Картинка

Маяк. Москва 22.02.2012 - Уборка улиц Москвы зимой

22 февраля 2012, 16:00

Персоны

 

Уборка улиц Москвы зимой обходится столичному бюджету примерно в 2,1 миллиарда рублей ежемесячно. Это втрое больше, чем летом. Однако, несмотря на столь внушительную сумму, нарекания по уборке снега не прекращаются как со стороны горожан, так и со стороны властей. Например, Сергей Собянин подверг критике деятельность обслуживающих организаций, отметив, что в лидерах по наибольшему количеству жалоб находится Южный административный округ. Ситуацию обсуждаем с руководителем пресс-службы Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Мариной Васильевной Орловой. Ведущая – Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - руководитель пресс-службы Департамента ЖКХ и благоустройства Марина Орлова. Давайте начнем не с критики, потому что обычно сразу начинается: не убирают… Убираете, вывозите. Есть такие моменты, которые действительно со знаком плюс. Но вот буквально на днях ехала - я живу на Мичуринском, это запад города, - ехала по МКАД, и шли веером машины снегоуборочные. И, хотя был выходной день, они все равно в какой-то степени движение парализовали. У меня такие вопросы возникли. Как вы рассчитываете график уборки по часам? И вот этот веер, насколько он бывает широк, узок, либо, например, может одна машина пройти, чтобы не создавать затора? Потому что очень много претензий у водителей как раз не к уборке снега, а к тому, что едут вот эти машины.

ОРЛОВА: Ну, собственно, в вашем вопросе уже и заложен где-то ответ. Речь, во-первых, идет о выходном дне. Хочу сказать, что изначально, естественно, наша работа связана с использованием техники крупногабаритной, различных снегоуборочных машин и так далее. Поэтому, конечно же, мы, во-первых, все свои работы согласуем обязательно со службами ГИБДД. А второе, наши службы массово разворачивают всю свою мощь, проявляют наибольшую активность, конечно же, именно ночью или в выходные дни, именно тогда, когда нагрузка на транспортную сеть нашего города ослабевает. То есть ночью соответственно мы можем выполнять вот такие регламентные работы, как прометание на всю ширину проезжей части. Причем это не только зимние работы, это и летом мы точно так же убираем, убираем именно в ночное время. Выход днем техники у нас осуществляется только тогда, когда в этом есть реальная необходимость, когда идет снегопад и остатки снега у нас остаются на проезжей части. Вот эта снежная каша, как ни крути, она все равно мешает движению, всегда лучше ехать, конечно, по чистой поверхности.

ВЕДУЩИЙ: Со снегопадами вам в этом году «повезло», пришлось хорошо потрудиться, наверное?

ОРЛОВА: И потрудиться пришлось. И потом, вы видите, что такая у нас зима в этом году, испытывает нас и частыми снегопадами, и экстремальными морозами, то есть нам каждый раз приходится находиться в боевой готовности. И даже когда плюсовые температуры, это тоже достаточное сложное и напряженное время, потому что понятно, что самое сложное зимой в уборке - это именно переходы через ноль градусов. Здесь очень важно вовремя принять правильные меры, правильное решение о том, как и какие технологические операции должны быть проведены. Потому что город наш большой. Вы представьте себе, у нас только на сегодняшний день 91 миллион квадратных метров асфальтового покрытия. Вы себе можете представить эту территорию. То есть у нас может быть такое, что на севере светит солнце, на юге идет снег и так далее. И еще есть такие объекты, как мосты, тоннели, эстакады, места, которые близ каких-то водоемов, то есть там может формироваться своя микроинфраструктура природная, которая будет несколько отличаться от общей ситуации в городе. Это и более легко продуваемые места. То есть, если температура воздуха в целом по городу, допустим, положительная, там из-за того, что ветер более холодный, территория может остывать быстрее, там температура может быть ниже. Именно поэтому буквально для каждого объекта, для балансодержателей территорий мы направляем такие факсограммы, где четко указано, какие действия рекомендуется предпринять.

ВЕДУЩИЙ: А на местах люди не могут решить?

ОРЛОВА: На местах тоже могут, это прописано в технологии уборки. Но тем не менее, вы знаете, это как при игре хорошего оркестра, всегда должен быть дирижер. Тем более что у нас непосредственно в департаменте есть своя собственная метеослужба, которая в режиме реального времени наблюдает за движением воздушных масс. То есть мы видим, откуда они идут - с севера, с запада, с юга, куда нужно больше техники направить.

ВЕДУЩИЙ: То есть не к господину Ляхову обращаться на всякий случай, а можно к вам звонить.

ОРЛОВА: Это дежурный синоптик, который составная единица системы Ляхова. Просто непосредственно в режиме реального времени нам необходимо следить за происходящей ситуацией в городе, потому что бывают иногда ситуации, когда по прогнозам у нас должен быть сильный снегопад, допустим, а воздушные массы подходят, снежные облака, и просто застывают. Или резко меняется ветер. Надо всегда понимать, что прогноз погоды - это всего лишь прогноз. И речь может идти только о степени его вероятности -70%, 90%. И даже, казалось бы, при 100-процентном прогнозе - такого не бывает, но тем не менее - могут случаться какие-то природные явления, которые будут в корне что-то менять. У нас бывает и ледяной дождь, мы знаем…

ВЕДУЩИЙ: Если мы сейчас углубимся в погоду, мы уйдем от основной темы. А все-таки тема у нас - уборка Москвы зимой от снега. Другой пример приведу. Во дворах сейчас работает малогабаритная техника. Она подвижная, напоминает детские машинки. Казалось бы, очень удобно. Но во многих дворах, естественно, все равно чистят снег люди с ломами, с лопатами. Припаркованные машины они обходят, выбирают снег рядом с ними и, бывает, откалывают достаточно большие куски льда. И потом эти куски остаются на проезжей части. А вот машину, чтобы убрать и расчистить проезжую часть, бывает, приходится ждать до вечера. Как вы с этим справляетесь?

ОРЛОВА: Ну, для этого у нас есть контролирующая организация. После скола лед остается, мешает движению и так далее - это, конечно же, нарушение технологии уборки, такие ситуации недопустимы, для этого у нас есть ряд контролирующих организаций. Прежде всего, конечно, это Объединенная техническая инспекция (ОАТИ), куда нужно обязательно обращаться, если вы видите какие-то нарушения. Кроме того, можете обратиться и в управу, на территории которой находится ваш двор, ваш дом, в префектуру и так далее, где в принципе должны быть незамедлительно, конечно же, меры приняты, потому что ответственность за то, как выполняются работы подрядными организациями, которые пришли в город, она достаточно высока. И город делает все возможное, чтобы обеспечить людей работой. Поэтому будьте добры, если вы пришли в город работать, если приняли наши условия, то выполняйте наши требования к качеству уборки.

ВЕДУЩИЙ: Вот как раз о подрядных организациях, очень хорошо, что вы затронули этот вопрос. Не так давно Сергей Собянин комментировал уборку снега в Москве, поставил в общем хорошую оценку, удовлетворительную, и назвал несколько пунктов, которые, как он посчитал, изменили порядок уборки. В частности, сказал, что увеличили спрос с подрядчиков, потому что раньше их вообще не штрафовали и не расторгали с ними контракты, а сейчас расторгаются контракты, если они не выполняют свою работу должным образом. Вы можете привести примеры, с какими организациями уже были расторгнуты контракты?

