Ранеты Михаил Грушевский - гость Максима Ковалевского и Кирилла Радцига

5 января 2011, 21:05

Персоны

 
РАДЦИГ: У нас в гостях Михаил Грушевский, актер, телеведущий, пародист, юморист.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Сразу телеведущий вычеркиваем. Я считаю, что телеведущий - это очень отдельная профессия, не смею причислять себя к этой особой категории людей.
 
РАДЦИГ: Не телеведущий Михаил Грушевский, юморист.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Я всех сердечно приветствую, вас, друзья мои, с наступившим, кто нас слушает, а я почему-то уверен, что еще несколько человек должно нас слушать, кроме нас троих.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Еще два.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Ну, это уже серьезная аудитория.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Смотрите, что за выдержка у мужчин: перед ними лежит развернутый журнал с обнаженной Лерой Кудрявцевой, и ноль реакции, ничего, работают. Вот настоящие профессионалы.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Ну почему? Я даже, кстати, не помню, на какой радиостанции сейчас нахожусь┘ Нет, у меня нервы в порядке. Ну, Лера, конечно, хороша. Я когда-то так цинично сформулировал, что за хорошую шутку родину продам. Так и здесь: эфир - дело святое, мы в прямом эфире, поэтому извини, Лера, отвлекаться буду редко. Если я вдруг неудачно как-то, коряво сформулирую фразу, у меня всегда есть отмазка - это я засмотрелся на Кудрявцеву.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Михаил, мы наших слушателей спрашивали, чего они себе желают в новом году наступившем, а у вас есть такие желания? Не для себя лично, а вот для страны?
 
ГРУШЕВСКИЙ: У меня, конечно, есть желания и пожелания и для страны, хотя, не знаю, я достаточно нормальный человек, я все-таки больше мыслю категориями семейных каких-то ценностей, радостей и мечт. А что касается страны, меня в основном устраивают те тенденции развития, которые я наблюдаю последние несколько лет. Для страны? Ну, хотите, я сформулирую то, что я желаю? Я желаю, чтобы в 2012 году (то есть сейчас у нас 2011 год, а дальше будет 2012-й), я желаю, чтобы в 2012 году президентом страны остался Дмитрий Анатольевич Медведев. У меня есть такое пожелание, оно не субъективное, не буду развернуто мотивировать. Мне нравится нынешний расклад сил, мне нравятся нынешний характер, распределение и соотношение власти, и я бы хотел, чтобы этот расклад сохранился на следующий исторический отрезок.
 
РАДЦИГ: В связи с этим у меня вопрос такой, может быть, вы мне ответите, потому что я всем юмористам, которые приходят к нам на эфир, задаю этот вопрос.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Я за всех сейчас отвечу. Меня просили все юмористы, я сейчас список выложу.
 
РАДЦИГ: Почему пропали анекдоты про Вовочку?
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Хороший переход.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Кстати говоря, как только Путин стал президентом, еще в 2000 году появился анекдот о том, что анекдоты про Вовочку отныне считаются политическими. Анекдоты про Вовочку пропали потому же, почему пропали анекдоты про Василия Ивановича, про Штирлица.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, все уже, пошутили.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Категория ушла. Анекдоты про новых┘ Вот когда кто-то в компании начинает при мне рассказывать анекдоты, что новые русские в Куршавеле, я так сильно напрягаюсь, потому что это определение осталось в 90-х годах. В анекдотах важна точность. Может быть, категория некоего хулиганистого ребенка актуальна вечно, это наверняка так, но вот это определение, понятие, весовая категория под названием ╚Вовочка╩ осталась в нашем детстве, в нашей юности.
 
РАДЦИГ: А сейчас про кого анекдоты сочиняют? В последнее время, по-моему, какой-то кризис жанра, потому что все мыслят короткими фразами.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Да нет. О, сейчас расскажу вам, сейчас освежу ситуацию. Ну, разве можно в этот анекдот добавить слово ╚Вовочка╩? Просто анекдот. Жили у отца три сына, а свои квартиры сдавали┘
 
КОВАЛЕВСКИЙ: На злобу дня. Мне из последних понравился, когда два гаишника стоят, один говорит: ╚Слышал, Лужкова сняли?╩ Тот говорит: ╚Да? За что?╩ - ╚Какую-то доверенность потерял╩.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Симпатично, и при чем здесь Вовочка?
 
