Картинка

От первого лица России террористы объявили войну...

1 сентября 2004, 13:30
Боевики, захватившие среднюю школу N 1 в Беслане, вышли на связь. Об этом сообщил председатель правительства Северной Осетии Михаил Шаталов. Бандиты передали видеокассету с записью того, что сейчас происходит внутри здания школы. Террористы также выдвинули требование освободить из североосетинских тюрем боевиков и вывести войска из Чеченской Республики. По последним данным, в здании захваченной школы находятся около 250 человек. Это дети, родители и учителя. Бандиты загнали их в спортивный зал. Чтобы не допустить штурма здания боевики выставили в окна детей и заминировали территорию вокруг школы. По сведениям очевидцев, боевиков 17 человек, среди них есть женщины с поясами шахидов.

Между тем, из захваченной бандитами школы удалось бежать еще двум девочкам. Как сообщили РИА "Новости" в оперативном штабе, школьницы рассказывают, что боевики ведут себя агрессивно по отношению к заложникам и запугивают детей. Девочки рассказали также, что один из террористов ранен. Чуть раньше из школы сумели вырваться около 50 детей. Уже известно, что в результате захвата школы есть погибшие и раненые. По официальным данным, два человека убиты, девять пострадали и находятся в больнице.

С Бесланом прервана телефонная связь. В компании "Ростелеком" сообщили, что телефонная линия повреждена. В настоящее время характер этих повреждений. Аэропорт Беслана закрыт на неопределенное время, перекрыто движение по федеральной трассе "Кавказ", закрыты выезды из всех крупных городов Ингушетии и Северной Осетии, а также выставлены дополнительные блокпосты на трассах республиканского значения.

Президент Северной Осетии Александр Дзасохов и председатель правительства республики Михаил Шаталов прибыли к захваченной боевиками школе. Бандиты ранее выдвинули требование о встрече с детским врачом Леонидом Рошалем, а также с президентами Северной Осетии и Ингушетии. Рошаль уже заявил, что вылетает на переговоры с боевиками.

Президент Владимир Путин вернулся из Сочи в Москву. Прямо в аэропорту глава государства провел совещание с главами силовых ведомств. Кроме того, в самолете Путин провел телефонный разговор с президентом Северной Осетии. Министр обороны Сергей Иванов заявил 1 сентября, что происходящее сейчас в стране – это война, ее объявили России террористы.


Передача "Лицом к лицу" пройдет в режиме радиомоста с депутатом Государственной Думы, лидером Народной партии и членом Комитета по безопасности Геннадием Владимировичем Гудковым.

- Как жить в ситуации, когда России террористы объявили войну?

ГУДКОВ: Если война, то надо воевать, но воевать умело, эффективно, чтобы либо уничтожить врага, либо заставить его сложить оружие. И предпринимать меры, которые, увы, необходимо предпринимать в военной ситуации. А это означает, что речь должна идти об усилении спецслужб, но таком, которое не привело бы к нарушению гражданских прав людей, об ужесточении полицейского режима и формировании специальных структур, способных противостоять террористам, раскрывать их планы, вести эффективную агентурную работу, действенно воевать в горах, выявляя и уничтожая базы подготовки террористов.

- Все эти действия потребуют не только интеллектуальных усилий, но и больших финансовых средств. Некоторые аналитики уже заявляют, оценивая бюджет страны на 2005 год, что военные расходы в нем несоизмеримо больше, чем расходы на здравоохранение и образование. Какова ваша точка зрения?

ГУДКОВ: Все меры по увеличению бюджета силовиков были, в основном, направлены на улучшение материально-технического состояния правоохранительных органов и спецслужб. Но, к сожалению, из всего этого выпал очень важный аспект – заработная плата. Все мы хотим, чтобы нас защищали люди без страха и упрека, чтобы они были неподкупны, умны, чтобы могли перехитрить противника и обеспечить всему обществу безопасность. Но мы должны прекрасно понимать, что при той небольшой зарплате, которая сегодня платится нашим "защитникам", а это 5-7 тысяч рублей в месяц, достаточного количества таких людей просто не набирается. Поэтому требуется пересмотреть подходы к определению размера заработной платы.

В настоящее время очень хорошо заметен очевидный провал по кадрам, к которому страна шла несколько лет. Естественно, мы получили то, что должны были получить. Это, во-первых. Во-вторых, мы запустили в правоохранительную систему ростки коррупции, которая пышно там расцветает. С подобной зарплатой просто создаются условия для ее тиражирования. Мы ловим одних "оборотней в погонах", а на их месте возникают десятки других. В результате вся эта борьба оказывается не совсем эффективной. Поэтому нужна кадровая реформа, в первую очередь, направленная на чистоту рядов.
Также понятно, что сегодня требуется наводить порядок и в армии, и во внутренних войсках, которые должны заниматься боевой работой, а на деле часть из них занимается иной деятельностью, несовместимой ни с международными конвенциями, ни с какими иными нормами права.
Наконец, если возникает подобная ситуация, то, может быть, необходимо ввести режим чрезвычайной ситуации на определенных территориях, где проводится контртеррористическая операция. Да, это будет означать поражение определенных части гражданских прав, но что делать?
Но если мы будем усиливать полномочия людей, которые погрязли в коррупции, как будет можно доверять им?
Нынешняя серия террористических актов вновь обнажила большое количество болячек известной болезни России, которые много раз предсказывались, которые не сегодня возникли и которые за один день не вылечить.

- К вопросу о поражении в гражданских правах. Даже американцы, озабоченные наступлением терроризма, в своей сугубо демократической стране не стесняются вводить такие меры, которые в более спокойной ситуации выглядели бы наступлением на гражданские права. Россияне тоже должны как-то понять, что без твердой руки в данной ситуации ничего не сделать?

ГУДКОВ: Опыт американцев говорит о том, что в условиях террористических атак нация смогла консолидироваться, она пошла на определенные ограничения своих прав и свобод. После 11 сентября США стали свободны от террористических актов, хотя совершенно очевидно, что они по-прежнему являются "целью N 1" для террористов всех мастей. В этом заслуга американских спецслужб и полиции, государственной власти. Они смогли реализовать поставленную цель. Россия, в свою очередь, находится в совершенно иных, более сложных условиях. Возьмем, к примеру, Израиль, который тоже имеет очаги терроризма на собственной территории, среди своих граждан.
Конечно, террористам всегда легче найти лазейку. Но если правоохранительная система обеспечивает 95 процентов надежности и защиты, это означает, что она работает эффективно и способна предотвращать основные трагедии и преступления.
Хотя такой, безадресный терроризм – это относительно новое явление, с которым столкнулись не только США, но и Россия, Испания, Великобритания в Ольстере. Это такая зараза, которая угрожает всей человеческой цивилизации.

- Боевики захватили школу в североосетинском городе Беслан. Сейчас сообщается, что все подходы перекрыты, но как-то 20 вооруженных боевиков смогли проникнуть в школу. Что, опят проглядели?

ГУДКОВ: Это вообще-то ужас. С одной стороны, может быть, и проглядели, а с другой стороны, это может быть фактом либо коррупции, либо вербовки сотрудников правоохранительных органов, контролирующих передвижение по дорогам, которые помогли в осуществлении боевиками задуманного.
Террористы – это ведь тоже далеко не случайные люди с улицы, они изучают методы работы спецслужб, вербуют агентуру, применяют все правила и принципы конспирации, ведут собственную внутреннюю контрразведку по выявлению агентуры, которая должна внедряться в их ряды спецслужбами России. Терроризм – это, прежде всего, очень серьезная и жесткая борьба интеллектов и профессионализма. А в России в кадры правоохранительной системы берутся не те, кого хотелось бы, а те, которых она себе может позволить взять или которые приходят сами, потому что не находят себе в других местах достойного применения. Конечно, есть очень много хороших людей и грамотных специалистов, но их не хватает.

- ФСБ и МВД призвали граждан быть бдительными, внимательными, готовыми сообщать обо всем подозрительном. Не является ли это признаком слабости этих силовых ведомств?

ГУДКОВ: Это абсолютно правильное действие. Я также считаю, что российские граждане должны оказывать активную помощь правоохранительным органам и спецслужбам. Перед лицом общей опасности необходимо объединяться, не искать виноватых, а предотвращать угрозу. Информация о любых подозрительных шагах, людях, которые могут иметь отношение к подготовке и проведению террористических акций, может помочь выявить и предотвратить серьезные трагедии. Так поступают во всех странах. Разумный призыв к разумной бдительности и оказанию помощи.
(Полную версию программы "От первого лица" слушайте в аудиофайле).

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация