От первого лица Александр Шаравин: мир изменился; это требует корректировки российской военной доктрины

10 ноября 2014, 12:30

Ситуация в мире осложнилась: наши отношения с западными партнерами (будем надеяться, что они останутся нашими партнерами) качественно меняются. Несколько дней назад президент России заявил, что наша страна не собирается втягиваться в конфронтацию, которую навязывает нам мировое сообщество, однако некоторые нюансы в российской военной доктрине все же появились. Поговорим об этом с Александром Александровичем Шаравиным, профессором, доктором военных наук, директором Института военного и политического анализа.

проф. Александр ШАРАВИН: Действительно, президент поставил задачу разработать новую редакцию военной доктрины, и эта работа активно ведется. Думаю, в декабре новый документ уже появится.  И здесь ничего удивительного нет, более того, в самом документе последний пункт гласит, что доктрина может корректироваться при необходимости в соответствии с обстановкой, которая складывается в мире. Можно услышать, что это-де потому, что Украина, потому что то, это... Да не "потому что"! Военная доктрина - основной, базовый документ в сфере военной безопасности, официально принятые взгляды, которые позволяют правильно ориентироваться и военным, и оборонно- промышленному комплексу, и правильно изучать нас из-за рубежа. Это открытый документ, то, что декларирует государство в сфере военной безопасности.

- Вы были одним из разработчиков военной доктрины России в начале 90-х годов. Изменилось ли с тех пор что-либо кардинально в этом документе?

проф. Александр ШАРАВИН: Базовым документом является концепция национальной безопасности; сейчас действует Стратегия национальной безопасности до 2020-го года. Все остальные документы - концепция внешней политики, концепция информационной безопасности, военная доктрина - базируются на этом документе. Могут спросить: а что, нужно что-то кардинально перерабатывать? Предложений много (вообще-то, предложения нужно выслушивать все). Скажем, один весьма авторитетный человек, известный военный, настаивает, что нужно в документе четко прописать: США и НАТО - наши главные вероятные противники, враги; другой - что необходимо прописать возможности превентивного ядерного удара. Третьи говорят о проведении ограничительных "красных линий", при нарушении которых может быть нанесен удар...

В принципе, я надеюсь, что ничего подобного в новой доктрине не будет; обозначить США и НАТО нашими главными врагами - ну на каком основании? У нас есть Основополагающий акт, который Россия подписала с НАТО, и его никто не отменял, в том числе и мы. На последнем саммите НАТО подобные призывы тоже были, но там "партия войны" потерпела поражение: большинство руководителей стран НАТО предложение не поддержали, и Акт остался действующим. 

- Вы сказали, что в армии многое изменилось в лучшую сторону...

проф. Александр ШАРАВИН: Это правда. Многое изменилось, кажется, в незначительных сферах, например, в солдатском быте. Это очень важно: отношение к человеку в погонах должно меняться. ... Сейчас идет набор контрактников, и желающих настолько много, что приходится даже "притормаживать". Министр обороны поставил задачу: мы призываем ребят только тогда, когда есть нормальные бытовые условия для их службы. Казалось бы, мелочь. Но это как с теми же телефонами для солдат: оказалось - какая важная вещь!..

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация