Отзвуки театра с Александром Калягиным Без права на ошибку
Народный артист России Виктор Викторович Раков родился в Москве, в школе занимался дзюдо, в старших классах занятия спортом оставил и в 1979-м году после окончания средней школы работал на машиностроительном заводе. Затем поступил в ГИТИС, где занимался на актерском факультете на курсе народного артиста Советского Союза Владимира Андреева.
После окончания Виктор Раков был принят в труппу Московского театра им. Ленинского комсомола, ныне Ленком. Участвовал в спектаклях "Мудрец", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Мистификация". В последнее время был занят в постановках "Юнона и Авось", "Шут Балакирев", "Женитьба", "Ва банк", "Пер Гюнт"...
- Виктор, ты стал уже одним из основоположников, как я понимаю, театра Ленком. Сейчас театр переживает, в смысле потерь, - не лучшие времена. Я понимаю, об этом думает и руководство театра, - о том, как укрепить театр, как влить в него новую кровь. А вот как тебе сейчас работается в театре?
Виктор РАКОВ: Если честно, то потери последних лет серьезно сказываются на жизни театра, да и на моей собственной жизни. Потому что, когда есть старшие хорошие и добрые товарищи, за спиной которых ты чувствуешь себя молодым, ты имеешь возможность сделать какие-то ошибки – и их простят, по вихру тебя поглядят и скажут: ничего, старик, ты еще сыграешь…
А потом оказалось, что мы "в первой линии" – "мы", - имею в виду и Диму Певцова, и Сашу Лазарева, и Андрюшу Соколова, и когда не за кого не то что спрятаться, но остались единицы, у кого совета доброго можно попросить. И на нас смотрит молодежь... Я не ожидал, что это так скоро произойдет. Я думал, что еще сколько-то лет у нас есть в запасе. Уже, к сожалению, нет. Но я надеюсь, что мы сейчас себя правильно ведем, что мы - надежная опора для нашего художественного руководителя.
- Я так понимаю, ты в театре испытал все – были, видимо, и разочарования, и огорчения, и радости. Ты чувствуешь себя лидером? Может, конечно, это громко сказано, ты прости – но, как ты сказал, - "мы в первом ряду". Как теперь ты смотришь на молодежь, и как она на тебя смотрит? Что ты ощущаешь, чем ты доволен, чем - нет в этом своем положении?
Виктор РАКОВ: Существует, как, наверное, и в любом театре, некая текучка молодежи. Я вспоминаю себя, - но, правда, тогда и время было другое, – как-то небо было выше, а воздух свежее. Но сейчас молодежь приходит – и есть люди одержимые; видно, что они заряжены какой-то правильной энергией. И они будут расти, и если будет случай, они выйдут на другой уровень, потому что они к этому готовы. А есть, к сожалению, молодые артисты, которые находятся в расслабленном состоянии, чего, мне кажется, допускать нельзя. Надо быть готовым в любой момент ввестись в любую роль. Чтобы это сделать, надо знать репертуар, что-то хотеть сыграть там. Но их, этих "расслабленных", не очень уверенных людей, я думаю, больше половины. К сожалению...
Может, это какое-то институтское жизнеощущение, хотя уже началась большая жизнь в хорошем театре, жизнь творческая. И когда ощущение, что ты что-то хотел сыграть, постепенно уходит – ты уже просто варишься в некоем внутритеатральном социуме, и тебя это устраивает, то вряд ли подобные люди через два, три, пять лет смогут сыграть большую серьезную роль, если не будут об этом думать, в себе культивировать это, хотеть этого. Делать творческие заявки, приходить к художественному руководителю и просить их посмотреть...
- А ты как-то наставляешь молодых, - скажем, беседы проводишь, или просто это чувствуешь?
Виктор РАКОВ: Во-первых, я это чувствую, я это вижу. А насчет бесед – да, я общаюсь с молодыми ребятами и девчонками. А молодые – им, условно, от 22-х лет до тридцати (а может быть, и сорока лет). Дело вот в чем: если человек себе отдает отчет в том, какой репертуар он может сыграть, имея внутри необходимую энергию и имея рост, мозги, - тогда да…
Виктор РАКОВ: Да, мне лично когда-то хотелось сыграть Гамлета. И я даже делал самостоятельный отрывок, но потом, через какое-то время понял, что на Гамлете свет клином не сошелся. Не то что я не могу это сыграть – наверное, могу. Но это требует других усилий, других, видимо, мозгов, которых у меня на тот момент не было. А сейчас, мне кажется, я не подхожу на эту роль уже по возрасту. Но молодежи, мне кажется, нужно об этом думать – и чем раньше, тем лучше...