Маяк. Москва 22.08.2012 - Преобразования в столичной системе здравоохранения
Персоны
В Москве в скором времени будет расформировано несколько детских больниц. Родители маленьких пациентов опасаются, что они лишатся квалифицированной помощи. А персонал больниц боится остаться без работы. В департаменте здравоохранения поясняют: эти учреждения попали в программу перепрофилирования, больницы переедут в более современные корпуса, медпомощь останется на том же высоком уровне, а сокращения персонала не произойдёт. На чьей стороне правда?
ВЕДУЩИЙ: В студии Елена Щедрунова. Гость программы - заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы Николай Плавунов. Мы будем говорить о тех преобразованиях, которые ожидают столичную систему здравоохранения. И давайте поподробнее расскажем про амбулаторно-поликлинические объединения. Что это такое?
ПЛАВУНОВ: С прошлого года мы приступили к реформированию амбулаторно-поликлинической службы в городе Москве. В этом есть большая необходимость, потому что, как показывает практика, наличие большого количества разъединенных маломощных поликлиник далеко не всегда бывает эффективным при оказании помощи жителям города Москвы, при проведении системы профилактики, при различных осмотрах, диспансеризациях и так далее. Мы проанализировали работу наших поликлинических объединений, посмотрели объем, нагрузку прикрепленного населения, наличие кадрового потенциала и пришли к выводу, что необходимо двигаться вперед в этом отношении путем создания трехуровневой системы амбулаторно-поликлинической помощи.
Итак, что в итоге мы получим при этой реорганизации? Система будет делиться на три уровня амбулаторной помощи. Первый уровень - это территориальная поликлиника, где будут вести прием участковые врачи-терапевты и ряд врачей-специалистов, которые наиболее сегодня востребованы жителями города Москвы. Это врачи-офтальмологи, эндокринологи, хирурги, окулисты, отоларингологи, то есть те врачи, на которых падает львиная доля первичного приема населения, в том числе по поводу острых заболеваний. Помимо этого, на этом первом уровне будет работать Центр здоровья, будут работать травматологические пункты, отделения неотложной помощи и отделения профилактики. А вот второй уровень уже будет представлен более высоким уровнем оказания помощи, помощи так называемой первичной, но специализированной, где уже врачи будут работать в ранге врачей-консультантов, врачей диагностики, причем диагностики не просто банальной, а диагностики высокотехнологичной. Это будут аппараты УЗИ экспертного класса, томография компьютерная, магнитно-резонансная, эндоскопия. Причем не только эндоскопия диагностическая, но и хирургическая эндоскопия будет выполняться. Различные манипуляции, связанные с ранней диагностикой опухолевых заболеваний, что тоже очень актуально, ранней диагностикой заболеваний сердца и сосудов и так далее. То есть в рамках вот этого амбулаторно-поликлинического объединения будет представлено два уровня. Про первый уровень я уже сказал. Это будут филиалы. Многие москвичи задают вопрос: почему мы закрываем поликлиники? Поликлиники мы не закрываем.
ВЕДУЩИЙ: Вы их просто переназываете, так получается, да?
ПЛАВУНОВ: Мы наиболее оснащенные и подготовленные поликлиники, которые обладают лучшим штатным потенциалом, лучшей оснащенностью, большими площадями для оказания не только первичной помощи, но и специализированной, в качестве филиалов присоединяем четыре-пять поликлиник, скажем так, маломощных на сегодня, которые будут выполнять функции первого уровня.
ВЕДУЩИЙ: Я и говорю, что те привычные поликлиники, если они были совсем уж простенькими, теперь будут называться филиалами поликлиники номер такой-то?
ПЛАВУНОВ: Совершенно верно. Вот этот сложно выговариваемый термин - амбулаторно-поликлинический центр, фактически это получается такое функциональное объединение. Это будет поликлиника, имеющая несколько филиалов. Количество прикрепленного населения будет от 150 до 250 тысяч человек. Но при этом в этом объединении будет находиться вся диагностика экспертного класса, будут иметься обязательные дневные стационары различного профиля, будут работать врачи-консультанты, которые будут по направлению врачей первого уровня принимать пациентов на основании имеющегося обследования или дополнять обследование, давать рекомендации в плане того, где этому пациенту с наличием хронического заболевания наблюдаться.
ВЕДУЩИЙ: Николай Филиппович, я вас перебью, потому что я понимаю, что в этих хорошо оснащенных поликлиниках сейчас наверняка очереди на обследование и очереди к специалистам. Когда вы к ним добавите еще несколько поликлиник, то народ будет месяцами ожидать этих консультацией и обследований. Разве нет?
ПЛАВУНОВ: Система будет работать так, что на сегодня задача пациента - прежде всего обратиться в поликлинику. Вот человек пришел на первичный прием... (Если заболевание острое, все понятно, то есть там несколько иная тактика: или врач принимает вне очереди пациента с высокой температурой, или вызывается бригада скорой помощи в поликлинику.) Прежде всего это касается пациентов, которые хотят пройти обследование. Нет у человека жалоб, он хочет пройти обследование. Его соответственно участковый терапевт или врач отделения профилактики направит в Центр здоровья, где он может пройти тестирование на предмет выявления факторов риска. Если, не дай бог, эти факторы у человека выявляются, он получает рекомендации о том, как себя в дальнейшем вести, чтобы эти факторы риска снизить или в дальнейшем от них избавиться, и через некоторое время врач ему обозначает, когда прийти на повторный прием для контроля выполнения рекомендаций врача Центра здоровья.
Или второй вариант. У человека выявляется хроническое заболевание в Центре здоровья, о котором он не знал до посещения поликлиники. В этом варианте пациент направляется врачом Центра здоровья в филиал поликлиники, то есть по месту жительства, и уже участковый терапевт определяет, или он сам будет вести этого пациента, если он достаточной квалификации, или он направляет пациента уже на второй уровень, к врачу-консультанту для проведения им осмотра, если это необходимо, дополнительного обследования.
ВЕДУЩИЙ: Но про очереди вы мне так и не ответили.
ПЛАВУНОВ: Выстраивается четкий маршрут пациента. Если у пациента выявляется заболевание на первом уровне, то дальше уже все остальное регулируется самой поликлиникой. Пациенту четко указывается дата и время приема на втором уровне, у врача-специалиста.
ВЕДУЩИЙ: А если она будет через полгода?
ПЛАВУНОВ: Нет, такого не будет.
ВЕДУЩИЙ: Ну хорошо, через два месяца.
ПЛАВУНОВ: Нет. Мы для себя поставили определенные сроки ожидания. Например, срок ожидания врача-специалиста, консультанта не должен превышать 10-14 дней.
ВЕДУЩИЙ: Николай Филиппович, а известны ли вам совершенно реальные случаи из жизни, когда женщина на такой уже «глубокой» стадии беременности звонит в женскую консультацию, хочет записаться на прием к врачу в районную поликлинику. Ей говорят: да, мы вас запишем, можете прийти через два месяца. Она говорит: вы знаете, я уже к тому сроку рожу. И что делать этой женщине? Она идет в платное отделение.
ПЛАВУНОВ: В женских консультациях прием обратившихся беременных происходит в день обращения.
ВЕДУЩИЙ: Я вам рассказываю факт из жизни.
ПЛАВУНОВ: Если можно, дайте конкретно, с адресом, с телефоном.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо, после эфира без проблем дадим.
ПЛАВУНОВ: Мы выясним, почему так происходит. Кстати, как у нас на сегодня происходит прием участковой службы. К участковым врачам-терапевтам, педиатрам не происходит предварительной записи. В день обращения люди попадают к этим специалистам. А вот то, что касается других специалистов, да, там идет запись. Или она идет на сегодня по телефону, или человек может прийти записаться по информатору в поликлинику.
ВЕДУЩИЙ: Электронную очередь вы имеете в виду.
ПЛАВУНОВ: Совершенно верно. Также есть единый городской центр обращений, где можно записаться в те учреждения, которые в этой системе работают, их уже больше трехсот. То есть сама схема движения пациента, маршрутизация прохождения через этот центр такова, что он в рамках этого амбулаторного объединения получит всю необходимую диагностику и консультации для дальнейшего определения тактики его лечения. Если на сегодня мы с вами в поликлиниках не имеем достаточного оснащения, то в рамках этого центра будет иметься все - и УЗИ-аппараты экспертного класса, и эндоскопия, необходимая…
ВЕДУЩИЙ: Все-таки я не понимаю, как будет решаться проблема очередей. Для меня это пока загадка, потому что все-таки очереди сейчас есть в поликлиниках, и сейчас так же врачи направляют в центр или в какую-то поликлинику, где люди проходят обследование на том же самом оборудовании. Но там огромные очереди.
ПЛАВУНОВ: Если сегодня вы в округе имеете один-два подобных центра, то таких центров будет в каждом округе пять-шесть.
ВЕДУЩИЙ: То есть это на будущее на самом деле, это не сию минуту, это процесс, который через несколько лет, собственно, и будет?
ПЛАВУНОВ: Этот процесс у нас в этом году завершится. В рамках программы модернизации предусмотрено оснащение центров всем необходимым оборудованием. И уже многие поликлиники городские, до этого не имевшие оборудования, которые в ранге амбулаторного центра, имеют на сегодня и томографы, и УЗИ экспертного класса, обновленные кабинеты диагностики заболеваний сердца и сосудов, все это уже происходит.
ВЕДУЩИЙ: Специалисты есть, которые умеют работать с этим оборудованием?
ПЛАВУНОВ: Совершенно верно. Прежде чем начать работать, все специалисты проходят обучение на этом новом оборудовании. И они подготовлены, они работают уже.
ВЕДУЩИЙ: Я надеюсь, что оборудование работает хотя бы в две смены, уж в три-то вряд ли, а в две-то, наверное, работает.
ПЛАВУНОВ: Поликлиника работает с 8 до 20 часов. И оборудование работает в две смены, естественно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Меня зовут Любовь Александровна, это Южный административный округ. Вы знаете, я больше согласна с ведущей, чем с вашим гостем. Во-первых, если сейчас люди не имеют возможности пройти, допустим, томографическое обследование, мы ждем годами очереди, я вообще не представляю, как это будет решаться на уровне поликлиники, к которой будет еще прикреплена масса таких поликлиник?
ВЕДУЩИЙ: Собственно, это то, о чем я говорю. У людей возникают сомнения, потому что сейчас они сталкиваются с тем, что они не могут попасть к специалистам. Вы говорите о том, что в поликлиниках на начальном уровне, на первом уровне, даже в филиалах этой крупной поликлиники будут работать специалисты, вы их перечисляете, а я, например, знаю по своей районной поликлинике, что к офтальмологу, к эндокринологу, еще к кому-то записываться нужно за месяц, и то если ты успеешь прибежать и записаться. А вы говорите, что они будут в регулярном режиме работать. Вопрос не в том, что вы хотите приукрасить картину, а в том, есть ли специалисты, которые могут работать в регулярном режиме, насколько вообще система здравоохранения Москвы укомплектована врачами-специалистами?
ПЛАВУНОВ: Это как раз очень важный вопрос. И здесь вот эти амбулаторные объединения, они имеют определенные преимущества. Почему? Потому что, во-первых, они имеют одного руководителя, во-вторых, все врачи-специалисты в рамках этого объединения будут сформированы, объединены в единый список. Допустим, берем мы там пять-шесть поликлиник. В одной один врач-эндокринолог, в третьей вообще нет никого. При этом как раз под эгидой одного из самых опытных врачей-эндокринологов формируется отделение, на которое возлагается вся помощь этого профиля прикрепленному контингенту в рамках этого объединения. И таким образом, во-первых, определяются приоритеты, уровни проведения консультаций для определенных категорий больных - скажем, больные наиболее легкие, они пойдут на первый уровень, больные более сложные пойдут на второй уровень и так далее, - а помимо этого, появляется кадровый резерв, возможность перестановки кадров и в отношении этих первичных поликлиник.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Алла Ростиславовна. Вопрос хотела бы задать, почему у нас отняли 116-ю поликлинику, находится на Верхней Сыромятнической улице, а нас прикрепили к 46-й, которая находится на улице Казакова, где ходит транспорт один раз в час, 78-й автобус, и которая сама достаточно перегружена.
ВЕДУЩИЙ: Я прошу прощения, что значит отняли, она закрыта, эта поликлиника?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, ее закрывают, по 31-е число она работает, а дальше - куда хотите.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо.
ПЛАВУНОВ: Поликлиника не закрывается, поликлиника переходит в качестве подразделения в Городской центр реабилитации спортивной медицины. Поэтому та небольшая часть населения, которая там была прикреплена территориально, переведена в 46-ю поликлинику, которая имеет все необходимые условия для оказания адекватной медицинской помощи этому контингенту. Тем более что эта поликлиника 46-я, она у нас планируется в качестве амбулаторного центра. Там уже идет монтаж высокотехнологичного оборудования, запланировано наличие томографа компьютерного, уже заканчивается оснащение отделения эндоскопии и так далее, то есть весь необходимый набор специалистов там имеется. Мы считаем, что для прикрепленного населения бывшей 116-й поликлиники, там было, по-моему, шесть или семь тысяч человек, это, наоборот, позитивное решение в плане обеспечения их…
ВЕДУЩИЙ: Люди говорят, туда добираться далеко, и когда ты себя плохо чувствуешь, это проблема, как добраться до поликлиники, это действительно проблема.
ПЛАВУНОВ: На мой взгляд, применение термина «шаговая доступность» не совсем правильно в здравоохранении. Ну невозможно на каждом шагу построить поликлинику, травмпункт или что-то еще. Это общемировая практика, есть определенные места, где концентрируются врачи, где оказывается медицинская помощь. Мало того, на сегодня Россия, пожалуй, единственная страна в мире, в которой врач приходит к больному, то есть приходит участковый, приезжает неотложка, скорая помощь. Такого вы практически не встретите нигде.
ВЕДУЩИЙ: Насчет участковых я с вами соглашусь, но неотложка же приезжает, разве нет?
ПЛАВУНОВ: Приезжает и неотложка, и скорая помощь.
ВЕДУЩИЙ: Я имею в виду, что за рубежом тоже неотложка приезжает, когда вам плохо.
ПЛАВУНОВ: За рубежом неотложки нет, это раз. Во-вторых, скорая помощь приезжает только по определенным показаниям.
ВЕДУЩИЙ: А так, типа, добирайтесь сами?
ПЛАВУНОВ: А так многие пациенты добираются сами, совершенно верно.
ВЕДУЩИЙ: И у нас курс именно на такое устройство системы здравоохранения?
ПЛАВУНОВ: Нет, мы сейчас, наоборот, развиваем неотложную помощь. Начали мы заниматься ей предметно с прошлого года, и с 1 июля 2011 года до конца 2011 года мы открыли 22 отделения неотложной помощи в производственных поликлиниках, и у нас работало на конец года 46 бригад неотложной помощи. Эта программа продолжается в этом году. И мы планируем к концу этого года довести количество бригад неотложной помощи до 76. То есть фактически мы взрослыми неотложками охватываем все население города Москвы.
Кроме этого, мы активно занимались и повышением эффективности детской неотложной помощи, которая в городе была, добавили несколько бригад, прикрепили районы с учетом нагрузки на эти бригады, сделали ее более равномерной. Таким образом, к концу этого года город будет полностью обеспечен необходимой неотложной помощью. Естественно, это снижает количество непрофильных обращений в скорую помощь, это очень доступно для москвичей, потому что, помимо городского телефона, по которому можно будет вызвать неотложку из поликлиники, они могут обратиться по телефону 03, который всем хорошо известен, и при обращении с тем, что нужна неотложная помощь, диспетчер, принимающий вызов, переключает на соответствующий пульт. Находятся два диспетчера круглосуточно, которые и могут принять вызов и передать его в неотложную помощь в ту или иную поликлинику города.
ВЕДУЩИЙ: Как разделяются показания для приезда неотложки и для приезда скорой?
ПЛАВУНОВ: Как правило, в неотложку обращаются люди с легким недомоганием, с температурой, с головной болью и так далее; какие-то хронические пациенты; некоторые лежачие больные, которые не могут по тем или иным причинам посетить поликлинику. Безусловно, все поводы жизнеугрожающие - это скорая помощь. И очень опытные диспетчеры и врачи дифференцируют эти вызовы.
ВЕДУЩИЙ: Что касается системы участковых врачей, она тоже остается?
ПЛАВУНОВ: Да, конечно.
ВЕДУЩИЙ: Тогда Алле Ростиславовне можно посоветовать только одно. Алла Ростиславовна, чувствуете себя плохо, чувствуете, что не доберетесь до поликлиники, в таких условиях вызывайте участкового на дом.
ПЛАВУНОВ: Участковый на дом, неотложная помощь, пожалуйста.
ВЕДУЩИЙ: Да, обращайтесь.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Александр Николаевич. Вы знаете, я хотел бы обратиться к опыту моих друзей, которые живут в Москве, и они почувствовали на себе все «прелести» вот этой реорганизации. Во-первых, большие расстояния. Для пенсионеров это не всегда удобно - ехать в какой-то центр. Второе. Когда человек получает направление от терапевта в центр, то для уточнения диагноза его лечащий терапевт всегда имеет возможность переговорить со специалистом узкого профиля - эндокринологом или урологом, кем угодно. Здесь же получается даже чисто географическая разобщенность. Это очень сложно. Третье. Для того чтобы вообще всему городу переходить на это, наверное, надо было все-таки провести какой-то эксперимент, который железно подтвердил бы справедливость намерения вот такой модернизации. У меня вообще такое впечатление, откровенно говоря, что связано это всё с тем, что не хватает узких специалистов, и для того, чтобы их как-то объединить, решили пойти на такой шаг. Благодарю вас, спасибо.
ПЛАВУНОВ: Ну, что касается узких специалистов, не всегда есть необходимость в их консультации. Часть пациентов может спокойно взять на себя участковый терапевт и заниматься лечением этих больных при наличии консультации врача второго уровня. Это первое. Второе, что касается доступности и расстояний. Я уже в начале выступления говорил о том, что мы оставляем на первом уровне 8 врачей-специалистов, то есть тех врачей-специалистов, к которым на сегодня отмечается наибольший поток пациентов. Поэтому никуда далеко ездить не надо, поликлиника остается на месте, она становится филиалом нового учреждения, которое будет организовано. Поэтому в плане доступности, наоборот… Мало того, я уже тоже об этом говорил, что в случае отсутствия специалиста (в отпуске, заболел человек) в эту поликлинику на сегодня мы не можем переместить специалиста из другой поликлиники. И поэтому, естественно, человек идет в другое учреждение, где есть этот прием. В рамках амбулаторного центра, единого руководства, единого штатного расписания у руководителя появляется возможность кадрового резерва и перемещения персонала в рамках вот этих 5-6 подразделений, филиалов, для того чтобы обеспечить именно доступность помощи по той или иной врачебной специальности.
ВЕДУЩИЙ: То, на что еще обратил внимание наш слушатель, это связь между участковым и специалистом уже на другом уровне. Он предполагает, что эта связь может разорваться. И участковый, который, как нам говорят все время, должен быть чуть ли не семейным доктором и понимать, что происходит с человеком, как он будет получать информацию, как он будет консультироваться со специалистом, который стоит на более высоком уровне?
ПЛАВУНОВ: Сегодняшние технологии позволяют без вербального контакта проводить консультации, обмен мнениями и так далее. Как раз мы сейчас активно занимаемся вопросами информатизации амбулаторно-поликлинической сети. К концу года эта сеть должна полностью заработать. Появляется возможность общения не только визуального, но общения путем передачи информации через Интернет, то есть лечащий врач будет получать всю информацию из амбулаторного центра для того, чтобы иметь полное представление о том, что нужно делать дальше с пациентом. Мало того, я еще добавлю, ведь часть наиболее сложных пациентов будет оставаться на диспансерном наблюдении врача амбулаторного центра, то есть врача-специалиста, который будет давать дальнейшие рекомендации.
ВЕДУЩИЙ: Правильно ли я понимаю, что те бумажные амбулаторные карты, к которым мы привыкли с детства, они постепенно уйдут в прошлое?
ПЛАВУНОВ: Да, они постепенно будут уходить в прошлое. И, начиная с нового года, будет формироваться электронная медицинская карта на каждого пациента, куда будут заноситься все данные о посещении им врачей-специалистов, то есть будет идти некий архив, связанный и с лабораторными обследованиями, и с рентгенологическими, и так далее.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Лена. У меня несколько вопросов. Первый вопрос. Вот вы перечислили специалистов. Меня интересует, хирург и невропатолог останутся на уровне первого звена?
ПЛАВУНОВ: Да, они остаются.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Хорошо. Вот вы говорите, перемещать специалистов. Вы знаете, все-таки больные не один год лечатся у своего врача, врач знает пациента, человек приходит, ему уже не требуется официального осмотра и так далее. Я не знаю, подойдет мое предложение вам или нет: не перемещать специалистов, пока не найдут новых, может, больных направлять в поликлинику, где эти специалисты есть?
ПЛАВУНОВ: Ваш вопрос, он совершенно противоположен предыдущему вопросу. Вы предлагаете направлять больных к специалистам в другое учреждение, а вот человек, который до вас обращался, говорил, наоборот, что лучше бы оставить специалиста в поликлинике. Я говорю о другой ситуации. Ведь врачи тоже люди. Они могут заболеть, могут уйти в отпуск, это совершенно оправданные вещи. И там, где первичный прием не будет закрываться, у главврача этого центра появляется возможность перемещения специалистов именно для того, чтобы вести первичный прием. Это, наоборот, повышает доступность помощи для людей.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Вот ваш гость говорит о поликлиниках. У нас было три офтальмолога, они все уволились. Теперь куда идти?
ВЕДУЩИЙ: Мы опять про кадровый голод в московской системе здравоохранения.
ПЛАВУНОВ: Ну, есть некоторый дефицит специалистов. Но все дело в том, что если мы проанализируем ситуацию с кадрообеспеченностью учреждений амбулаторного звена, то мы увидим очень неравномерное наполнение кадрами наших поликлиник. Где-то специалистов достаточно, строго норматив выполняется в отношении территориального населения, где-то их бывает меньше. Тут такие процессы, на которые сегодня сложно влиять. Если врач принял решение уволиться и в другое учреждение перейти, мы не можем ему помешать. Как раз в условиях амбулаторного центра и появляется возможность более полного закрытия врачами-специалистами необходимого объема медицинской помощи. Ведь на сегодня, скажем так, есть ряд пациентов, которые сами определяют, куда им нужно пойти. Вот есть такие: мне нужно пойти сегодня к неврологу! Хотя, может быть, особых показаний нет. Мы все-таки будем работать с населением так, что в принципе первая явка должна быть к участковому врачу-терапевту. А вот дальше уже участковый терапевт определяет маршрут пациента, куда ему, к какому специалисту обращаться.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, во многих платных поликлиниках ровно такая же история, потому что там страховые компании определяют, правильно ли назначено обследование или неправильно.
ПЛАВУНОВ: С чем мы сталкиваемся на сегодня, и, к сожалению, это тоже негативный фактор? Человек решил записаться к специалисту, запись доступна. Он записался, но не пришел. То есть получается, что человек не пришел, а тот, кто нуждался в посещении врача, сегодня попасть не смог, потому что соответственно запись была уже на это время закрыта.
ВЕДУЩИЙ: Еще одна тема, это была очень горячая тема где-то месяц назад, по поводу закрытия инфекционных больниц и инфекционных отделений в Москве. Объяснялось это тем, чем вы сейчас объясняете изменение вот этой самой системы: что койки простаивали в одних случаях, в других случаях это было на базе школы, нужно было освободить помещение, и так далее, и тому подобное. Все объяснения понятны, наверное, и логичны для тех, кто не сталкивался с инфекционными заболеваниями, потому что общее впечатление, что количество инфекционных коек и инфекционных больниц в Москве резко сокращается, потому что инфекций у нас вроде как мало. А если вдруг вспышка, что тогда?
ПЛАВУНОВ: Во-первых, коек инфекционных в городе более чем достаточно. Их в Москве сегодня свыше трех тысяч. И как раз в этом отношении мы идем по принципу определенного резерва этого коечного фонда. Средняя койка работает 250-260 дней в году при нормативе 320. Но, учитывая ситуацию, эпидемическую обстановку, мы вот этот резерв коек на сегодня имеем. И закрывать мы не собираемся.
ВЕДУЩИЙ: В основном это детские инфекционные больницы.
ПЛАВУНОВ: Есть и детские инфекционные, и взрослые инфекционные больницы. Проблема в том, чтобы в инфекционных больницах был обеспечен определенный санитарно-противоэпидемический режим: это боксовое отделение, соответствующие условия технического сопровождения, это вентиляция и так далее. Мы сейчас как раз занимаемся вводом в эксплуатацию нового инфекционного корпуса на территории больницы имени Сперанского, 9-я детская больница.
ВЕДУЩИЙ: Это какой район?
ПЛАВУНОВ: Это Шмидтовский проезд, Большая Филевская улица. И как раз в этот корпус мы планируем перевести 12-ю детскую больницу, которая находится на 1-й улице Ямского Поля. Больница имеет 190 коек, не имеет ни одной койки реанимационной, потому что там нет для этого никаких условий.
ВЕДУЩИЙ: Это та, которую вы собираетесь закрывать, сейчас вы про нее говорите?
ПЛАВУНОВ: Да. Многоместные палаты. И по сути ребенок, попадая с воздушно-капельной инфекцией, он является как бы потенциальным источником опасности для других детей в плане заражения. Сдан корпус 200-коечный. Все койки боксированные, есть все условия для пребывания матерей. То есть все условия для разобщения детей и для проведения адекватного лечения. Реанимационное отделение, оснащенное по последнему слову техники. Вот поэтому здесь, наоборот, как раз мы стремимся к повышению качества лечения, внедрению технологий современных, чего не можем обеспечить в той же самой 12-й детской больнице.
ВЕДУЩИЙ: Возражения, я так понимаю, будут связаны с тем, что это довольно далеко от того места, где люди проживают, не наездишься.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Светлана Михайловна. Я хотела сказать, я с Нагатинского Затона, метро «Коломенская». Мы живем здесь с 1967 года. У нас была прекрасная поликлиника. Потом еще построили Коломенскую набережную, Коломенскую улицу, перевели поликлинику в Водниках, все в нашу 127-ю. То есть попасть туда невозможно. Мы и так уже ездим, нас направляют на «Домодедовскую». И мест у нас нет для нашей поликлиники. Строят какие-то дома, строят офисы, а для поликлиники места нет.
ВЕДУЩИЙ: Вот про переполненность поликлиник вопрос. Рост населения, но при этом поликлиники не увеличиваются.
ПЛАВУНОВ: Если память мне не изменяет, как раз в этом районе запланировано строительство поликлиники в рамках программы столичного здравоохранения. Это будет, по-моему, где-то в 2014 или 2015 году. Сроки не такие далекие. Я думаю, что проблема будет решена. Вот здесь вопрос как раз перенаселения, он тоже весьма относительный, потому что на сегодня у нас население Москвы 11 миллионов 520 тысяч человек, примерно такое количество проживает в городе Москве. И есть, естественно, такая внутригородская миграция, люди могут переехать с одного места жительства на другое. Но при этом тогда снижается нагрузка на ту поликлинику, где эти люди раньше проживали. Тоже нужно эту ситуацию учитывать.
ВЕДУЩИЙ: Вот людям ни горячо, ни холодно оттого, что где-то стало народу меньше, им плохо оттого, что в их поликлинике невозможно попасть к врачу.
ПЛАВУНОВ: А там, где имеется недостаток поликлиник, там мы запланировали строительство достаточно большого количества учреждений, по-моему, около 12 поликлиник запланировано в плане нового строительства по Москве в ближайшие 5-6 лет там, где имеется массовая застройка.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Моя фамилия Карташов Владимир Абрамович, до недавнего времени являлся главным государственным инспектором труда.
ПЛАВУНОВ: Мы с вами очень хорошо знакомы, да.
СЛУШАТЕЛЬ: Николай Филиппович, такой вопрос. Ведь ни в одном субъекте Федерации (по-моему, это практиковалось в Самаре, в Питере), нигде эта система не пошла. Господин Печатников сейчас уже не руководитель департамента, он господину Собянину помогает.
ВЕДУЩИЙ: Вопрос в том, зачем запускается то, что не получилось в других регионах?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Время наше, к сожалению, истекает.
ПЛАВУНОВ: Ну, у меня нет информации, что в других регионах подобные проекты не увенчались успехом, это раз. Второе, мы подробно говорили о преимуществах данного вида организации медицинской помощи, повышения эффективности. И заранее говорить, что ничего не получится, я думаю, это совершенно неправильно. Тем более что есть все документы регламентирующие. В общем-то тенденция на укрупнение учреждений - это тенденция общероссийская. Здесь мы как раз не выбиваемся из какого-то направления, принятого в нашем здравоохранении.
ВЕДУЩИЙ: Николай Филиппович, ну, это то, о чем мы говорили еще в первой части программы, и говорил один из наших слушателей: а нельзя было сначала потренироваться, эксперимент провести в каком-нибудь районе, и потом, если этот эксперимент окажется удачным, распространить его на весь город? Почему пошли сразу без эксперимента устраивать эту систему во всем городе?
ПЛАВУНОВ: Во-первых, наверное, слово «эксперимент» малоприменимо по отношению к оказанию медицинской помощи.
ВЕДУЩИЙ: Нет, если она будет лучше, это как раз и замечательно.
ПЛАВУНОВ: Во-вторых, в данной ситуации, поскольку система четко регламентирована, она распланирована по всем округам, проведены все привязки по территориальному населению. Поэтому здесь, на наш взгляд, какого-то эксперимента не требуется. Тем более что имеется табель значения учреждений. Все это в рамках программы модернизации предусмотрено, поставки оборудования будут до конца этого года завершены. И когда мы с вами говорим, что сложно попасть на томографическое обследование, то понятно, что если на сегодня в округе имеется два томографа, и то на базе больничных учреждений, которые, естественно, несут нагрузку еще стационарную, то теперь в округе будет по 4-5 таких аппаратов. И поэтому, естественно, проблема обследования, она снимается. И есть явные преимущества данного вида оказания медицинской помощи, данной системы организации медицинской помощи.
ВЕДУЩИЙ: Еще одной скандальной темой московского здравоохранения стала ситуация с беременными женщинами, которые должны родить, но они мигранты, они не граждане России. Как эта коллизия разрешается?
ПЛАВУНОВ: Скандальная в каком плане?
ВЕДУЩИЙ: Скандальная, что ее не берут, она не понимает, где ей рожать.
ПЛАВУНОВ: Ну, что вы говорите такое?
ВЕДУЩИЙ: Во всяком случае, это то, что мы видим в информационных выпусках.
ПЛАВУНОВ: Как раз наоборот, у нас в этом отношении нет какого-то негативизма по отношению к беременным женщинам, независимо от места проживания. И сами по себе роды относятся к понятию оказания скорой, неотложной медицинской помощи. И все, кого скорая привозит в роддом - или люди обращаются самотеком при наличии признаков родов, - все принимаются, и всем оказывается адекватная медицинская помощь.
ВЕДУЩИЙ: Если не оказывается, куда жаловаться?
ПЛАВУНОВ: Ну, есть телефоны «горячей линии» департамента, они всем хорошо известны. Хочу добавить, у нас сегодня в городе отказов никому нет. Наоборот, у нас даже был выделен специально родильный дом в свое время на базе 36-й городской клинической больницы, где принимаются эти женщины, необследованные, не имеющие никаких медицинских данных на руках.
ВЕДУЩИЙ: Я благодарю нашего гостя.