Картинка

Маяк. Москва 29.03.2012 - В чем смысл Национальной портретной галереи сегодня

29 марта 2012, 16:00

Персоны

 

С 2010 года реализуется идея создания в России национальной галереи. Выставка "Национальная портретная галерея: от идеи до воплощения" в Государственном Историческом музее, недавно открывшаяся в Москве, стала первым шагом в направлении выработки этой концепции. Принципы формирования и функционирования такого масштабного проекта – предмет пристального общественного внимания. В чем смысл Национальной портретной галереи сегодня? Как представить полное собрание отечественной портретной живописи, не нарушив принципа неделимости сложившихся музейных коллекций? Каковы критерии отбора исторических персонажей? Каковы перспективы галереи стать не только традиционным музеем, но и местом коллективной памяти? Все эти вопросы обсудим с заместителем директора по выставочной деятельности Государственного Исторического музея Тамарой Григорьевной Игумновой. Ведущий – Григорий Заславский.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - замеcтитель директора по выставочной деятельности Государственного Исторического музея Тамара Григорьевна Игумнова. Последнее время как-то очень шумно идут дискуссии по поводу депозитариев для двух, по крайней мере двух, столичных музеев - для Музеев Кремля, для Государственного Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Такое впечатление, что Исторический музей обеспечен площадями для хранения всего, что у вас в коллекции есть, и никакой проблемы с депозитариями не существует?

ИГУМНОВА: Это совершенно неправильный вывод, который вы сделали из этого большого информационного потока. Для многих музеев федерального подчинения, и не только федерального, для очень многих региональных музеев эта проблема весьма актуальна. И то же самое для Исторического музея, поскольку, обладая собранием из почти пяти миллионов музейных памятников и 15 миллионами листов архивного хранения, для того чтобы обеспечить надлежащее хранение и, прежде всего, сохранность уникальных экспонатов, конечно, площади отдельных депозитариев для хранения надлежащим образом нашего культурного наследия необходимы Историческому музею. Даже если мы и получили сейчас дополнительные площади в Измайлове и получили здание бывшей Городской думы - Музей Ленина, где мы, конечно, ряд коллекций расположили, но тем не менее это проблему не снимает, не решает. Вы знаете, как музеи комплектуются активно, как они много получают предметов в дар, и выезжают в археологические и этнографические экспедиции, привозят очень много экспонатов, и закупают на те средства, которые Министерство культуры выделяет каждому музею для пополнения коллекции. Поэтому без резерва фондовых помещений для обеспечения их действительно максимальной сохранности, конечно, площадей не хватает и нам.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а Музей Ленина, который стал филиалом Исторического музея уже много лет назад, он работает, открыт?

ИГУМНОВА: Ну, это фигурально выражаясь - Музей Ленина стал нашим филиалом. Дело в том, что была закрыта постоянная экспозиция в здании Музея Ленина, которую все помнят, надо сказать, и до сих пор, и многие требуют восстановления этой экспозиции.

ВЕДУЩИЙ: Конечно, «роллс-ройс», а как же.

ИГУМНОВА: Поскольку наших площадей экспозиционных в главном здании не хватает для того, чтобы показать народу уже во временной дистанции историю ХХ века, а коллекция у нас потрясающая, то есть все коллекции, которые принадлежали Музею Ленина, они вошли в состав собрания Исторического музея, и они очень востребованы, они очень часто экспонируются на межмузейных выставках в Российской Федерации, они очень востребованы для зарубежных выставок - какие-то, конечно, наиболее яркие произведения живописи, скульптуры, графики, которые хранятся только в собрании Музея Ленина, - они часто экспонируются, но, к сожалению, вне стен Исторического музея.

ВЕДУЩИЙ: А кто-нибудь вообще просчитывал, вот если, например, оставить экспозицию Музея Ленина как она есть, не обеспечит ли вам это большую посещаемость, чем если делать сейчас там новую экспозицию из того, что долго ждет своего часа, хранясь в запасниках?

ИГУМНОВА: Вы знаете, в том виде, как существовала эта экспозиция, которая была посвящена прежде всего нашему Владимиру Ильичу Ленину, она не может сегодня существовать. Владимир Ильич Ленин как яркая личность и персоналия в нашей советской истории должен быть отражен и показан в контексте общей истории ХХ века. И для этого-то как раз нам и нужны площади, чтобы максимально полно отразить все наши конфликты, все наши коллизии ХХ века, для того чтобы жить настоящим и избежать каких-то ошибок в будущем. Мы всегда учимся на нашем прошлом, на нашей истории.

ВЕДУЩИЙ: Но это невозможно. Извините, что я вас перебиваю. Но как можно сегодня объяснять объективно историю, если сегодня тоже очень субъективный взгляд на историю? Даже, понимаете, сегодня всерьез обсуждать проблемы Великой Отечественной войны невозможно, не опасаясь чьих-нибудь обвинений, и даже специальную статью придумывают для фальсификаторов истории, и мы понимаем, что всерьез и свободно заниматься исследованиями Великой Отечественной войны невозможно из опасений, что тебя обвинят в фальсификации истории.

ИГУМНОВА: Вы знаете, как раз главная задача музейщиков и историков, которые работают в музеях, - не давать каких-то оценок как авторы этой экспозиции, а объективно показывать живые свидетельства тех или иных событий, воплощенные в конкретных предметах, документах, фотографиях, для того чтобы люди, посмотрев на эти живые свидетельства, делали сами свои выводы.

ВЕДУЩИЙ: Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что с адресом: Красная площадь, дом 1 очень сложно быть абсолютно свободным в этих вопросах. Нет?

ИГУМНОВА: Мне кажется, абсолютно…

ВЕДУЩИЙ: У вас не так давно пришел новый директор. И вот насколько поменялась вся политика выставочная, как вы можете сказать?

ИГУМНОВА: Она абсолютно не поменялась, и музей остался верен своей концепции выставочной деятельности. Мы всегда активно откликаемся на какие-то яркие юбилейные даты в истории Российского государства, мы, как всегда, продолжаем делать выставки-демонстрации наших собственных коллекций. Я вот с радостью хочу сказать нашим уважаемым посетителям, что наконец-то после многочисленных, многострадальных перемещений наших фондовых коллекций все время на новые места хранения мы имеем возможность уже в этом году показать целых три интересных коллекционных выставки из наших собраний.

ВЕДУЩИЙ: Это помимо Музея 1812 года?

ИГУМНОВА: Помимо.

ВЕДУЩИЙ: Ничего себе!

ИГУМНОВА: И как раз я вам хочу сказать в отношении здания бывшего Музея Ленина. Вы можете себе представить, что если бы мы могли весь этот комплекс зданий Музея Ленина отдать под экспозиционно-выставочный, мы имели бы прекрасную возможность там как раз разместить хотя бы, может быть, временные выставки по разным проблемам ХХ века, чтобы потом на этой основе, получив разное общественное мнение по разным аспектам, по разным проблемам, конфликтам и коллизиям, уже составить какое-то такое консолидированное представление об истории ХХ века.

Но целых два этажа, второй и третий, мы вынуждены были занять нашими фондовыми коллекциями, которые мы перевезли с территории Крутицкого монастыря, который полностью передан Московской патриархии. Там у нас хранились коллекции отдела металла, отдела тканей и костюма. Из Новодевичьего монастыря, который тоже отдан Церкви, мы вынуждены были перевезти собственно коллекции Новодевичьего монастыря, которые там априори сохранялись, на этой территории. Мы вынуждены были привезти реставрационные мастерские. Вы понимаете, какой это трудоемкий процесс, чтобы обеспечить сохранность? И не только перевезти, это нужно составить топографические описи, чтобы знать, в каком ящике что находится, чтобы потом последовательно это распаковать и разложить уже на новом, современном оборудовании. Вот надо отдать должное, это уже в бытность Алексея Константиновича Левыкина мы завершили процесс приобретения нового оборудования для фондовых отделов, и теперь в этом новом оборудовании у нас очень комфортно располагаются вот эти крупные наши основоположники коллекций Исторического музея, огромные собрания. Это 300 тысяч единиц хранения - отделы ткани и костюма, это 15 миллионов листов архивного хранения, о которых я говорила, отдела письменных источников, который из Измайлово переехал тоже в здание Городской думы, и это отдел металла, это тоже где-то 40-50 тысяч единиц хранения. Ведь музейщики-хранители, несмотря на то что они бессребреники, они настолько преданы своему делу, что они любят свои экспонаты, как собственных детей, и они уделяют им полностью свое время, внимание. И они в очень короткие сроки всё разложили. В этом году наконец-то мы будем делать выставку детского костюма из собрания Исторического музея, экспонаты уже подготовлены, отреставрированы, профилактика их произведена. И вот мы хотим к Новому году сделать такой подарок московской аудитории, гостям столицы, тем более к новогодним каникулам, чтобы они семьями приходили в музей и смотрели, как же раньше одевались наши детки, какие периоды они прошли: красота или удобство, как их сначала пеленали, потом распеленывали, как они ходили, мальчики и девочки, до шести лет в одном и том же длинном платье. Это очень всё интересно. Это наша история, которую детям будет любопытно посмотреть и не только посмотреть. Всегда в рамках таких выставок мы устраиваем какие-то интерактивные занятия, когда дети могут сами что-то скроить, что-то нарисовать, какую-то куколку одеть, то есть поработать еще руками, и усвоить все-таки, как жили дети в прошлом и какими свободами наши современные дети обладают сегодня. Для них это будет очень любопытно.

ВЕДУЩИЙ: Обязательно приведу своих детей.

ИГУМНОВА: Приводите.

ВЕДУЩИЙ: Чтобы они оценили свободу свою.

ИГУМНОВА: Совершенно правильно. Я вам говорю совершенно осознанно. Или выставка французских часов из собрания Исторического музея ХVIII- ХIХ веков из отдела металла, которая ни разу еще полностью не показывалась у нас. Это будет около 100 совершенно уникальных памятников французского производства. Мы все с вами знаем, что французские часы - это эталон всегда был для подражания. С потрясающими часовыми механизмами. Причем часть этих часов, особенно индустриального дизайна уже ХIХ века, как реакция на новейшие достижения научно-технической революции, они будут на ходу. И мы даже предполагаем, что какие-то механизмы мы будем в определенное время заводить в присутствии наших посетителей, сделав какие-то сеансы по часам. И они могут с этим тоже как-то соприкоснуться.

ВЕДУЩИЙ: Вы говорили про три выставки и два мощных проекта. Это Музей 1812 года, который открывается в этом году, и мне хотелось бы еще поговорить про так называемую Национальную портретную галерею, про которую я вообще ничего не понимаю. Тем более будет интересно узнать, что же из этого хотите сделать. А вот три выставки: детский костюм дореволюционный, французские часы, всё из вашего собственного собрания с привлечением и частных коллекций, как я понял. А третья?

ИГУМНОВА: А третья выставка у нас называется «Золотой век русского фарфора и стекла. 1790-1830 годы». И мы не случайно эту выставку открываем в 2012 году, мы ее как бы открываем в юбилейный год Отечественной войны 1812 года, потому что на этой выставке в качестве такого главного акцентного раздела будет показано наше богатейшее собрание патриотического фарфора и стекла с откликами на события войны 1812 года - с героями войны, с какими-то батальными сценами, с карикатурами на Наполеона и его армию. И это тоже будет первая публикация, собрание только Исторического музея из отдела керамики и стекла.

ВЕДУЩИЙ: Первая публикация в рамках проекта…

ИГУМНОВА: Первая публикация на выставке, потому что мы делали издание где-то в конце 1970-х годов на эту тему, как бы издавали памятники из нашего собрания. Но выставки опять же ни одной на эту тему коллекционной у нас не проходило последние, по-моему, 30 лет. Поэтому это тоже будет открытие для москвичей и гостей столицы, потому что будут представлены лучшие образцы уже промышленного производства, которое получает именно в этот период расцвет, в том числе и в стекольном, и в фарфоровом деле. И поэтому здесь будут представлены самые разнообразные типологические предметы по своему функциональному назначению двумя параллельными линиями - фарфор и стекло. И центр будут образовывать вот эти памятники, которые связаны с Отечественной войной 1812 года. И накануне открытия Музея 1812 года это будет тоже своеобразное чествование нашей великой победы в войне 1812 года - наша выставка.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а где будет вот этот Музей 1812 года и где будет Национальная портретная галерея?

ИГУМНОВА: Вы знаете, вот что касается Музея 1812 года, это я вам могу совершенно уже достоверно сказать, это встроенный павильон между одной фасадной стеной Музея Ленина и фасадной стеной так называемого пятого строения, то есть это будет делаться встройка, перекрываться пространство между этими двумя зданиями на двух уровнях. И вот на двух этажах этой встройки и будет создана экспозиция Музея 1812 года.

ВЕДУЩИЙ: Вы так замечательно сказали: будет. Я так понимаю, что в сентябре этот музей все-таки уже должен быть открыт?

ИГУМНОВА: Он будет открыт между 6 и 8 сентября, совершенно точно.

ВЕДУЩИЙ: А как же, если еще все это не перекрыто, все это еще в некой…

ИГУМНОВА: Уже перекрыто, уже сделана кровля, уже положены платформы на первом уровне и на втором, ведутся отделочные работы, стоят своды, уже сделан фальшпотолок. Сейчас мы уже выбираем шинопроводы, чтобы сделать оптимальную систему освещения нашей экспозиции. Уже куплены витрины под этот музей. Так что полным ходом идут работы по ускорению нашего процесса, чтобы вовремя, к юбилею открыть этот музей. Это будет совершенно уникальное событие. Поскольку Исторический музей является обладателем, наверное, самой разнообразной и обширной коллекции на эту тему.

ВЕДУЩИЙ: Естественно, сегодня и в связи с известными вам интермузейными проектами все меняется. Уже говорят, что самое главное, чтобы в музее всё было можно трогать, и что без интерактива музей - не музей. И вообще, нет трех витрин с видеомониторами - это уже прошлый век. Я не разделяю такую инновационную точку зрения. Но наверняка вы в этом Музее 1812 года уже как-то к нынешним вызовам времени приноравливаетесь?

ИГУМНОВА: Конечно.

ВЕДУЩИЙ: Там можно будет примерить форму, врезать Наполеону, расстрелять всех с наших флешей?

ИГУМНОВА: Вы знаете, я вот хочу к вам присоединиться, к вашему мнению. Я - ярая противница всех таких примитивных, как могу сказать, интерактивных форм, чтобы стояла какая-то обманка, вы подставляли свое лицо в отверстие над костюмом Наполеона или Кутузова и фотографировались на память. Что же касается применения мультимедийных каких-то средств, я полагаю, что они уместны. Но вот на мой личный взгляд, он уместны в отдельных зонах, которые находятся в стороне от основной экспозиции с подлинными памятниками, которые являются живыми свидетельствами этой эпохи.

ВЕДУЩИЙ: Я с вами совершенно согласен. Иначе происходит обесценивание…

ИГУМНОВА: Подлинников. Но за некоторыми исключениями. Если мы показываем в данном конкретном разделе экспозиции Бородинское сражение, можно здесь показать как бы в динамике развития - картами, гравюрами с различными фрагментами - утро, день, вечер, ночь, - как это всё разыгрывалось и как менялись диспозиции. Но если недалеко от этого раздела поставить плазменный стол интерактивный, типа тачскрина, который и будет давать проекцию, типа макета Бородинского поля с расстановкой сил противника, любой посетитель, водя рукой над этой поверхностью, сможет вызвать на тот или иной момент вот эту дислокацию и изменение положения в ту или иную сторону, это только помогает ему понять, что же происходило. Конечно, у нас с вами есть Бородинская панорама, где всё это замечательно, рельефно, наглядно и предметно, я бы даже сказала, красиво…

ВЕДУЩИЙ: У нас есть музей в Бородине.

ИГУМНОВА: На Бородинском поле, да. Но делать Музей 1812 года без главных событий всего этого 1812 года, даже имея и Бородинское поле и Бородинскую панораму, я считаю, мы не вправе, мы должны последовательно показать всю хронологию событий.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Инна Михайловна. И я обращаюсь к Тамаре Григорьевне. Тамара Григорьевна, ведь несколько музеев у нас, вот Бородинская панорама, очень хороший музей. Везде будет отмечаться один и тот же юбилей или все-таки в одном музее только, потому что он действительно располагает богатым материалом? И, конечно, я считаю, что первое слово все-таки за Бородинской панорамой.

ВЕДУЩИЙ: Почему за Бородинской панорамой?

ИГУМНОВА: За Бородинским полем.

ВЕДУЩИЙ: Да, за Бородинским полем первое место, а не за Бородинской панорамой.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: На Бородинском поле только недавно создан, а этот был всегда.

ВЕДУЩИЙ: Как? Музей «Бородинская панорама» создан был примерно к 850-летию Москвы.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, вот я про него и говорю, который у арки стоит.

ИГУМНОВА: На Кутузовском проспекте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, я детей водила туда, теперь внуков водила. И он очень хороший музей, прекрасный. А зачем тогда одновременно в трех музеях, которые на одну и ту же тему? Я понимаю, что это очень важная тема, но, может быть, подготовить в каком-нибудь одном очень хорошую тему к 1812 году, нашей великой победе, или разделить, может быть, по частям и по темам?

ИГУМНОВА: Спасибо вам за очень интересный вопрос, поскольку это тоже было предметом наших размышлений при обсуждении концепции, замысла Музея 1812 года. Но вы совершенно справедливо отмечаете, что мы должны разделиться, потому что Музей-заповедник «Бородинское поле», он привязан к одному совершенно конкретному событию. И это там всё очень подробно развернуто. Тем более что они сейчас делают реэкспозицию, как бы обновляются.

ВЕДУЩИЙ: Уже сделали.

ИГУМНОВА: Нет, еще не сделали. Они сейчас в процессе. Я имею в виду музей-заповедник «Бородинское поле». Что касается нашего потрясающего музея-панорамы «Бородинская битва», они недавно, 27 марта открылись после основательной реконструкции, небольшого ремонта, с привлечением нового художника, который там много обновил в экспозиции. И вот они-то как раз и внедрили большое количество мультимедийных средств. И вот Андрей Георгиевич Рейнер, который исполнял эту экспозицию, я, к сожалению, не была на открытии, не видела, но поскольку он был художником этой реэкспозиции, он считает по первой реакции и посетителей, и властей города, которые имели возможность посетить экспозицию, познакомиться с теми новациями, которые там произошли, что очень высоко оценили ее уровень, ее качество, и оценили очень тактичное внедрение этих мультимедийных средств в тело, можно сказать, экспозиционного пространства, что оно не довлеет, не превалирует над главным предметом показа - над диорамой Бородинской битвы именно. Они отреставрировали и избу, которая у них там стояла, «Совет в Филях». Так что они тоже привязаны к конкретному событию.

А Исторический музей, обладая самым обширным собранием памятников на тему Отечественной войны, эпохи 1812 года и получив в наследие огромное собрание полковых музеев, которые были созданы к 100-летию Музея 1812 года… Вы же знаете, что вообще была идея открыть к 100-летию отдельный Музей 1812 года. И было даже определено место, где построить здание под этот музей, около храма Христа Спасителя. Но ввиду начавшейся войны эта идея не была реализована, но уж в год 200-летия нашей великой победы в Отечественной войне 1812 года и правительство нашей страны, ведущие наши историки, ученые сочли, что это просто необходимо сделать и наконец-то представить посетителям всё, что мы храним до сих пор в своих запасниках. Это будет очень широко, очень объемно, причем мы будем показывать не только эпоху 1812 года, мы будем показывать предтечу, начиная с Французской революции конца восемнадцатого века, что же привело к началу этой войны. Мы будем показывать 1813, 1814 и 1815 годы, мы будем показывать заграничные освободительные походы русской армии, торжественный вход казаков в Париж. Мы будем показывать материалы Венского конгресса, и мы будем показывать отдельный как бы раздел, посвященный уже 100-летнему юбилею этой войны, как он широко отмечался в России. Это будет и сувенирная продукция, которая к этому времени была представлена в очень широком ассортименте и в очень большом количестве. И наконец-то мы в полном объеме покажем замечательную живопись художника Верещагина, который в своих полотнах отобразил свое отношение к этому событию уже спустя 100 лет, в начале ХХ века. Я считаю, что это совершенно другой уровень и качество, которые нас будут отличать и от Бородинского поля, и от Бородинской панорамы.

ВЕДУЩИЙ: Тамара Григорьевна, не могу вас не спросить. А вы как считаете, кто выиграл Бородинскую битву все-таки?

ИГУМНОВА: Я считаю, что никто.

ВЕДУЩИЙ: Понятно. И еще хотел вас спросить про Национальную портретную галерею. Она из чего складывается? Потому что я не сомневаюсь, что немало художников, и Зураб Церетели, и Шилов, и Глазунов, наверняка захотели бы тоже сделать портреты и написать быстро, в короткие сроки. С другой стороны, у нас есть пример портретной галереи, как раз 800 героев 1812 года в Эрмитаже.

ИГУМНОВА: Вы знаете, это как раз самая главная загвоздка сегодня в связи с возникшей идеей создания Национальной портретной галереи. Идея эта восходит к нашим представителям волны первой русской эмиграции, была обсуждена с премьер-министром Путиным и затем с министром культуры Авдеевым, идея была поддержана на этом уровне. И Министерство культуры Российской Федерации провело специально коллегию, посвященную этому вопросу, с приглашением и музейщиков, и историков, и ученых-академиков, чтобы обсудить саму идею: нужна ли современной России Национальная портретная галерея; каковы хронологические рамки героев этой портретной галереи, то есть герои какого времени должны быть там представлены в портретах своих; что должно быть представлено в галерее, какие портреты - только ли классические живописные, или это могут быть скульптурные портреты, или это могут быть фотографические портреты, а может быть, даже какие-то электронные изображения. Это всё вопросы для широкой дискуссии. Поэтому на пути проработки пока только идеи Национальной портретной галереи России и было принято решение подготовить пока временную выставку, как мы ее назвали - выставку-презентацию, в стенах Исторического музея силами трех крупнейших держателей собраний портретов.

ВЕДУЩИЙ: Без передачи, без внутренней передачи?

ИГУМНОВА: Это обязательное незыблемое условие. Даже в коллегии министерства наши коллеги из Государственного Русского музея, из Государственной Третьяковской галереи попросили записать фразу, что «при этом портреты, передаваемые на временную выставку, гарантированно возвращаются по завершении выставки обратно владельцу», потому что коллекции, априори созданные исторически в недрах этих музеев, являются неотъемлемой частью их общего собрания. Поэтому возникает вопрос. Да, мы собираемся создавать Национальную портретную галерею. А из чего она должна состоять? Поскольку де-факто такие национальные портретные галереи, они существуют, они есть: как мы отметили, в Зимнем дворце Эрмитажа - герои 1812 года; в Русском музее - это императорский сановный портрет, который показан в их постоянной экспозиции и на целом ряде многочисленных временных выставок. Это Третьяковская галерея, где эти портреты все находятся в постоянной экспозиции. В Государственном Историческом музее, если вы пройдете по двум этажам нашей постоянной экспозиции, вы увидите, что все эти портреты верхним ярусом, вот главная как бы путеводная нить - это наши герои, они все там нашли свое место, так же как и в постоянных экспозициях наших крупнейших региональных музеев, в собраниях которых существует тоже огромное количество высокохудожественных живописных портретов очень известных художников. Поэтому де-факто они существуют. Нужно ли их собирать в одном месте, в данный час, в каком-то отдельно стоящем пространстве? Построено будет новое здание, новый выставочный зал, в каком количество должны эти портреты содержаться в портретной галерее? Поэтому мы свою выставку временную рассматриваем как своеобразную платформу для сбора общественного мнения. Вот мы сейчас разработали анкету. Причем выставка посещается очень активно.

ВЕДУЩИЙ: А где она сейчас, в основном здании, да?

ИГУМНОВА: Она в основном здании, в 40-м зале, на очень небольшой площади.

ВЕДУЩИЙ: Сколько там портретов?

ИГУМНОВА: 101 портрет. Несмотря на 360 квадратных метров, мы уместили 101 портрет, где представлены все сословия: императорские портреты, духовенство, военные, купеческие, крестьянские, интеллигенции пореформенной России второй половины 19 века из Третьяковской галереи. Они сильны именно таким портретом. Мы всё внедрили вот на этом небольшом совершенно выставочном пространстве. И сейчас мы хотим получить реакцию наших посетителей. Я хочу вам сказать, что от общей посещаемости Исторического музея за неделю, вот мы каждую неделю подводим итоги, в среднем у нас посетителей за неделю в Историческом музее от 6 до 7 тысяч, так половина посетителей приходят специально на выставку «Национальная портретная галерея». Интерес к этой идее и к тому, что мы сделали, огромный. Поэтому нам и хочется собрать сейчас мнение всех представителей, наших посетителей, которые приходят к нам. У нас создан потрясающий электронный каталог на все персоналии, на всех художников, которые представлены в этой галерее, на все атрибуты портрета - на награды, на одежду. Это расширяет знания и представления наших посетителей о том, что же такое портрет в его классическом изображении. И нам важно получить от них ответы на вопросы, кого они хотят видеть в этой портретной галерее.

ВЕДУЩИЙ: Как это так? Мне кажется, что это же портретная галерея не лучших людей страны, это же не тот случай, когда делался памятник 1000-летию государственности, когда в Великом Новгороде они Ивана Грозного отказались по понятным причинам делать скульптурный портрет. А в данном случае это портретная галерея, здесь и Сталин должен быть. А что делать?

ИГУМНОВА: Я как раз и говорю, что мы и спрашиваем наших посетителей, как они считают, кто он должен быть, должна ли портретная галерея, как мы вот сейчас на выставке показали, заканчиваться началом двадцатого века, крушением Российской империи, или она уже должна представлять героев двадцатого века, советской нашей империи, и уже, может быть, и двадцать первого. Понимаете? А для того, чтобы иметь возможность их представить, мы должны с вами подумать: а кто же будет живописать этих героев? Вот я, например, в руках у директора Музея современной политической истории Сергея Александровича Архангелова видел решение тоже Министерства культуры Российской Федерации о том, что все современные наши граждане, награжденные орденом Андрея Первозванного, должны тут же живописаться и помещаться в экспозицию этого музея на Тверской улице, дом 21.

ВЕДУЩИЙ: Анекдот, просто анекдот.

ИГУМНОВА: Вот тогда вы видите, что уже есть какая-то инициатива по созданию героев двадцать первого века, которые уже будут экспонироваться в Музее современной политической истории. Значит, мы отдаем часть этой портретной галереи на площадку к Сергею Александровичу Архангелову, а сами ограничиваемся только тем периодом, который мы показываем у себя. Но в любом случае это всё временные выставки. Если говорить, как вы меня спрашиваете, о Национальной портретной галерее России… Мы видим Национальную портретную галерею Великобритании в Лондоне, например. Это отдельно стоящее, построенное специально для этих целей здание, это идеология, продиктованная сверху, это определенный состав, и это целая задача огромная для целого большого коллектива. Институт всеобщей истории, Александр Оганович Чубарьян, предложил поучаствовать в этом процесс и поработать со своими коллегами над словником, то есть над списочным составом тех героев, которых он хотел бы видеть в Национальной портретной галерее.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация