Картинка

От первого лица Ближний Восток: крах надежд или начало долгого пути?

18 января 2005, 13:30
Социальная ситуация в России довольно сложная, требующая серьезных обсуждений, разъяснений и комментариев, но наша программа посвящена внешнеполитической теме.

Те наши слушатели, которые следят не только за внутренними событиями, но и за тем, что происходит в мире, знают, что 9 января в Палестинской автономии прошли выборы, и избранным лидером стал Махмуд Аббас. Прошедшее с момента выборов до инаугурации время многие аналитики называют медовым месяцем в отношениях между Израилем и Палестиной. Хотя и в этот отрезок времени проявлялись противоречивые симптомы, которые заставляли думать, что заключение мира в регионе - отдаленная перспектива.

С одной стороны, нас это не должно особенно волновать, - своих проблем хватает с избытком. Но мир сегодня настолько взаимосвязан, что мы решили обсудить эту проблему. Поэтому в гостях у автора программы - профессор Александр Александрович Шаравин, директор Института политического и военного анализа.

ШАРАВИН: Ближний Восток всегда был объектом повышенного внимания всех мировых государств. И сегодняшняя Россия также имеет свои интересы на Ближнем Востоке и пытается сделать все возможное для примирения сторон. Десятилетия в регионе идет непрерывная война; боевые действия то затухают, то активизируются, но война идет постоянно. И еще и поэтому выборы в Палестинской национальной автономии породили такие надежды, которые возлагались на Махмуда Аббаса.

Россию он устраивал потому, что здесь учился и неплохо к России относится; американцев он устраивал потому, что прагматик, выступал против интифады и говорил, что готов нормализовать обстановку на Ближнем Востоке; Израиль он устраивал тоже, поскольку там считался умеренным, разумным палестинским политиком.

И вот буквально в считанные дни иллюзии рассеялись, а обстановка, пожалуй, лишь обострилась. Конечно, этому способствовали и действия палестинских радикалов, - они совершили атаку на израильский контрольно-пропускной пункт, были жертвы. Израильская сторона нанесла ответные удары, и вроде бы все снова вернулось на круги своя. Ариэль Шарон сказал, что не будет вести с Махмудом Аббасом никаких переговоров, пока не будут предприняты конкретные шаги.

Надежды рассыпались в прах. Но так ли все безнадежно? Был ли реальный шанс решить палестинскую проблему быстро? Думаю, не было. Мы всегда верим в лучшее, но расчитывать часто приходится на худшее. И мне кажется, что никаких скоропалительных решений здесь не будет, не в последнюю очередь потому, что по сути никакого Палестинского государства ведь не существует. А есть несколько центров власти; она часто находится у радикальных группировок, которые в принципе не признают существование Израильского государства. О каких мирных переговорах в такой ситуации можно вести речь?

По сути, Махмуд Аббас стал руководителем территории, которую можно представить в виде пороховой бочки. Она долгое время усмирялась Ясиром Арафатом, но вряд ли удержать конфликт от разрастания удастся Аббасу. При Арафате экстремистские группировки вроде ХАМАСа, "Джихада" во власть не шли. Но сейчас на выборах в органы местного самоуправления эти группировки пытаются захватить власть на местах. И они составят Аббасу серьезную конкуренцию.

Конечно, Аббас сейчас возглавляет все что можно: и глава автономии, и руководитель исполкома Организации освобождения Палестины, и по сути лидер ФАТХ. И конечно, у него есть вооруженные формирования. Но - обратите внимание - по некоторым источникам, в нападении на израильский КПП участвовали военизированные формирования ФАТХ. И это очень симптоматично, потому что говорит о том, что реальной, большой власти у Аббаса нет...

(Полная версия программы "От первого лица" с Александром Шаравиным - в аудиозаписи).

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация