Маяк. Москва 27.08.2012 - Существует ли дефицит школьных досуговых центров в Москве?
Персоны
Школьные кружки и секции продолжают оставаться самым распространённым видом досуга. Современные школьники уже могут выбирать между макраме и конструированием роботов, футболом и экзотическими для России видами спорта. Какие кружки и секции пользуются наибольшим спросом? Существует ли дефицит школьных досуговых центров в Москве? Гость: директор Московского городского дворца детского творчества Андрей Анатольевич Шашков.
ВЕДУЩИЙ: В студии Екатерина Высоковская. Гость программы - директор Московского городского дворца детского творчества Андрей Шашков. Ваш дворец - досуговый центр, но это тот досуг, который проходит со смысловой нагрузкой. Как говорится на сайте, 10 образовательных направлений, 1314 учебных групп - я специально эту цифру называю, чтобы поразить количеством, - и также занимаются 15,5 тысячи человек. Это, в общем, солидное учреждение. Я бы хотела, чтобы мы для начала заполнили визитную карточку деталями. Например, кто может записаться в секцию?
ШАШКОВ: Записаться во дворец могут все ребята, обучающиеся в школах, занимающиеся в детских садах, с 6 до 18 лет, вот в этот возрастной диапазон у нас согласно уставным требованиям попадают молодые люди.
ВЕДУЩИЙ: А вам нужны какие-нибудь рекомендательные письма из школ?
ШАШКОВ: Нет, совершенно, только желание. Вообще во дворец и в подобные учреждения дополнительного образования приходят исключительно по желанию, то есть ребята, мальчишки и девчонки, самостоятельно выбирают, либо их приводят родители, которые когда-то сами занимались во дворцах пионеров, во дворцах творчества или в домах творчества, которых сейчас порядка 150 в Москве, и плюс еще присоединенные территории тоже дали какое-то количество, теперь еще больше стало возможностей.
ВЕДУЩИЙ: Это сохранившиеся досуговые центры?
ШАШКОВ: Это и те, которые возникли давно, как наш дворец, например, - нашему дворцу в прошлом году было 75 лет. Есть и более молодые, и те, которые возникли совсем недавно по велению времени, их достаточно большое количество, где занимается более 300 тысяч детей по Москве.
ВЕДУЩИЙ: Теперь, по-моему, даже в детский сад чтобы поступить, надо собеседование пройти. А вот чтобы в секцию записаться, тоже коллоквиум предусматривается?
ШАШКОВ: У нас традиционно запись во дворец начинается с 30 августа по 10 сентября. Это запись основная, когда большое количество желающих, кто хочет, приходит и записывается. А в принципе мы записываем в течение года, если позволяет программа и если позволяет наполняемость. Но в принципе мы берем всех желающих.
ВЕДУЩИЙ: А программы, как правило, рассчитаны на год или на несколько месяцев?
ШАШКОВ: Нет, разные программы есть. Но в основном это годовые циклы. Там есть и годовые, есть и двухгодичные, есть и четырехгодичные. В зависимости от уровня программы, то есть что мы хотим получить в итоге. Есть и начальная подготовка, есть и профессиональная подготовка, вот в этом диапазоне все программы.
ВЕДУЩИЙ: А в одни руки сколько кружков «дают»?
ШАШКОВ: В принципе, сколько потянет человек, то есть сколько он сможет осилить. Здесь тоже родители должны понимать, что силы не беспредельны. В сутках всего 24 часа, из них 8 часов надо ребенку поспать.
ВЕДУЩИЙ: Но бывает так, что хотят и на то, и на это?
ШАШКОВ: Хотят и записываются. У нас вот, например, по прошлому году выбирали и по три, и по четыре секции. Другое дело, как потом они ходят туда, как регулярно, как осваивают материал. То есть записаться-то можно в любое количество, другое дело результат, то есть для чего.
ВЕДУЩИЙ: Единственный момент, который здесь, может быть, служит оправданием, что нужно же как-то определить наклонности ребенка, а это очень сложно сделать, пока не попробуешь на практике. Ты, может, хочешь, чтобы он прекрасно танцевал, а ему нравится конструктор.
ШАШКОВ: Здесь можно посоветовать родителям: пусть он попробует заниматься в двух секциях, которые по силам ему без ущерба для других занятий, школьных. И он должен и дома что-то поделать, и отдохнуть, и поиграть. А потом, если изменится интерес, то можно спокойно перейти из одной секции в другую, никто не мешает, для этого есть механизмы.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, проблема выбора, она потом перед выпускниками школ тоже встает. Когда по результатам ЕГЭ разрешили поступать в различные вузы, на первых порах тоже была такая гигантомания, когда подавали заявки чуть ли не в 20 вузов, причем совершенно не близких друг другу по тематике. Потом эту чехарду удалось каким-то образом отрегулировать.
ШАШКОВ: Вот поэтому хотелось бы, чтобы был осознанный все же выбор, а не заставляли ребенка попробовать и то, и то, и это. Пусть он как бы немножко углубится в то дело, которое ему сейчас нравится. Вырастет, пройдет какое-то время, он выберет более интересное, по душе. Для этого, согласитесь, должен какой-то период пройти.
ВЕДУЩИЙ: Безусловно. Вы знаете, самый интересный, наверное, вопрос, кто преподает в этих кружках? Вот вы сказали, вашему дворцу 75 лет. А сохранились ли люди, которые очень долго уже работают у вас?
ШАШКОВ: Да. У нас есть ветераны, которые практически со дня открытия дворца в 1962 году на Воробьевых горах. Вот Валентина Мягкова, это один из старейших работников. У нас работает Пшеничнер Борис Григорьевич, он один из основателей направления космонавтики и астрономии во дворце. И можно перечислять, у нас таких несколько человек, которыми мы гордимся. Я, кстати, хотел воспользоваться случаем, если позволите. Сегодня исполнилось 85 лет Любови Кузьминичне Балясной, она открывала дворец на Воробьевых горах 1 июня 1962 года вместе с руководителями страны, Советского Союза, тогда Никита Сергеевич Хрущев перерезал ленточку, а она возглавляла пионерскую организацию тех лет.
ВЕДУЩИЙ: Мы присоединяемся к поздравлениям. Я думаю, слушатели тоже это сделают. Мы можем даже перечислить тех выпускников, которые у вас в разное время занимались в секциях. Это и актеры, и писатели, это и Ролан Быков, и Наталья Бессмертнова.
ШАШКОВ: И Гундарева, и Кваша.
ВЕДУЩИЙ: Ростоцкий.
ШАШКОВ: Владимир Васильев. У нас есть и космонавты.
ВЕДУЩИЙ: Кто?
ШАШКОВ: Вот Рязанский, который летал недавно в космос, приходил после полета и поздравлял дворец, поздравлял своих преподавателей. У нас несколько космонавтов.
ВЕДУЩИЙ: Это совершенно потрясающий пример преемственности поколений и преемственности традиций.
ШАШКОВ: Конечно.
ВЕДУЩИЙ: Но давайте расскажем о том, каковы эти секции. В принципе какой разброс направлений, что можно выбрать?
ШАШКОВ: Очень широкий, от спорта до науки. Это и культура, это и искусство, это наука, это и моделирование, это и биология, естественнонаучное направление. Это и театр - есть свой Театр юных москвичей (ТЮН), который дал как раз плеяду замечательных актеров, режиссеров; это и известный ансамбль имени Локтева, это и театр моды «Василиса», и студия «Соловушка», и ДНТТМ - это Дом научно-технического творчества молодежи, это на Донской находится. Свой бассейн. Есть шахматно-шашечная школа, практически с основания дворца, с 1936 года существует, там занималось очень много известных спортсменов, шахматистов, которые прославили страну, среди них, например, Юсупов занимался, Кобалия, то есть много разного. И направлений, как вы правильно сказали, десять, секций более тысячи. И вот с утра до вечера дети там занимаются, в этих многочисленных секциях.
ВЕДУЩИЙ: А с утра кто, дошкольники?
ШАШКОВ: В основном дошкольники. Раньше были те, кто учился во вторую смену, сейчас этого нет. Приходят на экскурсии дети. Например, у нас есть свой планетарий, есть своя обсерватория. И поэтому организуют занятия на базе дворца с близлежащими школами, чтобы приходили, идет, так сказать, введение в астрономию и космонавтику.
ВЕДУЩИЙ: Учитывая почтенный возраст дворца, наверное, кто-то приводил своих детей, а кто-то уже и внуков сейчас приводит?
ШАШКОВ: Именно так и есть, традиционно, да.
ВЕДУЩИЙ: У меня есть такой вопрос, наверное, краеугольный для родителей. Бывает, что ребенок ни к какому делу усердия не проявляет. И вот свободное время он любит, что называется, проводить никак, без какой бы то ни было программы - одно попробует, другое попробует, сосредоточиться не умеет. Что вы посоветуете в таком случае: тормошить, вести в кружок или все-таки ждать, пока он сам будет готов к этому?
ШАШКОВ: Я бы посоветовал, конечно, искать варианты. Если рядом есть какие-то секции, учреждения дополнительного образования, спортивной направленности, по науке, по культуре, надо обязательно пробовать, ключик надо подбирать. Все-таки я уверен, есть какой-то момент, с помощью которого можно ребенка привлечь, потому что он видит, как ребята занимаются, привести их в пример, может быть. Может, за руку взять и привести на праздник, которые проводятся обычно в такого рода учреждениях. Например, 2 сентября - День города. Я знаю, что по всей Москве будут такие праздники. И вот в этот момент попробовать, какой-то интерес чтобы в нем проснулся. Попробовать также на дни открытых дверей прийти. Вот весной проходила Декада дополнительного образования. Я уверен, что там по статистике запись увеличилась, хотя бы на следующий учебный год, с осени, много желающих. Как после Олимпиады, например, к спорту интерес проснулся, так и здесь. Под лежачий камень вода не потечет, поэтому надо искать варианты. Я родителям всегда говорил и говорю, что надо ребенку предложить разные способы и тут вот хитро его направить в то русло, которое им нужно.
ВЕДУЩИЙ: А есть какие-нибудь секции-провокации, скажем так, которые призваны выявить вот эти таланты у ребенка, может быть, театральные или еще какие-то?
ШАШКОВ: Есть, конечно. У нас вот Театр юных москвичей, он достаточно часто дает спектакли, и там выступают дети. Они сами выступают и режиссерами, и актерами. И эти спектакли даются с определенной регулярностью, там даже дебюты есть, новые какие-то постановки. И вот туда я предлагаю родителям зайти, билеты у нас бесплатные, они приходят и смотрят спектакль и детей могут заинтересовать. Потом выставки проводятся, мастер-классы, встречи с интересными людьми, когда у нас приезжают и артисты, и ученые. Мы периодически встречаемся в различных центрах, которые есть во дворце, это и культурологический, и художественного воспитания, достаточно часты встречи. И вот тоже привлекаем людей. Мы и со спортсменами встречаемся, и с космонавтами, мы их приглашаем.
ВЕДУЩИЙ: Личный опыт - это всегда заразительно, если еще о нем так увлекательно рассказывают.
ШАШКОВ: Вы знаете, у нас праздник проходил «Арт-битва снеговиков» в прошлом году, использовались информационные сети, такое семейное мероприятие, где лепились снеговики. 15-20 градусов мороза, и пять часов на улице находилось практически 500 человек, то есть шестьдесят с лишним команд, и 12 телеканалов снимало. Это уникальное зрелище. Это можно также через спорт, это можно через науку, вот социальные сети использовать. Я думаю, будет эффект очень приличный.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Михаил. Я бывший тюмовец, мне очень приятно слушать эту передачу. И обязательно, когда у меня будут дети, я обязательно приведу их в этот Дворец пионеров и посвящу им там какой-то кружок, какую-то секцию. У меня такой вопрос по киноконцертному залу, который находится непосредственно на территории дворца. Вот раньше он очень здорово использовался, какие-то концерты проходили, тематические вечера и даже дискотеки. Но мы узнавали об этом, находясь на территории дворца. Помимо Интернета распространяется еще каким-то образом информация?
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам за вопрос. Я бы хотела только уточнить, вы какую секцию заканчивали?
СЛУШАТЕЛЬ: Театр юных москвичей - ТЮМ.
ШАШКОВ: Информация у нас дается и в окружные управления образования, и в Департамент образования, и на сайте Департамента образования вешается информация о тех мероприятиях, которые будут проходить, в том числе и в киноконцертном зале. А также еще мы распространяем информацию через муниципалитеты и управы районные и окружные соответственно, плюс еще даем рекламу, стараемся, и в метро, и на транспорте. Это, правда, у нас не всегда системно получается, но мы пытаемся.
ВЕДУЩИЙ: Ну, вот мы сказали, сколько у вас сейчас одновременно обучается детей, 15,5 тысячи. А интересно, сколько вообще выпускников? Вы никогда не собирали их, как традиционно делают в школах?
ШАШКОВ: Вы знаете, я тут прикинул, когда пришел работать, представил, что если каждый год оканчивали дворец порядка 5 тысяч выпускников или занимающихся, то за 75 лет, если так умножить, это порядка 300 тысяч.
ВЕДУЩИЙ: Огромное сообщество!
ШАШКОВ: Да, то есть даже больше там получается, это очень много. Но я уверен, что их больше. То есть через Дворец пионеров с советских времен, с 1936 года по нынешнее время прошли, я думаю, несколько миллионов, которые хотя бы как-то прикоснулись к этому празднику детства.
ВЕДУЩИЙ: Мы все приходили, вне зависимости от того, обучались мы в кружках или нет, мы приходили во Дворец пионеров на Ленинских горах, тогда он так назывался, сейчас - на Воробьевых. У меня вопрос меркантильный, который мы не затронули, но на самом деле это огромное хозяйство, а обучение бесплатное в кружках сохраняется?
ШАШКОВ: Во-первых, я хотел бы поблагодарить правительство Москвы и Департамент образования, потому что с особым вниманием и пиететом относятся к судьбе дворца. Вот уже несколько лет бюджет дворца - около 800 миллионов в год. И этого хватает для того, чтобы основное количество занятий было бесплатным. У нас около 3-5% платных сейчас занятий, это то, что выходит за возрастной рубеж. Это вот до 6 лет занимающиеся и после.
ВЕДУЩИЙ: Послешкольного возраста.
ШАШКОВ: Да. Надо же работать с теми же родителями, мы пытаемся их как-то заинтересовать. А в принципе все занятия у нас основные - это бесплатные.
ВЕДУЩИЙ: Это вообще уникальная возможность сейчас, когда за все приходится платить, проводить время в таком профессиональном окружении, с профессиональными преподавателями, и то, что это сохранилось бесплатно для семей…
ШАШКОВ: Я скажу, что дополнительному образованию в Москве большое внимание уделяют, чтобы как можно больше детей пришло заниматься в такие секции и кружки, потому что после школы надо себя как-то занять. И в школах среднеобразовательных после уроков тоже предоставляется возможность заниматься. Просто у нас весь спектр того, что есть в дополнительном образовании, представлен.
ВЕДУЩИЙ: Давайте сейчас об этом поподробней. Во-первых, хочется спросить. О традициях мы уже сказали, а вот новаторство, какие новые направления появляются в последние годы?
ШАШКОВ: Сейчас работаем над тем, чтобы развивать робототехнику.
ВЕДУЩИЙ: Это что, конструирование?
ШАШКОВ: Конструирование. То есть делают своими руками ребята, мальчишки и девчонки, кого это интересует, вот они что-то сделали, это потом задвигалось и еще как-то пошло, побежало.
ВЕДУЩИЙ: На батарейках.
ШАШКОВ: На батарейках. Вот у нас есть Сергей Лушковский, он придумал такую самодвижущуюся тележку, знаете, как вот есть Segway, когда ты держишь ручку, платформа на двух колесах, и за счет перемещения центра тяжести катится. А он придумал без этой ручки. То есть вот стоишь на платформе сенсорной, и за счет перемещения центра тяжести платформа движется.
ВЕДУЩИЙ: Я и с ручками когда вижу, и то мне кажется… Теперь по улицам ездят на них.
ШАШКОВ: Он дорабатывает. Кстати, на выставке МАКС в Жуковском на его изобретении Владимир Владимирович Путин попробовал поехать. Но там что-то не сработало, он стал кружиться вокруг своей оси. Но все впереди, он молодой, Сергей, я думаю, доработает.
ВЕДУЩИЙ: Что еще?
ШАШКОВ: Еще вот легоконструированием занимаемся, проводим эксперименты в космосе за счет очень тесных связей с Центром управления полетами. Ребята продумывают различные программы, у нас вот науки физика, биология, химия, и отправляют какие-то продукты или препараты в космос; потом по итогам всё это проанализировали, подумали и дальше продолжили изучение. То есть науку тоже стараются двигать вперед.
ВЕДУЩИЙ: А модное направление дизайна у вас присутствует?
ШАШКОВ: У нас есть театр моды «Василиса». И вот там как раз девчонки конструируют новые фантастические костюмы, одежду, платья. И потом дефиле проводят, такой театр. Но у них это не просто пройтись под музыку, они как-то обыгрывают различные сюжеты.
ВЕДУЩИЙ: Как шоу?
ШАШКОВ: Ну, стараются сделать какое-то такое театральное представление, я вот так бы сказал.
ВЕДУЩИЙ: Замечательно. Вы проводите смотры, выставки, фестивали для демонстрации результатов труда? Поддерживаете связи с аналогичными дворцами в других городах России, в республиках России, может быть, в республиках бывшего СССР?
ШАШКОВ: Вы знаете, очень тесно. В советское время вообще очень тесное было сотрудничество. Сейчас в основном, конечно, идет с российскими региональными представителями. Это и Владимир, это и Санкт-Петербург. Но мы очень тесно дружим и с минским дворцом, и с киевским. Даже на международный уровень вышли. Недавно приезжали представители Китайской Народной Республики, и мы заключали договор о дружбе и взаимодействии, взаимном сотрудничестве. Также с Вьетнамом у нас очень неплохие связи. Поэтому стараемся дружить и как можно шире распространять вот это доброе, вечное, что есть. Главное - взаимоотношения, человеческие отношения и делиться опытом. И очень много проходит фестивалей. Кстати, в системе Департамента образования проходит очень много различных конкурсов, фестивалей, выставок различного уровня, от уровня окружного и городского даже до всероссийского. Поэтому есть и у других учреждений чему поучиться.
ВЕДУЩИЙ: Поучиться - это в данном случае очень важное слово, потому что отмечается, что благодаря компьютерам, или ввиду появления компьютеров, или из-за компьютеров все-таки люди стали меньше общаться. Когда можно просто отправлять «мыло» друг другу или по скайпу общаться, вот этого живого общения становится меньше, потому что упрощается опосредованное, через компьютер, общение. Поэтому всему тому, что делается совместно, что делается в конкурентной среде, что делается в общении друг с другом, действительно стоит уделять повышенное внимание.
ШАШКОВ: Это важно. Вот мы совместно с «Почтой России» проводили конкурс письма, эпистолярного жанра, когда не e-mail, а когда от руки, именно как письмо надо написать. Вы знаете, какие письма писали? Там разные темы были - и военные, и о семье, и творческое какое-то. Удивительно, что дети могут написать, даже слезы наворачивались, особенно когда писали о своей семье, о своих предках, о деде, о бабушке, и особенно когда военную тему затрагивали перед 9 Мая. Понимаете, это пробивает. И умеют писать, не потерян еще этот жанр.
ВЕДУЩИЙ: Это важно на самом деле. Взрослые, по-моему, уже немножечко отучаются от этого.
ШАШКОВ: У детей более искренне получается. И вы знаете, все равно, как бы ни приходила компьютерная техника в жизнь, все равно живое общение и умение выразить мысль на бумаге, не на компьютере, а именно на бумаге, потому что это немножечко другое, - за это надо биться и стараться сохранить.
ВЕДУЩИЙ: Мы еще про спорт, наверное, должны сказать несколько слов, какие секции у вас присутствуют.
ШАШКОВ: У нас достаточно большое разнообразие секций. Это прежде всего шахматы и шашки, о которых я говорил, это гандбольная школа, это отделение художественной гимнастики, отделения футбола, плавания, стрельбы, вот дартса, рукопашного боя, скалолазание есть, туризм. То есть здесь очень большой спектр. И еще есть организация занятий ОФП – общефизической подготовкой. В принципе это предназначено для того, чтобы отобрать ребят, которые талантливы в том или ином виде деятельности, а потом уже родители выберут и дети сами выберут, пойдут ли они по этой стезе спортивной, или это будет просто увлечение.
ВЕДУЩИЙ: Ну, это не считается спортивной школой, это просто кружки, которые развивают навыки?
ШАШКОВ: У нас они называются спортивными школами, но вот такой задачи суперпоказаний, результатов на уровне Олимпийских игр у нас нет. Для этого есть профильный Департамент спорта, который и должен этим заниматься. Наша задача найти, привлечь ребят к занятиям спортом и сориентировать их.
ВЕДУЩИЙ: То есть можно понимать так, что из этих специализированных спортивных школ к вам все-таки приходят и присматриваются, кто занимается, чтобы отобрать?
ШАШКОВ: Если тренеров интересует поиск кадров, спортсменов таких юных, талантливых, конечно, мы готовы их встретить и проговорить все моменты.
ВЕДУЩИЙ: У вас в этом году какие планы, у вас есть что-то новое, что может привлечь?
ШАШКОВ: Когда имеешь за спиной 75 лет, каждый год какой-то юбилей. Вот у нас осенью юбилей Клуба интернациональной дружбы, 50 лет Клубу интернациональной дружбы имени Юрия Алексеевича Гагарина. Гагарин, кстати, был во дворце два раза.
ВЕДУЩИЙ: Я, кстати, помню, нам это рассказывали, когда мы посещали дворец.
ШАШКОВ: И клуб служит именно для дружбы, для установления каких-то взаимоотношений, взаимосвязей как между людьми, так и между странами.
ВЕДУЩИЙ: Ну, некоторые страны вы назвали. А в рамках этого клуба шире география?
ШАШКОВ: Да, конечно. Очень тесные связи с Грецией, интересные связи с Испанией, с Португалией, с Германией. И в принципе всех, кто работал раньше с КИДом, ветеранов кидовского движения, всех приглашаю в ноябре, будет замечательный праздник. Туда придут и сегодняшние члены этого клуба, и ветераны. А еще у нас в этом году 75 лет ансамблю имени Локтева. И в рамках этого празднования юбилея мы 2 сентября выступаем на Красной площади вместе с ансамблем имени Александрова, будет такой совместный концерт. Кстати, вот основал и тот коллектив, и этот Александров.
ВЕДУЩИЙ: 2 сентября в рамках Дня города.
ШАШКОВ: Да, на Красной площади.
ВЕДУЩИЙ: Там будет фестиваль военных оркестров.
ШАШКОВ: Да. И вот мы в утренней части немножко там выступим.
ВЕДУЩИЙ: Там уже все приготовлено. Я хожу каждый день и смотрю, как там все здорово сделано.
ШАШКОВ: Вот мы там тоже готовимся выступить.
ВЕДУЩИЙ: Что ж, мы в ожидании всех этих событий. Я вас благодарю за участие в нашей программе.