Маяк. Москва Что такое электронные торги?
8 ноября 2011, 16:00
Персоны
32 млрд рублей - такова сумма госзаказа для удовлетворения первоочередных потребностей города на следующий год. На эти деньги на конкурсной основе будут приобретены товары и предоставлены услуги, которые более всего необходимы москвичам. Как сегодня проводятся торги? И насколько они прозрачны? Чем электронные торги отличаются от бумажных? На эти и другие вопросы в программе "Маяк. Москва" ответил первый заместитель руководителя Департамента г. Москвы по конкурентной политике Роман Владимирович Сучков. Ведущая – Елена Щедрунова.
ВЕДУЩИЙ: Сегодня у нас в гостях первый заместитель руководителя Департамента по конкурентной политике города Москвы Роман Владимирович Сучков. Говорим мы о размещении на торгах госзаказов. В данном случае городских заказов, которые тоже являются государственными, которые оплачиваются из денег городского бюджета. Естественно, первый вопрос, который возникает: что на торгах покупают?
СУЧКОВ: Через торги приобретаются товары, работы и услуги для городских нужд.
ВЕДУЩИЙ: Ну, пример, какой-то.
СУЧКОВ: Да любые примеры. Все, что приобретается за средства городского бюджета, размещается на торгах либо закупается у единственного поставщика в силу положения 94-го федерального закона.
ВЕДУЩИЙ: То есть все равно лот должен быть выставлен на торги?
СУЧКОВ: Либо выставлен на торги, либо определен поставщик, может быть, другим порядком, но в силу 94-го федерального закона прямого действия.
ВЕДУЩИЙ: Самые большие лоты по объему? Что чаще всего выставляется на аукцион?
СУЧКОВ: На самом деле ограничений не существует. Бывают действительно лоты достаточно большого объема, по нескольку миллиардов рублей, связанные в основном с выполнением сложных строительных работ, подрядных работ, какая-либо инженерная составляющая, развязка транспортная будет иметь большую стоимость. Если говорить об известных вещах, то, к примеру, стартовая стоимость детского садика на 220 мест несколько выше 250 миллионов рублей.
ВЕДУЩИЙ: Это стоимость строительства с уже подведенными коммуникациями?
СУЧКОВ: Да, в этом случае уже с подведенными коммуникациями на площадке. Городские коммуникации соответственно строятся и разыгрываются отдельно. Если говорить про школу, допустим, типовую на 550 мест, то это в районе 400 миллионов рублей стартовая стоимость такого объекта.
ВЕДУЩИЙ: Когда задается стартовая стоимость, то на традиционных аукционах, например, произведений искусств цена растет. Насколько я понимаю, на аукционах, о которых мы говорим сегодня, цена должна падать?
СУЧКОВ: Именно так, именно таким образом проводятся аукционы в силу 94-го федерального закона. Они проводятся на понижение от стартовой цены.
ВЕДУЩИЙ: Роман Владимирович, а кто-то вообще отслеживает, до какой степени эта цена может быть понижена? Поскольку понятно, что есть некая минимальная цена, в конце концов, есть себестоимость работ, и некоторые компании могут предложить цену заведомо ниже себестоимости, выиграть этот конкурс, а потом, получив часть денег, просто исчезнуть. Подобные случаи известны в Москве, с тем же капитальным ремонтом.
СУЧКОВ: Я понял вопрос. Закон не определяет максимальный размер снижения, минимальную цену, при которой возможно заключение контракта. Более того, практика контролирующих органов, которые занимаются рассмотрением жалоб, контролем за исполнением контрактов, в частности практика Федеральной антимонопольной службы, говорит о том, что в ряде случаев и при достаточно существенных снижениях стартовой цены объекты строятся и сдаются с надлежащим качеством. Мне кажется, здесь вопрос в другом. В любом случае ценовое предложение подрядчика либо поставщика является его коммерческим предложением, его риском. И, как любой хозяйствующий субъект, поставщик, наверное, купирует свои риски и страхует, хеджирует при формировании той цены, которую он предлагает. Это с одной стороны. С другой стороны, задача заказчика, задача обеспечения государственных нужд состоит в том, чтобы не допустить случаев неисполнения контрактов, о чем вы говорите. И 94-й федеральный закон о размещении заказов, по нашему мнению, предоставляет достаточный набор инструментов, которые позволяют это делать. Например, это условия контракта, связанные с поэтапной приемкой работ.
ВЕДУЩИЙ: И соответственно поэтапной выплатой денег?
СУЧКОВ: Безусловно, это поэтапная приемка и поэтапная оплата. С другой стороны, это обеспечение исполнения контракта, то есть, по сути дела, залог денежных средств, либо банковских гарантий, либо поручительства, которые действуют на весь период исполнения контракта и удерживаются с поставщика в случае, если он не исполнил свои обязательства по государственному контракту.
ВЕДУЩИЙ: Вспомним истории, которые происходили буквально два-три года назад, когда начался такой масштабный капитальный ремонт в столице. Компания приходила, начинала ремонт, потом в какой-то момент бросала его, и выяснялось, что нет денег. Все приостанавливалось, народ жил в полном развале, приходили московские власти, признавали, что фирма, да, либо обанкротилась, либо вообще исчезла как юридическое лицо; нанимали новую фирму, платили новые деньги. Сейчас такие случаи исключаются или все равно возможны?
СУЧКОВ: Отдельные случаи, наверное, возможны. Но надо понимать, что для того, чтобы этого не было, необходимо использовать те механизмы, о которых я сказал. Нет никакой необходимости выплачивать аванс, с одной стороны, если есть риск, что организация не будет выполнять свои обязательства. С другой стороны, если аванс выплачивается, заказчик вправе потребовать обеспечения этого аванса и таким образом минимизировать риски хищения финансовых ресурсов. Это страховка.
ВЕДУЩИЙ: То есть это обеспечение, если вдруг они исчезнут.
СУЧКОВ: Да, обеспечение, которое будет обращено в доход бюджета.
ВЕДУЩИЙ: И соответственно платить по новой будет уже не город. На самом деле этот пункт в 94-м законе, о котором вы говорили, что нет минимальной цены, вызывает очень много вопросов. Не выходила ли Москва с предложением внести изменения в эту часть закона, потому что, еще раз повторяю, можно заложить заведомо ниже себестоимости цену для того, чтобы выиграть конкурс?
СУЧКОВ: Надо понимать, для чего это делается. Если компания дает снижение, для того чтобы выйти на какой-то новый рынок, за счет других центров прибыли, это один вопрос. Если эти действия осуществляются с целью мошенничества, давайте рассматривать то, о чем уже говорилось. Во-первых, тогда заказчик не предпринимает необходимых мер для того, чтобы это мошенничество исключить, с одной стороны. А с другой, я извиняюсь, несколько странно выглядит мошенник, который снижает цену контракта максимально от стартовой, чтобы потом забрать эти крохи. Наверное, тут какие-то другие все-таки есть условия.
ВЕДУЩИЙ: Тем не менее, как проверяются те компании, которые участвуют в торгах, или они просто предоставляют определенный набор документов, комиссия смотрит эти документы и этим удовлетворяется?
СУЧКОВ: Я бы этот вопрос разделил на две части. Те компании, которые участвуют в торгах, с одной стороны, проверяются на соответствие требованиям законодательства. Что имеется в виду? Компания должна быть зарегистрирована в установленном на территории Российской Федерации порядке. И если речь идет об электронных аукционах, такого рода проверку осуществляет электронная торговая площадка, как самостоятельный субъект правоотношений в размещении заказов, при регистрации либо аккредитации на площадке данной компании. С другой стороны, при решении вопроса о допуске данной организации к торгам она проверяется дополнительно еще и конкурсной аукционной комиссией. В какой части? В части того предложения, которое компания дает по исполнению контракта либо по поставке товара, с одной стороны; и с другой стороны, на соответствие требованиям, установленным законодательством. Например, если требуется наличие соответствующих лицензий либо допусков к отдельным видам работ на основании свидетельства, выданного саморегулируемым организациям. То есть такого рода проверка проводится на этапе торгов. Кроме того, существует ряд проверок, которые проводятся и на этапе заключения и исполнения контракта. Например, если проводятся работы, которые требуют соответствующего допуска, при заключении контракта заказчик проверяет эти разрешения у компании, с одной стороны. С другой стороны, заказчик должен и вправе проверить обеспечение исполнения контракта, о котором я сказал, и если это банковская гарантия, соответственно обратиться в банк, запросить банк, если это договор поручительства, запросить налоговую инспекцию.
ВЕДУЩИЙ: А проверяется ли бизнес-история компании, или вы сейчас тоже скажете: компания может быть только что создана, захочет выйти на рынок, бизнес-истории у нее никакой нет, и зачем же ее с торгов выкидывать?
СУЧКОВ: Ну, если она гарантировала свое участие в торгах в установленном законом порядке…
ВЕДУЩИЙ: Ради бога, что называется.
СУЧКОВ: Но нормы, по которым заказчик обязан был бы проверять бизнес-историю или основание, по которому за отсутствие такой бизнес-истории можно было бы отклонить от торгов, действительно в законе отсутствуют, вы правы.
ВЕДУЩИЙ: Тогда следующий вопрос. Компания, может быть, новичок на данном рынке и готова предложить, будем называть вещи своими именами, демпинговые цены, чтобы получить данный проект и попасть на тот же самый огромный московский рынок. Насколько много варягов в Москве появилось после того, как начались аукционы?
СУЧКОВ: Ну, если вы имеете в виду компании…
ВЕДУЩИЙ: Я имею в виду компании, которые раньше в Москве не работали.
СУЧКОВ: Мне трудно судить по городской системе. Безусловно, число компаний растет. Мы на протяжении практически всех лет проведения торгов по 94-му федеральному закону отмечаем рост количества участников торгов, которые подают заявки на участие в торгах. С введением электронных аукционов электронные торговые площадки, определенные в Российской Федерации (это пять площадок, вы знаете), также отмечают постоянный рост количества участников, и этот тренд продолжается.
ВЕДУЩИЙ: А география участников расширяется, я же про это сейчас говорю?
СУЧКОВ: География участников, принимающих участие в московских торгах?
ВЕДУЩИЙ: Да.
СУЧКОВ: Ну, я бы не сказал, что в разы, но тем не менее присутствуют, они были и раньше, организации, которые не зарегистрированы в Москве, но подавали заявки на участие в торгах. В ряде случаев выигрывали, в ряде случаев исполняли контракты без замечаний.
ВЕДУЩИЙ: В каких сферах в основном?
СУЧКОВ: Это в основном поставки.
ВЕДУЩИЙ: Поставки какой-то продукции?
СУЧКОВ: Да, продукции. Выполнение работ, безусловно, это сложно, оказание услуг тоже, а вот в части поставок такие случаи были и, насколько я помню, достаточно успешные.
ВЕДУЩИЙ: А что касается строительства, рынок уже весь поделен между московскими компаниями, в основном они принимают участие в строительстве?
СУЧКОВ: Нет, принимают участие разные компании и выигрывают разные компании. Просто надо понимать, что этот рынок достаточно сложно поделить, потому что он очень широкий с точки зрения предметов. Здесь же и жилищное строительство, и строительство объектов социального назначения.
ВЕДУЩИЙ: И там везде разные требования, понятно.
СУЧКОВ: Строительство объектов образования, строительство объектов здравоохранения, инженерные коммуникации, конечно, это совершенно разные работы. И, действительно, на выполнение этих работ приходит много участников. Я помню, что в начале года на строительство детских садов подавалось по 15 и более заявок.
ВЕДУЩИЙ: На один объект?
СУЧКОВ: Да, на один объект.
ВЕДУЩИЙ: То есть такая конкуренция реальная получалась?
СУЧКОВ: Да, реальная конкуренция.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, а какие услуги не выставляются на торги? Учителей вы же не на торгах нанимаете или врачей?
СУЧКОВ: Нет, конечно. На торги выставляются товары либо работы, которые приобретаются для обеспечения нужд тех же образовательных учреждений либо учреждений здравоохранения. Например, доступ в Интернет, техническое обслуживание медицинской техники, охранные услуги, организация питания, уборка помещений (клиринговые услуги).
ВЕДУЩИЙ: Я обратила внимание, что в Москве уборкой помещений занимается, такое ощущение, одна какая-то компания, может быть, их две, потому что так похожи по форме и чуть ли не по названиям. Как-то это немножечко удивляет.
СУЧКОВ: На самом деле это огромный рынок. Дело в том, что подобного рода услуги, они сложно поддаются централизации. И по сути дела, для всех учреждений бюджетной сферы города проводятся отдельные торги, на которых выбираются эти компании. Вполне возможно, что они имеют какую-то стандартную форму.
ВЕДУЩИЙ: А проводится, например, уборка в больницах - это конкурс для всего города или по округам?
СУЧКОВ: Допускается проведение торгов как для отдельных учреждений, так и для учреждений окружного подчинения в рамках совместных торгов для ряда таких учреждений. Все эти возможности законом предусмотрены. И заказчик в зависимости от той потребности, которая у него есть, и возможностей, организационных в том числе, такого рода услуги размещает. Но тут нужно понимать, что не всегда они размещаются именно в каком-то большом объеме, потому что услуги относятся скорее к работам, которые выполняют предприятия малого бизнеса. И в законе есть ограничение, по которому заказ в размере от 10 до 20% должен размещаться на специализированных торгах.
ВЕДУЩИЙ: Для малого бизнеса?
СУЧКОВ: Именно для малого бизнеса. По сути дела, закон о размещении заказов реализует функцию поддержки и малого предпринимательства в том числе таким образом.
ВЕДУЩИЙ: На самом деле это замечательно.
СУЧКОВ: Это отдельная норма закона, она реализуется. В Москве она реализована.
ВЕДУЩИЙ: Что касается еды, вы сказали про школы. Говорилось о том, что какие-то специальные комбинаты готовят еду для школьников. Но у меня такое ощущение, что это комбинаты питания городские. Или это тоже все на конкурсе было решено?
СУЧКОВ: Нет, организации питания отбираются все на торгах. Различные организационно-правовые формы собственности, вы правы. В ряде случаев победителями этих торгов становятся ГУПы.
ВЕДУЩИЙ: Государственные унитарные предприятия.
СУЧКОВ: Бывшие школьные базовые столовые, но есть и открытые акционерные общества, и общества с ограниченной ответственностью. То есть масса различных форм собственности у этих служб.
ВЕДУЩИЙ: Роман Владимирович, наверняка кто-то придет на эти торги, посмотрит, что там какой-то ГУП участвует, и скажет: чего я туда буду лезть, деньги платить, документы собирать, что-то там доказывать, если понятно, что ГУП победит?
СУЧКОВ: На самом деле это далеко не всегда так, во-первых. Во-вторых, надо понимать, что ГУП в этом случае будет выступать в тех же условиях, что и коммерческая организация. И обязанности по подготовке документов, по сбору заявки, по ее оформлению и по внесению залога для участия в торгах для ГУПа точно такие же, как для любой коммерческой организации. С точки зрения участия в торгах преференций закон не предоставляет.
ВЕДУЩИЙ: Это понятно. Но у ГУПа знакомые там есть, которые в конкурсной комиссии, например.
СУЧКОВ: Это уже называется конфликт интересов. Это уже другое положение. И в этом случае член конкурсной комиссии обязан заявить о такого рода конфликте.
ВЕДУЩИЙ: Были случаи, чтобы заявляли?
СУЧКОВ: Да.
ВЕДУЩИЙ: То есть честные люди у нас, которые говорят: извините, структура почти аффилированная.
СУЧКОВ: Ну, не аффилированная, но структура, в которой работают либо знакомые, либо родственники. Зачастую такие случаи происходят. Член комиссии выводится на момент рассмотрения данного вопроса из состава комиссии. Подводятся итоги по конкретному учреждению. И потом он опять начинает работать. Да, такие случаи бывают зачастую. Я считаю, что это правильная норма. Если этого не происходит, это уже нарушение, оно должно обжаловаться, и соответственно должны наступать последствия.
ВЕДУЩИЙ: А если человек об этом не заявил, кто-то со стороны следит за тем, чтобы такие вещи не происходили, то есть какой-то внешний контроль есть за тем, чтобы не было конфликта интересов?
СУЧКОВ: Да, безусловно. Внешний контроль осуществляется в сфере размещения заказов в первую очередь самими участниками, которые вправе обжаловать действия комиссии, любые. Кроме того, участники вправе обжаловать даже до того момента, как начала работать комиссия, положения конкурсной документации либо аукционной документации, в которой заказчик сформулировал свои потребности и разместил.
ВЕДУЩИЙ: То есть специфическое требование, направленное в интересах определенной компании?
СУЧКОВ: Да, конечно, большинство жалоб поступает именно на действия комиссии. Но достаточно большой процент от общего количества жалоб поступает и на положения документации в том числе.
ВЕДУЩИЙ: А тут есть какой-то регламент, какие документы должны быть представлены? Основные вы перечислили. А вот некоторые специальные документы? Как только начались вот такие широкомасштабные торги, тут же параллельно пошли разговоры о том, что зачастую заказчик выставляет специальное условие, и этому специальному условию соответствует исключительно одна компания.
СУЧКОВ: Я понял ваш вопрос, его, наверное, надо было задать по-другому: какие документы не вправе подавать заказчик, какие требования к участникам заказчик не вправе устанавливать?
ВЕДУЩИЙ: Да, я про это и спрашиваю.
СУЧКОВ: На самом деле перечень требований, которые устанавливаются к участникам, к их предложениям, он закрытый и абсолютно регламентирован нормами закона. Указано, какие требования заказчик может установить, и в законе указано, что он не может установить иных требований. Поэтому в том случае, когда участник видит, что установлено требование, направленное на то, чтобы этому требованию могла соответствовать одна какая-то компания, он вправе обжаловать это положение. И из практики могу сказать, что в любом случае эта жалоба будет признана обоснованной и заказчику будет выдано предписание внести изменения и восстановить равные права для участия в торгах всех заинтересованных лиц. Это вторая составляющая, о которой хотелось сказать.
Осуществляется контроль и силами контрольных органов в сфере размещения заказов, каковыми являются Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, управление ФАС по Москве; в случае Москвы также контрольный комитет города Москвы осуществляет эти функции, не только на основании жалоб участников размещения заказов, но также путем проведения плановых и внеплановых проверок. То есть сфера размещения заказов контролируется довольно жестко.
ВЕДУЩИЙ: А сколько стоит участие в торгах? Давайте для малого бизнеса, чтобы народ понимал, сколько должно быть денег, чтобы пойти на этот конкурс. С другой стороны, видимо, только через конкурс сейчас и можно получить какой-то заказ за городские деньги.
СУЧКОВ: Существует определенный сбор для того, чтобы зарегистрироваться, аккредитоваться на электронной торговой площадке, получить электронную цифровую подпись и так далее. Разные электронные площадки предлагают разные условия, так называемые комплекты поставщика. Но они примерно одинаковые, и это совершенно небольшие деньги, может быть, 2-3-4 тысячи рублей. И регистрация производится на период в несколько лет. Поэтому, если компания участвует, вы понимаете, что это небольшие деньги. А с точки зрения участия в конкретной процедуре - раньше всегда говорили, что это стоит столько, сколько стоит конкурсная документация. Но сегодня говорить об этом, наверное, не совсем правильно, потому что с введением норм 94-го закона вся документации размещена на официальных сайтах (раньше на сайтах субъектов, сейчас на общероссийском официальном сайте) и доступна для скачивания и ознакомления бесплатно. По сути дела, участие в конкурсе либо в аукционе для участника стоит столько, сколько требуется внести обеспечения.
ВЕДУЩИЙ: Я про это и говорю, это та самая страховая часть.
СУЧКОВ: Пять процентов стоимости контракта.
ВЕДУЩИЙ: Который будет заключен? Или от цены, которая указана сейчас на торгах?
СУЧКОВ: От стартовой стоимости, которая выставлена на торги.
ВЕДУЩИЙ: Пять процентов не такая большая сумма на самом деле. Я имею в виду, что если кто-то хочет поступить не очень честно, найти вот такую страховку в пять процентов…
СУЧКОВ: Для того чтобы принять участие, сумма действительно не очень большая. Ситуация меняется, когда заказ размещен и заключается контракт. Размер обеспечения исполнения контракта составляет уже до 30 процентов.
ВЕДУЩИЙ: А бывали случаи, что…
СУЧКОВ: Когда участник отказывается по получении счета?
ВЕДУЩИЙ: Да.
СУЧКОВ: Зачастую. Есть отдельная норма закона, по которой в случае отказа от заключения контракта со стороны участника, который не предоставил обеспечение исполнения, заказчик вправе заключить контракт со следующим участником - второй номер, следующее ценовое предложение. Более того, для участника, который таким образом поступает, отказ от заключения контракта чреват. Заказчик вправе его включить в реестр недобросовестных поставщиков путем соответствующего обращения в Федеральную антимонопольную службу. В этом случае такого рода участник будет лишен права участвовать в государственном заказе в течение двух лет.
ВЕДУЩИЙ: Роман Владимирович, я специально ищу некие подводные камни. Не может быть так, что создается специальная фирма, которая выходит на торги для того, чтобы дать вот это самое низкое предложение, победить, но при этом следующее ценовое предложение исходит от реальной фирмы, которая хочет получить заказ, и оно гораздо выше? А первая фирма потом уходит, и все замечательно, и все довольны?
СУЧКОВ: Вы говорите, если я вас правильно понимаю, о рисках, которые возникают от согласованных действий устойчивых пар либо при использовании каких-либо других схем?..
ВЕДУЩИЙ: Да, да.
СУЧКОВ: Вопрос понятен, и, в общем-то, эти риски известные. То есть игроков на этом участке не так много. Это либо заказчик, который готовит документы под конкретного поставщика, и соответственно поступает минимальное количество заявок либо одна на участие в торгах. В итоге контракт будет заключаться с единственным поставщиком по пункту 8 части 2 статьи 55, это допускается с точки зрения законодательства. Но по нашему мнению, этот случай нуждается в определенной дополнительной проверке. Также возможно, что участвует несколько участников, подается несколько заявок, но до торгов допускается одна заявка. То есть речь идет о тех ситуациях, когда потенциально заказчик устраняет всех участников, кроме того, который ему нужен. Второй случай - это основание пункта 9 части 2 статьи 55, тоже контракт может быть заключен, но тоже наша позиция такова, что это нуждается в дополнительной проверке. Ну, и третий случай, что касается сговора. Это уже основание пункта 10, когда к участию в торгах, в аукционе допущено определенное количество кампаний, более двух, но поступает одно ценовое предложение. Мы считаем, что в этом случае есть признаки сговора уже со стороны участников, направленного на поддержание цены на торгах. Мы во всех случаях в городской системе инициируем проверку, так сказать, контрольными органами действий заказчика (в первых двух) либо участников (в третьем случае).
ВЕДУЩИЙ: Какие санкции ждут этих людей?
СУЧКОВ: Если документация подготовлена под единственного поставщика, а содержит признаки, которые ограничивают конкуренцию, в этих случаях, как правило, контрольными органами выдается предписание заказчику, продляется срок приема заявок, вносятся изменения в документацию, и вот эти ограничения, они исключаются. Таким образом, расширяется круг участников, которые вправе подать заявки.
ВЕДУЩИЙ: Выясняется, кто принял решение именно так составить документацию, этот человек за это отвечает?
СУЧКОВ: Да. Он несет за это административную ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, существует отдельная норма, устанавливающая ответственность должностного лица, заказчика за утверждение документации, не соответствующей требованиям законодательства.
ВЕДУЩИЙ: Санкция какая, сколько?
СУЧКОВ: Это 30 тысяч рублей.
ВЕДУЩИЙ: Всего-навсего?
СУЧКОВ: За эпизод.
ВЕДУЩИЙ: За эпизод. А если там контракты на миллионы? Получается, что из комиссии он не выводится, из числа тех, кто составляет перечень документов, человек не выводится, он все равно там остается?
СУЧКОВ: Я сейчас назвал норму Кодекса об административных правонарушениях, по которой несет ответственность должностное лицо в случае установления его вины. Существует же еще и дисциплинарная ответственность. И мне представляется, что руководители органов исполнительной власти в любом случае получают представление от контрольных органов, кто из их государственных служащих привлечен к ответственности и за что, и если такого рода нарушения повторяются изо дня в день или имеется достаточно большое количество прецедентов, мне представляется, что это уже ответственность руководителей органов исполнительной власти о применении мер дисциплинарного и другого воздействия к подобного рода сотрудникам. Поэтому, мне кажется, что эти вопросы стоит разделить.
Что касается необоснованного отклонения всех участников, за это тоже предусматривается административная ответственность, также 30 тысяч рублей, и к ней привлекаются члены конкурсных комиссий, если они отклоняют заявки необоснованно. Зачастую это, наверное, самая распространенная часть той работы, которую проводят контрольные органы в этой сфере.
А что касается сговора участников, здесь нарушаются в первую очередь нормы даже не 94-го федерального закона, а 135-го закона о защите конкуренции, а именно 11-я и 14-я статьи этого закона. И я должен сказать, что в настоящий момент уже существует практика рассмотрения органами Федеральной антимонопольной службы такого рода дел, и в ряде случаев в нашей совместной практике с Управлением ФАС по Москве, контрольными органами усмотрены признаки наличия состава преступления, предусмотренного 178-й статьей Уголовного кодекса, и все материалы находятся в следственных органах сейчас, идет следствие.
ВЕДУЩИЙ: Последний вопрос. Мы начали с того, что торги организуются для того, чтобы сэкономить деньги, за минимальные деньги получить тот самый результат, который мы хотим…
СУЧКОВ: Торги организуются для того, чтобы обеспечить удовлетворение потребности государства.
ВЕДУЩИЙ: А все-таки денег-то сколько сэкономили, хотя бы в этом году, можете какую-то цифру назвать?
СУЧКОВ: Да. За 10 месяцев этого года заказ в городе размещен на сумму 400 миллиардов рублей, чуть больше, и экономия благодаря снижению начальных цен контрактов составила почти 40 миллиардов рублей, то есть порядка 10%.
ВЕДУЩИЙ: Ну что же, неплохо. Сколько школ и детских садов можно построить на эти деньги?
СУЧКОВ: Да, спасибо за вопрос, я к нему подготовился. Значит, школ можно было бы построить 93, а детских садов - 150.
ВЕДУЩИЙ: Я благодарю нашего гостя.