ОРЛОВА: Ну, сразу с ходу мне, наверное, сложно назвать вам, какое количество… У нас есть специализированные организации, как ОАТИ, они вам могут более развернутую справку дать. Но вообще в городе, конечно, работает много организаций по содержанию дорог. У нас заняты где-то больше 120 организаций, но вот с ходу могу назвать две организации, «Дортранс» и «Кавкун», с которыми были расторгнуты договора как раз таки из-за ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей. А вообще и Центральный округ, и Северный округ, все округа, они имеют много организаций, которые у них работают на территории, и контроль, и требования к их работе самые жесткие, и все имеют право, естественно, расторгать договоры с нерадивыми подрядчиками. И вообще я хочу сказать, что в городе у нас действительно в этом году очень высоки требования, по многим пунктам они просто ужесточены. Допустим, в этом году, независимо от того, какой интенсивности у нас идет снегопад, мы после его окончания обязаны вывезти весь снег с улиц города в течение двух суток.

ВЕДУЩИЙ: А если снег будет идти пять дней, не прекращаясь?

ОРЛОВА: Нет, мы говорим - после окончания снегопада. То есть специально оговаривается. Если он будет продолжаться, ясно, что мы вынуждены выходить на улицы в таком, в принципе, непрерывном режиме, все эти пять дней будем ездить, убирать. Кстати сказать, что касается колонн уборочной техники, что касается дневного времени, мы все-таки прибегаем к этой мере крайне редко, только тогда, когда есть необходимость, когда действительно снегопад идет в дневное время достаточно плотной стеной, прирост снега существенно может повлиять на движение в городе. Тогда мы, как правило, предупреждаем все-таки водителей, которые выезжают в город, чтобы они были готовы к тому, что на улицах будет работать коммунальная техника, но это делается для того, чтобы город вообще не встал, чтобы движение не было парализовано. И, естественно, здесь уже сложности возникают, потому что колонна техники, которая идет, она идет в среднем со скоростью 20 километров в час. Приходится, конечно же, подстраиваться, наверное, под график. Справедливости ради все же замечу: мало того, что водители предупреждаются. Во-вторых, мы организуем движение вместе с сотрудниками ГИБДД, которые нам помогают организовать движение, то есть они уже там смотрят, рассчитывают, на каких участках можно выходить и как правильно организовать движение. Но опять же скажу, что если днем в таких случаях, в таких ситуациях не выводить технику, то город тогда действительно может встать, потому что нужно уже выпавший снег убирать, счищать, а тот, который выпадает, нам нужно добиться, чтобы он не прибивался к дорожной поверхности под колесами автомобиля, чтобы можно было при следующем прометании уже этот снег убирать с улиц города.

ВЕДУЩИЙ: Марина, мэр также привел любопытный факт. Он сказал, что Москва по объему затрат на уборку города занимает первое место в мире в том, что касается снега, и плюс в этом году еще увеличено финансирование. Я понимаю, что это, конечно, насущные нужды. Но не слишком ли раздут тот объем средств, который выделяется? Потому что и в нашем эфире были признания, и эксперты говорят, что, например, на реагенты отпускается какая-то сумма, а в целях экономии они могут разбрызгиваться не так, нарушается технология, то есть в минус какие-то деньги уходят. Какие-то деньги уходят из-за того, что людям надо платить по одной ставке, им платят по другой. То есть какие-то подводные камни. То есть эти деньги, они расходуются не всегда должным образом. Меня интересует контроль за финансированием, вот этот момент. И второй момент. Как вы считаете, сейчас, когда вы закупили также новую технику для уборки снега, этого достаточно? Или на следующий год департамент опять может выйти с предложением и сказать: вы знаете, нам нужно еще вот это и вот это?

ОРЛОВА: Ну, что касается систем, механизмов, техники, то ясно, что, во-первых, наука не стоит на месте. То есть если завтра появятся какие-то механизмы, которые будут просто суперсовременными, суперфункциональными, то вполне возможно, что встанет вопрос о необходимости приобретения такой техники. Ну, в частности, вот о дне сегодняшнем мне хотелось бы сказать, и это подчеркивают как раз таки сегодня в городе все, кто связан непосредственно с работой на улицах города, что на самом деле было беспрецедентное просто-напросто решение, когда в течение последних лет не происходило вообще обновления техники, то есть мы работали на той, которая есть, старались содержать ее в хорошем состоянии. То есть у нас вся техника, все машины, они содержатся в аккуратном, хорошем состоянии, но тем не менее понятно, что в любом случае и мощности уже другие, каждый день приносит уже какие-то свои открытия, свои дополнения, свои новшества, тем более в такой сфере, как коммунальная техника. И вот у нас уже закуплено 900 машин. В течение года, до конца года должно быть всего в город поставлено 2600 с лишним машин. Вот вы себе представьте, в принципе практически одноразово почти половина нашей техники обновлена, а вообще на зимний сезон у нас готовится порядка 5,5 тысячи единиц техники.

ВЕДУЩИЙ: А у кого закупаете, и что это вообще за образцы?

ОРЛОВА: Во-первых, конечно же, предпочтение у нас отдается нашей отечественной технике, нашим отечественным разработкам. Но вообще дорожно-уборочной техники мы приобретаем 2608 единиц. Это и плужно-щеточные снегоочистители, и распределители твердых и жидких реагентов, подметально-уборочные машины для уборки тротуаров. Причем они все оснащены щебнеразбрасывателем. Линейные снегопогрузчики, фронтальные погрузчики, малые фронтальные погрузчики, автогрейдеры. Кроме того, закупается у нас еще спецтехника для очистки дорожных ограждений, различные подметально-уборочные машины, роторы большие и маленькие, самосвалы-эвакуаторы, то есть перечень достаточно широк.

ВЕДУЩИЙ: И сколько же эта техника смогла вывезти снега за этот период?

ОРЛОВА: Ну, вот на сегодняшний момент у нас уже вывезено больше 15 миллионов кубометров снега, то есть можете себе представить объем.

ВЕДУЩИЙ: А сколько, интересно, из этого можно снежных крепостей построить или снеговиков?

ОРЛОВА: Ой, мы даже просчитывали, то есть бывали у нас моменты, когда в период особо сильных снегопадов нам интересно было самим посчитать, и расстояния получались просто огромные - до Парижа и обратно.

ВЕДУЩИЙ: Великая Китайская стена отдыхает.

ОРЛОВА: Ну да, да. Представьте себе, если наши мощности в этом году позволяют нам в периоды пиковых нагрузок утилизировать порядка 550 тысяч кубометров снега. То есть если в прошлом году речь у нас шла о 300-350 тысячах кубометров снега, то в этом году, представьте себе, такая вот мощность, утилизация у нас увеличена практически в два раза. Именно поэтому, наверное, это сопровождается более жесткими требованиями к нашей работе и таким активным контролем над организациями, которые работают у нас.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а снегоплавильные пункты справляются с таким объемом, или они не рассчитаны на это количество?

ОРЛОВА: Ну, суммарная мощность 550 тысяч. Можно, конечно, одномоментно закупить и большее количество. Но ведь дело в том, что есть еще такое понятие, как разумность и целесообразность. Вот представьте себе, если у нас ежедневно в такие сильные снегопады выход техники за сутки составляется порядка 12 тысяч единиц уборочной техники. То есть это не маленькие какие-то машинки, мотоциклы и так далее, это достаточно большие объемы. Вот представьте себе огромное количество самосвалов, тысячи, которые заняты на вывозе снега. То есть можно количество увеличить, но это опять-таки, вот вы же сами жалуетесь, что даже в выходной день, когда машины работают днем, то уже создается какая-то проблема, уже есть какие-то нарекания. А вы себе представьте, если еще увеличить это количество… То есть в принципе при желании можно утилизировать одномоментно, нужно только машины убрать с улиц города, чтобы они не мешали, получается, и количество техники увеличить. Но, естественно, ни один город мира себе не может позволить такой роскоши, есть момент целесообразности. И я хочу вам сказать, что вообще по сегодняшним мировым уровням, по всем мировым технологиям, я хочу сказать, что убрать снег, независимо от того, какой он величины, за двое суток, наверное, сейчас не может ни одно государство, ни один мегаполис мира. Москва может. Вот здесь я могу вам сказать совершенно четко. И, кстати сказать, приходится же общаться со многими нашими западными коллегами, я имею в виду и журналистов, практически у всех вопрос, наши интервью, наши с ними встречи начинаются буквально со слов: как вам это удается? Именно как вот Москве удается…

ВЕДУЩИЙ: Это приятно.

ОРЛОВА: Да. Это приятно, это неожиданно, потому что обычно мы любим обращаться к опыту западных стран. Но вот я могу сказать, что в вопросах снегоуборки наши западные коллеги как раз таки приезжают к нам и узнают. И вот, кстати, японцам, им очень понравилась вот эта наша система договоров, которые мы заключаем перед началом зимнего сезона, потому что у всех стоит вопрос, сколько, какое количество оптимальное техники нужно для города, нужно для того, чтобы зимой можно было оперативно и быстро убирать дороги? И вот у нас собственных, как я говорила, у города именно для снегоуборки порядка 5,5 тысячи единиц техники. И плюс перед началом зимнего сезона мы заключаем договоры со смежными организациями, транспортными, строительными организациями, у которых есть похожая техника, которую мы можем по первому требованию привлекать для наших нужд. Получается, что город выигрывает по многим позициям. С одной стороны, большая техника строительная, транспортная не простаивает, а у нас нет необходимости в закупке дополнительных каких-то технических средств. И вот японцы как раз говорили о том, что вот это очень правильное, очень мудрое решение, как бы записывали себе в блокнотики, что вот может быть такая система. Возможно, они тоже возьмут ее себе на вооружение.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Зима - это не только сугробы, это не только уборка снега на улицах, тротуарах, но это и крыши, это очистка крыш. И вот метро на днях продемонстрировало такое устройство, это экспериментальный снегоочиститель с электроимпульсом. Вот они хотят их установить на крышах вестибюлей, чтобы не образовывались сосульки. Вроде это дает положительный эффект. Вот у нас, насколько я знаю, очищают по старинке - лопатой: огораживают, слава богу, красной ленточкой, что это опасная зона, потому что до последнего времени были нарекания, как вы знаете, были несчастные случаи, когда люди становились жертвой или были травмированы падающей наледью с крыши или сосульками. Как в этом году обстоит дело с уборкой именно крыш, кровли?

ОРЛОВА: Во-первых, хочу сказать, что вот эти все технологии, которые вы перечисляли, используются все современные. То есть это, как правило, технологии, которые уже позволяют бороться с явлением, которое случилось. То есть явление - сосульки. Но вообще по большому счету, если крыши содержать в правильном режиме, то сосулек вообще не должно образовываться. Именно поэтому по технологии у нас существуют нормы, когда сразу по окончании снегопада - но опять-таки, если, конечно, погодные условия позволяют, то есть нет сильного шквалистого ветра, когда просто опасно людей выпускать на крыши для очистки от снега, - могу вам сказать, что, значит, эти люди должны оперативно расчищать как раз крыши от снега. Ничего лучше на сегодняшний день. Представьте себе площадь, высоту, то есть технику туда какую-то, чтобы просто смести там…

ВЕДУЩИЙ: Не знаю, может, роботы в будущем появятся.

ОРЛОВА: Понимаете, на сегодняшний день оказывается, что вовремя очищена крыша от снега - и сосулек образовываться не будет. И вообще, не на всех же крышах образуются сосульки, речь идет прежде всего о скатных кровлях, где сосульки могут образовываться. Вот у нас в городе из 32 тысяч домов всего 12 тысяч 247 со скатными кровлями, где требуется особый к ним подход, особый контроль, особый уход. И вообще образование сосулек - это нарушение температурно-влажностного режима. Вообще у нас еще перед началом зимнего сезона, если вы бывали у нас на пресс-конференциях, слышали, особенно вот перед началом зимы мы рассказываем о том, какие были мероприятия проведены подготовительные, работа в зимний период. Там у нас достаточно большое место занимает вопрос подготовки чердачных помещений. То есть нужно посмотреть по всему их контуру, чтобы не было каких-то щелей. Как раз при нарушении температурно-влажностного режима, когда температура чердачного помещения и снаружи отличается, могут образовываться сосульки. А образовываться они могут тогда, когда будут переходы через ноль, когда снег подтаивает, или даже перехода через ноль нет, но благодаря тому, что крыша имеет очень много каких-то щелей, то могут они образовываться. Но в принципе если крышу содержать в правильных условиях и выполнять все те требования, которые предписываются, то и сосулек образовываться не будет.

ВЕДУЩИЙ: Ну, у нас в Москве «выполнять все условия» звучит немножко утопично.

ОРЛОВА: Нет, но тем не менее, согласитесь, что все-таки в Москве ситуация с сосульками не стоит так остро, как иногда рассказывают в каких-то регионах…

ВЕДУЩИЙ: Соглашусь, хорошо.

ОРЛОВА: И именно потому, что действительно у нас в факсограммах, мы сразу рассылаем после окончания снегопада, когда у нас есть и хороший прогноз погоды, и ветра нет, как я сказала, и достаточно хорошие условия. То есть сразу же предписано вот этим всем бригадам, всем альпинистам нашим промышленным отправляться на крыши скорее их расчищать.

ВЕДУЩИЙ: Марина, коль речь зашла у нас о новых устройствах, о новых технологиях, то нельзя не вспомнить городской портал, куда москвичи могут обращаться с жалобами на уборку дворов, подъездов и так далее. Я так понимаю, что наверняка есть жалобы и на уборку, и на вывоз снега. Вот скажите, вы как-то взаимодействуете с пресс-службами префектур, например, чьи улицы в ваше ведение не входят и должны они как раз отвечать за уборку? И как вы думаете, насколько правильно реагируют в префектурах на эти жалобы жителей?

ОРЛОВА: Ну, начну с того, что они просто не могут эффективно не реагировать, потому что любая жалоба, она берется на контроль, она фиксируется, и обязательно проверяются те действия, те шаги, которые были предприняты по этой жалобе. Мы как бы, естественно, одна большая система, одна большая команда, то есть и префектуры, и департамент, и вообще комплекс городского хозяйства. То есть мы не можем не работать во взаимодействии, во взаимосвязи, потому что нельзя убрать улицы 1-2 категории и оставить неубранными дворы. То есть это, как правило, происходит одномоментно. Поэтому, как я уже говорила, руководство общее как оркестром, конечно, оно осуществляется. И вот, может быть, для более эффективного управления такими моментами ситуационными, погодными, чтобы правильно принимать какие-то решения и чтобы была информация с мест наиболее у нас быстрая, реальная, какие есть проблемы, чтобы их можно было быстро решать, у нас специально создан оперативный штаб. Он создается у нас каждый год. Готовится в городе такое специальное распоряжение правительства Москвы о создании вот этого городского штаба и оперативной группы по координации действий. Она называется Городской штаб и оперативная группа по координации действий городских организаций, префектур, административных округов города Москвы по организации работ зимней уборки территории города во время интенсивного снегопада, гололеда, других экстремальных погодных явлений в зимний период. Но зато в названии, прочтя только одно название, уже отпадает необходимость рассказывать, чем должен заниматься штаб. То есть вот эта координация действий, она, естественно, происходит просто в режиме ежедневном, в режиме реального времени, благо все наши коммуникационные системы позволяют оперативно и быстро принимать решения, обмениваться информацией и как-то приходить на помощь друг другу.

ВЕДУЩИЙ: Марина, я думаю, что как раз вот этой зимой были такие пиковые ситуации, потому что город стоял, были такие моменты, Москва глухо стояла из-за снегопада. И как раз были пресс-конференции и, значит, руководители тоже комментировали как могли. И очищали Москву как могли. Вот именно эти самые пиковые ситуации, наверное, они больше всего запоминаются. И у людей, наверное, в сознании откладываются вот эти риторические вопросы: ах, опять снегопад, опять Москва встала, опять коммунальщики не справляются. Наверняка каждый раз, каждый год слышите. Как вы действуете в этих пиковых ситуациях?

ОРЛОВА: Во-первых, мне, наверное, хотелось отметить, и я думаю, что слушатели со мной согласятся, ведь в принципе по большому счету москвичи никогда не догадываются, какой интенсивности, какой силы был снегопад, особенно если он был ночью. То есть какая бы ни была ситуация погодная, вы знаете, что вы, выходя из своего подъезда, сможете открыть дверь, выйти нормально на улицу, ходит общественный транспорт.

ВЕДУЩИЙ: Знаете, вот как раз на днях была метель, я помню, что, когда я вечером пришла домой, пешеходные тротуары были нормально расчищены, а утром выхожу и вижу – за ночь появились сугробы, все заметено, и следы людей, которые идут на работу или к машине.

ОРЛОВА: Все-таки когда снегопад идет в непрерывном режиме, то, наверное, очень сложно здесь отслеживать те усилия, те работы, которые были проведены в городе для того, чтобы жизнедеятельность нашего города не остановилась. У нас бывали ситуации, когда выпадало за сутки и порядка 20 сантиметров снега. Вот этот снегопад, который был у нас в среду-четверг, 14 и 15 февраля, он нам принес больше 10 сантиметров снега. 10 сантиметров снега для любой европейской столицы - это парализация на неделю. А у нас прошли сутки, причем снегопад продолжался и в дневное время, и тем не менее город не встал. Проблемы возникают. Проблемы в большом мегаполисе (причем я хочу здесь сказать не только о Москве, это проблема и Нью-Йорка, и любого большого города), пробки могут возникать не только из-за осадков, а осадки всегда осложняют ситуацию. То есть это целый комплекс причин, который может так или иначе влиять.

Вы знаете, мне очень хочется отметить одну такую ситуацию, которая, мне кажется, иллюстрирует то, что у нас зачастую работает инерционность мышления. Если помните, была такая ситуация, когда даже футбольная команда опоздала на матч, потому что город стоял. И вы знаете, сначала все как один средства массовой информации стали говорить о том, что вот потому что скользко, потому что гололед, из-за этого город встал… Но вот была такая очень интересная картина, не буду говорить, на каком канале это был репортаж: стоит корреспондент под большим электронным табло, в городе есть такие, где высвечивается время, давление и температура воздуха, вот он стоит под табло, где написано: «+5 градусов», и говорит: морозы, неожиданно пришедшие, сковали, гололед и так далее… Понимаете, просто была парадоксальная ситуация. И вот я позвонила как раз главному редактору и говорю: вы, ребята, просто по картинке посмотрите. И сюжет сняли. Но тем не менее первая была реакция, что если зима, если холодно, если пробка, то обязательно что-то не сделали коммунальщики. Но вот оценить реальную работу, реальный вклад вообще, что сделали люди, если бы у нас была возможность взять два города абсолютно одинаковых, с абсолютно одинаковыми осадками, и посмотреть, что бы было, если бы коммунальные службы действительно не работали или работали плохо… Когда снег идет днем, когда на улицах огромное количество машин, и тем не менее все равно нам удается пропускную способность дорог все-таки оставить в рабочем состоянии. Я говорю, что бывает, конечно, более сложно, но это при любых осадках, просто сама скорость движения автомобилей падает, просто сами они сбрасывают, чтобы ехать аккуратно.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Мне очень нравится, как вы защищаете честь мундира вашего департамента. А после того периода, который нам всем запомнился, когда были вот эти ледяные дожди, когда провода просто обрывались, деревья ломались, был коллапс и на дорогах, и в аэропортах, был усвоен какой-то урок? Может быть, какие-то новые технологии стали применяться? В этом плане что вы можете сказать?

ОРЛОВА: Во-первых, конечно, наши погодные условия, они не позволяют нам убирать город без использования противогололедных материалов. И вы, конечно, помните, что несколько лет назад город отказался сначала от использования каких-либо реагентов на дворовых территориях. К сожалению, последствия этого были достаточно сложные, потому что одно дело, когда нормальная зима, то есть морозная, хорошая, у тебя выпал снег, ты нормально вышел убрал этот снег, и там уже можно говорить о том, качественно или некачественно выполнены работы по уборке снега. Но вот, например, такое погодное явление, как ледяной дождь. То есть это не снег, убрать осадки эти ты никаким образом с асфальта не можешь - ни лопатой, ни скребками, ничем, потому что идет ледяная вода при минусовой температуре, падает она на ровную поверхность и, естественно, сразу же превращается в лед, в каток. Сыпешь ты щебень, который нам было разрешено только использовать во дворах, или не сыпешь - Москва все-таки не равнина, это горки и спуски, дождь идет, смывает гранитную крошку. Соответственно, сколько ее не сыпь, все равно будет такая проблема. И вот, конечно, город встал. Причем если раньше шла речь о ледяном дожде как о явлении исключительном, чрезвычайном, то когда у нас буквально из года в год стало такое неожиданное погодное явление все-таки повторяться, тогда, конечно, был поставлен вопрос очень жестко перед учеными, перед теми людьми, которые у нас разрабатывают технологии, рекомендуют, - это и экологи, и ученые, - какие технологии нам использовать? Потому что безопасность жителей, она, конечно, стоит гораздо выше, чем какие-то популистские решения, как отказ от реагентов для дворовых территорий. Поэтому с этого года у нас разрешено…

ВЕДУЩИЙ: Именно с 2012 года или с 2011-го?

ОРЛОВА: Нет, у нас зимний сезон 2011-2012 года. Поэтому мы его рассматриваем как один год, как один зимний сезон. Вот у нас с этого сезона разрешено уже по новой технологии использовать противогололедные материалы во дворах. Единственное, что мы используем не просто там либо твердый, либо жидкий, у нас речь идет о комбинированных реагентах. Причем в этом году технология, которая у нас принималась, это не только даже результат работы ученых, экологов, но активно привлекались москвичи для обсуждения этой технологии. У нас были проведены общественные слушания в течение года - это были различные встречи и рабочих групп, и так далее. Потом состоялись вообще расширенные слушания, где было очень много народу, очень много москвичей, которые говорили о каких-то своих проблемах, своих претензиях, кто-то, кстати сказать, вообще рекомендовал вернуться просто к соли, кто-то - к песко-соляной смеси; тут вставали экологи и выступали со своими уже требованиями, говорили, что это недопустимо, приводили примеры. То есть на самом деле дискуссия была достаточно жаркой. Но вот в результате многих совещаний, согласования позиций между экологами, жителями и с учетом наших требований была разработана такая технология, которая на сегодняшний день, как нас заверяют наши ученые, пока что действительно себя так рекомендует, что и с экологической, и с технологической точки зрения она наиболее для города удовлетворительная на сегодняшний день. Но, естественно, наука не стоит на месте. Вполне возможно, что завтра уже и ученые или экологи нам предложат другой вариант, может, будет открыта еще какая-то система уборки города.

ВЕДУЩИЙ: Время нашей программы подошло к концу. Марина, большое вам спасибо за подробный и четкий рассказ.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация