Маяк. Москва 29.06.2012 - С первого июля вступят в силу новые тарифы в ЖКХ
Персоны
С первого июля вступят в силу новые тарифы в ЖКХ. Как в столице повысятся тарифы на газ, воду и электричество? Кто сможет получить субсидию на оплату ЖКХ? Как летом сэкономить на услугах ЖКХ? И почему тарифы еще раз поднимутся в сентябре? Узнаем у руководителя столичного ГКУ "Центр координации ГУ ИС" Сергея Низамовича Манерова. Ведущая – Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - руководитель ГКУ "Центр координации ГУ ИС" Сергей Манеров. Начнем, наверное, с ближайшего события, которое нас всех ожидает с 1 июля, - с повышения тарифов. Вы наверняка уже знакомы с новыми расценками. Существенно они выросли, на ваш взгляд, и по каким статьям? Может быть, вы какие-то акценты расставите.
МАНЕРОВ: В принципе и жители наши все оповещены, постановление по изменению тарифов вышло в конце прошлого года, 29 ноября 2011 года вышло постановление № 571, согласно которому, собственно, и происходят изменения.
ВЕДУЩИЙ: Мы знали, что расценки повысятся, но вот точные данные, по-моему, появились позже.
МАНЕРОВ: Мы ответственно заявляем, что изменение тарифов с 1 июля ожидается в размере 6%. Соответственно в тех квитанциях, которые получает большинство москвичей, они могут увидеть изменения в сторону увеличения на 6%.
ВЕДУЩИЙ: Вы считаете, что вы успеете в июле уже сделать все перерасчеты, квитанции за этот период будут уже с новыми тарифами?
МАНЕРОВ: По технологии мы не делаем перерасчета, мы применяем новые цены. И соответственно в квитанции не в графе «перерасчет» люди увидят изменения, а новые цифры они увидят именно в графе «тариф».
ВЕДУЩИЙ: Я поняла. Нужно быть очень осторожной с формулировками, потому что перерасчет - это так мы говорим, по-свойски.
МАНЕРОВ: Тут надо просто понимать различия. Есть перерасчет, а есть изменение начислений. Поэтому жителям надо обратить внимание на увеличение цифры. Притом не у всех увеличится цифра, потому что мы ожидаем, что летний период, большинство людей отсутствует, счетчики не крутятся. Многие не увидят даже повышения. Поэтому лучше смотреть не на конечную цифру, а на графу «тариф». По ней как раз можно определить изменение цен.
ВЕДУЩИЙ: Есть разные тарифы на горячую воду, в зависимости от поставляющих компаний. Если Мосэнерго и МТК - дешевле. А если МОЭК, то дороже?
МАНЕРОВ: Нет, проблема как раз не в том, что дороже или дешевле, проблема в том, что есть ряд ресурсов, Допустим, Мосэнерго. Они поставляют в небольшое количество домов ресурс. Но они не платят за транспорт, так называемую доставку ресурса с одного места на другое место. А в случае другой компании, там в тарифную составляющую входят еще и транспортные услуги, то есть доставка этого ресурса до дома.
ВЕДУЩИЙ: Но выбрать мы не можем, да?
МАНЕРОВ: К сожалению, исходя из сети городской, этого сделать нельзя.
ВЕДУЩИЙ: То есть то, что нам подается, тем мы и пользуемся?
МАНЕРОВ: У каждого дома есть оказываемые коммунальные услуги. Соответственно нужно в первую очередь обратить внимание не на цену этих коммунальных услуг, а на тип этих коммунальных услуг. Так вот, для большинства домов, к сожалению, это цены МОЭКа.
ВЕДУЩИЙ: Здесь уже большинство платит все-таки подороже. Незначительно, надо сказать сразу, там рублей 20 разница.
МАНЕРОВ: Мы когда с вами поговорим о теме уменьшения платы, тут даже и эту плату можно удачно в другую сторону обратить.
ВЕДУЩИЙ: Вообще к этой теме можно приступить сразу, она так заманчиво звучит.
МАНЕРОВ: Я готов.
ВЕДУЩИЙ: Это вы имеете в виду летом, когда мы уезжаем?
МАНЕРОВ: Не только летом. Те жители, которые действительно хотят экономить, они ставят приборы учета и платят реально меньше. При этом именно в Москве есть возможность оплачивать только те ресурсы, которые человек потребил. Федеральный закон, кстати, гласит другое. В нем сказано, что квартирный прибор учета показывает только долю потребления в общем потреблении дома. То есть вы можете прибором уменьшить свою долю. Только долю.
ВЕДУЩИЙ: Но не абсолютные показатели?
МАНЕРОВ: Но не заплатите ровно столько, сколько потребили. А Москва эту цель как раз преследует.
ВЕДУЩИЙ: А какие ставятся индивидуальные счетчики, помимо счетчиков электроэнергии, к которым мы привыкли?
МАНЕРОВ: Это холодная, горячая вода.
ВЕДУЩИЙ: А отопление?
МАНЕРОВ: Вот еще, я бы сказал, газ, можно тоже счетчики на газ поставить.
ВЕДУЩИЙ: Там мизерные суммы.
МАНЕРОВ: Я согласен. Но отопление… К сожалению, сами счетчики на отопление дорогие. Прецеденты в городе есть, когда жители устанавливают эти счетчики. Но, к сожалению, даже по нашим расчетам, окупаемость этих приборов уж очень высокая. То есть нужно порядка семи лет, чтобы их окупить. За этот период они попадают даже под поверку. Они гораздо сложнее в обслуживании.
ВЕДУЩИЙ: То есть с этим можно повременить?
МАНЕРОВ: Да.
ВЕДУЩИЙ: Могут поставить счетчик в дом? Я прочла на вашем сайте, что до 1 июля вообще должны быть оборудованы все квартиры в многоквартирных домах счетчиками?
МАНЕРОВ: Согласен. Есть закон 261 по энергосбережению, который гласит, что все вообще строения должны быть оборудованы приборами учета. А для многоквартирных домов - там и сами квартиры должны быть оборудованы приборами учета. Здесь очень жестко гласит закон по домовым приборам учета и менее жестко по квартирным приборам.
ВЕДУЩИЙ: Вообще это наша обязанность - поставить эти счетчики, или это наш выбор?
МАНЕРОВ: Так как закон предписывает, по идее это обязанность каждого владельца квартиры.
ВЕДУЩИЙ: То есть одного домового счетчика мало?
МАНЕРОВ: В законе четко прописано, что на дом счетчик стоять должен, но он должен стоять и в каждом жилом помещении. Поэтому в квартире по идее он тоже должен быть установлен на коммунальные ресурсы. Но в связи с тем, что карательных мер к собственникам именно в части квартир там не прописано, поэтому все-таки выбор дается: исполнять закон или не исполнять.
ВЕДУЩИЙ: Но если нет карательных мер, еще побудительная причина - это экономия. Это по вашему опыту, сильно экономишь, если в квартире счетчик на воду стоит?
МАНЕРОВ: Давайте я вам просто расскажу о нормативных показателях. 384 литра в сутки на человека - это норма, которая зашита в системе. Это первое, на что надо обратить внимание. Если перевести в кубы, то 11 кубов в месяц. А 11 кубов в месяц - это 11 тонн воды, которая по норме на одного человека. Есть, конечно, у нас люди, которые тратят гораздо больше, если у них дети. Или просто дома не работают краны, они постоянно текут. Можно и больше, конечно, потратить. Но в целом жители потребляют где-то порядка 3 кубов, это в три-четыре раза меньше, те, кто поставил счетчики, в среднем платят за 3 куба на человека. Разница существенная, очень существенная. Поэтому в идеале жители экономят, где-то в течение года они окупают полностью счетчики.
ВЕДУЩИЙ: А установить их трудно или нет?
МАНЕРОВ: Вот тут надо пригласить кого-то из управляющей компании или специализированной организации. Потому что квартиры везде разные, и везде разные расходы: в новостройках это дешевле, в старом жилом фонде это дороже, в зависимости от того, какие там трубы и как можно до них добраться.
ВЕДУЩИЙ: Это трудоемкая работа?
МАНЕРОВ: В принципе нет. Делается небольшая врезка, ставятся для вентиля перекрывающих, и вставляется сам прибор учета.
ВЕДУЩИЙ: То есть разгрома ремонтного в квартире не происходит?
МАНЕРОВ: У нас были проблемы, когда житель обращался, что хочет поставить прибор учета, но сделал евроремонт, так хорошо спрятал трубы, что для него это будет дорого.
ВЕДУЩИЙ: Это в стояк нужно врезать?
МАНЕРОВ: Да, надо вот именно врезаться в стояк. Да, бывает проблема, что в доме несколько стояков и в квартире тоже их несколько.
ВЕДУЩИЙ: И надо на каждый ставить, да?
МАНЕРОВ: Да.
ВЕДУЩИЙ: А сколько стоит установка счетчика?
МАНЕРОВ: Комплект в среднем от 3,5 тысячи рублей, комплект - холодная и горячая вода. А дальше уже может быть цена и увеличена, в зависимости от производителя и соответственно от тех гарантий, которые накладываются на счетчик.
ВЕДУЩИЙ: Но есть ведь еще льготы на установку?
МАНЕРОВ: Есть бесплатная установка. Мы каждый год устанавливаем определенное количество счетчиков и надеемся, конечно, в идеале в следующем году уже всем категориям завершить.
ВЕДУЩИЙ: Это малообеспеченные категории граждан?
МАНЕРОВ: Малообеспеченные, муниципальные квартиры, то есть городские. В этом году собираемся уже закрыть весомую часть и этих квартир в том числе.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Мария Михайловна. Я уезжаю на дачу на все лето через несколько дней и хочу узнать, я могу какие-нибудь привезти бумаги осенью, чтобы мне пересчитали мою квартплату и, например, то, что я водой не пользовалась? И как часто мне нужно привозить эти бумаги, каждый месяц привозить, или на все лето одной справки достаточно, что меня не было этим летом?
МАНЕРОВ: Есть два варианта. Вы можете прийти к нам в расчетный центр и написать заявление о том, что не будете пользоваться коммунальными услугами. И соответственно мы приостановим выставление этих коммунальных услуг до представления документов. Впоследствии вы приносите документы, подтверждающие перерасчет, и мы его производим. Какие документы позволяют произвести перерасчет? В частности, это справки о том, что человек проживал там-то, подписанные местным садовым товариществом либо руководством поселения.
ВЕДУЩИЙ: Можно взять справку на весь период отсутствия, не надо разбивать по месяцам?
МАНЕРОВ: Мы говорим, что человек берет справку за период проживания там. То есть он не может взять справку и привезти летом, что он отсутствует и осенью.
ВЕДУЩИЙ: Я имею в виду, не надо говорить, что меня не было в июле, меня не было в августе?
МАНЕРОВ: Нет. Справка берется за период отсутствия. То есть соответственно человек выезжает, проживает, берет оттуда справку за весь период и должен в течение месяца нам ее представить, а мы соответственно этот перерасчет ему организуем.
ВЕДУЩИЙ: В течение следующего месяца?
МАНЕРОВ: Чаще бывает так, что нам представляют документ, мы уже в следующей квитанции его отражаем.
ВЕДУЩИЙ: По-моему, все-таки за время отсутствия вот эта скидка предоставляется только по воде?
МАНЕРОВ: По коммунальным услугам, то есть тем услугам, которые рассчитываются, исходя из норм потребления на человека, на площадь.
ВЕДУЩИЙ: Какие еще?
МАНЕРОВ: Это вода и горячая, и холодная. Это и газ еще. То есть именно вот эти коммунальные услуги, которые жители потребляют на человека.
ВЕДУЩИЙ: Но нужно сразу сказать, что больше ничего.
МАНЕРОВ: Ну, если у человека дома что-то еще есть, помимо этих ресурсов...
ВЕДУЩИЙ: Вот мы оплачиваем расходы на ремонт, на содержание, они не снижаются?
МАНЕРОВ: Нет, нет.
ВЕДУЩИЙ: Давайте вернемся к повышению тарифов с 1 июля. Потому что нужно уточнить все-таки, что это, что называется, музыкальная увертюра, переходящая в световую, потому что 1 сентября будет еще одно повышение тарифов, да? Более существенное или нет?
МАНЕРОВ: Нет. Они одинаково будут расти, просто это связано с разным применением нормативов. Поэтому часть тарифов вырастает с июля, часть будет с сентября. Удобней было бы одномоментно повысить, не могу сказать. Поэтому здесь не суть важно. Так в постановлении прописано, по объемам, что на 6% стоимость ряда услуг вырастет с 1 июля, ряда других услуг - с 1 сентября. Поэтому здесь по большому счету жителю надо только обратить внимание на графу «тариф» в платежном документе.
ВЕДУЩИЙ: Вообще все это будет происходить автоматически.
МАНЕРОВ: Наверное, для 90% жителей Москвы - автоматически, а 10% жителей мы не выставляем свои квитанции, там нужно все-таки обратиться в свою управляющую компанию.
ВЕДУЩИЙ: Льготы нужно будет переоформлять?
МАНЕРОВ: Нет. Вот это делается автоматически. Чем больше квартплата, тем больше льготная скидка. Да и с субсидиями малоимущим, у них тоже автоматически произойдет перерасчет в сторону увеличения субсидий.
ВЕДУЩИЙ: Ничего делать не надо, только платить.
МАНЕРОВ: Да, мы постараемся сделать так, чтобы жителям было комфортно в том числе и оплачивать, а не только потреблять.
ВЕДУЩИЙ: Особые вопросы связаны с присоединенными территориями, это присоединение с 1 июля тоже происходит. Всегда существовала вилка по тарифам для Москвы и области. А как будет теперь, будут единые тарифы или сохранится все-таки какая-то разница?
МАНЕРОВ: В течение этого года однозначно сохраняются отдельные нормативы, или тарифы, для Москвы. Те тарифы, которые применялись на присоединенных территориях, они до конца года также сохраняются и действуют в соответствии с нормами закона, утвержденными до присоединения. Это сделано в первую очередь потому, что жителям там уже определенные изменения были внесены. И те тарифы, которые утверждены для областей, они требуют перерассмотрения уже со стороны Москвы. Физически это сделать нельзя в тот короткий промежуток времени, который у нас остался. Поэтому жители будут оплачивать исходя из того, как они оплачивали.
ВЕДУЩИЙ: Как было, так и есть? И никто с одного тарифа на другой переключиться не сможет?
МАНЕРОВ: Я не хочу жителей обнадеживать, но есть ряд тарифов и нормативов, которые в области ниже, были приняты областью еще, а в Москве выше, и наоборот соответственно. Ничего присоединенным территориям ожидать такого глобального со стороны оплаты коммунальных услуг не следует.
ВЕДУЩИЙ: Льготы сохранятся в том объеме, как они были?
МАНЕРОВ: Конечно.
ВЕДУЩИЙ: Я бы хотела еще поговорить с вами о том, что происходит с процедурой подачи данных об использовании воды в тех случаях, когда счетчики уже установлены. Потому что есть возможность, что называется, отправлять по почте, приносить в ЕИРЦ эту бумагу с данными, а есть возможность данные передавать через Интернет.
МАНЕРОВ: То есть мы постарались предоставить жителям максимально удобный перечень услуг именно при приеме показаний. Это и телефон, это и электронная почта, это и «личный кабинет» на портале инженерной службы города, это и непосредственно принос показаний в расчетный центр. В отдельных случаях даже в наших диспетчерских стоят эти ящики, куда можно эти показания опустить. Главная задача - следить за ресурсом. Мы почему так много способов предусмотрели? Только для того, чтобы житель соответственно мог эти показания до нас довести и сам отследить, сколько он реально потребил. Это очень удобно. Потому что есть ряд жителей, которые просто не обращают внимания на потребление, а потом к нам приходят и говорят: почему так дорого? Я не могу сказать, почему у человека счетчик так накрутил. Здесь причины в другом.
ВЕДУЩИЙ: Могут быть ошибки, да?
МАНЕРОВ: Были самые тяжелые ошибки в связи с тем, что человек неправильно снимал показания и предоставлял их нам. Вот здесь все-таки, прежде чем сдать показания, надо посмотреть на ту квитанцию, которую в итоге он получает.
ВЕДУЩИЙ: Исправлять эти ошибки легко или нет, что делается потом?
МАНЕРОВ: Сложно. Вот давайте представим, житель указал расход больший, чем он потребил. По формуле, которая сегодня используется, его показания участвуют в общем расходе. Соответственно, чем больше он принес показания, тем меньшая доля остается в общем потреблении. И в случае, если он потом приносит все-таки правильные показания, мы вынуждены начислить всем тем гражданам, у которых квартирных приборов учета нет, и они, получается, вот на эту долю увеличивают свою квартплату.
ВЕДУЩИЙ: То есть все взаимосвязано.
МАНЕРОВ: Все взаимосвязано. Счетчик есть счетчик.
ВЕДУЩИЙ: С водой это так. Если в одном месте убудет, то в другом прибудет, наоборот. Все-таки для того, чтобы передавать информацию через Интернет, какая процедура? Это можно сделать просто у компьютера или нужно приходить и что-то запрашивать?
МАНЕРОВ: В рамках защиты информации мы сделали процедуру следующую. Вы приходите к нам в расчетный центр, получаете специальный пароль, который потом используете для работы в «личном кабинете». Это как раз сделано для того, чтобы никто не играл этими цифрами и ни в коем случае не испортил показания, в том числе и по другим квартирам. Поэтому схема защиты пока такая.
ВЕДУЩИЙ: Но это времени много не требует?
МАНЕРОВ: Единожды надо обратиться к нам. Мы даем эти пароли, а потом уже не нужно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Меня зовут Галина. Подскажите, пожалуйста, если водосчетчики в принудительном порядке с июля 2013 года мы будем обязаны ставить, существует ли хотя бы одна организация по установке водосчетчиков государственная? Потому что я и все мои знакомые не доверяем частным организациям, ставят часто плохо, бывает, и старые счетчики подпихивают, и некачественные, протечки бывают. У нас уже в доме такие случаи зафиксированы. Потом они не учитывают, наверное, ни состояние труб, ни сколько лет дому. И еще один момент. Я считаю, что безграмотно вытаскивать из труб каждые четыре года на горячую воду счетчик и через каждые шесть лет на холодную воду счетчик. А потом снова в такую трубищу - такие высокие дома, такой напор сильный - их вставлять. Плюс не получится никакой экономии, если мне через четыре года скажут: покупайте новый счетчик, у вас вышел этот из строя. И толку тогда никакого не будет. Я буду экономить в месяц копейки, а каждые четыре года платить за установку водосчетчиков заново.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам за такой развернутый вопрос. Видите, не только я в трубах разбираюсь.
МАНЕРОВ: Да, согласен. По государственной компании. Да, в городе есть так называемый ГУП «МосгорЕИАЦ». Координаты вы можете узнать либо у нас на сайте, либо в расчетном центре. Это государственная московская компания, которая занимается в том числе установкой приборов учета. Часто на единых платежных документах мы публикуем координаты этой компании. Поэтому если вы сохраняете все наши выставляемые документы, просто посмотрите на обратной стороне, там могут быть эти реквизиты указаны. Это первое.
Второй вопрос, я так понимаю, о так называемой поверке приборов учета, которая установлена для приборов горячего водоснабжения раз в четыре года, для холодной воды - раз в 5-6 лет. Так вот, здесь хочу сказать следующее. Поверка необходима в соответствии с федеральным законом. Это первое. Второе, по тому, что прибор работает или не работает. Прежде чем устанавливать прибор учета, я все-таки прошу обратиться к тем компаниям, которые являются достаточно крупными на рынке. Именно эти компании чаще всего не стараются через четыре года прибор переустановить и попросить за это деньги дополнительные. В случае если это происходит, никто не мешает жителю все-таки обратиться в другую компанию, которая произведет поверку без демонтажа этого прибора учета или соответственно без замены. Чаще всего прибор не ломается. Там практически нечему ломаться. Поэтому, по моему мнению, большинство компаний, которые осуществляют замену приборов учета, они маленько здесь вводят в заблуждение нас с вами.
И самое главное. Есть три способа поверки. Первый - это съем прибора и проверка на отдельной станции. Второй - замена прибора учета. А третья - есть специальный прибор, который позволяет непосредственно в квартире проводить эту поверку. Поэтому вот этот способ наиболее выгодный. Именно по таким критериям эту компанию находите.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Вы сказали, что вышло положение по Москве, что люди должны поставить обязательно счетчики на воду в своих домах. Вы сейчас только пояснили, что если человек на лето уезжает на дачу, он с дачи может привезти документ, чтобы у него был перерасчет за холодную и горячую воду. Тогда непонятно. Я работаю бухгалтером в жилом доме очень давно и с этим вопросом сталкиваюсь. Если человек выезжает на дачу, насколько я понимаю, он обязан у себя поставить счетчик, который будет фиксировать, что у него во время летнего периода пролива воды нет. Потому что, по моим наблюдениям, справки даются липовые. Человек уже возвращается из отпуска к школьному сезону, но ему дают справки аж до октября и до ноября месяца. Это я вам точно говорю. Дальше. Если они уехали на дачу, они, как правило, в течение лета приезжают, они стирают, или какие-то родственники там живут. Почему им должны возвращаться деньги, если они не хотят ставить счетчики? Мне вот это непонятно.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо за вопрос. Здесь, наверное, все-таки несколько есть градаций. Это подлинность справки и соответствие ее действительности и установка счетчиков - это все-таки разные вопросы.
МАНЕРОВ: Я согласен с тем, что было сказано. Действительно, проблема такая есть. Есть ряд жителей, которые, скажем так, манкируют своими возможностями и этими справками пользуются, чтобы уменьшить квартплату. Мы проводим большую работу с управляющими компаниями. И есть такая возможность по постановлению, которое сейчас у нас с вами действует, управляющей компании проводить проверку правильности оформления этих документов. Можно сделать запрос в то садовое товарищество, которое эту справку выдало. В случае если оттуда нет ответа, или данное товарищество на самом деле не существует, или подтверждается, что документ - поддельный, то мы рекомендуем производить начисления за весь период, который человек отсутствовал, а второе - написать обращение в правоохранительные органы, чтобы данного человека наказали.
ВЕДУЩИЙ: Но это если речь идет о том, что на месяц не совпадают данные, человек живет в Москве, а справка у него…
МАНЕРОВ: Я говорю про те случаи, когда справка реально липовая. А те случаи, когда справка выдается на некий период, и житель в этот период возвращается домой и пользуется ресурсами, здесь, конечно, это все на совести человека. Но в дальнейшем мы все-таки рекомендуем прибор учета. Вот с июля этого года уже рекомендуется всем поставить. Я надеюсь, уже внесены в закон изменения, которые позволят управляющей компании более четко работать с коммунальными ресурсами, которые она доставляет в дом.
ВЕДУЩИЙ: Поскольку у нас зашел разговор о злоупотреблениях, тут на днях появилась информация о том, что некая коммерческая фирма проводила рекламную акцию и так неуклюже это сделала, что разослала москвичам листовки о деятельности своей компании, очень похожие на квитанции для оплаты услуг. И многие даже купились на эту «утку» и оплатили. Вот что вы посоветуете, чтобы избежать таких недобросовестных вбросов?
МАНЕРОВ: Я скажу сразу, что по ряду округов наши управляющие компании обратились в правоохранительные органы, чтобы проведена была проверка данной компании, которая осуществляет такую рекламу, на предмет схожести их листовок с нашими документами. Но вместе с тем хочу жителям сказать, чем отличается наш документ от любых других, которые могут оказаться у вас в ящиках. Первое. Нужно сравнить два документа наших - предыдущий и текущий. В них есть ряд атрибутов. Первое - понятно, что это штрихкод. Второе - это код плательщика, который непосредственно присвоен данной квартире и является собственностью нашей, а не жителя. Там должен быть указан четкий адрес. В-третьих, там должны быть указаны атрибуты квартиры - это площадные характеристики, плюс должно быть указано количество жителей, проживающих в квартире, какие льготы оказываются. Это все в реальной квартире вы увидите по себе. Поэтому обращайте на это внимание. В случае если хоть один параметр не соответствует, все, я предлагаю эту квитанцию не оплачивать, а обратиться за разъяснением к нам.
ВЕДУЩИЙ: То есть нужно быть очень осторожным и внимательным. Вопрос о процедуре взимания долгов. Сколько времени дается на то, чтобы человек оплатил квитанцию? Допустим, он в отъезде, не успел в этот месяц?
МАНЕРОВ: По закону он должен оплачивать до 10-го числа месяца, следующего за прошедшим, то есть все, что больше 10 дней, это является нарушением.
ВЕДУЩИЙ: Но когда уже применяются более решительные действия?
МАНЕРОВ: Мы начинаем претензии предъявлять, начиная где-то от полутора месяцев.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое за этот разговор в нашей студии.