри страны, то пускай над производителем не висит налог НДПИ в том масштабе, в каком он сейчас определен. И тем более автоматически повышающийся вслед за ценой на нефть. Это первый и очень необходимый механизм. Еще раз хочу подчеркнуть - чисто рыночный, но здесь должна быть политическая воля государства. На то и государство, чтобы такие вопросы регулировать. Кстати, сразу вопрос о том, как это компенсировать? Ответ очень простой. Экспортными пошлинами.

Дальше мы предлагаем, что необходимо. Кстати, мы говорим о том, что необходимо стимулировать разведку, разработку и освоение новых месторождений.

- Речь идет о том, чтобы деньги оставались у монополистов. Они говорят, что нужны деньги на развитие. И, в общем, это, наверное, в какой-то степени справедливо.

МИРОНОВ: Ну, конечно. Они должны их иметь. А не все у них отобрать. В свое время мы готовили специальное предложение по трехступенчатому взиманию природной ренты, мы делали это рыночно, чтобы интерес был у компаний вкладывать деньги, иначе, если им будет невыгодно, они перестанут это делать. Это тоже нужно учитывать.

Но не за счет наших граждан, не за счет сельского хозяйства, не за счет подготовки к зиме, и прочих вещей. В этой связи мы считаем, что наведение порядка с НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) – это абсолютный механизм.

Второе. Компенсация, о которой я уже говорил. И, наконец, возможность компенсировать возможные потери за счет повышения экспортных пошлин. Вот три механизма, три шага, которые необходимо делать сейчас. Потому что, ну, замечательно, Христенко – молодец. Правда, голос, вернее рука, не поднимается хвалить нефтяные компании, которые замечательно взвинтили цены. Кто бы что бы мне ни говорил, безусловно, здесь на лицо картельный сговор.

- Да, и вы первый, кстати, об этом сказали в открытую, что это просто обыкновенный монопольный сговор.

МИРОНОВ: Понятно, что они не собрались где-то и не подписали чернилами и кровью решение повысить везде одинаково на определенную цену. Условно говоря, друг на друга посмотрели, подмигнули. Документа нет, который, может быть, лежит где-то тайно в сейфе, его можно выкрасть и сказать: "Вот!" Артемьев, председатель Федеральной антимонопольной службы, в свое время говорил (и правильно говорил, мы его позицию поддерживаем), что доказать нельзя. И не надо доказывать. Сам факт немотивированного повышения – сигнал, и наше предложение - наказывать рублем жестко. И очень сильно наказывать. Потому что иначе, если какие-то штрафы иногда с них и берутся, то на фоне тех прибылей, которые они получают, даже миллионные рублевые штрафы, для них это ничего, заплатят.

- Сергей Михайлович, хотела бы вот на чем остановиться. Совет Федерации, вы и ваши коллеги всегда об этом говорите, - это палата регионов, то есть это тот орган власти, который представляет и защищает интересы территорий. На ваш взгляд, то, о чем мы сейчас говорим: о ценах на топливо, о том, о чем еще сейчас скажем, - о предстоящем отопительном сезоне, о том, как он пройдет, как региональные власти и региональные бюджеты сегодня чувствуют себя и как может Совет Федерации защитить интересы граждан в регионах?

МИРОНОВ: Вчера мы провели первое открытое совещание нового совета, Совета по региональным программам при председателе Совета Федерации, который мы создали весной 2005 года и на котором по нашему приглашению были почти 40 представителей и председателей законодательных органов власти, члены правительства, представители администрации, в частности, Шувалов Игорь Иванович, помощник президента.

Так вот, на нем состоялся откровенный полезный разговор. Я потом со своими коллегами из регионов говорил, и они говорят: "Вы – молодцы, даете нам информацию, что называется, из первых уст, из первых рук, мы можем задавать вопросы и можем сориентироваться, что нас ждет".

Что волнует? Волнуют межбюджетные отношения. Волнует то, что сейчас идет очередное перераспределение полномочий от федерального центра в регионы и далее в рамках 131-о федерального закона о местном самоуправлении от региональных властей - в муниципальные образования. Процесс идет вроде бы нормально, но обеспеченность каждого полномочия финансово тормозиться. И регионы это, естественно, беспокоит. "Вы нам полномочия даете, а как мы их будем исполнять? Если вы нам дали полномочия, вы же, центр, с нас и будете спрашивать". В том числе сейчас губернаторы волнуются не без оснований: по новому порядку президент может ведь в любой момент и отозвать любого губернатора, сказав: "Ты что нарушаешь? Ты почему доводишь до ручки своих жителей и регион?" Так вот, чтобы этого не было, они и беспокоятся. "Если вы нам дали полномочия - обеспечьте финансово". Это сложный вопрос, в том числе и в рамках бюджета 2006 года, который сейчас уже начал рассматриваться в Государственной Думе, и который мы тоже будем рассматривать. Все эти вопросы мы уже обсуждали.

И позиция СФ очень простая: палата защищает, защищала и будет защищать позицию регионов. Потому что Россия – это и есть регионы, а не Садовое кольцо. Мы должны и будем добиваться от правительства очень простой вещи: даете полномочия - обеспечьте финансово. И в целом, когда делите налоговые поступления, не обижайте регионы и стремитесь к пропорции 50 на 50. Я реалист и понимаю, что мы сейчас навряд ли найдем, но каждый год хотя бы процент передавать в регионы более чем нужно. А с учетом передачи полномочий, конечно, это даже необходимо.

- Последнее, не менее больное, чем цена на бензин, хотя, в общем, это абсолютно взаимосвязанные вещи. Отопительный сезон. Зима, например, в Корякии уже началась, а готовность не стопроцентная.

МИРОНОВ: Я могу назвать точный процент, потому что министр Яковлев его назвал. Такая интересная формулировка: интегральная готовность жилищно-коммунального хозяйства в России по состоянию на 21 сентября составляет 72,5 процента.

- Что такое интегральная готовность?

МИРОНОВ: Да, я специально подчеркнул. На самом деле все очень просто. Что такое подготовка к зиме? Это готовность жилищного фонда. Раз показатель. Готовность тепловых сетей и котельных. Это второй и третий показатель. Готовность водопроводных сетей - четыре. Запасы топлива - пять. Вот примерно 5 показателей. По одному, готовность жилищного фонда 80 процентов, а по запасам горючего - 50 процентов. А средняя цифра 72,5 процента - это как раз интегральный, суммарный по многим показателям процент.

Считаю, что абсолютно правильным было решение президента о создании Министерства регионального развития. Мой земляк и бывший губернатор Петербурга на этом направлении работает, он профессиональный хозяйственник и городское хозяйство в Питере знал. Это, как бы его хлеб, и он сейчас дотошно разбирается. Кроме того, я бы обратил внимание на то, что, может быть, на первый взгляд напрямую не касается подготовки к отопительному сезону, но я очень рад, что Яковлев обратил на это внимание. Это очень важная и больная проблема. Она больная проблема для москвичей, для петербуржцев, для любых горожан и даже для жителей малых городов и крупных поселков. О чем я говорю? Яковлев сказал о том, что нет градостроительной документации во многих населенных пунктах, а где она есть, в частности, генеральные планы городов, они, в лучшем случае, десятилетней давности, а в худшем случае, сорокалетней давности.

- Это значит, что и коммуникации тоже неизвестно в каком состоянии?

МИРОНОВ: Коммуникации - это нечто другое. Сейчас я поясню, и все сразу поймут, о чем идет речь. Что волнует жителей городов? Вы живете в своем доме. Живете там 20-30 лет. Замечательно. У вас под окнами газончик, скверик. В один прекрасный день приезжает рабочий, ставит забор, и пошли эти молотилки, забивают сваи. Вы - в шоке. У вас нарушается инсоляция. Мало того, что два года будете жить под грохот. Вместо вашего скверика появится какой-то жилой дом. Более того, допустим, сейчас вы покупаете квартиру, заплатили серьезные деньги, въехали, радуетесь. Через два года у вас под окнами начинают ставить какой-то огромный многоэтажный гараж. Вам это нужно? Если бы вы знали заранее, вы бы, наверное, эту квартиру не купили. Так вот, чтобы знать заранее, должна быть градостроительная документация, генеральный план, и любой гражданин должен быть вправе зайти и сказать: "Покажите мне, что планируется строить здесь через 10 лет, через 20, через 30, через 40 лет".

- А потом получаются в стране бесконечные митинги в городах. Был, например, скверик около Новодевичьего монастыря в Москве, а теперь там собираются дом строить.

МИРОНОВ: Потому что, если будет градостроительный план, где все четко прописано для каждой территории, каждого микрорайона, люди будут знать и они будут уверены, что никто им "подарочек" в виде гаража либо какого-то казино, либо даже жилого дома, но который нарушит все, в том числе построят, и воды на верхних этажах и в соседних домах станет не хватать. Так вот, это все как раз и есть градостроительная документация, генплан и другое. Я просто обратил внимание, что министр регионального развития уделяет этому внимание, ставит проблемы. Потому что, ну подумаешь там, вроде генеральный план, кому он нужен? Но когда гражданин осознает, что конкретно он его касается, его двора или дома, то понимает, что это очень важно. Мы, кстати, в Совете Федерации этот вопрос будем держать на контроле и будем добиваться того, чтобы каждый населенный пункт имел современный генеральный план и полностью план развития строительства. И вторая тема обязательная, кстати, я готов специальный закон внести, чтобы каждый гражданин имел право получить достоверную и полную информацию о том, что есть, что было и что, это главное, что будет. Потому что это в ходе обмена квартир, строительства, по любому аспекту люди должны знать. Граждане имеют на это право. Я думаю, что это очень важно.

- Сергей Михайлович, наверное, можно сказать, что начало работы Совета Федерации в этом сезоне было плодотворным. И самое главное - не просто плодотворным, потому что вы каких-то хороших решений напринимали и радуетесь, а вы в самом начале своей работы коснулись тех проблем, которые сегодня больше всего волнуют граждан.

МИРОНОВ: Приятно это слышать, но самокритично скажу: то, что мы коснулись, - замечательно, но если мы еще и решим эти проблемы, вот тогда, думаю, у радиослушателей будут все основания сказать, Совет Федерации – молодцы, так держать. Но мы будем добиваться их решения.

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация