Картинка

От первого лица О 8-м Московском международном фестивале искусств "Традиции и современность"

25 июня 2014, 12:30

Авторскую программу "От первого лица" ведёт Наталья Бехтина.

Слушать программу можно не только по приёмникам, но и в Интернете – www.radiorus.ru.

Электронная почта программы: personagrata@rambler.ru

Гостья в студии – Вера Николаевна Киселёва, советская спортсменка, мастер спорта международного класса по прыжкам в воду, общественный деятель, президент Московского общественного фонда поддержки культуры и развития современного искусства, основатель арт-галереи, куратор и организатор Московского международного фестиваля искусства "Традиции и современность", учредитель первой награды в области искусства – премии "Вера" (с 2006 года).

Как так получилось, что вы прыгали в воду, а оказались в пространстве культуры?

В. Киселёва: Занимаясь спортом, я достигла определённых результатов, стала мастером спорта международного класса по прыжкам в воду, стала чемпионкой мира, неоднократной чемпионкой Советского Союза, а также неоднократной чемпионкой города Москвы. Но время шло и, закончив школу и получив два высших образования, я, как обычный человек, стала думать, куда идти дальше. После спорта я проработала успешно на протяжении 10 лет в цирке, с акробатами на шестах под руководством Владимира Четверткова. Я делала номер, который до сих пор ещё никто не делает. Это одна фиберглассовая палка, диаметр которой составляет около 8 см, я на неё встаю, меня держат двое мужчин, они меня кидают, и, когда они меня кидают, я делаю несколько сальто с винтами и опять возвращаюсь на эту палку. Всё это происходит без страховки с самой верхней точкой в 7 метров. Страшно? Конечно, было страшно. Но мы это делали, и как-то тот кураж, который во мне присутствовал, позволял страха не замечать. Всё время хочется делать что-то такое, чтобы восхищались зрители, друзья, семья, чтобы просто людям было это интересно.

Поэтому, когда я закончила заниматься и цирком, я села и снова задумалась о будущем. Окончила юридический институт и хотела стать адвокатом. Но потом я поняла, что это не моё. Через себя я не могу переступить. Я должна идти в согласии с собой, с тем, что у меня внутри. И мы организовали тогда, а это было в 2004 году, нашу первую галерею. Она была на Тверской, дом 9. В ней было всего лишь 120 квадратных метров. Она была удачной и представляла современную живопись. Там были представлены и советские художники, даже народные художники, удостоенные Сталинской премии.

Всё было очень интересно, но, как всегда, дело меня захватывает и хочется сделать чего-то большего: больше выставок, больше показать художников. Естественно, мы составляли планы и думали, как бы нам сделать нечто большее и более глобальное. В 2014 году Московскому общественному фонду поддержки культуры и развития современного искусства, который я возглавляю, будет 10 лет. Они пролетели как один день, пронеслись в красоте. Я познакомилась со многими художниками, интересными людьми, замечательными артистами. Жизнь стала очень красивой и привлекательной, но в то же время это трудоёмкий процесс.

Красивая жизнь, скажем, для вас, потому что вы со всеми этими людьми общаетесь, в этой красоте пребываете. А людям, которые приходят смотреть картины, которые интересуются культурными традициями, тем, как они продолжаются в современности, людям сегодняшнего времени, прагматичным, вечно куда-то спешащим, озабоченным, всё это нужно? Вы чувствуете свою необходимость?

В. Киселёва: Да, я чувствую, что это нужно людям. Даже спешащим. Особенно молодёжи это нужно. Сейчас мы должны, а я не одна занимаюсь этим направлением в искусстве и культуре – живописью, скульптурой, графикой, прикладным искусством, инсталляциями, это показывать, и, как мне кажется, необходимо ввести в школе такой предмет. Хочется, чтобы молодёжь имела представление, чтобы она была более продвинутой в этом, чтобы она понимала, чтобы молодые люди не путали художников с артистами театра или кино. А то иногда слушаешь их и думаешь, господи, откуда ж они такие взялись? Поэтому, конечно, нужно всё это показывать, нужно организовывать выставки, нужно, чтобы работали музеи. Хорошо, что в Москве есть отличные музеи.

И не только в Москве, что очень радует. Несмотря на все причитания о гибели и падении культурного уровня населения и утончении культурного слоя, это не совсем так. Конечно, людей интересует это везде: и в провинции, и в столичных городах. Иначе, тогда бы был конец всему на свете. Потому что это одно из условий существования человека.

Фонд, особенно общественный, – это ужасная морока, потому что это общение с бюрократами, это необходимость выбивать помещение, доставать какие-то деньги, организовывать, для чего надо ходить и кланяться чиновникам, подписывать бумаги и т.д. Вас это не утруждает? Или вы умеете общаться с этим странным народом под названием "чиновники"?

В. Киселёва: Когда я начинала, я не думала о глобальном, о том, что буду общаться с чиновниками, министрами, послами, руководителями других фондов. Словом, с очень известными людьми. Но работа требует того. Чем больше ты делаешь тех или иных проектов, которые заслуживают внимания со стороны художников, посетителей и всех, кто принимает в этом участие, волей-неволей приходится общаться на самых разных уровнях. И не то, что бы мне не нравилось общаться с этими людьми. Нет, мне нравится общаться со всеми. Главное, чтобы предмет разговора был правильным, чтобы он был актуальным и чтобы от разговора был результат.

Конечно, хочется обратиться к руководящим органам: к Министерству культуры РФ и к департаменту культуры города Москвы и попросить их делать подобных мероприятий ещё больше. Ведь столько есть прекрасных художников, столько есть прекрасных проектов, которые можно представлять. То есть, есть возможность всё время делать, находиться постоянно в процессе.

Знаю, что зачастую и особых средств для этого не требуется, потому что люди часто энтузиасты своего дела, они и средства как-то изыскивают. Но вечно натыкаешься на какую-то стену.

В. Киселёва: Всё время все говорят, что некогда или уже времени не хватит. Или есть у нас ещё что-то. Но все равно ты делаешь. Конечно, многое зависит от руководителя фонда или галереи. Если человек любит свою работу, для него не существует времени, например, с 10.00 до 19.00. То есть, он живёт ею. И это уже становится не работой, а образом жизни. И такой человек готов и в 12 часов ночи, и в 1 час ночи встречаться с людьми, с художниками, если это интересно. И человек, который любит свою работу, то, чем он занимается, может сдвинуть дело и без финансовых вливаний.

У меня так же всё происходит, и мы уже восьмой год проводим Московский международный фестиваль искусства "Традиции и современность".

Название фестиваля "Традиции и современность" хорошее, но обычное, можно сказать, классическое. Если говорить о сегодняшней живописи, о каких-то иных направлениях культуры, то её современные проявления очень многих раздражают, не устраивают. Все эти перформансы, инсталляции, постмодернистская живопись – зачем все они нужны? И какое это имеет отношение вообще к традиции? Традиции – это "Грачи прилетели" или "Бурлаки на Волге". А современные художники показывают нечто геометрическое и говорят, что это здорово, что это искусство.

В. Киселёва: Московский международный фестиваль искусства "Традиции и современность" показывает современные работы, которые выполнены в технике традиций известнейших русских мастеров. Такие работы мы и показываем. А инсталляции, разные перформансы – это называется современным актуальным искусством. То есть, которое существует на сегодняшний день. В нашем фестивале этого нет. У нашего фестиваля 8 направлений: живопись, графика, прикладное искусство, фотография, скульптура, музейное дело…

Музейное дело – очень интересное направление. Это когда галерейщики или же музеи собирают коллекции тех или иных известнейших художников и их представляют. Например, какой-то художник умер, но все его работы ещё живут. И мы их с помощью музеев или галерей показываем.

У фестиваля есть международная премия "Вера", которая присуждается лучшим художникам или галерейщикам за то, что они сохраняют российское культурное наследие. Всё это вроде как современное искусство, но оно тоже подразделяется на несколько направлений. И наш фестиваль поддерживает традицию.

В фестивале принимают участие представители более 40 стран со всего мира: из Англии, Венгрии, Испании, Италии, Канады и других. Московский международный фестиваль искусства "Традиции и современность" проводится с 2007 года. Проходил он всегда в Центральном выставочном зале "Манеж". И всё было прекрасно до того момента, пока "Манеж" не перешёл в другие руки и там не поменялась концепция показа тех или иных выставок. Прошлый, седьмой фестиваль "Традиции и современность" проводился в Центральном доме художника. На открытии присутствовали 28 послов из разных государств, было много художников, представителей бизнес- и деловой элиты. И всё было прекрасно.

Но в этом году мы решили пойти дальше. Провели переговоры в Португалии, и португальская сторона решила пригласить Международный фестиваль искусства "Традиции и современность" к себе. Почему Португалия? Так получилось. С чего-то надо начинать, чтобы выйти на более высокий международный уровень. К тому же нашлись в Португалии люди, которые согласились фестивалю помочь, среди которых межпарламентская группа российско-португальских отношений, мэр города Лиссабона, директор по культуре морфлота Португалии. Собрались люди, которые хотят провести у себя наш фестиваль. Мы объединили усилия и проводим 8-й Международный фестиваль искусства "Традиции и современность" в Португалии. Министерство культуры России поддерживает его.

А как насчет того, чтобы возить ваш фестиваль по российской провинции?

В. Киселёва: Мы бы с удовольствием это делали. Но во многих российских городах просто нет для этого выставочных залов. Плюс надо принять и разместить многочисленных участников фестиваля, их около 150 человек. Где все их работы вывешивать, где ставить скульптуры? Мы хотим ездить по России, но, скорее всего, для этого подойдут только пока города-миллионники. Там должно найтись необходимое выставочное пространство.

(Полный вариант записи беседы с гостьей слушайте в аудиофайле)
 

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация