Картинка

Маяк. Москва Ситуация с обманутыми дольщиками - кто защитит граждан-соинвесторов?

21 декабря 2011, 16:00

Персоны

В Москве сегодня насчитывается 1800 обманутых дольщиков. На решение их проблем в будущем году будет выделено около 5,5 млрд рублей и введено в эксплуатацию около 70 тыс. кв. метров жилья. А недавно в федеральное законодательство были приняты поправки, которые будут защищать права граждан, приобретающих жилье в домах, построенных в рамках инвестпроектов. О том, станут ли эти поправки дополнительным барьером для злоупотреблений с квартирами добросовестных граждан-соинвесторов, рассказывает депутат Мосгордумы Иван Новицкий. Ведущая – Елена Щедрунова.

 

ВЕДУЩИЙ: Наш гость - депутат Московской городской думы Иван Новицкий. Мы будем говорить про инвестиционный климат в Москве, в частности в строительном бизнесе. И также поговорим о том, как будет меняться градостроительная политика, поскольку я понимаю, что она будет меняться все-таки.

НОВИЦКИЙ: Совершенно верно. Она уже в нынешнем году менялась. И самое главное, что все крупные развивающиеся города мира переживают разные этапы своего развития. У нас в Москве сейчас такой этап, когда на первый план выходят именно дорожное строительство и общественный транспорт. И мы должны нашу градостроительную политику, жилищное строительство, которое тоже у нас будет продолжать развиваться, офисное, строительство торговых центров приспосабливать под эти самые главные проблемы города, делать так, чтобы и наш генеральный план, и правила землепользования и застройки, и такие важные документы, которые должны приниматься в Московской городской думе, как законы города Москвы, соответствовали нынешнему состоянию градостроительной политики и вот такому изменению идеологии. Это естественный этап, потому что мы видим, что город достаточно бурно развивается.

ВЕДУЩИЙ: Имеется в виду офисное и жилищное строительство?

НОВИЦКИЙ: Да, совершенно верно. И поэтому мы должны подтянуть нашу дорожно-транспортную обстановку, которая всем понятна и всеми критикуется, и за прошедший год в этом плане уже были проведены локальные мероприятия, помимо того, что была выработана новая градостроительная политика, были проведены локальные дорожно-транспортные мероприятия по созданию заездных карманов, парковок, организации выделенных полос и сделан большой шаг в строительстве и развитии метрополитена в городе Москве и всех других видов общественного транспорта.

ВЕДУЩИЙ: Когда мы говорим об изменении градостроительной политики в связи с тем, что упор делается на развитие дорожно-транспортной сети, означает ли это, что какие-то проекты, которые были в планах, я имею в виду прежде всего жилищное строительство, будут временно заморожены, будут пересмотрены? Если это так, то где, конкретные адреса, пожалуйста?

НОВИЦКИЙ: Дело в том, что в городе год назад было примерно 1200 инвестиционных контрактов, выполнение которых по тем или иным причинам было задержано. И образованная мэром городская градостроительная и земельная комиссия в течение прошедшего года проделала колоссальную работу по рассмотрению всех инвестиционных контрактов. Контракты, которые не выполнялись долгие годы, то есть сроки были нарушены, то, что было подписано инвесторами и городом, они в некоторых случаях были прекращены.

ВЕДУЩИЙ: Прекращены потому, что новая градостроительная политика, или потому, что инвесторы оказались несостоятельными?

НОВИЦКИЙ: Инвесторы оказались несостоятельными. И это совпало с тем, что существовали контракты, которые инвесторы не в состоянии были выполнить, с одной стороны, а с другой стороны, городу необходимо было посмотреть, где нужно развивать, как нужно строить. Сейчас у нас пока еще не приняты правила землепользования и застройки в Москве. Это очень важный документ, который определяет такие параметры, как функциональное назначение территории, высотность строительства, плотность застройки, процент застроенности территории. Все эти параметры нужно будет, и сейчас такая работа ведется…

ВЕДУЩИЙ: Слушайте, а как же раньше-то строили, как бог на душу положит или как комиссия разрешит?

НОВИЦКИЙ: Нет, дело в том, что у нас, конечно, градостроительное законодательство развивалось, и в 1990-е годы еще не было такого Градостроительного кодекса Российской Федерации, который был принят в нулевые годы, как теперь принято говорить. И московское законодательство, региональное, оно подчиняется Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному, Жилищному кодексу. Были приняты соответствующие документы и в Москве, которые определяли эти параметры. Мы должны соответствовать федеральному законодательству.

ВЕДУЩИЙ: Московские правила будут жестче федеральных или нет? Та же высотность, та же плотность застройки - это регулируется?

НОВИЦКИЙ: Дело в том, что правила землепользования и застройки - это региональный документ или городской документ. И мы в нашем регионе, субъекте Федерации - Москве, как в целом городском поселении, должны будем эти правила принять. Правила определяют все эти параметры.

ВЕДУЩИЙ: Я поэтому и спрашиваю. Все же строили последние годы, строили бурными темпами. Получается, правил не было, а все строили. Называется - строили, строили и наконец построили.

НОВИЦКИЙ: Дело в том, что был генеральный план развития города еще предыдущий. А вот такой документ, как правила землепользования и застройки, он должен был быть принят либо в прошлом году, либо в текущем году…

ВЕДУЩИЙ: То есть фактически строили по плану, нарисованному на бумаге, при этом не было планов, которые бы просчитывали всю ситуацию, да, и фактически смотрели на перспективу?

НОВИЦКИЙ: В принципе ситуации просчитывались, потому что если мы смотрим, определяем Градостроительным кодексом и Российской Федерации, и московским градостроительным кодексом, как должно происходить строительство, то, конечно, существуют уровни градостроительного планирования. Это и генеральный план, и правила землепользования и застройки, и территориальные схемы, и проекты планировки, которые уже определяют каждую конкретную территорию. В принципе большие разработки кварталов, такие работы, как снос домов пятиэтажных первого периода индустриального домостроения, они проводились только там, где утверждены проекты планировки. Был в 1990-е годы еще термин «точечная застройка».

ВЕДУЩИЙ: Да. Но ее запретили?

НОВИЦКИЙ: Но, конечно, после принятия Градостроительного кодекса мы уже не могли это делать, хотя в некоторых случаях еще в 1990-е годы это было необходимо делать, потому что надо было какие-то аварийные дома убирать ветхие, строить стартовые дома.

ВЕДУЩИЙ: Новые кварталы появились даже в Центральном округе, недалеко от меня, на Рабочей улице, на Нижегородской улице, там целый кусок квартала, где строят просто новые дома огромные.

НОВИЦКИЙ: Совершенно верно. Там были как раз те пятиэтажки первого периода, которые нужно было сносить по плану, ветхие.

ВЕДУЩИЙ: Я понимаю, что уже построили, а вот каких-то правил определенных, о которых вы говорите, их нет. Так когда эти правила примут, то, что построено, будет этим правилам соответствовать?

НОВИЦКИЙ: Конечно. Правила принимаются, исходя из существующей ситуации. И это как бы ограничения на будущее. Потому что на основании этих правил землепользования и на основании решения градостроительной и земельной комиссии выдаются такие документы, как градостроительный план земельного участка. Это документ, который определяет для данного земельного участка все возможные параметры развития, и функциональное назначение, и все параметры высотности и плотности застройки.

ВЕДУЩИЙ: Мы начали с того, что в Москве слишком много зданий и слишком мало дорог, слишком мало дорожно-транспортной инфраструктуры. Сейчас упор будет сделан на то, чтобы плотность застройки стала меньше, дорожно-транспортной инфраструктуры больше…

НОВИЦКИЙ: Ну, меньше мы не везде сделаем, мы ее, наверное, только в реконструируемых районах не будем увеличивать во многих случаях в дальнейшем.

ВЕДУЩИЙ: То есть, строго говоря, люди теперь должны понимать, что те районы, в которых они живут, скорее всего, таковыми и останутся, плотнее не станут?

НОВИЦКИЙ: Скорее всего, так, еще будут расчеты. Но еще зависит от таких параметров, как вот, допустим, окончание сноса домов первого периода индустриального домостроения.

ВЕДУЩИЙ: По-моему, уже закончили, нет?

НОВИЦКИЙ: Нет. В ближайшие годы должно быть завершено.

ВЕДУЩИЙ: Еще предстоит много?

НОВИЦКИЙ: Да, еще есть пятиэтажки из тонких панелей, которым срок через некоторое время выйдет, и их нужно снести и построить новое современное жилье. И потом у нас есть еще в городе ветхие и аварийные дома, которые мы тоже должны постепенно сносить. А если аварийный дом, то уже не постепенно даже.

ВЕДУЩИЙ: А сколько, кстати?

НОВИЦКИЙ: Ну, сейчас окончательный этап. Наверное, аварийных домов не так уж много.

ВЕДУЩИЙ: Хотя бы порядок?

НОВИЦКИЙ: Но по ветхому жилью еще надо будет определить, какое жилье. Это комиссии межведомственные собираются, определяют. Конечно, если жилье ветхое, то оно должно быть в плане.

ВЕДУЩИЙ: Десятки, сотни, тысячи домов, порядок какой?

НОВИЦКИЙ: Порядок сотен.

ВЕДУЩИЙ: Несколько сотен. Ну, в масштабах города это не что-то огромное.

НОВИЦКИЙ: В масштабах города это, может быть, не так много, но все равно мы должны будем делать. Время идет, сроки истекают, потому что годы, десятилетия проходят. Появляются какие-то дома, с которыми нужно тоже определиться, они являются ветхими или все-таки подлежат капитальному ремонту и их можно сохранить в таком виде. Потом надо определить все историко-культурное наследие в центре города Москвы, в Центральном округе, те достопримечательные районы города Москвы, которые необходимо сохранять в том виде, в котором они есть. Это многими нормативными документами в Москве определено. Но нам необходимо за ближайшие годы это все доработать, посмотреть. И вот как раз Государственная целевая программа города Москвы по градостроительной политике эту тему определяет, это программа, в которой все эти вещи прописаны, и в ближайшие пять лет такая работа должна быть проведена.

ВЕДУЩИЙ: Есть один тонкий момент. Несколько лет назад в репортажах по телевидению зачастую можно было увидеть, в каких жутких условиях люди живут в Москве. Смотришь, за голову хватаешься и не понимаешь, как такое может быть в столице. Потом говорят: извините, но это же не городское жилье, это жилье какого-то предприятия, оно не принадлежит городу. Я так понимаю, что сейчас ситуация изменилась, сейчас все жилье абсолютно…

НОВИЦКИЙ: Вы правильно сказали, да, что практически все жилье передано на баланс города Москвы. Только, может быть, какие-то остаются еще дома ведомственные, но тем не менее везде должен быть наведен порядок. И нет такой ситуации, что Москва не отвечает за дома.

ВЕДУЩИЙ: То есть, даже если это ведомственное здание, все равно город это контролирует и, если что, заставляет собственника делать ремонт либо сам что-то делает?

НОВИЦКИЙ: Обязательно. Мы приняли такое дополнение в московское законодательство, что есть обладающая государственным контролем жилищная инспекция, которая обязана требовать с эксплуатирующей организации все необходимые нормы для современного комфортного жилья.

ВЕДУЩИЙ: И если вдруг человек живет в таких совершенно ужасных условиях, которые, кроме как барачными, назвать невозможно, а ему говорят, что, извините, это ведомственное жилье, он все равно должен знать, что нужно обращаться к московским властям, чтобы те пришли, навели порядок и призвали собственника этого жилья к тому, чтобы он людям создал нормальные условия?

НОВИЦКИЙ: Да, совершенно верно. И вот я как раз не зря говорил про такие ветхие, аварийные дома, которые должны быть обязательно либо реконструированы, либо приведены в надлежащее состояние.

ВЕДУЩИЙ: На самом деле то, о чем мы говорили, наводит на мысль, что некоторые инвестконтракты вообще могут быть расторгнуты, тем более если инвесторы вообще еще не приступали к работе. И если, предположим, городские власти считают, что он не должен быть вообще выполнен, этот инвестконтракт, они могут эти контракты расторгнуть. Означает ли это, что какие-то стройки не появятся, какие-то стройки даже могут быть заморожены на нулевом цикле?

НОВИЦКИЙ: Нет, такого практически нет. Дело в том, что городские власти Москвы и Санкт-Петербурга, согласно федеральному закону, имеют право расторгать те инвестконтракты, которые фактически не начинались еще, а сроки по которым истекли, и обязательства города по этим вещам истекают. Другое дело, что если контракт уже фактически прекратил свое существование, то не нужно судебного решения, просто можно в одностороннем порядке его расторгать.

И при этом надо отметить несколько важных моментов. Принятый закон защищает права граждан, которые приобретают жилье, построенное в рамках инвестконтрактов, и помогает решать проблему обманутых дольщиков, потому что по закону предусмотрено, что стороны по инвестконтракту получают право собственности на свои доли в построенном объекте только после его завершения. Организации-инвесторы, которые не выполнили обязательства, но к моменту истечения срока контракта строительство выполнено на 40%, могут продолжать такую работу. И, кроме того, для организаций-инвесторов устанавливаются финансовые гарантии, даже при некотором наличии срыва сроков, при расторжении соответствующего контракта устанавливаются гарантии по возмещению всех реальных расходов на проектирование и строительство с начислением на соответствующие суммы в размере процентной ставки рефинансирования Центрального банка.

ВЕДУЩИЙ: А за что же такая любовь к инвесторам, которые не выполнили свои обязательства?

НОВИЦКИЙ: На самом деле ситуация облегчается. Но при этом затраты, естественно, возмещаются.

ВЕДУЩИЙ: А почему? Ведь, собственно, городская власть контракты расторгает потому, что инвесторы, может быть, вообще стройку заморозили. Они строили, строили, потом что-то у них изменилось, какие-то планы, стройку они заморозили, она нерентабельна. Ребята, мы из этого проекта выйдем, так нам же деньги еще вернут, да еще нам проценты за это дело заплатят! А потом город это все будет достраивать?

НОВИЦКИЙ: Нет, деньги вернут, которые были заплачены инвестором за участок.

ВЕДУЩИЙ: То есть за землю. Вы же говорите, что и за строительство?

НОВИЦКИЙ: Это если кто-то достраивает, если кто-то выполняет и дальше эти обязательства, то, конечно, те суммы, которые были внесены в строительные проекты, они будут возмещаться.

ВЕДУЩИЙ: Из бюджета города?

НОВИЦКИЙ: Не обязательно. Новым инвестором. Там разные механизмы возможны. И закон, конечно, касается, о котором мы говорим, ранее заключенных контрактов и никак не связан со вновь реализуемыми проектами. Поэтому вот такие уточнения, как вы совершенно правильно сказали, облегчение работы по освобождению площадок, на которых не выполнены обязательства…

ВЕДУЩИЙ: Типа, ребята, давайте уходите, а мы тут найдем тех, кто все это достроит. Это в тех случаях, если городу объекты очень нужны? Я правильно понимаю?

НОВИЦКИЙ: Совершенно правильно вы понимаете.

ВЕДУЩИЙ: Вернемся к обманутым дольщикам. На самом деле вы сказали о том, что они страхуются от двойной-тройной продажи квартир.

НОВИЦКИЙ: Совершенно верно.

ВЕДУЩИЙ: Но ведь большинство обманутых дольщиков приходит со своими плакатами и требованиями к властям не в тех случаях, когда их квартиры перепроданы несколько раз, а когда вообще дом не построен, находится в нулевом цикле много лет. Они-то как будут защищены?

НОВИЦКИЙ: Если дом не построен, а средства внесены, то тут как раз возможно освобождать участки, подбирать нового инвестора на каких-то условиях. Но бывают и другие ситуации, гораздо более сложные. Потому что, когда ситуация невыполнения обязательств, это еще можно поправить. Хуже, когда ситуация мошенническая, то есть перепродано несколько раз. И это уже действительно уголовное дело, мошенничество, но при этом получается, что раз это мошенническая операция, сделка, то тогда государство по мошенничеству не несет ответственности. Если действительно, допустим, участок не был предоставлен, а просто какая-то компания объявила в средствах информации, распространила рекламу как-то, может быть, просто типа подметных писем…

ВЕДУЩИЙ: Ну да, контора «Рога и копыта», несите нам деньги, мы будем строить Суэцкий канал.

НОВИЦКИЙ: Вы совершенно правильно определяете. И вот, конечно, с мошенническими организациями город по таким моментам не несет ответственности, как и по любым, собственно, мошенническим действиям. Если кто-то вам что-то на улице предлагает…

ВЕДУЩИЙ: То это ваша ответственность называется.

НОВИЦКИЙ: Но все равно стараются разобраться, стараются выявить мошенников и как-то наказать и стараются помочь гражданам с этим разобраться.

ВЕДУЩИЙ: А вообще эти сделки мошеннические в последнее время происходят реже или с той же частотой, как и раньше?

НОВИЦКИЙ: Во всяком случае, меняется законодательство. Вот 214-й закон, который как раз определял возможности долевого участия в строительстве, и мы сегодня давали отзыв на одну федеральную инициативу по уточнению этого законодательства. И сегодня в городской думе тоже эту тему достаточно подробно разбирали при обсуждении отзыва на федеральный закон. Действительно, закон о долевом участии в строительстве достаточно жестко пресекает многие схемы, потому что регистрируются договорные отношения, и без государственного контроля это не проходит. Поэтому для мошеннических действий меньше поле. То есть вы действительно должны знать и понимать, что у вас нормальный контракт, вы платите деньги только по такому заключенному договору, который регистрируется. И если к вам на улице подходят и просят дать на что-то деньги…

ВЕДУЩИЙ: А регистрируется где?

НОВИЦКИЙ: Регистрируется как договор соинвестирования. Есть специальный механизм, который позволяет…

ВЕДУЩИЙ: Через нотариуса? Скажите, как это делается, чтобы люди понимали, когда им лапшу на уши вешают, а когда нет.

НОВИЦКИЙ: Ну, во всяком случае надо иметь дело только с проверенными организациями, согласно закону надо посмотреть, потому что мы в этой беседе…

ВЕДУЩИЙ: Надо реестр посмотреть, да?

НОВИЦКИЙ: Мы в этой беседе подробно не расскажем, но во всяком случае надо тогда познакомиться с этим законом федеральным. Если вы хотите не просто так идти, куда зовут, а все-таки посмотреть нормативную базу и по ней действовать.

ВЕДУЩИЙ: То есть нужно понимать, что должно быть в инвестконтракте написано?

НОВИЦКИЙ: Совершенно верно.

ВЕДУЩИЙ: Если какой-то пункт отсутствует, вы должны сразу насторожиться и сказать: я пойду других искать.

НОВИЦКИЙ: Лучше не просто идти, куда захотелось, а проверять законодательно и посоветоваться с юристами при этом, для того чтобы все нормативные условия федерального законодательства были соблюдены.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Иван Юрьевич, я очень довольна, как и все москвичи, что с приходом нашего Сергея Семеновича занялись детскими садами. Это низкий поклон. Потому что это человек с человеческим лицом, который жизнь не понаслышке слышит.

НОВИЦКИЙ: Да, приятно слышать, действительно так. Большая работа была в прошедший год проведена.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Надежда Мироновна.

ВЕДУЩИЙ: У вас вопрос какой-то?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Благодарность. Пусть слышат миллионы и миллионы: не болтология, а дело.

ВЕДУЩИЙ: Продолжим. Я так понимаю, что теперь по-новому будут определять, где что строить, какие объекты - торговые, спортивные, гаражи и так далее. Здесь тоже есть какие-то новации, да?

НОВИЦКИЙ: Да, действительно. В программе градостроительная политика определена как необходимость актуализации существующего Генерального плана города Москвы, который по-новому определил и зоны стабилизации, и зоны активной застройки, параметры и направления развития.

ВЕДУЩИЙ: Так, стоп, Иван Юрьевич. Такие были баталии по поводу генплана. Главный архитектор Москвы говорил: мы так классно все сделали, вот зоны стабилизации. А вы говорите, сейчас все будет пересматриваться?

НОВИЦКИЙ: Дело в том, что мы вступаем действительно в следующий этап. Количество переходит в качество. И необходимость формирования сейчас целостной концепции развития московской агломерации, всего московского региона…

ВЕДУЩИЙ: Вы имеете в виду дополнительную территорию в том числе?

НОВИЦКИЙ: Не только. И дополнительную территорию, и необходимость создания единой концепции московской агломерации в стратегическом плане. Сейчас разрабатывается как раз стратегия развития московского региона в целом, то есть Москвы и Московской области с учетом прилегающих регионов, с одной стороны, с другой стороны, конечно, и генеральный план региона, как и положено, с учетом новых территорий тоже будет пересматриваться. Действительно, 160 тысяч гектаров новых территорий, там потенциальный выход построек порядка 100 миллионов квадратных метров, как оценивают эксперты. И поэтому будут разрабатываться новые отраслевые и территориальные схемы. И надо будет с учетом всего этого достаточно подробно прорабатывать эти схемы. В ближайшие два года будут утверждать 21 территориальную и 54 отраслевые схемы, так записано в программе градостроительной политики.

ВЕДУЩИЙ: Меня волнует только одно: зоны стабилизации из того генплана, который был принят, они не будут пересмотрены? Народ может в этом смысле расслабиться, тот, кто внимательно следил за этими дискуссиями, кто внимательно изучал: он живет в какой зоне, стабилизации или нет?

НОВИЦКИЙ: Во-первых, те промышленно-производственные зоны, которые были определены как зоны стабилизации, в некоторых случаях получили уже и некоторое дополнительное развитие. Это нужно тоже учитывать в первую очередь при реализации схем дорожно-транспортных, развития общественного транспорта. Дальше. Больше будет, наверное, в ближайшие годы такая консервативная политика в этом плане. То есть будут сохранять существующее положение, разрабатывая при этом достаточно детально территориальные схемы с учетом отраслевых схем и проекты планировки территорий. И решения о строительстве будут приниматься уже только при наличии существующих проектов планировки территорий, на основании которых будет оценена возможность строительства и оценена в первую очередь дорожно-транспортная ситуация, возможности общественного транспорта.

ВЕДУЩИЙ: То есть, если я правильно понимаю, теперь не будут строить дороги какими-то отрезками. Вот, мол, есть у нас возможность расширить дорогу, мы тут все чудно расширили; потом люди проскакивают на машинах этот расширенный участок дороги и упираются в то самое узкое горлышко, которое было раньше. Означает ли это, что теперь будут рассматривать трассу на всем ее протяжении?

НОВИЦКИЙ: Вы совершенно правильно сказали. Действительно, магистрали, дублеры - все это будет просчитываться таким образом с учетом опять же развития общественного транспорта, уличного транспорта, метрополитена, железных дорог, но при этом локальные мероприятия, конечно, будут проводиться. Они в этом году проводились. То есть локальные мероприятия, которые связаны с конкретным улучшением дорожно-транспортной ситуации.

ВЕДУЩИЙ: Но все-таки со взглядом на перспективу?

НОВИЦКИЙ: Со взглядом на перспективу, естественно, но в том месте, где это можно сделать - сделать парковки, карманы, расширить как-то дорожно-транспортную сеть, сделать дублеры.

ВЕДУЩИЙ: Теперь про инвестклимат все-таки. Планов - громадье. Все это будет делаться, я надеюсь, в большей степени за счет денег инвесторов, а не за счет городского бюджета, потому что городской бюджет все-таки, боюсь, не выдержит.

НОВИЦКИЙ: Что касается дорожно-транспортного развития и общественного транспорта, тут траты бюджетных средств будут большие.

ВЕДУЩИЙ: Безусловно. Ну а что касается строительства? Хотя я так понимаю, что и в дороги могут инвесторы вложиться, да?

НОВИЦКИЙ: Да, мы говорим про государственно-частное партнерство, про возможность проработки темы концессий - даже на строительство метрополитена, на строительство транспортно-пересадочных узлов.

ВЕДУЩИЙ: Насколько бизнес-сообщество к этому готово, и вообще с интересом ли оно смотрит в этом направлении?

НОВИЦКИЙ: Вот сейчас достаточно активно эта тема обсуждается. На прошедшей  неделе как раз был проведен инвестиционный бизнес-форум Департаментом внешнеэкономических связей и международного сотрудничества, вот такой международный инвестиционный форум. В начале декабря был проведен градостроительный форум в Москве, один из крупнейших мировых форумов, с приглашением специалистов из разных частей мира, для того чтобы понять, как одному из крупнейших мегаполисов, Москве, развиваться дальше с учетом всего имеющегося мирового опыта.

ВЕДУЩИЙ: Насколько интересно это было людям? Их зазывали, говорили: придите, ради бога, посмотрите? Или они сами бежали?

НОВИЦКИЙ: Участвовали очень активно, очень интересовались. От профессионалов мирового уровня, высочайшего класса до архитектурной молодежи, которая тоже давала свои, скажем так, учебные проекты для того, чтобы показать возможности развития московского региона.

ВЕДУЩИЙ: Учебные проекты - это все понятно, и проекты архитекторов - это тоже понятно. А люди с деньгами, есть ощущение, что они готовы вкладываться в московскую инфраструктуру?

НОВИЦКИЙ: Интерес достаточно большой.

ВЕДУЩИЙ: Потому что раньше в основном торговые центры строили и в это очень активно вкладывались. А сейчас?

НОВИЦКИЙ: Ну, вот сейчас мы прорабатываем возможности московского и федерального законодательства по созданию вот такой концессионной структуры. Сейчас прорабатывается достаточно серьезно вопрос малого кольца Московской железной дороги, подключения его к пассажирскому транспорту.

ВЕДУЩИЙ: Его прорабатывают который год и все никак.

НОВИЦКИЙ: Только совсем недавно были состыкованы возможности и федеральных, и московских властей, и Российских железных дорог…

ВЕДУЩИЙ: То есть наконец встретились.

НОВИЦКИЙ: Прорабатывали достаточно долго. Но несколько лет назад возникли некоторые кризисные явления мировые и российские, коснулось это Москвы. Все-таки Москва не могла свои средства в значительном количестве направлять на этот, пусть и наиважнейший, проект, который действительно давно обсуждается. Но вот сейчас все условия сошлись. И я думаю, что в ближайшие годы будут сделаны решительные шаги в этом направлении, если будет все стабильно и нормально развиваться.

ВЕДУЩИЙ: Понятие концессии для нашей страны было в 1920-е годы весьма распространенным. И под это очень многие зарубежные инвесторы в страну приходили. Сейчас у нас другое время. О концессиях говорят крайне редко. Слово «концессия» многих может испугать. А дадут ветку метро в концессию, и все скажут: «И что, мы теперь будем огромные деньги за переезд платить? Собственник теперь какие захочет цены, такие и поставит».

НОВИЦКИЙ: Нет. Совершенно не так. Мы видим по транспортной инфраструктуре, что можно вкладывать деньги инвесторов в те же транспортно-пересадочные узлы, в развитие каких-то соседних, сопредельных бизнесов. И кроме того, мы видим по нашему общественному транспорту, что цены и в городском транспорте Мосгортранса, и в маршрутках примерно одинаковые. Хотя это частные компании, которые, конечно, работают согласно городским планам, согласно утвержденным и пройденным конкурсам, все равно мы видим, как между собой и конкурируют, и взаимодействуют и частный транспорт, и городской транспорт. И, по-моему, от такой конкуренции только положительный эффект…

ВЕДУЩИЙ: Скажите, что происходит на площади Павелецкого вокзала и на площади Белорусского вокзала? Когда же этот ужас закончится и мы увидим площади? Какие-то сроки есть?

НОВИЦКИЙ: Вы совершенно правильно сказали. Это два инвестиционных проекта по подземному освоению двух территорий перед двумя вокзалами. И те проекты, которые были, они предусматривали в основном торговую направленность. Стало понятно, что нельзя в таком виде продолжать, иначе это не позволит развиваться транспортным схемам. И в основном сейчас будет упор на пересмотренные схемы с городским финансированием под развитие парковочного пространства. На площади Павелецкого вокзала исторически, я еще сам помню, в моем детстве был рынок. И это, конечно, торговая функция была исторически. Но стало понятно, что сейчас ее восстанавливать, как это планировалось, уже в нынешней дорожно-транспортной ситуации невозможно.

ВЕДУЩИЙ: То есть там в основном парковки будут?

НОВИЦКИЙ: Да.

ВЕДУЩИЙ: Но вопрос, когда это строительство-то закончится?

НОВИЦКИЙ: Принятые решения градостроительной и земельной комиссии позволяют разрешать тяжелые транспортные проблемы на границе Тверской-Ямской и Ленинградского проспекта, если мы берем площадь Ленинградского вокзала, площадь Тверской Заставы, там в ближайшее время работы будут продолжены. И работа на этом узле будет обязательно вестись с учетом в первую очередь именно дорожно-транспортной ситуации, а не строительства еще какого-то дополнительного торгового комплекса.

ВЕДУЩИЙ: О конкретных сроках окончания всего этого ужаса вы не слышали, я так понимаю, да?

НОВИЦКИЙ: Сейчас они окончательно просчитываются, потому что мы понимаем, что работы могут вестись только без остановки всего существующего движения там.

ВЕДУЩИЙ: Ну, что касается Белорусского вокзала, да. Но Павелецкий, там никто не ездит, там просто огороженная территория, закрытая щитами уже 10 лет.

НОВИЦКИЙ: Там просчитают, как это лучше сделать, надо посчитать, если будут городские средства вложены, как это правильно использовать, правильно подобрать подрядчиков. И самое главное - все это правильно спроектировать.

ВЕДУЩИЙ: Спроектировать, посчитать и нормальных подрядчиков найти. Вот такие довольно сложные задачи стоят перед московскими властями не только на Белорусском вокзале, но и на Павелецком. Надеюсь, что они будут благополучно разрешены в обозримом будущем. Я благодарю нашего гостя.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация