Рейс 11-14 Юрий Митюшин в гостях у Олега Битова и Екатерины Марковой
15 апреля 2010, 00:08
Персоны
БИТОВ: У нас в гостях президент фестиваля ╚DetectiveFEST╩ Юрий Митюшин. Здравствуйте.
МИТЮШИН: Здравствуйте.
БИТОВ: Юрий, в чем загадка популярности детективного жанра у нас в России? Ведь бестселлеры книжные, в основном, это детективы, сериалы - большая часть детективы.
МИТЮШИН: Вы задали очень хороший вопрос - почему любят детективы в мире и, вообще, у нас в стране? Потому что это тайна, тайна может быть разгадана, добро побеждает зло, за преступлением следует наказание, неотвратимость наказания предупреждает людей от необдуманных поступков, хотя бы эта идеология. И потом психология человека. С одной стороны, нам вроде бы нравится порядок, а, с другой стороны, мы страшно не любим, когда этот порядок касается непосредственно каждого из нас. Тут проблемка. И вот это все - психология, таинство, это та же самая идеология, как у Раскольникова - убить, не убить. Можно ли мне? Человек умный, который обладает опытом, человек интеллигентный, воспитанный морально, он никогда не совершает преступление, для него закон как бы само собой разумеющийся. Вот мы сейчас сидим с вами в комнате, вы обращаете внимание на стену и потолок? Наверное, нет. Вы считаете, что это как бы само собой. Вы на это обратите внимание, когда стена начнет заваливаться.
МАРКОВА: Нет, еще, когда они изменятся.
МИТЮШИН: Да, когда изменятся, тогда вы обратите внимание. Если вы находитесь в поле закона и не нарушаете закон, вы его не видите, не замечаете, а если пытаетесь его нарушить, здесь уже проблемы возникают. Знаете, у меня есть такая психология, я все время своим близким и друзьям говорю: давайте мирно жить, давайте не портить друг другу нервы. Внешний мир настолько своеобразен и неожиданен, он и так нам пакости подбросит, даже без нас. Поэтому старайтесь любить ближнего своего, это же нормальные слова из той же Библии. В этом, собственно, взаимное уважение чужого мнения. Ну, не нравится он мне, а почему он тебе не нравится? Потому что он толстый или тонкий, потому что он маленький или высокий, потому что он лысый и у него цвет кожи другой? Ну, и что? А ты посмотри на человека, посмотри на его глаза, самое интересное в этой жизни - это человек, это же класс, это же новая вселенная. Если с человеком нормально поговорить, можно горы свернуть.
БИТОВ: Чем объясняется такой факт, что в классических детективах Конан Дойла, Агаты Кристи, в основном, все преступления раскрывают не правоохранительные органы, а любители детективов?
МИТЮШИН: На самом деле, есть такая тенденция, также как у нас у Донцовой есть, у Марининой и так далее. Это, на самом деле, в какой-то мере чувство зависти, потому что все равно по жизни профи всегда побеждает, начнем с этого. Любой профи - это достойно уважения. Любая профессионально выполненная работа. Конечно, хороший следователь, хороший сыщик гораздо быстрее разгадает и гораздо эффективнее, чем какая-нибудь тетушка Марпл. Но, как всегда говорят киношники, мы же не можем показывать, как документальное, у нас же не документальное кино, мы же должны фантазировать. Поэтому, когда на противотанковой мине взрывается собачонка маленькая в фильме ╚Рябиновый вальс╩, это вызывает у профи удивление: бред, такого быть не может. Но с точки зрения художественного вымысла это так красиво.
Я все время пытался понять, постольку поскольку занимаюсь детективами, я для себя сделал такую градацию - есть кино детективное продюсерское, которое нацелено на получение, как бы возврат денег. Есть кино режиссерское, там, как я всегда говорю, нацелено на хороший выпендреж, талантливый режиссер хотел бы себя как-то показать. Они все хотят быть обязательно гениальными. А есть еще кино какое-то такое промежуточное, где то и то присутствует, это самое лучшее, на мой взгляд. Так вот сегодняшние современные детективы, почему они вызывают аллергию у людей, потому что очень плохая актерская игра, к сожалению. Вот эта проходимость актеров по всем сериалам, одни и те же лица, и они играют легко это, быстро, мгновенно. Я очень много фильмов отсмотрел за все 12 лет, но при этом мне всегда хотелось внутрь попасть фильма. Стас Мареев, режиссер, который снимал ╚Бандитский Петербург╩ взял и пригласил меня на роль старшего федеральной службы охраны в сериал ╚Спецназ по-русски-2╩. Там были Цекало, Федорцов, еще целый ряд актеров, и я посмотрел, как это изнутри все делается. Меня поразила, с одной стороны, вроде творческая атмосфера, а с другой стороны, такой неподготовленный вариант всего, должен быть подготовленный период и быстрая съемка, но все должно выверено быть посекундно. Есть такое понятие страхование фильмопроизводства. Но страхуется не техника, не микрофоны, а страхуется время. То есть, вы сегодня должна снять столько-то минут, а вы не сняли. Значит, страховая компания должна это компенсировать. Представьте себе ситуацию, звезда, которая стоит 20 миллионов долларов, прилетела к вам сюда в Россию на 15 минут, вот самолет приземлился в Шереметьево, потом ее должны привезти, она приняла душ, переоделась, вышла на съемки, 15 минут, села и она улетела. Вы верите, что это возможно у нас в России? Каждая минута стоит колоссальных денег!
БИТОВ: У вас международный фестиваль.
МИТЮШИН: Да.
БИТОВ: На ваш взгляд, в какой стране лучше всего снимают фильмы о полицейских?
МИТЮШИН: В Америке. К сожалению, в Америке. Самые лучшие детективы в Америке. Причем очень просто. Посчитайте, сколько в течение минуты было смены кадров. И все станет понятно. Если у вас в течение минуты две-три смены, это малобюджетное кино, не интересно. Хотя был пример, когда человек за 30 тысяч долларов снял другого человека в комнате, который просто рассказывал, и фильм получил мировой прокат и заработал 30 миллионов долларов. На самом деле, пожалуйста, все, у кого есть классные идеи, давайте, не стесняйтесь их реализовывать. Кому-то нравятся детективы, кому-то нравятся комедии, кому-то нравится что-то другое, да просто посадите дерево, в конце концов, улыбнитесь прохожему, который вам навстречу идет, пожелайте ему добра, он удивится, но получит удовольствие.
Подробности беседы слушайте в аудиофайле.
Рейс 11-14. Все выпуски
Все аудио
- Все аудио
- Толковый словарь