Картинка

Ранеты Телеведущий, шоумен и сценарист Михаил Марфин в гостях у шоу "Ранеты"

10 марта 2011, 11:05

Персоны



САВЕЛЬЕВ: У нас в студии гость, лично к которому я отношусь с глубоким уважением, телеведущий, шоумен и сценарист Михаил Марфин. Здравствуйте, Михаил Наумович.

МАРФИН: Здравствуйте.

САВЕЛЬЕВ: Уважаемый Михаил Наумович, дело в том, что у нас с Кириллом идту постоянные баталии по поводу того, кто круче: КВНщики или актеры театра и кино. Мы все время с ним ругаемся на эту тему. Я хотел бы для начала, чтобы вы назвали тему своей диссертации, человек, который имеет отношение к КВНу, телевидению и так далее, вспомните сейчас?

МАРФИН: А какая здесь связь с актерами? "Концентрированные диоксиды углерода с электрогенерацией абсорбента". Секретная разработка, между прочим. Вы можете назвать актера, у которого есть такая диссертация?

РАДЦИГ: Нет, не могу. А вы можете назвать, допустим, химика, который сыграл Ромео?

МАРФИН: Я вам могу назвать химика, который написал "Князя Игоря".

ТИМОФЕЕВ: Кирилл, а ты должен был сказать: а вы можете мне назвать одного КВНщика, который - профессиональный актер?

МАРФИН: Что считать профессиональным актером? Актер с образованием или человек, который играет, снимает и так далее? Я вам могу назвать, боюсь, что уже даже десятки. Пожалуйста: Сергей Сивохо, Михаил Шац, Татьяна Лазарева, Галустян, Харламов, Белоголовцев.

ТИМОФЕЕВ: Мартиросян.

МАРФИН: Нет, Мартиросян в кино не снимался. Белоголовцев, который играет в театре. Есть, кстати говоря, ребята, которые получили актерское образование, - Комаров.

САВЕЛЬЕВ: Он, кстати, по-моему, единственный, кто действительно получил.

МАРФИН: Не единственный.

РАДЦИГ: Я хотел с вами поговорить немножко о другом. Для меня КВН закончился на том, когда из него исключили "Конкурс капитанов". Вы когда играли в КВН, у вас же все было действительно, находчивость была. Вам давали задание на сцене, то есть, заготовок домашних было очень мало, и вы все творили здесь, сейчас и сегодня, что, собственно говоря, было продолжением в "Убойной лиге", - то, что я видел, хотя мне не нравился юмор с Пашей Волей и так далее. Но там был хотя бы дух соревновательности и дух импровизации прямо здесь, на месте, когда дается задание. Это ценно. Почему я так выступаю против КВНа нынешнего, потому что там все уже заранее известно, там все расписано, написаны все сценарии и все просто наученные люди, которые вышколенные до жеста, выходят и все это показывают. Это никакого отношения к КВНу, который начинался, и в котором вы, кстати, играли, не имеет. У меня, по крайней мере, такое ощущение.

МАРФИН: Но у меня другое ощущение, и я докажу, что эта тема тоже деструктивна.

РАДЦИГ: Давайте закроем все эти темы, поговорим лучше о вас.

МАРФИН: Обо мне говорить без КВНа бессмысленно, наверное, несмотря на то, что я уже определенное количество лет работаю не только там, скажем так. Потому что сейчас я, например, занимаюсь подготовкой программы "50 виртуальных игр". Это, в том числе, и мое занятие. Поскольку я имел возможность в течение последнего года взглянуть, так сказать, широким взглядом и все это дело обозреть, я могу сказать следующее: современный КВН не хуже, но он другой. Но он не хуже. "Разминка" там, конечно, есть, понимаете, она стала меньше, может быть, но хуже она не стала. И все равно там есть находчивость, и все равно эти сценарии переписываются в последнюю ночь, как переписывались и 20 лет назад. Для того, чтобы окончательно развенчать ваше мнение по поводу находчивости: хорошая импровизация всегда подготовлена, а очень хорошая подготовлена до жеста, понимаете. И я вам могу такой пример привести, у нас был конкурс в полуфинале, конкурс песни, когда надо было сочинить песню на чужую мелодию, и вы реально считаете, что мы написали эту песню за 20 минут, которые нам отводились? Нет, три дня я сидел на кухне и написал 18 вариантов песен в 18 разных ритмах, причем минимальных, с минимальным количеством слогов, чтобы потом можно было туда вставлять всякие междометия и прилагательные. По 20 куплетов в каждом варианте. И потом соответственно за 20 минут мы выбрали что-то, подделали это под ритм и с этим вышли. Один куплет, правда, написали новый.

РАДЦИГ: Вы в данном случае являетесь и автором, и исполнителем, а не просто человеком, которому дали текст и говорят: значит, так, сюда вышел, здесь поднял руку, здесь хихикнул.

САВЕЛЬЕВ: У Кирилла очень примитивное представление о команде КВН, в принципе, как о команде КВН.

ТИМОФЕЕВ: Олег, мы просто говорим о двух разных КВНах. У меня тоже предвзятое отношение к такому плохому студенческому КВНу. Я когда пришел к себе в университет, у нас там была команда КВН, это отвратительные люди, которые пытаются шутить, не ходят на занятия и у них ничего не получается, они не пробиваются, а строят из себя не пойми кого. А здесь это - профессиональные люди, то, что идет по телевизору, это профессиональный КВН.

РАДЦИГ: Что такое - профессиональный КВН? Нет такой профессии - КВН?

ТИМОФЕЕВ: Есть, это формат. И люди, которые выходят, каждый из них достоин того, чтобы там появиться.

САВЕЛЬЕВ: Знаете, почему они профессиональные КВНщики? Потому что кроме этого самого КВНа они ни фига больше не умеют.

МАРФИН: Почему? Может быть и умеют, но у них нет времени этим заниматься.

РАДЦИГ: Это что, получается, единственная кузница юмора у нас - КВН, откуда можно черпать что-то?

МАРФИН: Наверное, не единственная, но основная, потому что в КВНе есть какая-то теория, есть какой-то тренаж, и люди, которые выходят из КВНа, умеют писать репризы. Понимаете, у них есть навык в написании реприз, у них есть ощущение смешного, они знают, как это делается. А дальше, соответственно, можно научить их писать сценарии, киносценарии, еще что-то, телевизионные сценарии.

РАДЦИГ: Когда откроется институт КВН, скажите, пожалуйста?

МАРФИН: Я думаю, что никогда, попытки были. А что касается университета под названием "КВН", то он уже существует. И, к сожалению, никаких других способов сесть за парту и пройти эту школу не существует.

ТИМОФЕЕВ: Михаил Наумович, у меня, знаете, какой вопрос: сколько человек примерно каждый год появляется в КВНе? И из них порядка, наверное, два-три процентов становятся профессионалами, а их огромная армия. Это что - огромная армия бездельников? Кто эти люди?

МАРФИН: Я думаю, что два-три процента - вы очень сильно загнули. Конечно, меньше. Понимаете, за 25 лет, которые я там нахожусь, наверное, сто человек можно назвать, которые профессионализировались. Понимаете? Сто, это включая сценаристов, большое количество которых вы не видите.

РАДЦИГ: Это понятно. Но у меня вопрос другой. До сих пор идет эта игра. Я не знаю, вторая лига, третья, пятая лига там какая-то организуется.

МАРФИН: Ну, это и есть институт КВНа.

РАДЦИГ: Пожалуйста, очень хорошо. Но сколько народу, который отвлекается от своих непосредственных обязанностей, которые должны сидеть за партой, сдавать сессию, сдавать свои хвосты, которые накапливаются, а они вместо этого бегут на сцену, начинают там что-то репетировать, что-то придумывать, названия и так далее. Многие ли из КВНщиков защитили диссертацию действительно по-честному, написали эту диссертацию, когда они это успели сделать?

САВЕЛЬЕВ: Я думаю, что очень много. Я думаю, практически все.

МАРФИН: Но дело даже не в этом, понимаете. В свое время Борис Николаевич Ельцин сказал, что такое впечатление, что делом нормальным могут заниматься только КВНщики, он сказал это в середине 1990-х годов, когда никто делом не занимался действительно кроме КВНщиков.

РАДЦИГ: Он был большой юморист, да.

МАРФИН: Но дело не в этом. Вы сейчас представляете КВНщиков, как какую-то аморфную массу, абсолютно равномерную снизу доверху. Понимаете, есть ребята, которые (их единицы, единицы команд и единицы этих личностей) в глубине этого КВНа, как солдат носит маршальский жезл в вещмешке, и устремлены к победам в этой новой для себя профессиональной области. Но все остальные, подавляющее большинство, для них это - приятное, веселое, счастливое времяпрепровождение в их молодости. И, по-моему, это прекрасно, что они там, что называется, не курят и пьют по подъездам. А кроме этого еще сбиваются в кучи и выходят на сцену.

САВЕЛЬЕВ: И если пьют в подъездах, то делают это весело. С шутками, с юмором и с песнями.

МАРФИН: После того, как им дают комнату, им уже есть, где выпить и повод всегда есть, понимаете?

РАДЦИГ: Понятно. Нет, я совершенно не против того, чтобы люди собирались, по интересам собирались и так далее, я против такого эталона.

САВЕЛЬЕВ: Ну, а тебя что конкретно задевает?

РАДЦИГ: Да ничего меня не задевает.

МАРФИН: Нет, задевает, это деструктивная тема, давайте к ней вернемся. Дело в том, что КВНщики же лезут на ту как бы территорию. А лезут не потому, что они специально это делают, а потому что они оказываются востребованными. Потому что, на самом деле, я не знаю, я не заканчивал актерское училище. Хотя с огромным уважением отношусь к этой профессии, я понимаю, что это- большой труд, и что эти 4 года, которые человек проводит в актерском вузе, не дурака валяет. Понимаете, но и КВНщики эти свои годы, они тоже не только дурака валяют, скажем так. И поэтому выясняется, что те талантливые ребята, может быть, они бы и поступили в актерское училище. Наверное, Харламов, если бы поступил в актерское училище, или Мартиросян тоже мог быть не последним актером. Но получилось так, что они здесь оказались. А потом, когда в середине 2000-х годов возник этот взрывообразный спрос на юмор во всех его проявлениях: и в смысле сценария, и в смысле воплощения сценического и экранного, то оказалось, что их неоткуда взять. И, наверное, продюсеры не идиоты, понимаете, и режиссеры, что они берут именно КВНщиков, а не профессиональных актеров.

РАДЦИГ: Я прекрасно понимаю. Вы мне приводите в пример 1990-е годы, когда была разруха, и надо было исключительно спасаться только юмором. Юмор, который плавает по поверхности, это не юмор Гайдая, не юмор "12 стульев", допустим, я недавно тут с удовольствием пересмотрел.

МАРФИН: А КВН был хороший.

РАДЦИГ: Потому что больше ничего не было. Я очень хорошо помню, в 1990-е годы я пришел на "Мосфильм", там открыто все, собаки бегают по производственному корпусу, разруха была полная везде.

МАРФИН: Собаки, кстати, там и сейчас бегают.

САВЕЛЬЕВ: И разруха, кстати.

МАРФИН: Есть отдельные оазисы цивилизации. Что вы, я до сих пор дрожу коленками, когда туда захожу.

ТИМОФЕЕВ: Михаил Наумович, КВН помолодел? Мы же видим, если показывают начало 1990-х, это ребята достаточно взрослые. Середина 1990-х - это такие середнячки, а сейчас выходят совсем юные, молодые ребята. С чем это связано, КВН хочет овладеть аудиторией?

МАРФИН: Я вам хочу сказать, что КВН был пожилой только первые пять лет, потому что в него играли те ребята, которые бы в него могли играть десять лет назад, но тогда КВНа не было, и они доигрывали, как мы, например. У нас была довольно старая команда, у нас тоже были ребята девятнадцатилетние. Но мне, когда я играл в КВН, было 27. Но если бы был КВН в 22, то я бы играл в 22. И тогда были и молодые, и пожилые, и сейчас это все есть.
Другое дело, что аудитория КВНа омолаживается за счет того, что появились какие-то альтернативные проекты юмористические.

САВЕЛЬЕВ: Но страдает от этого КВН, Михаил Наумович?

МАРФИН: Да понимаете, КВНу в нашей деструктивной дискуссии глубоко по фигу, так по-честному, понимаете. Он себе идет, живет и существует в значительной степени и развивается по своим внутренним законам.

РАДЦИГ: Но вы согласны, что теперь это - коммерческое предприятие все?

МАРФИН: Так все сейчас коммерческое предприятие. Даже мы тут сидим, казалось бы, забыли, а все равно где-то, наверное, коммерческое предприятие.

САВЕЛЬЕВ: Скажите, кто больше мечтает, ребята из "Убойной лиги" попасть в высшую лигу КВН или ребята из высшей лиги КВН попасть в "Убойную лигу"? Или "Смех без правил"?

МАРФИН: Это совершенно разные проекты. Ребята из "Убойной лиги" уже в КВН, из "Убойной лиги", которая была, они уже естественно в КВН попасть не мечтают, потому что это уже другой жанр, на самом деле. КВН - это КВН. Это совершенно аутентичный жанр, ни на что не похожий, особенно в том, что касается приветствия, классического такого КВНовского, такой отстраненный, разложенный на кучу народа монолог или диалог. Это общение с залом, которое идет от агитбригады.

ТИМОФЕЕВ: Мюзикл, мюзикл.

МАРФИН: Да нет, ну, что вы, мюзикл - это театральное явление. А "Убойная лига" - это stand up, это другое, это было когда-то в КВНе: и эстрадная миниатюра, и монолог в том же самом капитанском конкурсе.

ТИМОФЕЕВ: Максим Ковалевский прислал на СМС-портал вопрос вам, Михаил. Вы же не только шоумен, сценарист, вы действительно заслуженный телевизионный работник. Расскажите о метаморфозах телевидения. Почему "Счастливый случай" не существует 50 лет, а КВН существует 50 лет? Или 20 лет - "Поле чудес"?

МАРФИН: Последовательно отвечаю. Во-первых, я не заслуженный телевизионный работник. Я ничего не заслужил. Во-вторых, КВН - это совершенно отдельное явление. Это элемент массового сознания, элемент национальной культуры, если хотите. А "Счастливый случай" - просто явление и отдельное, локальное абсолютно, была такая передача, будет другая передача. Игры-то не исчезли. "Поле чудес" прижилось. "Что? Где? Когда?" - это тоже явление национальной культуры. "Что? Где? Когда?" и КВН. Может, кто-то скажет, что это - "Поле чудес", но нет. Это просто очень удачный телевизионный проект, который до сих пор жив. Но он телевизионный, он не выходит за рамки телевидения. А "Что? Где? Когда?" - это клубы, в которых играют. И КВН - точно так же, понимаете? Телевизионная передача для КВНа и для "Что? Где? Когда?" - это надстройка, которая, конечно, помогает ему существовать. Но в свое время вырубили КВН на 14 лет из эфира, но он же не исчез, несмотря на то, что его запрещали. Понимаете? Было же письмо ЦК комсомола, которое запрещало проводить КВНы на уровне выше межфакультетского или межвузовского. Единственное, официально в Одессе сохранилось городское первенство.

САВЕЛЬЕВ: КВН ушел в андеграунд на четырнадцать лет.

МАРФИН: Да, да, в подвалы комсомольско-профсоюзной учебы.

ТИМОФЕЕВ: Михаил Наумович, возможно ли сейчас создать этот айсберг, верхушка которого на телевидении? "Что? Где? Когда?", КВН - это же, что называется, нерукотворная система. Только у нас коррупция так работает, четко и отлажено, как КВН и "Что? Где? Когда?".

МАРФИН: Компартия еще. Да нет, наверное, возможно. Только нужна сначала идея какая-то. Идея, которая бы на протяжении многих лет, теперь уже десятилетий стала элементом общественного сознания. Ведь много было передач и в 1960-е годы, придумывалось. Но КВН же моментально стал популярным. Эти легенды о том, что вымирали улицы (я просто это помню), я маленький был, конечно, но я помню, что в середине 1960-х годов, когда шел КВН, а это был прямой эфир, то улицы были пустыми. А потом я уже узнал, что по сводкам МВД, преступность уменьшалась, не воровали. Они тоже смотрели КВН.

РАДЦИГ: Но вы же согласитесь, что есть разница между тем КВНом и тем, который сейчас?

МАРФИН: Конечно, есть. Но он был тогда, а этот - сейчас. Нашли случайно сохраненную, переписанную фанатами кинокопию 1964 года КВНа. Ее невозможно посмотреть от начала до конца, вы уснете на второй же минуте. И реакция - ни одной шутки, а в конце бурные аплодисменты.

САВЕЛЬЕВ: Синус единицы равен нулю - и в зале истерика. Все же знают, что не нулю, а единице. Ха-ха! То есть, такие шутки были.

МАРФИН: Но основа, идея сохранилась. И эта идея, будучи абсолютно простой: встречаются две или больше команд в одном или больше конкурсах, и жюри определяет, кто смешнее. Конечно, правила меняются, а идея остается. Она живет. И так же в игре "Что? Где? Когда?"

РАДЦИГ: Я с вами абсолютно согласен. Только каждая идея хороша для своего времени. Точно так же, как "Робинзон Крузо" был написан для взрослых людей, а сейчас это - детская литература.

МАРФИН: Почему? Я потом прочел и взрослый вариант. Он очень грустно заканчивается. Туда женщин они послали кораблями. Во взрослом варианте.

САВЕЛЬЕВ: Понятно, что был такой период, когда на телевидении бум юмора, вы об этом говорили. Я сейчас даже не пытаюсь перечислить все юмористические программы, но их очень много. Особенно в период новогодних праздников. Сколько пульт ни переключай, все равно один юмор, одни и те же лица.

МАРФИН: Нет, убивают еще. У нас убивают всегда, даже в новогодние праздники. Где-нибудь кого-нибудь да убьют.

САВЕЛЬЕВ: Скажите, какая тенденция вообще? Что ожидает юмор на телеке?

МАРФИН: Это вы у меня спрашиваете? Это то же самое, знаете, сначала мы обсуждали, нужен КВН или не нужен? Первые пят лет после его возрождения всерьез постоянно обсуждали, нужен нам такой КВН или не нужен? Да кто спрашивает, ребята? Если он нужен, он будет существовать. Если он не нужен, то он умрет и все. Но он же не умирает, значит, он нужен. Чего мы обсуждаем? А что касается юмора, то я могу только одним воспользоваться, одной идеей. Это то, что американцы считают, что в XXI веке все более популярными будут становиться профессии преподавателя, программиста и шоумена. Людей, относящихся к шоу. Потому что у людей будет все больше свободного времени, они все больше будут учиться и развлекаться. С программистами - понятно.

САВЕЛЬЕВ: Только вчера обсуждали тему. Почему американский формат, когда "One Man Show", то есть, один комик, на котором завязано целое шоу, не приживается у нас?

МАРФИН: А почему КВН в Америке не приживается?

САВЕЛЬЕВ: Спасибо, вы ответили.

МАРФИН: Нет, я вам скажу, почему, на самом деле. Потому что они не понимают, что такое - коллективное творчество. А мы не понимаем, что такое - индивидуальное, видимо. Поэтому "One Man Show" у нас не приживается, а у них - командная игра.

РАДЦИГ: Но у нас же есть Жванецкий, у нас есть Задорнов.

САВЕЛЬЕВ: Но это не "One Man Show", это - "One Man".

МАРФИН: Это не то шоу, и вообще, это разное. Жванецкий - это писатель. Давайте отсюда танцевать. Это писатель, который читает свои произведения. И это абсолютно отдельное явление. И по этому поводу надо и не надо, потому что это тоже будет деструктивная тема, отдельно говорить, понимаете? Про беду нашего шоубизнеса, который заключается в том, что у нас отдельные гении и за ними пустота и провал. Понимаете? И в любой области. И у нас есть 500-100 актеров, а за ними провал. И это нас отличает от Голливуда, где даже человек, стоящий в массовке, все равно будет играть и не раскалываться. А у нас за 300 долларов человека приглашаешь, и он считает, что его обижают и по этому поводу он не должен напрягаться в кадре, понимаете?

ТИМОФЕЕВ: Давайте, ребята, закончим тему все-таки с КВНом. Прошу вас, последний вопрос о КВНе. Михаил Наумович, лучшая шутка в КВНе, которую вы слышали. Или любимое┘

МАРФИН: Любимых тоже много. И они любимы по разному поводу. А статистически был только один опрос. Он был в 1995 году или в 1996. Тогда лучшей шуткой десятилетия была признана (и это, в общем, симптоматично, что шутка, сказанная в 1987 году, победила в 1996 уже): "Партия, дай порулить!". Это команда Новосибирского государственного университета, домашнее задание полуфинала 1987 года.

РАДЦИГ: И ее пропустили в эфир?

МАРФИН: В 1988, извините. Да, это было в эфире. "О чем мечтаешь, молодежь?" - "Партия, дай порулить". Была полутораминутная истерика в зале, которую чуть-чуть подрезали в эфире.

РАДЦИГ: Это совпало просто с политической историей, которая была на данный момент. Сейчас возможно такое, в наше время? Такая шутка, которая так будет воспринята?

МАРФИН: Наверное, возможно. Понимаете, сейчас другая политическая история, поэтому другие шутки.

САВЕЛЬЕВ: Но шутка - "Партия, дай порулить" - актуальна и сегодня.

МАРФИН: Но сейчас другая партия.

РАДЦИГ: Скажите, пожалуйста, Михаил Наумович, чувство юмора можно развить?

МАРФИН: Можно.

РАДЦИГ: А погубить?

МАРФИН: Погубить, я думаю, нельзя.

САВЕЛЬЕВ: Есть приемчики специальные к развитию?

МАРФИН: Конечно, есть. Даже Михаил Чехов говорил, что "слава богу, юмору можно научиться".

САВЕЛЬЕВ: А каким образом? Есть какой-то секрет?

ТИМОФЕЕВ: Приемчик покажете?

МАРФИН: Я не успею. Мы же хотели про КВН закончить. А приемчики есть. И мы в свое время написали с Андреем Чивуриным книгу "Что такое КВН?", и там все эти приемчики описаны, как шутить. Но это не чувство юмора, понимаете? Чувство юмора - это, на самом деле, парадоксальное мышление, потому что в основе юмора парадокс. Но я не думаю, что мы сейчас очень веселим нашу публику, если я начну рассказывать о приемчиках.

САВЕЛЬЕВ: У нас же цель - не развеселить, а обогатить знаниями.

МАРФИН: Тогда, пожалуйста, в оставшееся время я могу несколько приемчиков, Но это будет очень занудно.

САВЕЛЬЕВ: Существовала или существует до сих пор, скажем так, в семинарском режиме школа КВН?

МАРФИН: Конечно.

САВЕЛЬЕВ: Когда собираются КВНщики, молодые команды, - это люди, которые играют в Клубе веселых и находчивых, собираются. И им объясняют, что алгоритм может быть такой-то, да?

МАРФИН: Да, есть система и есть огромная инфраструктура, которая работает по единой системе, в единой терминологии. Это школа реально, она есть. Аппарат. Агрегат.

САВЕЛЬЕВ: Скажите, кто сейчас крутой парень от юмора? Есть такие? Кроме известных вам людей?

МАРФИН: Слава богу, человечество разнообразно, и юмор, который оно потребляет, тоже разнообразен. Для меня, например, самый крутой парень от юмора, это - Михаил Михайлович Жванецкий. Но самый высокий рейтинг на телевидении, вообще самая рейтинговая передача, насколько я знаю, это - "Кривое зеркало". Значит для большинства нашей аудитории самый крутой парень - это Петросян. И давайте его за это тоже уважать. Понимаете? За то, что шутки заимствуются, наверное, можно слегка┘

САВЕЛЬЕВ: А стоит ли воспитывать публику, попытаться переориентировать ближе к Жванецкому, нежели к Петросяну? Ну, все-таки Петросян (как бы тонко мы об этом человеке ни говорили), но все равно это - примитивный юмор.

МАРФИН: Стоит, стоит! У вас сколько детей?

САВЕЛЬЕВ: У меня пока нет.

МАРФИН: Значит, вам пока некого воспитывать, в смысле чувство юмора. Американцы в свое время провели такое социологическое исследование, где (не знаю, с помощью каких критериев) они вычисляли (в разных странах, причем), какой процент самосознания воспитывается определенными социальными категориями. Их было всего три, этих категорий. Одна - это семья, вторая - это школа и церковь, потому что они в разных странах перетекают немножко друг в друга. И третья - это культура и масс-медиа, вообще все остальное. Как вы думаете, на масс-медиа сколько приходится? Все: театры, концертные залы, попса, все.

САВЕЛЬЕВ: Я думаю, какой-нибудь мизерный процент.

МАРФИН: Ну, мизерный - это сколько?

ТИМОФЕЕВ: Меньше десяти, давайте так.

МАРФИН: Нет, три, понимаете? Потому что 90 процентов - семья, еще семь процентов делят между собой школа и церковь. Поэтому можно, конечно, воспитать. Но надо сначала воспитать родителей. Но их же уже не воспитали. Поэтому человечество - это данность. И мы можем сколько угодно брызгать слюной и морщить высоколобое свое место на голове и говорить, что "ах, ах, ах, у нас низко┘", она такая, понимаете?

РАДЦИГ: Но сейчас телевидение, развлекательную возьмем часть. Не серьезную часть, которую показывает телевидение, а развлекательную. Все телевидение забито ситкомами, где тебе подсказывают, где надо смеяться. Кстати, это применяется и в телевизионных программах, там подкладывается смех, который в паузах и где-то еще. Тебе говорят: "здесь надо посмеяться, это шутка". Каждые тринадцать секунд должна быть шутка.

МАРФИН: Извините, это совсем не от этого возникло. Ситком по жанру - это телеспектакль, что позволяет, соответственно, (вам, как актеру профессиональному это должно быть понятно) перед публикой совершенно по-другому себя вести. Поэтому смех, если его оттуда убрать, то ситком будет смотреться совсем неестественно. В театре должно быть дыхание зрителей. То, что технологически сейчас это подкладывается, но 50 лет назад там была публика.

РАДЦИГ: Я понимаю, да. Но сейчас нам всем подсказывают, когда надо смеяться.

МАРФИН: Но значит, они востребованы, эти ситкомы. Значит, люди хотят, чтобы им подсказывали. Ну, что вы! Но если бы люди не хотели, они бы это не смотрели. Понимаете? Вы можете говорить о том, что "дайте нам Гайдая". Но когда дадут Гайдая, тогда┘

РАДЦИГ: Но не растут у нас Гайдаи-то почему-то, у нас нет. Просто вопрос в том, почему не появляются? А появляется "Самое лучшее кино".

МАРФИН: А что, они тогда появлялись в большом количестве? Мы когда апеллируем к советскому кинематографу, мы все равно говорим: Гайдай, Рязанов, Данелия. И все, понимаете? За 50 лет.

ТИМОФЕЕВ: Михаил Наумович, вы строгий и суровый?

МАРФИН: Нет.

ТИМОФЕЕВ: Вы так сказали, что я все понял. Вы же еще сценарист, пишите сценарии. "Доктор Тырса" - это ваш сценарий?

МАРФИН: Нет. Я написал только последние четыре серии. И придуман он был не мной, он придуман был замечательной сценаристкой Аленой Звонцовой. Но так получилось, что последние четыре серии мне пришлось дописывать.

ТИМОФЕЕВ: Устали от юмора? Или это два разных Михаила Марфина?

МАРФИН: Наверное, два разных. Потому что мы до этого сделали еще в 2008 году сериал под названием "Жизнь, которой не было", он не был столь популярным. Это такая была апология "Американской трагедии" Драйзера, которая была перенесена в Россию и в наши дни. Но, в общем, не очень веселая история.

САВЕЛЬЕВ: А я знаю, что вы автор 500 сценариев. Это так?

МАРФИН: Да. Но сейчас уже, наверное, 600. Из них 400 - это, наверное, КВНы. Может, 300. А еще мне все хотелось попробовать и я писал всякие┘ То, что тогда называлось "шоу", и всякие концертные программы, и даже документальные фильмы.

РАДЦИГ: А речи политикам не писали?

МАРФИН: Нет, речи политикам не писал, бог миловал. Нет, писал однажды. Я писал поздравление от президента (не буду говорить, какого, потому что их было достаточно за то время, пока я работал в КВН) поздравление КВНу, но не воспользовались, должен вам сказать.

РАДЦИГ: Не прошел фейс-контроль?

МАРФИН: Нет, просто, я думаю, что человек сказал своими словами.

САВЕЛЬЕВ: Цензоры запретили.

ТИМОФЕЕВ: Просто вырезал ваши шутки и сказал своими словами.

САВЕЛЬЕВ: Вы скучаете по КВНу или сейчас в том телевидении или в том роде деятельности, которым занимаетесь, более комфортно вам?

МАРФИН: Да мы с вами про человечество начали говорить, а теперь теми же самыми словами можно сказать и про это. Я разный. Я был разный 20 лет назад, и тогда мне было хорошо в КВНе. Сейчас я другой немножко. И мне хорошо в том состоянии, в котором я сейчас пребываю.

САВЕЛЬЕВ: Я сейчас не пытаюсь сделать вам никакие комплименты, но я знаю, что и сейчас, в этом роде деятельности (я имею в виду молодых ребят, которых вы редактируете, судите и направляете) авторитет ни чуть не меньше, чем у тех ребят, которые играли с вами и вы также редактировали 5-10-15 лет тому назад. Потому что когда еще в Симферополе мы играли в КВН и когда сказали, что приедет на очередной юбилей команды Михаил Марфин, об этом говорили прям: Гагарин возвращается! И Марфин приехал - все! Пугачева приехала, ничего не меньше! Нет, какая Пугачева? Марфин приехал! Так могу сказать. Но это, еще раз говорю, не пытаюсь вам сделать комплимент, это то, что было.

МАРФИН: Спасибо тому, что было. Легендаризация просто, наверное, за столько лет произошла какая-то определенная. Но я не виноват. Я нормальный парень.

САВЕЛЬЕВ: А с Масляковым поддерживаете отношения?

МАРФИН: Поддерживаю.

ТИМОФЕЕВ: Тесные, дружеские такие или┘?

МАРФИН: Что значит - дружеские? У нас большая разница в возрасте. И, скорее, это отношения отца и сына, понимаете, чем друзей.

САВЕЛЬЕВ: Он по вам скучает?

МАРФИН: Это надо у него спросить. Пригласите и спросите.

САВЕЛЬЕВ: Обязательно. Он, кстати, просился.

РАДЦИГ: Спасибо огромное. У нас в гостях был Михаил Марфин. Я честно вам скажу, я вас очень уважаю и помню ваши выступления по телевизору. И скучаю по тому КВНу, а этот не люблю.

МАРФИН: Продолжайте скучать. Спасибо.

Слушайте в аудиофайле

Ранеты. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация