Маяк. Москва 25.01.2012 - С 1 января этого года прохождение технического осмотра автомобиля происходит по обновленным правилам

25 января 2012, 16:00

Персоны

С 1 января этого года прохождение технического осмотра автомобиля происходит по обновленным правилам. Ранее порядок был такой: покупаете полис, ставите авто на учет, проходите ТО. Теперь порядок следующий: техосмотр - полис – регистрация. Но у автовладельцев вопросов более чем достаточно. Например, что с ценами? Сколько сейчас сертифицированных частных компаний, где можно пройти осмотр? Где в случае утраты или порчи талона ТО можно получить дубликат талона или диагностической карты? Все вопросы, касающиеся технического осмотра автотранспорта в столице, адресуем начальнику управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаилу Николаевичу Порватову. Ведущая – Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов. Итак, вот уже чуть больше трех недель, как Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу. Я напомню, какой был ранее порядок. Сначала вы покупаете полис, ставите машину на учет и проходите ТО. Сейчас у нас формула поменялась, правильно?

ПОРВАТОВ: Да.

ВЕДУЩИЙ: Техосмотр, полис, регистрация.

ПОРВАТОВ: Да, именно так.

ВЕДУЩИЙ: От перестановки слагаемых сумма все-таки изменилась, потому что уже есть достаточно много негативных отзывов. Если у вас есть свой список, я вам дозволю первому озвучить, потому что, естественно, у меня тоже есть свой, и мы сравним, совпадают ли они. Или вы пока о претензиях ничего не слышали?

ПОРВАТОВ: Нет, конечно, слышал. Более того, мы говорили о недостатках 170-го закона «О техническом осмотре транспортных средств» задолго до его вступления в силу.

ВЕДУЩИЙ: Еще на обсуждении в Госдуме?

ПОРВАТОВ: Нет. Он был подписан 1 июля, а когда мы увидели окончательный текст, после определенного анализа мы увидели ряд существенных недостатков, которые касаются прежде всего страховых компаний, то есть создаются трудности при заключении договоров ОСАГО. Поэтому, конечно, недостатки есть, но надо сказать, что закон получился достаточной сложный. Он еще вносит изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации, в частности, в закон о полиции, в закон об ОСАГО и так далее. И кроме того, он потребовал принятия более чем 20 подзаконных нормативно-правовых актов. То есть это получилась комплексная…

ВЕДУЩИЙ: В принципе это достаточно обычная процедура, когда закон вступает в силу и следуют какие-то подзаконные акты.

ПОРВАТОВ: Вы знаете, это обычная процедура. Просто такого количества подзаконных актов во исполнение одного закона, по утверждению представителей Минэкономразвития, не было в последние лет пять. То есть закон получился действительно очень сложный.

ВЕДУЩИЙ: И поэтому в нем так сложно разобраться? Хотя в принципе вроде как всё просто: сказали, где можно получить талон, сколько это будет стоить, пожалуйста. Только вот талонов нет. Я прочитала, что эти новые талоны должны были быть выпущены в прошлом году тиражом не менее 12 миллионов экземпляров, но в результате отпечатали всего 1,7 миллиона экземпляров. Подсчитали, что на каждый пункт ТО это получается примерно по 500 бланков, которые раздали сразу в начале года, и соответственно уже всё, их нет.

ПОРВАТОВ: Я не знаю, откуда взялись эти цифры - 1,7 миллиона, почему 12 млн нужно. Могу лишь сказать, что, например, в прошлом году было выдано талонов технического осмотра 30 миллионов. В этом их будет меньше, потому что машины в возрасте до трех лет не должны проходить технический осмотр, а их достаточно много. Что касается бланков, действительно, на сегодняшний день это самая большая проблема, самая острая проблема. Дело в том, что существует два порядка обеспечения бланками операторов технического осмотра. Первый - те организации, которые действовали в 2011 году и внесены в реестр операторов технического осмотра, эти организации могут получать в течение первого квартала бланки старого образца.

ВЕДУЩИЙ: А их много, таких компаний вообще, их достаточно?

ПОРВАТОВ: Их достаточно. Это практически все те компании, которые действовали в 2011 году. Из почти 2300 таких организаций внесено в реестр практически 2000, то есть их достаточно, и они могут получать бланки старого образца. Их достаточно в целом по России, то есть в среднем по больнице температура нормальная, но, к сожалению, по регионам они распределены неравномерно. В каких-то регионах их много, в каких-то их мало.

ВЕДУЩИЙ: А почему так получилось?

ПОРВАТОВ: Потому что таковы были остатки в регионах. Это просто объективная информация. К сожалению, МВД России не удалось пока перераспределить бланки между регионами, хотя об этом был разговор, и в ряде регионов бланков старого образца действительно не хватает.

Что касается бланков-талонов технического осмотра нового образца, на самом деле их достаточно, их отпечатали в достаточном количестве, просто почему-то операторы технического осмотра не очень активно подают заявки на получение этих бланков. На самом деле я бы хотел воспользоваться вашим эфиром и призвать операторов технического осмотра в случае, если у них нет бланков, - пожалуйста, заключайте трехсторонние договоры, подавайте заявки на изготовление бланков. Бланков достаточно.

ВЕДУЩИЙ: Михаил Николаевич, мы подготовили такой небольшой материальчик о том, какие проблемы могут возникнуть с техосмотром. Я предлагаю вам его сейчас послушать.

КОРРЕСПОНДЕНТ: С 1 января в столице заработали новые правила для владельцев автомобилей. Теперь техосмотр можно проходить не в ГИБДД, а в сертифицированных частных компаниях. Что касается цен, то Москва все-таки сумела свои сохранить. 690 рублей - вот официальная стоимость техосмотра в городе. За городом цены выросли, причем заметно. Вместе прошлых семи сотен с 1 января за заветный квиток придется выложить 1040 рублей. Вот и получается, что жителям Подмосковья, по крайней мере не самого дальнего, выгоднее будет доехать до какого-нибудь пункта техосмотра на окраине столицы и хоть чуть-чуть да сэкономить. Отсюда - очереди, предупреждают эксперты. Да не просто очереди, а настоящее столпотворение, особенно учитывая, что частные пункты техосмотра еще толком не работают. Пока на плаву только те, у кого уже был действующий контракт с ГИБДД. Все остальные могут подавать заявки на аккредитацию, ну а дальше… Пока все согласуют, откроют, к весне, глядишь, и закипит работа полным ходом. А пока не только не работают все пункты техосмотра - не готова к работе даже единая база, которая должна объединить данные для полиции, страховщиков и сотрудников пунктов. И вот что получается. Машины, которые с 1 января приезжали пройти техосмотр, не вносились ни в какую базу, владельцам не выдавались талоны нового образца. Оказывается, Минюст просто не успел до праздников утвердить новые талоны. Правда, Союз автостраховщиков уверяет, что бланки старого образца действительны точно так же, как и новые, которые автовладельцев не увидят, кажется, до 1 апреля.

Но… Льготники почему-то должны оплачивать полную стоимость осмотра, хотя раньше отдавали за процедуру 300 рублей госпошлины. Непонятно, как проверять автомобиль, что называется, от корки до корки за полчаса. Есть еще несколько незначительных на первый взгляд, но по сути достаточно серьезных недоработок. И что автолюбители слышат от властей? «Уважаемые, наберитесь терпения. Если опасаетесь проблем, пока просто ставьте машину на прикол». Вот и все советы. Кстати, уже месяц как на прохождение техосмотра можно записаться через Интернет на официальном сайте Московской городской службы технического контроля правительства Москвы. Так что, наверное, можно начинать записываться на апрель месяц. Глядишь, и все недоработки успеют утрясти.

ВЕДУЩИЙ: Вот такая небольшая выжимка. Давайте сначала по поводу прогноза об очередях.

ПОРВАТОВ: Я не думаю, что в ближайшее время нас ждут очереди. Дело в том, что январь месяц, отчасти февраль - это такой экономически неактивный месяц, то есть замирает все. Мы это знаем прекрасно. В том числе и автолюбители не очень охотно идут на техосмотр. Поэтому я не думаю, что будут какие-то очереди. А кроме того, самое главное, закон о техническом осмотре предусматривает создание рынка услуг по проведению технического осмотра, чего раньше не было. И оператором технического осмотра может стать любое юридическое и физическое лицо. Поэтому, на мой взгляд, поскольку это рынок, то если там будет вакуум, если будет какая-то пустота, то она должна заполниться, потому что люди должны пойти и открыть в этом месте пункт технического осмотра.

ВЕДУЩИЙ: А по поводу готовности единой базы, которая объединяет данные и для полицейских, и для страховщиков, и для сотрудников пунктов? Ее нет?

ПОРВАТОВ: Да, действительно, приказ МВД России о единой автоматизированной информационной базе технического осмотра слегка подзадержался. Насколько я знаю, его до сих пор нет. Поэтому здесь действительно проблемы. Но надо сказать, что эти проблемы не касаются автовладельцев, потому что это взаимоотношения уже операторов технического осмотра с МВД, с РСА, то есть это вопросы учета бланков-талонов технического осмотра. Это вопросы, безусловно, очень важные, но, еще раз повторю, автовладельцев они не касаются.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Михаил. У меня следующая ситуация. Мой автомобиль не стоит на учете, отсутствует талон ТО, и я его получить не могу, потому что машина не стоит на учете. Я хотел бы приобрести полис ОСАГО, так как старый закончился, но в страховых компаниях мне готовы выдать полис, несмотря на то, что автомобиль не стоит на учете. Но возникает у меня вопрос, может ли страховая компания после ДТП отказать мне в выплате на основании того, что мой автомобиль якобы в неисправном состоянии, ведь талона ТО не было?

ПОРВАТОВ: Во-первых, по действующему законодательству страховая компания вправе заключить договор ОСАГО только в случае наличия талона технического осмотра. Поэтому, если страховая компания готова заключить договор ОСАГО без талона технического осмотра, это с ее стороны определенные нарушения. Но в любом случае, если у вас есть действующий договор ОСАГО, то страховая компания не вправе отказать вам в выплате страхового возмещения - по ОСАГО, подчеркиваю, я сейчас не беру КАСКО - в случае, если машина была неисправна либо не было талона технического осмотра. Такого основания для отказа законодательство не содержит.

ВЕДУЩИЙ: Вы говорили, что аккредитовались операторы. Но вот, например, Вячеслав Лысаков, лидер Движения автомобилистов России, озвучил претензию к этим аккредитованным структурам, что они получили пачку талонов, хотя у них не было необходимого оборудования.

ПОРВАТОВ: Да, действительно, сведения такие поступают. Должен сказать, что законом о техническом осмотре предусмотрена контрольная функция Российского союза автостраховщиков. А именно, в случае поступления в РСА жалоб на действия оператора технического осмотра РСА проводит выездную проверку такого оператора, в том числе на предмет соответствия требованиям аккредитации. А правила аккредитации содержат требования к оборудованию. Поэтому наши проверяющие уже готовы выехать и в ближайшее время буквально выедут.

ВЕДУЩИЙ: Рейды начнутся.

ПОРВАТОВ: Да, естественно. На жалобы надо реагировать.

ВЕДУЩИЙ: А много таких жалоб, из каких регионов поступают?

ПОРВАТОВ: Вы знаете, не могу сказать, пока немного. Но несколько есть, в несколько регионов поедем в ближайшее время.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Относительно вопросов по ОСАГО и по техническому осмотру. В общем, если кратко сформулировать в одном вопросе, почему до сих пор, если закон не рожден именно нормально, у нас еще ссылаются на него и на его исполнение? Как мы можем исполнять то, что вводится нерожденным законом или незаконнорожденным? Этим самым нарушается и Конституция - основной закон Российской Федерации.

ПОРВАТОВ: Я не совсем понял. Закон на самом деле рожден, он подписан президентом, он вступил в силу с 1 января. Поэтому с этой точки зрения все нормально. Что касается того, что он нарушает Конституцию, ну, в этом случае любой гражданин вправе обратиться в Конституционный суд Российской Федерации.

ВЕДУЩИЙ: Михаил Николаевич, вы говорили, что этот закон насытит рынок услуг, вот этот вакуум он заполнит. Совсем недавно наш премьер, тоже обсуждая этот закон, говорил, что надо, наоборот, не допустить монополизации рынка. Как с этим быть?

ПОРВАТОВ: Ну, премьер говорил немножко о другом. Он говорил о том, что, возможно, в требованиях к оборудованию, которым должны обладать операторы технического осмотра, есть признаки монополизма, то есть они заточены под какого-то конкретного производителя. Что касается монополизации со стороны операторов техосмотра, эта ситуация исключена в принципе, потому что, еще раз повторю, операторы техосмотра - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые прошли аккредитацию при РСА, то есть это разные абсолютно лица. Вот на сегодняшний день есть две тысячи пунктов технического осмотра, которые действовали и ранее, это абсолютно разные лица. Они работают сами по себе. Поэтому какой-то монополизации здесь нет.

ВЕДУЩИЙ: У нас вообще все декларируют и говорят о том, что политика нашего государства - социальная. Как стало ясно из материала, прозвучавшего в нашем эфире, льготники теперь будут платить. Какую цену? Какие-то преференции у них будут, или же этот вопрос уже не рассматривается, всё, у вас есть машина, вы должны платить столько-то, и никакие льготы вас не освобождают от уплаты?

ПОРВАТОВ: Могу сказать так. Федеральное законодательство действительно не предусматривает каких-то компенсаций льготникам. Но, на мой взгляд (я не являюсь профессионалом в этой области), на уровне субъектов Российской Федерации какие-то компенсации предусмотреть можно.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Алексей, Москва. У меня такой вопрос. Всем известно, что сейчас нет общей политики, путаница у нас, так сказать, между страховыми компаниями и органами, выдающими талоны техосмотра. Мне бы хотелось задать самый простой вопрос в этом плане. Если я покупаю новый автомобиль в салоне, как было раньше, я могу за отдельные деньги получить талон, получить номера, получить сразу, не выходя из салона, полисы ОСАГО и КАСКО? Как будет строиться на данном этапе вот эта политика?

ПОРВАТОВ: Сейчас будет еще проще. Дело в том, что автомобили в возрасте до трех лет, легковые автомобили в возрасте до трех лет техническому осмотру не подлежат. Поэтому вы в салоне можете получить все то же самое, кроме талона технического осмотра, который вам просто не нужен.

ВЕДУЩИЙ: То есть человек будет спокойно ездить три года, его не будут тормозить из-за отсутствия этого талончика, а если будут тормозить, то будут проверять, сколько лет машине?

ПОРВАТОВ: Что касается тормозить. Дело в том, что действительно осталась норма в правилах дорожного движения, в соответствии с которой водитель должен при себе иметь талон технического осмотра. Но из Кодекса об административных правонарушениях исключена ответственность за отсутствие талона технического осмотра. Я сейчас говорю о машинах, принадлежащих физическим лицам. Осталась ответственность только в отношении владельцев транспортных средств, которые проходят техосмотр раз в шесть месяцев, - это легковые такси, автобусы и машины, перевозящие опасные грузы.

ВЕДУЩИЙ: Вот по поводу шести месяцев. Если мы покупаем автомобиль, то как раз здесь могут возникнуть две такие ситуации: до истечения срока талона осталось больше шести месяцев; до истечения срока талона осталось менее шести месяцев. Мы опять возвращаемся к вопросу, что действие талонов, которые выдавали в прошлом году, заканчивается, и страховые компании все-таки не выдают полис автовладельцу с талоном. Есть такая ситуация?

ПОРВАТОВ: Да, такая ситуация есть.

ВЕДУЩИЙ: И что делать?

ПОРВАТОВ: Действительно, есть такая конструкция в законе, что для заключения договора ОСАГО нужно предъявить талон техосмотра, срок действия которого должен составлять не менее шести месяцев. В случае если срок действия составляет менее шести месяцев, то страхования компания отказывает в заключении договора ОСАГО. Российский союз автостраховщиков обратился в соответствующие госорганы с предложением модифицировать эту норму. На наш взгляд, можно пойти двумя путями. Первое - заключать договор ОСАГО на срок до окончания срока действия талона технического осмотра. И второй вариант - заключать договор ОСАГО на год, но при этом, если на момент наступления страхового случая талон технического осмотра будет просрочен, то есть страхователь вовремя не пройдет технический осмотр, страховая компания в этом случае должна иметь право регрессного требования к владельцу транспортного средства.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, вот вы обратились, чтобы эту норму поправить. А неужели, когда закон составляли, нельзя было этого предусмотреть?

ПОРВАТОВ: Вы знаете, на мой взгляд, я сейчас выражу собственное мнение исключительно, произошло следующее. Дело в том, что, как я уже сказал, да, закон о техническом осмотре устанавливает периодичность прохождения технического осмотра: до трех лет не надо проходить, от трех лет до семи лет - раз в два года, и от семи лет - раз в год, если, например, мы говорим о легковых автомобилях, принадлежащих физическим лицам. Так вот, есть категория транспортных средств, которые проходят техосмотр раз в шесть месяцев, - такси, автобусы, перевозящие опасные грузы. И именно поэтому был установлен вот этот шестимесячный срок действия талона технического осмотра, потому что они проходят техосмотр раз в шесть месяцев. Но затем в декабре 2011 года федеральным законом было установлено, что владельцы этих машин, которые проходят техосмотр раз в шесть месяцев, не предъявляют талон техосмотра при заключении договора ОСАГО. И получилась такая небольшая нестыковка. То есть, с одной стороны, их вроде бы убрали, а этот шестимесячный срок, он остался. Мне кажется, это не совсем логично. Поэтому РСА и обратился в органы с предложением поменять эту норму.

ВЕДУЩИЙ: Как вы считаете, вас услышат?

ПОРВАТОВ: Я надеюсь, да, потому что сейчас, на мой взгляд, уже есть понимание, что как закон о техническом осмотре 170-ФЗ, так и новая редакция закона об ОСАГО 40-ФЗ содержат ряд пробелов, некоторые из них просто очевидны. Например, не установлена периодичность прохождения технического осмотра легковыми автомобилями и прицепами полной массой свыше 3,5 тонны, их просто нет в этом списке. Как часто они должны проходить техосмотр, непонятно. Очевидно, что эти нормы нужно корректировать.

ВЕДУЩИЙ: Наверное, этот закон задумывался не только для того, чтобы облегчить автовладельцам прохождение ТО, но и для того, чтобы жуткие раздолбанные «шестерки», какие-то «копейки», которые еще ездят, особенно в российских регионах, да и в Москве, не все могли пройти техосмотр. Конечно, иногда машины вида ужасного, но с прекрасным мотором. Но ведь мы знаем, что техосмотр покупается. И, наверное, эту ситуацию с принятием нового закона не изменишь?

ПОРВАТОВ: Дело в том, что, еще раз повторю, сейчас техосмотр - это бизнес, причем бизнес открытый. И существуют совершенно четкие санкции за нарушение правил проведения техосмотра, вплоть до отзыва аттестата аккредитации. Таким образом, компании, которые продают техосмотр, не осуществляя проверку технического состояния транспортных средств, они просто рискуют своим бизнесом.

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, они рискуют и прекрасно себя чувствуют не один десяток лет.

ПОРВАТОВ: Знаете, для того чтобы оценить эффективность закона, нужно, чтобы он какое-то время поработал.

ВЕДУЩИЙ: Ну, согласна.

ПОРВАТОВ: То есть, естественно, в первое время будут шероховатости. Сначала, видимо, подкорректируют сам закон, потом нужно посмотреть, как он работает, и потом можно будет сделать вывод, насколько он эффективен.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, если талон ТО будет утрачен или испорчен, где его нужно опять брать? И за какое время его можно будет получить?

ПОРВАТОВ: Его можно будет получить сразу у оператора технического осмотра.

ВЕДУЩИЙ: То есть я приехала, и мне через 10 минут его выдали?

ПОРВАТОВ: Да.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. А как вы считаете, полчаса для осмотра машины - это нормально?

ПОРВАТОВ: Вы знаете, я не являюсь специалистом в области технической экспертизы, честно. Специалисты говорят, что здесь есть некоторые противоречия между регламентирующими документами, но по оценкам специалистов, если говорить по сути, в принципе это нормально. Причем 30 минут - это процедура технического диагностирования, то есть это время не включает в себя предварительную и заключительную процедуры. Например, проверка документов, подписание диагностической карты, выдача талона техосмотра - эти процедуры в 30 минут не входят.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, если, например, я не успела все-таки пройти техосмотр за свои 30 минут, я опять записываюсь в очередь? Или меня там поставят, скажут, приезжайте через неделю?

ПОРВАТОВ: Простите, это не ваша проблема. Если процедура технического диагностирования длилась более 30 минут, это не проблема автовладельца, это проблема пункта технического осмотра, который не укладывается в установленный норматив.

ВЕДУЩИЙ: То есть здесь будет действовать правило - «клиент всегда прав»?

ПОРВАТОВ: Конечно.

ВЕДУЩИЙ: Я обращаюсь ко всем автовладельцам и к тем людям, которые выдают талоны: вы слышали - клиент всегда прав. Пожалуйста, укладывайтесь в полчаса, и никаких претензий к товарищу, который приехал получить ТО, не стоит предъявлять.

Еще такой вопрос, который обсуждается на форумах, его часто задают люди, являющиеся собственниками недавно купленных подержанных машин. Вот как они описывают ситуацию: «Получается замкнутый круг. На машине нет ТО, нужно его пройти. Пройти техосмотр можно только зарегистрированному авто, у которого есть номер, чтобы поставить на учет в ГИБДД. Необходим полис ОСАГО, его не выдают, так как нет талона техосмотра».

ПОРВАТОВ: Ну, еще раз. Для того чтобы пройти техосмотр, совершенно не обязательно, чтобы машина стояла на учете. Более того, новый бланк талона технического осмотра не содержит сведений о государственном регистрационном знаке транспортного средства. И поэтому талон не привязан к собственнику вообще.

ВЕДУЩИЙ: Если вернуться к вопросу о ценах. В том же самом материале наш корреспондент высказывал мнение, что люди из области будут приезжать в Москву, потому что здесь дешевле. И это может потянуть за собой очереди. Как вы думаете, люди действительно будут заморачиваться и ездить в Москву, чтобы сэкономить несколько сотен рублей и получить здесь талон ТО?

ПОРВАТОВ: Вы знаете, действительно получилось, что Москва, самый дорогой регион Российской Федерации, во всяком случае, если судить по этим критериям… Я не знаю, как поступят люди, но еще раз повторю, что если на этом рынке будет какой-то вакуум, то он должен будет чем-то заполниться, а именно новыми операторами техосмотра. Меньше их точно не будет, потому что их уже на сегодняшний день столько же, сколько есть. Плюс будут новые операторы, которые уже потянулись в РСА за аккредитацией. Мы уже аккредитовали 15 операторов на сегодняшний день, это с 1 января, и порядка 40 или 50 заявлений у нас еще есть. Не забывайте, что в Российской Федерации есть 4000 дилеров, которые уже имеют это оборудование, или почти имеют, и имеют в своем штате квалифицированных специалистов, которые без каких-либо серьезных материальных затрат также могут стать операторами технического осмотра.

ВЕДУЩИЙ: Но в то же время я по телевидению видела сюжет, и не по одному каналу, что именно не хватает таких квалифицированных специалистов, которые имеют право осматривать машину и выдавать талон. Значит, надо еще вопросом кадров заниматься?

ПОРВАТОВ: Требования к техническим экспертам установлены приказом Минпромторга, я не буду о них говорить, это достаточно скучно. Но те же дилеры утверждают, что такие квалифицированные кадры у них есть.

ВЕДУЩИЙ: И вы верите?

ПОРВАТОВ: У меня нет оснований им не верить.

ВЕДУЩИЙ: Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях был Михаил Николаевич Порватов - начальник управления методологии и страхования Российского союза автостраховщиков.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация