Картинка

От первого лица Если ребенок болен ДЦП

15 июня 2005, 12:30
Поговорим о проблеме, которая, к великому сожалению, касается многих семей - детей и их родителей. Разговор пойдет о проблеме детского церебрального паралича и возможностях по уменьшению последствий болезни, существующих на сегодняшний момент.

Наш собеседник - Александр Назаркин, врач, травматолог-ортопед, работающий в Туле в Институте клинической реабилитологии.

В средствах массовой информации можно найти массу рубрик, посвященных медицине; есть советы врача, но больше - просто откровенной рекламы медицинских центров или лекарств. Читать и слушать это все бывает иногда неловко: одним препаратом (или аппаратом) обещают исцеление буквально всех болезней. Мы же поговорим о действительно серьезной проблеме.

- Сколько рождается детей с диагнозом "церебральный паралич", и есть ли такая статистика? Что становится причиной этого страшного недуга? Наследственность, неблагоприятная генетика?

НАЗАРКИН: Статистика, конечно, существует; с этим заболеванием рождается порядка 150-200 детей на тысячу. Причину ДЦП установить однозначно пока невозможно. Существовали версии, что причиной могли являться нарушения в создании акушерских пособий, но улучшение акушерской помощи не привело к снижению частоты возникновения таких случаев. О наследственности говорить также сложно, потому что часто у совершенно здоровых родителей рождаются дети с ДЦП.

Мы подходим к проблеме иначе, считая причину возникновения ДЦП мультифакториальной, т.е. это и нарушение ведения родов, и внутриутробные инфекции, и генетические аспекты. К единому мнению специалисты, к сожалению, пока не пришли.

- Все знают, что такое детский церебральный паралич, как именно, от чего страдает ребенок, родившийся с таким недугом, не имея возможности полноценно двигаться, да просто ходить. И для родителей это тяжелое горе. Но, поскольку неизвестна причина недуга, нет и полноценных методов борьбы с заболеванием? Появляется информация, что таких детей пытаются лечить в дельфинариумах, проводят сеансы ипотерапии. Насколько это эффективно, нужно ли этим заниматься, и если нужно, то как рано?

НАЗАРКИН: Все это обилие методов говорит о том, что единой эффективной методики не существует. Существует множество методик, начиная от не совсем традиционных, о которых упоминалось; существуют методики, официально признанные нашей медициной, - различного рода реконструктивные операции.

- А лекарства?

НАЗАРКИН: Таблеток не существует; сейчас появилась практика введения ботэкса, средства, применяющегося при косметических операциях, только здесь у него иные точки приложения. Считается, что для того, чтобы снять повышенный тонус в мышцах, детям и делается инъекция препарата. Но, как показывает наша практика, - а к нам обращаются пациенты, которые лечились не только у нас, - эффект от этих методик есть, но он очень кратковременен; очень скоро все возвращается на круги своя.

- Известно, что лечение этой болезни нужно начинать как можно раньше (о профилактике речь не идет - ее, видимо, просто не существует). Когда рождается ребенок, сразу ли можно определить, что он болен ДЦП?

НАЗАРКИН: Нет, поставить диагноз можно только с течением времени; обычно такой диагноз ставится, когда ребенку от трех месяцев до года. Существуют определенные сроки, в которые ребенок должен выполнять те или иные функции: держать головку, переворачиваться, сидеть. И когда проявляются нарушения этой хронологии, люди начинают задумываться, что здесь не так, и идут к неврологу, который по результатам определенных исследований ставит диагноз ДЦП.

- Можно представить состояние родителей, считавших своего ребенка абсолютно здоровым, и вдруг выясняется, что он поражен практически неизлечимым недугом...

НАЗАРКИН: Трудноизлечимым недугом, скажем так. И чем раньше начинается процесс лечения, тем лучше. Но подход здесь должен быть дифференцированным. Обычно у детей, пораженных ДЦП, тяжелая сопутствующая патология, заболевания других органов и систем, помимо нервной системы и опорно-двигательного аппарата. И многое зависит от тяжести поражения. Как правило, чем тяжелее ортопедические и неврологические нарушения, тем менее сохранен интеллект больного ребенка. Но в основной массе такие дети интеллектуально сохранны, совершенно адекватны; с ними можно полноценно общаться...

(Полная версия программы "От первого лица" с Александром Назаркиным - в аудиозаписи).

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация