Отзвуки театра с Александром Калягиным Михаил Державин: сатира - это высокая гражданственность
Известно, что идея передачи "Кабачок 13 стульев" принадлежала актеру Александру Белявскому, который часто посещал Польшу, где снимался в фильмах. Он же сначала и был ведущим "Кабачка", затем его сменил Андрей Миронов, а после Миронова ведущим стал Державин. Интеллигентный, ироничный пан Ведущий полюбился телезрителям, как, впрочем, и остальные персонажи "Кабачка". Состав был поистине звездный: пан Директор – Спартак Мишулин, пан Профессор – Борис Рунге, пани Моника – Ольга Аросева, пан Зюзя – Зиновий Высоковский..."
Популярность актеров, игравших в "Кабачке", была фантастической. "Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями... Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, светом в телевизионном окошке, зашоренном глухим официозом", - вспоминал в одном из интервью Михаил Михайлович Державин, советский и российский актер театра и кино, актер Московского академического театра Сатиры, народный артист России...
- Итак, немного биографических сведений... Заслуженный деятель искусств Польши, 1976-й год...
Михаил ДЕРЖАВИН: Когда я пришел в Театр сатиры (а до этого был Театр Ленинского комсомола и Театр на Малой Бронной), меня и пригласили вести телепередачу "Кабачок 13 стульев". Передача была основана на польском юморе, но лишь первые выпуски. Потом были все больше наши авторы - Аркадий Арканов, Григорий Горин, Марк Захаров, которые писали миниатюры для этой передачи.
Поляки это очень ценили, поэтому группу актеров, которая принимала участие в передаче, наградили таким высоким званием. А к званию полагался очень красивый орден...
- Михаил Михайлович Державин родился 15 июня 36-го года в Москве в семье одного из ведущих актеров Театра им. Евг. Вахтангова; когда называли великих актеров театра, то всегда звучало: Михаил Степанович Державин...
Михаил ДЕРЖАВИН: Я родился в знаменитом родильном доме имени Грауэрмана; здание до сих пор находится на Новом Арбате (раньше - на Молчановке). Но сейчас это какая-то полуполиклиника, на первом этаже продают лекарства... А вообще-то в этом доме появились на свет многие известные стране люди: Марк Захаров, Шура Ширвиндт, Андрей Миронов...
- А я проходил там медицинскую практику, учась в медицинском училище...
Михаил ДЕРЖАВИН: В общем, наше разрушенное детство и молодость... А возле того дома мою маму и меня, завернутого в одеяльце, встречала целая компания актеров Театра Вахтангова во главе не с кем-нибудь, а с Борисом Васильевичем Щукиным. А понесли меня на улицу, которая потом стала называться... улицей Бориса Щукина. Потом достроили дом на улице Вахтангова, соседний подъезд которого - Театральное училище имени Щукина. Вот там я и обитал до начала войны...
В 41-м году Театр Вахтангова уехал в эвакуацию, в Омск. Мне было уже пять лет. И там, скажу честно, состоялось мое первое выступление. Я был совсем крохотным пятилетним мальчишкой, но мое первое выступление состоялось в госпитале. В конце 41-го года первые раненые стали поступать в Сибирь; актеры театра выступали в госпитале: помню этих раненых бойцов - перевязанных, загипсованных... И вдруг дядя Толя Горюнов говорит: "А сейчас монолог Кутузова исполнит Михаил Державин!" Меня ставят на табуреточку, - раненые удивились: что такое?! Я знал несколько слов; когда произнес: "Москва за нами!" - аплодисменты были!.. Мои первые в жизни аплодисменты... А дальше - монолог Кутузова по-настоящему читал мой отец...
Мы с Шурой Ширвиндтом были на гастролях в Омске, - там громадный новый театр. Но старый, в котором выступали актеры Вахтанговского театра, сохранился... И Омск я вспоминаю, несмотря на то, что шла война, как светлый - светлый кусочек моей жизни...
----------------------------------------------------------------------------
По убеждению Михаила Державина, сатира для него — прежде всего высокая гражданственность, а ее назначение — помочь людям разобраться в сложных житейских ситуациях, искоренить зло, которое есть в жизни. Создавая образы, актер балансирует на грани смешного и серьезного, смешного и грустного, смешного и уродливого. На сцене Державин любит театральность, само состояние игры, перевоплощение, и если роль написана одной краской, старается найти в ней и другую, нащупать в характере неоднозначность...
(Повтор выпуска программы "Отзвуки театра" от 2012/08/19)