РАДЦИГ: Да, а при чем здесь Вовочка, действительно?
 
ГРУШЕВСКИЙ: А такая красивая история. Сидели на крыше дома две девочки, одна девочка добрая, а другая злая, и плевали вниз на прохожих. Добрая девочка попала в прохожих 14 раз, а злая только 12 раз, потому что добро всегда побеждает зло.
 
РАДЦИГ: Казалось бы, при чем здесь Лужков, да?
 
ГРУШЕВСКИЙ: И при чем здесь Вовочка? Поэтому не надо искусственно притягивать полюбившихся нам когда-то героев, персонажей классических анекдотов, к сегодняшним. Ну, глупо, если сегодня вдруг появится анекдот, что идет Штирлиц по Тверской, проходит мимо мэрии и удивляется, почему там нет Лужкова. Нельзя юмор притягивать.
 
РАДЦИГ: Хотя ничего, ничего.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Поэтому анекдотов, наверное, меньше не становится, политических анекдотов пожалуй что несколько меньше, но и то нет-нет да что-то такое появится. Кстати говоря, вот был же такой анекдот, что 2042 год, Путин звонит Медведеву и говорит: ╚Дим, не помнишь, кто из нас президентом сейчас работает?╩
 
РАДЦИГ: Ну да, это известно.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Это такой процесс нон-стоп. Те или иные события, они подхлестывают появление анекдотов. Ну, скажем, избрание президентом Соединенных Штатов Америки Обамы подхлестнуло некоторую порцию анекдотов про вот эту ситуацию, непривычную даже для Америки. Симпатичный был анекдот, как теперь следует американский Белый дом называть? Барак Обамы. Это естественный ход. Анекдот - это нечто очень органичное.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Но, с другой стороны, сейчас действительно стало меньше политических анекдотов в принципе. Даже то, что всю жизнь можно было рассказывать на кухне, и рассказывали, даже сейчас по своим знакомым я наблюдаю, что как-то не рассказываются анекдоты.
 
РАДЦИГ: Да не хочется как-то, нет желания.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Да, может быть, потому что не смешно?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Не думаю. Может быть, вообще мы стали менее плотно общаться. Анекдоты очень хорошо раскручиваются в такой расслабленной компании, где они идут по кругу. Из практики нашего общения дружественного ушла, например, история, сейчас вам нарисую такую картинку, я думаю, очень узнаваемую, когда, допустим, одна гитара в большой компании ходила по кругу. Не одна звезда вечера, человек, который бесконечно поет песню за песней, а вот это: теперь ты, теперь я, перебросили гитару на другой конец стола. И это сейчас, мне кажется, редко где встретишь.
 
РАДЦИГ: Сейчас караоке. Сейчас перебрасывают микрофон.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Кстати, я не люблю караоке, мне кажется, это такой мертвый формат пения.
 
РАДЦИГ: Это смерть вечеринки называется. Караоке - это смерть вечеринки.
 
ГРУШЕВСКИЙ: И не только оттого, что появляется человек, который очень любит петь, но не умеет петь, а потому что там абсолютно оторванная от смысла и содержания песня-картинка, какой-то такой аккомпанемент с приветом от мертвечины, и вроде как, с одной стороны, людям приятно, они поют, а жизни в этом нет. Может быть, я какой-то старомодный человек и ностальгирую по живому музицированию, по живому, нормальному пению. Так же и анекдоты. Если подберется компания, где нет такого одного рассказчика, а все остальные только уши раскинули, а есть анекдоты, волнообразный такой процесс, и если я начал, другой подхватил, и ко мне оно вернулось бумерангом, и это в тему.
 
РАДЦИГ: А вы не устраиваете баттлы анекдотчиков? Как рэперы баттлы устраивают между собой.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Я не устраиваю, но, скажем, когда я веду так называемые корпоративы, я всегда предлагаю, всегда в большой компании людей есть пятерочка завзятых рассказчиков. Единственное, что среди них попадается очень интересная категория, это люди, которые говорят: да, я знаю много анекдотов, но они все неприличные. Меня это очень напрягает. Я не понимаю. Вообще понятие о приличии и пошлости исходит не из терминов, которые звучат в анекдоте, а из тонкости и умности самого анекдота. Если умный анекдот требует крепкого слова, то это не пошло, и это не будет резать слух никому. А если анекдот тупой, то и без матерных слов он напрягает.
 
РАДЦИГ: У меня вопрос такой. Я в принципе сам по профессии актер, но я не пародист. Я как ни пытался сделать какой-то голос┘ У нас есть упражнение, которое называется ╚наблюдение╩, то есть можно сделать какое-то наблюдение. Есть пародия - показывать кого-то еще, но пародировать голосом. Я не понимаю, у вас каким-то особенным образом устроена глотка или вы со связками что-то делаете, чтобы у вас голоса были похожи?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Я ничего со связками не делаю, как у меня там устроено, никогда не пытался изнутри в этом разобраться, а я людей чувствую. Если я понимаю, что я могу на этого человека сделать пародию, это значит, что я его изнутри понимаю, я понимаю, почему у него такой голос, почему он так говорит, почему он так строит фразы, мне с ним понятно все.
 
РАДЦИГ: Ну, вы пытались понять свою технологию, как вы это строите, с чего все начинается, вот эта история? То есть вы сначала должны прочувствовать своего героя, поймать вот это зерно┘
 
ГРУШЕВСКИЙ: Ну да, понять, как он мыслит. Я не могу механически повторить голос, от того, что я буду какую-нибудь запись магнитофонную слушать тысячу раз, у меня из-за этого не появится голос этого человека. А вот от того, как я поймаю его на каком-то рассуждении, на ходе его мысли, от этого рождается.
 
РАДЦИГ: А как жертву выбираете, кого пародировать?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Интуитивно.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, вы же не можете спародировать Хиллари Клинтон, например? Вы все-таки выбираете того, кого в состоянии спародировать?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Конечно, дальше уже техника. То есть, условно говоря, какой-то диапазон, потому что считать, что я могу все голоса поймать, это слишком самонадеянно. У меня низкий такой┘
 
РАДЦИГ: Брутальный голос, да.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Баритон, не знаю, на грани какого-то перехода в бас, поэтому какие-то голоса мне просто, извините┘
 
РАДЦИГ: Гелия дайте, пожалуйста, в студию еще чуть-чуть.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Да, тяжело.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Поэтому пародия должна легко и естественно рождаться, не натужно, зрители не должны слышать какой-то скрежет несмазанного механизма. И понять человека. Я очень хорошо помню момент, когда я понял, что Горбачев - это мой персонаж. Перестройка, наверное, 1986 или 1987 год, у него была пресс-конференция, и я в какой-то момент не только словил его голос, но с опережением. Ему задают вопрос, а я с опережением отвечаю его голосом, и он за мной почему-то повторяет. Не подумайте, что я сейчас постановочно. В этот момент я понял, что с этим можно┘
 
РАДЦИГ: Я понял, в принципе вам, пародистам, очень помогают наши политики, потому что у нас они настолько яркие и настолько у них есть та же речевая характерность, которую нужность схватить. Ну, у Горбачева - это его говор постоянный, Ельцин √ настолько выпуклый, такой весь кучерявый┘
 
ГРУШЕВСКИЙ: Объемный.
 
РАДЦИГ: ┘объемный персонаж. Взять того же Жириновского, ну это же кладезь.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Да. С наступлением эпохи публичной политики, которая, кстати, сейчас немножко отошла.
 
РАДЦИГ: Ну, Василия Ивановича Шандыбина нет.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Василия Ивановича нет, вот ушел Виктор Степанович Черномырдин, эра таких политиков, которые любили публично спорить, входили в схватки публичные политические, она, может быть, на время отошла. Сейчас более технократически, что ли, большая политика делается, может быть, непублично в основном. И поэтому, мне кажется, таких мощных харизматических персонажей стало меньше. В каком-то смысле это хорошо. Но, думаю, потом будет новая волна и снова появятся такие яркие, самобытные персонажи в политике.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: В 2012 году, может быть, эта волна будет. Миша, вот мы знакомы уже 23 года, и я никогда вас не спрашивал, а какова технология создания пародий? Вот прямо технологическая линия, что она в себя включает?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Я должен почувствовать, что могу в образе этого человека импровизировать, не исполнять какой-то написанный (неважно, мною или автором) текст, а импровизировать абсолютно на любую тему. Вот представить себе, что данный человек сидит сейчас на моем месте перед этим микрофоном и отвечает на ваши вопросы. Если я так этого человека буду чувствовать, то мне будет не стыдно выносить на публичное обозрение такую пародию.
 
РАДЦИГ: Я уверен, что сейчас все радиослушатели сидят: подождите, Грушевский у них или не Грушевский? Почему он не хохмит, почему он не пародирует никого? Владимир Вольфович, скажите нам, пожалуйста, в 2012 году кто выиграет выборы?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Нормально? Вот что значит молодой пацан, мозгов не хватает. Мозгов не хватает, перед ним сидит самый опытный, самый проверенный в боях. Сколько я выиграл дебатов, сколько стульев поломал в студии? Что на меня смотришь? Закрой свой рот, выключи микрофон. Уберите его. Давай, Максим остается, Кирилл - вон из студии!
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Я его сейчас выведу в коридор и расстреляю.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Вопросы спрашивает про 2012 год. И 2011-й выиграю, а в 2018-м Россия станет чемпионом мира по футболу. Понял? Я ответил на твой вопрос? Он меня спросил, я ему ответил. Подонок.
 
РАДЦИГ: У меня раздвоение личности пошло уже.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Михаил, а вот из новых фигур кого вы взяли на вооружение? Я так думаю, если бы я был пародистом, тут же еще, наверное, важно первым запустить кого-то в жизнь.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Да, это всегда большая удача, когда ты подхватываешь человека, который еще не растиражирован в пародиях. Пока не могу такое предсказание сделать. Нет у меня пока ощущения того, что потенциально такой-то человек станет звездой пародии. Нет, пока не готов ответить на этот вопрос.
 
РАДЦИГ: Ну, застой такой, вот смотрите, у нас только на Украине что-то происходит, какие-то подвижки, в Белоруссии все как было, так и осталось.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, в принципе да, кого пародировать? Путина, Медведева? Тоже была интересная история: когда они стали тем, кем стали, то все думали, как же их пародировать? С Горбачевым все было понятно, с Ельциным тоже все, понимаешь, понятно. Путин, Медведев - нормальные абсолютно люди, говорят грамотно.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Абсолютно грамотно, ровно. Причем в этом плане у меня есть одна такая задумка, связанная с Медведевым, не буду пока, наверное, рассказывать, потому что надо сначала сделать, а потом┘ Но есть очень интересная история, связанная с его погружением в интернет-пространство, на этом контрасте между бытом и виртуальным миром, что-то там заложено. Но это скорее имеет отношение к стилистике его общения, к стилистике его способа получения информации, которая нужна, и донесения своих мыслей. В этом есть один такой небольшой смешной, потенциально смешной момент, но не буду раньше времени хвастаться.
 
РАДЦИГ: Подождем 2012 года, я понял.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Или 2018-го.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: А действительно, все персонажи, которые сейчас известны нам, они, в общем, уже все спародированы, а новых никого не появляется. Ну кто? Лукашенко есть, Жириновский есть, Черномырдина уже нет, кого еще брать-то? Брать-то некого, получается.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Ну, это, мне кажется, естественный процесс. Бывают отрезки, когда сразу всплеск и целая грядка ярких харизматичных лидеров, бывает момент, когда это пространство несколько по-другому выглядит. Я не могу сказать, что нынешние лидеры неяркие, просто у них, я придумал такой термин, ╚пониженная пародибельность╩.
 
РАДЦИГ: Что это такое? Вы объясните.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, это то, что ровненько, не за что зацепиться.
 
ГРУШЕВСКИЙ: К сожалению, для максимального успеха пародий бывает необходимо, чтобы были какие-то стилистические особенности, чтобы речь несколько выпадала из общераспространенного ряда. Очень много всяких нюансов.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Михаил, последние лет пять вижу вас участником всевозможных телевизионных шоу. Вы в жюри там, здесь, на этом канале, на том канале. Вам еще пародия вообще нужна?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Мне пародия нужна просто потому, что я люблю этот жанр, мне кажется, что это очень хорошая такая игра. Я не собираюсь куда-то в ящик, в сундук складывать свои пародии, но поскольку┘ Вообще я за последние несколько лет совершил дрейф от традиционного классического юмора к несколько иному формату, я сейчас практически всегда выступаю в жанре, который называется (к сожалению, придется употребить английский термин) stand-up comedy, для меня это прежде всего такое общение с аудиторией импровизационное. Мне сейчас больше нравится импровизационно шутить, а не исполнять сделанные номера. Может быть, это временно, может быть, мне потом опять захочется делать какие-то номера. Но все равно я не вернусь в то состояние, в котором был в 90-е или в начале 2000-х.
 
РАДЦИГ: А петь не хотите начать? Сейчас все начинают петь, танцевать.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Ну, пожалуй что петь не начну. Я не люблю, когда кто-то что-то делает по-дилетантски.
 
РАДЦИГ: Наших радиослушателей интересует, если бы вы не стали юмористом, какую бы профессию выбрали?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Хороший вопрос. С одной стороны, я должен ответить, что вообще-то я закончил Институт стали и сплавов, но думаю, что металлургом мне не суждено было стать. Наверное, я бы, с учетом моей любви к спорту, - кстати говоря, друзья, я позволю себе короткую ремарку, с 23 часов я тут где-то по соседству буду у ваших коллег из спортивной редакции ╚Маяка╩, по удивительному совпадению моей жизни, - так вот хочу сказать, что моя любовь и мой интерес к спорту могли потенциально привести меня┘ не знаю, может быть, я стал бы спортивным комментатором. Спорт для меня очень интересная часть жизни, не исключено, что какие-то пути могли бы меня в эту сферу деятельности привести.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Михаил, вы здесь будете до 23 часов, да?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Ну да.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Кирилл, давай Михаила оставим на следующий час? У нас будет час приветов.
 
РАДЦИГ: Мы недавно с Марией Сергеевной Бачениной придумали одну фишку, как мы поздравляем радиослушателей. У них же сегодня у некоторых дни рождения, сейчас Новый год идет по всей стране. И мы придумали такую фишку. Наши слушатели присылают нам сообщения, допустим: прошу поздравить такую-то с днем рождения в стиле шансон, например.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Да я только за, вы что, ребята, о чем вы говорите? Больше того, что касается дней рождения, я, как Козерог Козерогов, сам только что, в конце прошлого года, отметил. Поэтому я только буду рад, если мы кого-то сможем поздравить.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Класс! А можете кого-нибудь спародировать?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Из радиослушателей? Конечно.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Про ╚Аншлаг╩ можно я спрошу?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Про ╚Аншлаг╩? Ну хорошо. Надеюсь, мы не будем скатываться до традиционного обругивания ╚Аншлага╩, которым меня уже, как говорится, немножко┘
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Нет, Михаил.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Я в этом не участвую, не присоединяюсь к хору аншлагоненавистников, тем более я в нем участвовал все-таки когда-то.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Я сейчас повторю в эфире то, что сказал за эфиром.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Будьте любезны.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Между ╚Аншлагом╩, ╚Кривым зеркалом╩, ╚Смехопанорамой╩ и, например, ╚Comedy Club╩ или другими всякими шоу я лично разницы больше не вижу. В то время, когда был только ╚Аншлаг╩, и вот появился - нате, ешьте, - ╚Comedy Сlub╩, да, была разница, была свежая струя, молодые люди, новые шутки ниже пояса, чудесно. Сейчас все уже, мне кажется, отшутили, и ╚Comedy Сlub╩ сейчас стал точно таким же, как ╚Аншлаг╩. Я недавно целый час смотрел ╚Аншлаг╩, мне понравилось, нормально, ничуть не хуже.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Давайте так, давайте каждой части аудитории, и той, которая привыкла к ╚Аншлагу╩ и не понимает, в чем смысл юмора в ╚Comedy Сlub╩, и той аудитории, которая, наоборот, любит только юмор КВН...
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Мы их не помирим.
 
ГРУШЕВСКИЙ: И не надо. А есть люди, которые вообще настолько любят юмор, что могут через запятую смотреть юмор любой - кинокомедия, ╚Большая разница╩ ли, ╚Аншлаг╩, ╚Кривое зеркало╩, им все нравится. Есть голодные до юмора, жадные, я бы даже сказал, до юмора люди. Я считаю, что право на существование имеет любой формат юмора, любой абсолютно.
 
РАДЦИГ: А объесться юмором можно, так что уже невозможно смотреть?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Наверное, да, если в течение короткого времени нахвататься юмора в разных его проявлениях, ну, условно говоря, если в течение одного дня посмотреть несколько картин Вуди Аллена, Эльдара Рязанова, ╚Кривое зеркало╩, ╚Аншлаг╩ и ╚Прожекторпэрисхилтон╩ и другие, наверное, можно свихнуться слегка. А еще послушать Жириновского.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Михаил, я что хотел спросить в связи с этим. На сегодняшний день, с точки зрения артиста развлекательного жанра, выгоднее принадлежать к какой-нибудь компании, будь то ╚Аншлаг╩, будь то ╚Кривое зеркало╩, будь то ╚Comedy Сlub╩, или выгоднее быть одиночкой? Вы одиночка? Вы не принадлежите ни к какому сообществу?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Я одиночка, я, даже когда в течение нескольких лет достаточно регулярно принимал участие в съемках программы ╚Аншлаг╩, все равно не считал себя какой-то деталью или составной частью команды. Я приходил, принимал участие, и дальше наши пути расходились. В какой-то момент я перестал участвовать в этих съемках, но от этого не стал плохо относиться и никогда не позволю себе как-то уничижительно отозваться о тех, кто создает эту программу. Что касается того, как проще, то, наверное, сколько юмористов, столько и способов нахождения своего места. Есть командные игроки, есть командные виды спорта (извините, опять к спорту), есть индивидуальные виды спорта. В юморе мне комфортнее одному, при этом я представляю себе, что могу сделать номер с каким-то другим артистом одноразово. Кстати говоря, у меня был опыт, я сделал очень симпатичный номер с Леной Воробей, но это не значит, что мы были привязаны к сделанному. Просто мы сделали, это получилось, это имело успех, и все, на этом закончилось. Я бы с удовольствием, может быть, сделал бы еще номер с кем-либо из известных вам людей.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Сейчас с нами можете сделать.
 
РАДЦИГ: А сколько живет номер, который вы делаете? Вот в цирке, например, циркачи могут сделать один номер и катать его всю жизнь.
 
ГРУШЕВСКИЙ: В юморе бывают номера, которые работают всю жизнь, есть номера, которые и года могут не просуществовать. Если бы кто-то попытался построить какой-то номер, условно говоря, на ситуации, которую мы уже отыгрывали, насчет Лужкова, месяц бы жила шутка или какая-то сценка, а потом бы уже вызывала просто напряг, тема неактуальна.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Но, с другой стороны, у нас есть пародист, я забыл его фамилию, он уже 45 лет показывает радиоприемник. Вы знаете, о ком я говорю.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Это не совсем точно сформулировано, он Юрий Григорьев, блистательный артист, он не пародист, он называется звукоимитатор.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Вот он 45 лет имитирует один и тот же номер.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Но он делает это гениально.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Одно и то же 45 лет.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Это просто самый раскрученный из его номеров. А он много чего делает, и делает это на таком же высочайшем уровне. Это просто мегапрофессиональный человек. Но это так же, как цирковой клоун, например, который примерно одно и то же делает. А профессиональный водитель, шофер-дальнобойщик? Но он это делает виртуозно, ему не надо иметь миллион номеров, но сказать, что это артист одного-единственного номера┘ Вы, наверное, просто не знаете.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Конечно, я не знаю, я всего лишь зритель, который 45 лет сидит перед телевизором и видит 45 лет перед собой Юрия Григорьева, который показывает один и тот же номер.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Послушай, но так же мы скажем, что Владимир Познер из одной программы в другую садится напротив своего гостя.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Совершенно верно, и делает это точно так же халтурно.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Это абсолютно неправильно.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Я могу расшифровать, чего вы вздрогнули-то? Я могу расшифровать. Миша, это халтура, это не интервью. Мы сейчас с вами разговариваем, а Познер задает вопросы, которые якобы прислали слушатели заранее, как будто все знают, что у него через месяц будет не знаю кто в гостях, сначала он зачитывает якобы от слушателей, а потом в конце интервью он делает опрос.
 
РАДЦИГ: Давай пригласим Владимира Познера и с ним поговорим.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Да, я не считаю, что мы имеем право заочно обсуждать. Я обожаю Познера, я считаю, что он один из лучших собеседников в стране, он это делает гениально, и даже если он будет делать так же, как это делал Ларри Кинг на протяжении десятилетий┘ Есть люди, которые умеют гениально общаться в телевизионном кадре.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Ларри Кинг задает живые вопросы. Познер читает свои вопросы по бумажке.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Ларри Кинг всю жизнь читал вопросы Познера, пусть он опровергнет.
 
РАДЦИГ: Ребята, у нас есть вопрос реальный, который пришел недавно совсем от Димы с Камчатки. У нас живой вопрос.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Дима, я ждал этого вопроса.
 
РАДЦИГ: ╚Михаил, про вас самого еще не придумали анекдоты? Или ходят уже?╩
 
ГРУШЕВСКИЙ: Что-то такое припоминаю. По-моему, однажды Галкин про меня рассказывал такой полуанекдот, но все-таки я не настолько нарицательный персонаж, чтобы про меня рассказывали анекдоты. Анекдоты рождаются про тех людей, которые входят в повседневную жизнь каждого из нас.
 
РАДЦИГ: Из Оренбургской области вопрос: ╚Юмористы смеются над своими шутками?╩
 
ГРУШЕВСКИЙ: Да нет, это, наверное, все-таки патология. Я могу про себя подумать: вот это была удачная шутка, поставить самому себе какой-то хороший балл. Но умирать над собственными шутками┘ Я смеюсь, я скажу, я это состояние обожаю, если я удачно пошутил и какая-то аудитория, неважно, большая она или маленькая, два ли человека, или двести, или две тысячи, но аудитория подхватывает удачную шутку, я вместе с ними смеюсь, для меня чужой смех очень заразителен. Я, кстати, и зритель такой, я очень благодарный зритель, меня насмешить не то чтобы легко, но я с удовольствием смеюсь. Я считаю, что если человек пришел на юмористическое действо, на шоу, надо постараться смеяться. Глупо сидеть и думать: боже мой, как они┘
 
КОВАЛЕВСКИЙ: А если не смешно?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Ну, если уж совсем не смешно, лучше побыстрее уйти.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Еще одно замечание на форуме ╚Маяка╩: Роман Карцев 154 года показывает больших раков за 5 рублей, а маленьких за 3 рубля, и в 2011 году этот номер принимают на ура и люди смеются.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Послушайте, вот это к вопросу о том, бывают ли вечные шутки. Вот это вечная. Вечная история, это психологический трюк. Карцев гениальнейший актер, и история про раков - это одна из миллионов красок, которыми владеет Роман Карцев. Он блистательно снимается в кино, Карцев выдающийся совершенно актер. Просто ╚Раки╩ - это классика. Я могу сейчас похвастаться, в ранние 90-е мы оказались в некотором замкнутом пространстве с целой россыпью интереснейших людей, среди них был Александр Анатольевич Ширвиндт, был Михаил Михайлович Жванецкий, и что-то мы заспорили, Жванецкий бросил такую тему: есть ли вечные шутки или они умирают с концами, снаряд разорвался и больше не способен сдетонировать? И я ему сказал, я позволил себе тоже вбросить такую тему: Михаил Михайлович, вот если вы сегодня, в 1994 году ╚Собрание на ликеро-водочном заводе╩ прочтете в любой аудитории, вы будете иметь бешеный успех, я даю голову на отсечение. Он завелся, и на ближайшем концерте - я как сейчас помню, все происходило в Новороссийске, мы жили на корабле, так получилось, нас не в гостинице поселили - он прочитал в большом зале и имел действительно феерический успех. И до сих пор, если сейчас какая-нибудь публика начнет скандировать и требовать, чтобы Михаил Михайлович прочел ╚Собрание на ликеро-водочном заводе╩, это абсолютный юмор, он и через 30 лет будет.
 
РАДЦИГ: Кстати, по поводу ╚Раков╩ уже трансформации пошли: ╚Вчера вызывали по 100, но больших, но по 100, правда, большие и высокие. А сегодня по 80 и маленькие╩. Уже в народ пошла эта шутка, как раз процитировали у нас на форуме.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Тут Элла Уфимцева спрашивает, мне тоже интересно: ╚Вы между собой соперничаете?╩ Имеются в виду артисты, которые работают в пародийном жанре. Вы отслеживаете, кто кого ╚снял╩, как, стоит ли быть вторым?
 
РАДЦИГ: Воруете ли друг у друга что-нибудь?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Я не люблю за кем-то подхватывать. Безусловно, некоторое конкурентное пространство тут возникает, потому что персонажей, которых можно с успехом пародировать, достаточно мало. Возьмите первые пародии на сегодняшних поп-звезд, все равно это будет пересекаться, все равно начнут пародировать Баскова, Билана, Киркорова.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Лепса.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Лепса, кстати, очень трудно пародировать.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: Трудно, вы считаете?
 
ГРУШЕВСКИЙ: Лепса трудно пародировать, для этого надо обладать силой голоса. Он ярок. Потому что если ты будешь пародировать Лепса и, условно говоря, фальшиво петь, то это будет жалкое зрелище.
 
КОВАЛЕВСКИЙ: А мне кажется, что в пародии главное не точная передача, скажем, если мы говорим о певцах, не точно спеть, попадая в ноты. Мне кажется, что, например, в случае с Лепсом важнее охватить какие-то характерные штуки лепсовские, нежели один в один передать.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Нет, не соглашусь никогда. Это должно быть остроумно, узнаваемо по тексту. Я не воспринимаю пародии из серии: как бы Григорий Лепс спел прогноз погоды. Это неинтересно. Я считаю, должен быть пародийный текст, игровой, игра ума, это раз. Второе, безусловно, узнаваемость голоса. Третье - по вокалу это должно быть не хуже оригинала, это должно быть так же профессионально. Да, если пародируемый человек сам еле-еле вытягивает нотки, то можно утрированно фальшивить, можно как угодно. Когда мы пародируем┘ Ну представьте себе, в 70-е годы была очень популярна пародия на Муслима Магомаева, когда Винокур делал пародию на Магомаева, он идеально пел, Винокур вообще идеально поющий человек. Но представьте себе человека, который пародировал бы тогда Магомаева и пел бы, не дотягивая ни по вокалу, ни по точности интонирования. Ну, это не пародия, это жалкие какие-то страдания. Пародия должна соответствовать по уровню мастерства оригиналу.
 
РАДЦИГ: И можно вас попросить сейчас коротко ответить на коротенький вопрос: ╚Есть ли у вас кумир?╩ Спрашивает Артем.
 
ГРУШЕВСКИЙ: Ну, пожалуй, назову Аркадия Райкина, поставлю запятую и скажу, что Геннадий Хазанов в начале моей карьеры был для меня ориентиром. Я безумно уважаю этого актера, и Хазанов был для меня одним из эталонных мастеров.
 
РАДЦИГ: Спасибо огромное.
 
 
Слушайте аудиофайл.

Ранеты. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация