Маяк. Москва 06.09.2012 - Инновационные площадки Москвы
Персоны
Выражение - инновационные площадки - давно у всех на слуху. Но чаще это вызывает ассоциацию с ВУЗами: там работают студенты и аспиранты, цель которых доработать и внедрить разработки, созданные в данном высшем учебном заведении.
А для чего предназначены подобные площадки в школах, лучшим из которых город готов давать гранты? Может быть, именно с этой целью решили провести конкурс по отбору управленческих кадров для школы мирового уровня?
ВЕДУЩИЙ: Гости программы - директор Центра фестивальных, культурно-зрелищных программ Департамента образования Оксана Гончарова и начальник управления профессионального образования Кирилл Мирошкин. Сначала, наверное, несколько вопросов к Кириллу Петровичу по поводу образования, а потом уже будем говорить о радостном, светлом, о Дне учителя, о праздниках. На мой взгляд, профессиональное образование очень нужно, о важности все знают, и говорить об этом мы не будем. Но, мне кажется, есть такой факт, поправьте меня, если я не права, что ребята поступают, классы не пустуют, но когда они заканчивают и получают дипломы, почему-то мы не всех досчитываемся на предприятиях, фабриках, то есть они идут и занимаются чем-то другим.
МИРОШКИН: Ребята идут и на производство после практики, и в армию. Дело в том, что социализация выпускника колледжа не ограничивается только работой на предприятии. Наш анализ говорит о том, что просто социализация человека в среде в Москве уже положительная для нас. Мы прослеживаем в течение 3-5 лет каждого выпускника, мы смотрим, чем он занимается, какой его карьерный рост, его карьерная траектория.
ВЕДУЩИЙ: В Москве не так много промышленных предприятий, тем более, есть программа специальная вывода промзоны из столицы, где находится ей применение?
МИРОШКИН: Но ведь профессиональные колледжи города не только рассчитаны на производственно-промышленные предприятия, но и на сферу обслуживания. У нас до 60-70 процентов ребят устраиваются в сфере сервиса и в сфере обслуживания. У нас огромное количество ребят идут по профильным ведомствам. У нас есть колледжи полиции, у нас есть колледжи МЧС, у нас есть специализированные колледжи. Поэтому основная задача профессионального образования - это социализация ребят.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, а сколько в Москве учебных заведений, которые готовят рабочие кадры?
МИРОШКИН: В Департаменте образования - 101 колледж, разнопрофильные. Есть как политехнические колледжи, которые готовят для промышленности, сфера обслуживания, ЖКХ, транспорт. У нас охват колледжей - вся сфера обслуживания города Москвы.
ВЕДУЩИЙ: Кирилл Петрович, наверняка же вы ведете какую-то статистику: какие специальности требуются Москве, и по каким специальностям учат их в колледжах. Скажите, есть какой-то дисбаланс, или все же с учетом потребностей рынка все более-менее нормально обстоит?
МИРОШКИН: Наверное, дисбаланс будет всегда, потому что запросы работодателей практически невозможно совместить с запросами жителей, с запросами самих ребят, с запросами родителей. И всегда запросы экономики будут отличаться от тех запросов, которые предъявляют родители и ребята, которые учатся в наших колледжах. Поэтому для того, чтобы такой дисбаланс сводить на нет, мы на сегодняшний день проводим достаточно большую работу, мы просим сделать заказ отраслевые департаменты: Департамент науки и промышленной политики, Департамент культуры, Департамент спорта. И в контрольных цифрах приема мы пытаемся учесть все те запросы, которые делает нам реальный сектор экономики.
ВЕДУЩИЙ: Теперь давайте немного о тех, кто ребят учит, - о преподавателях. Грядет праздник. Как вы хотите их поздравить, будет ли что-то новое, и были ли какие-то пожелания преподавателей, чтобы они хотели увидеть или услышать, - выступление артистов?
ГОНЧАРОВА: Конечно, уж коль скоро мы говорим о профессиях, нельзя не сказать об одной из самых главных профессий - профессии учителя, которая знакома всем и касается каждого. Естественно, в этом году мы хотим провести праздники и в традиционном стиле, и в новом. Естественно, мы готовим много сюрпризов для учителей, и не только для учителей, но и для жителей города.
ВЕДУЩИЙ: Некоторые раскроем.
ГОНЧАРОВА: Секреты раскроем, да. Традиционно будет проходить праздник в Кремле для учителей. Но в этот раз поздравлять их будут победители детских фестивалей самых главных, такой гала-концерт, где ребята вместе со звездами эстрады будут чествовать своих любимых педагогов. Здесь предполагается награждение 10 лучших школ в рейтинге образовательных достижений школ, которые достигли самых высоких результатов. И также впервые на сцене Кремлевского дворца будут поздравлять и отмечать журналистов за их проект об образовании и авторов фильмов о жизни школы. Здесь мы хотели создать такую глубокую историю, красивую, теплую и в Кремлевском дворце, на одной из самых главных сцен страны, показать и достижения ребят, и почествовать учителей и тех, кто пишет и снимает об образовании.
ВЕДУЩИЙ: Оксана Валерьевна, а этот конкурс вы объявили заранее, где-то за год, да, и какие требования выставляли журналистам, например, чтобы не было слишком много патоки или много критики?
ГОНЧАРОВА: Здесь есть эксперты, которые отсматривают и фильмы, и все проекты журналистские об образовании. Критерии здесь простые - это правда. Понятно, что пишут об образовании разное, но здесь правда одна, что это одна из главных сфер жизни, и она очень-очень важна для всех. Проекты разные и оценивать их будут люди, которые в образовании знают и чувствуют практически все, очень важные эксперты. И самое главное, что мы хотим сделать свои праздники открытыми для москвичей. И поэтому самой большой сюрприз - это впервые День учителя будет проводиться, то есть у нас кремлевский праздник - это 4 октября, а 6 октября впервые в Парке Горького состоятся городские гулянья, приуроченные ко Дню учителя. Праздник так и называется: "День учителя в парке". И это такой фестиваль под открытым небом, который впервые пройдет этой осенью и станет, мы надеемся, ежегодным праздником нашего города. Это семейный праздник для учителей, для их семей и друзей, который будет организован на одной из самых замечательных площадок города. И здесь мы хотим создать для учителей и гостей парка такую атмосферу комфортную и праздничную, чтобы дать почувствовать себя важной частью города. И чтобы москвичи могли пообщаться с учителями в такой неформальной обстановке, вне стен школы, как обычно это происходит. Праздник будет рассчитан на все категории учителей, естественно, на их семьи, для детей, для их родственников такая открытая площадка. Специально и только для учителей в этот день все развлечения в парке будут бесплатные.
ВЕДУЩИЙ: Замечательно. Сейчас идет процесс слияния и укрупнения школ и ВУЗов. То же самое происходит с колледжами? Или это задача будущего?
МИРОШКИН: Эта задача и прошлого, и будущего. Первая такая крупная масштабная реорганизация в системе профессионального образования произошла в 2005 году. И из большого количества колледжей, ПТУ в единое образовательное пространство в 2005 году было реорганизовано 70 колледжей. То есть с 2005 года в Москве существовало 70 колледжей. На протяжении этого периода времени, включая по сегодняшний день, были из федерального подчинения переданы еще дополнительные колледжи - порядка 32. И на сегодняшний день в Москве с учетом реорганизации, различных модернизаций и так далее - 101 колледж. Конечно, эта программа не окончена, она обсуждается, потому что на сегодняшний день поставлена задача по доступному многопрофильному образовательному центру в каждом округе столицы. Мы работаем в этом направлении. Сейчас мы прорабатываем различные варианты модернизации. И сейчас пока много споров возникает, много на бумаге различных моделей, но я думаю, что в течение полугода-года уже будет окончательно модернизирована система профессионального образования. Наверное, невозможно сделать окончательной эту модернизацию, но то, что отвечает сегодняшнему рынку, то, что отвечает нуждам сегодняшнего бизнеса, - наверное, модернизация будет в ближайшие полгода-год проведена.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, а где никак не могут найти точки соприкосновения, что вызывает споры больше всего?
МИРОШКИН: Наверное, больше всего споров возникает, какая специальность нужнее. Потому что экономисты говорят, что самые важные - это банковские колледжи, ландшафтный дизайн говорит, что самые важные - это их колледжи, социальные службы говорят, что самые важные - это их колледжи.
ВЕДУЩИЙ: В принципе, да, каждая профессия важна, нужна. Скажите, какие-то уже первые результаты видны, которым можно поставить жирный крест или галку: да, хорошо. А что еще не получилось?
МИРОШКИН: Конечно, с 2005 года анализируя систему модернизации образования профессионального, можно сказать, что система управления шагнула вперед. Конечно, модернизация колледжей, особенно в последний год-два, шагнула серьезно. Колледж сейчас - это не то профессионально-техническое училище, которое было 15-20 лет назад. На сегодняшний день колледж - это такой многопрофильный, многофункциональный центр профессионального образования. И конкурс поступления в колледж средний мы оцениваем как 2,5 человека на место. Есть колледжи такие, особо востребованные специальности, где конкурс - 8 человек на место, 10 человек на место.
ВЕДУЩИЙ: Это что за специальности?
МИРОШКИН: Если говорить честно, на сегодняшний день Москва - это уже не промышленный город, это мировой финансовый центр. И здесь можно назвать колледжи, очень востребованные специальности - это реклама, дизайн. И серьезно востребованы специальности такого профессионального профиля. У нас востребованы специальности, связанные с силовыми структурами, полиция, у нас востребованы специальности МЧС, у нас востребованы информационные технологии.
ВЕДУЩИЙ: Я думаю, что будут достаточно серьезной проблемой колледжи, которые находятся на новой присоединенной территории. Разрабатывается ли вопрос, как будет вестись там обучение, что за специальности будут там, или пока это тоже только наработки?
МИРОШКИН: К нашему, может быть, сожалению, на вновь присоединенных территориях не было ни одного колледжа.
ВЕДУЩИЙ: Ничего себе!
МИРОШКИН: Поэтому на сегодняшний день мы, конечно, прорабатываем, потому что и ландшафтный дизайн должен быть, и строительство дорог должно быть. Но на сегодняшний день все ребята, которые живут на этих вновь присоединенных территориях, учатся в наших колледжах. Но проблем там достаточно много, и мы эти вопросы прорабатываем.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Ольга Петровна. У меня вопрос к руководителю профессионального обучения. У меня внук поступил в колледж на специальность 1201 в Колледж при Президенте Российской Федерации. Теперь эта специальность 1201 почему-то ликвидирована, это технология машиностроения. Я обратилась в другой колледж, в Московский политехнический колледж, там тоже такой специальности нет. Обратилась в третий, в Московский колледж авиационного машиностроения. Там тоже такая специальность ликвидирована. Как это можно рассматривать с точки зрения вашей?
МИРОШКИН: Значит, по машиностроению. У нас есть два колледжа, колледжи передовые. В июне месяце посещал мэр один из этих колледжей, политехнический колледж номер 8, в котором данная специальность машиностроения очень сильно развита. Там стоят современнейшие станки всех типов и всех профилей. И мэр, когда посещал этот колледж, был приятно удивлен, когда он увидел всю ту подготовку, которая ведется по данной специальности. Я в свою очередь приглашаю в вас в политехнический колледж номер 8 и политехнический колледж номер 13. Специальность востребованная, колледж имеет крупных социальных партнеров. По состоянию на сегодняшний день директор колледжа докладывает, что на 2013 год у него уже 40 заявлений по данной специальности.
ВЕДУЩИЙ: Но если такая специальность востребованная, почему ее ликвидируют при других колледжах?
МИРОШКИН: Дело в том, что эта специальность достаточно металлоемкая. Стоимость оборудования станочного достаточно дорогая. И не все колледжи в состоянии потянуть подготовку этих кадров. Наши же московские колледжи серьезные получают субсидии по закупке нового оборудования, по установке этих станков. Последние четыре года прошла серьезная модернизация этих колледжей, и на сегодняшний день ряд московских колледжей может похвастаться современнейшим оборудованием, которое установлено как в колледжах, так и на современных производствах.
ВЕДУЩИЙ: Если внук Ольги Петровны там учился, но специальность его ликвидировали, его перевели в другой колледж, или он уже окончил его и только потом, когда уже не осталось тех, кто там учится, уже 1201 закрыли?
МИРОШКИН: Если молодой человек учился по этой специальности, мы готовы принять его к себе в колледж путем перевода, и он продолжит обучение в московских колледжах по данной специальности.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Наталья. Кирилл Петрович, меня интересует лично ваше мнение: как повысить престиж рабочих профессий?
МИРОШКИН: Да, хороший вопрос, для нас тоже очень важный. Наверное, это вопрос комплексный. В День города мы проводили достаточно серьезное большое мероприятие - Дни открытых дверей на всех промышленных предприятиях Москвы. Пресса с удовольствием восприняла данное мероприятие. Мероприятие проходило с прессой, с нашими ребятами, со студентами колледжей, с выпускниками школ. 28 промышленных предприятий Москвы открыли в эти дни двери. И родители вместе с ребятами, школьники могли посетить промышленные предприятия. Дело в том, что на сегодняшний день промышленные предприятия тоже шагнули вперед, как и наши колледжи. И, конечно, то, что видят на сегодняшний день на промышленных предприятиях школьники, их это интересует. Там много робототехники, много электронных станков. И ребята поражены тем, что происходит на современном производстве. И в эти же дни мы открываем свои колледжи, мы показываем нашу производственную базу, мы показываем, где можно получить профессию рабочего.
ВЕДУЩИЙ: Но они достаточно разовые. Может быть, какую-то сделать более массированную социальную рекламу, какие-то ролики? Я думаю, что это в силах Департамента образования? Потому что именно массированная какая-то реклама, тиражирование потенциала и престижности, потому что мы в принципе привыкли, шлейф такой тянется, что социальный статус низкий у этих профессий. Мне кажется, пока в этом плане еще нет подвижки какой-то большой.
МИРОШКИН: Очень хорошо на этот вопрос ответил Сергей Семенович, когда посещал наш колледж машиностроения. Он одному из наших выпускников, который сказал, что, к сожалению, когда приходит к своим друзьям во двор, все спрашивают: кто - бизнесмен, банкир, а когда молодой человек ответил, что станочник, то вроде бы его воспринимают не очень серьезно. На что Сергей Семенович отлично сказал, что когда ты принесешь первую зарплату своей жене, тогда тебя начнут воспринимать. Когда все юристы, экономисты не будут иметь возможности трудоустроиться, потому что наши ребята после выпуска колледжей практически по этим специальностям все трудоустраиваются, потому что есть реальный спрос в секторе экономики на эти специальности, и зарплата у них очень достойная.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Скажите, пожалуйста, у нас огромное количество мигрантов в Москве, которые относятся к Департаменту труда и занятости, который, в общем-то, и организует обучение мигрантов. Вы рассказываете о том, что в колледжах созданы все условия, это материальная база, это кадровый состав очень сильный и настроенность колледжей в этом направлении есть. Мигранты попадают обучаться в колледжи, или все-таки исторически сложилось так, что Департамент образования занимается исключительно обычными студентами, а Департамент труда и занятости - вопросами трудоустройства мигрантов и так далее? Ведь если есть уже материальная база, почему на ней не обучать мигрантов, например?
МИРОШКИН: Да, вопрос, который нас тоже интересует. Давайте статистику немножко посмотрим. По 2011 году переподготовка взрослого населения в стенах колледжей была 26 тысяч человек. В этом году мы взяли на себя такое обязательство по переподготовке взрослого населения, в том числе и мигрантов, увеличить на 50 тысяч, то есть ровно в два раза. Проводя совещание в июле месяце, наши колледжи показывали 42 тысячи переподготовки взрослого населения. То есть я думаю, что планку-минимум, которую мы себе поставили на этот год, мы выполним. На следующий год мы ставим задачу перед нашими колледжами - 100 тысяч человек. На сегодняшний день ребят, выпускников школ, после 9, после 11 классов у нас в системе 103 тысячи. Наша задача, чтобы в 2013 году сравнять количество обучающихся студентов после школы и взрослого населения, то есть это может быть как переподготовка, опережающая переподготовка, в том числе и подготовка мигрантов. Здесь возникает вопрос, кто будет за них платить: город Москва, либо же сами мигранты. Здесь больше возникает вопросов финансового плана.
ВЕДУЩИЙ: Сейчас вопрос к вам, Оксана Валерьевна, по поводу Дня учителя, который будут отмечать в Москве? Вы сказали про парк Горького. Вы специально сделали таким как бы манком для учителей, для всех москвичей, чтобы именно туда приходили люди отпраздновать замечательный праздник, люди, достойные уважения, или же будут какие-то еще праздники в округах?
ГОНЧАРОВА: Безусловно, каждый округ планирует свой праздник, каждому округу есть, что сказать своим учителям, отметить их, наградить поздравить. Но в этот раз, конечно, мы решили сделать такую общую историю, которая объединит всех педагогов под открытым небом Парка Горького. И мы 6 октября, напоминаю, в субботу ждем не только всех педагогов столицы со своими семьями, ждем, конечно, жителей города для такого совместного праздника, потому что танцевальные и музыкальные площадки вместят всех желающих, так рассчитано. И чтобы не зависеть от капризов погоды, все зоны будут укрыты белоснежными шатрами красивыми. И будут работать семь фестивальных площадок. Это будет и ретро-площадка с песнями и танцами 1930-1950-хх, с песнями Утесова и Майи Кристалинской. Будет работать фотоателье в ретро-стиле, каждый желающий может сделать фотографию себе на память. Будет обязательно детский город. Это активные развивающие игры для ребят, мастер-классы. Будет работать для молодежи лаундж-зона, где выступят молодые и модные ди-джеи. Большой проект с мелом. Мел еще в недавнем прошлом - инструмент самый главный учителя, и здесь будут меловые инсталляции для активного использования, будем рисовать дома и города, делать подарки для всей семьи и будут активные зоны, такие меловые специальные, целые программы. Если позволит погода, организаторы обещают поставить рекорд и нарисовать самые длинные классики на набережной, это из нашей прошлой жизни. Концертная площадка и зона перед сценой вместят 5 тысяч человек. И здесь в течение дня будут замечательные мелодии, здесь будут зоны еды и отдыха, а вечером будет "Слушаем и танцуем" под зажигательные ритмы звезд российской эстрады. И весь день на центральной аллее парка будут представления уличных театров, а вечером шоу с элементами фейерверков, уличного театра и циркового искусства. И, конечно, в открытом кинотеатре замечательном целый день мы будем смотреть фильмы про учителей. А под занавес мероприятия еще одно зрелищное действо. Это центральный фонтан Парка Горького, там будет много сюрпризов, о которых я не буду говорить, пусть это останется сюрпризом.
ВЕДУЩИЙ: Хорошая тема по поводу обучения мигрантов на базе колледжей. А как обстоит дело у нас для лиц с ограниченными возможностями?
МИРОШКИН: Да, из 101 колледжа мы планируем к 2013 году, чтобы все 101 колледж были оснащены полностью безбарьерной средой. На сегодняшний день у нас порядка 75 процентов колледжей оснащены. В различных колледжах есть центры адаптации инвалидов, есть различные центры гончарного производства и так далее. То есть мы разделяем те запросы, которые перед нами ставит общество. И мы на сегодняшний день готовы эту безбарьерную среду полностью реализовать в профессиональном образовании.
ВЕДУЩИЙ: Я так слушаю, вроде бы гладко получается. Но мы знаем, насколько город не приспособлен, особенно по сравнению с Европой, с Канадой к передвижению. Насколько у вас развито дистанционное обучение?
МИРОШКИН: Дистанционное обучение у нас тоже существует. Дистанционное образование нельзя замыкать только на лиц с ограниченными возможностями. У нас ведь различные существуют направления, в том числе у нас есть колледж информационных технологий номер 20, который через дистанционные схемы обучает не только инвалидов, но и обучает лиц, находящихся в местах лишения свободы. Ребята проходят обучение. Они, находясь у себя дома, получают задания, интерактивный курс проходят. В колледже существует специализированный автотранспорт, который привозит ребят на сессии, и ребята по одному, по два, по три человека, конечно, невозможно группу из 20 человек собрать одновременно, ребята в основном с заболеваниями спины проходят сессии и получают таким образом образование.
ВЕДУЩИЙ: В принципе эту схему можно достаточно упрощенно разделить так. Например, я - работодатель, мне нужен определенной квалификации человек. Мне нужно куда-то послать заявку, я могу в тот же Департамент труда и занятости или, например, в Департамент образования, я хочу, чтобы ко мне пришел молодой ученик и есть те, кому передать опыт. Но у нас проблема такая стоит, что очень мало остается людей, которые могут отдавать свой опыт, я опять-таки возвращаюсь к промышленным кадрам, потому что понятно, что сфера услуг, сфера туризма - это ниша всегда востребованная, всегда она будет занята. Вы сказали, что в День города предприятия распахнули свои двери, и все с таким восторгом смотрели. Есть конкретный, например, адрес, куда могут работодатели присылать заявки к вам, и вы отсматриваете, действительно, в каких кадрах город нуждается, и вы им даете этих выпускников готовых?
МИРОШКИН: Если говорить в разрезе города, то мы работаем с департаментами. Основной, если мы говорим про промышленные предприятия, - Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства. У нас раз в две недели, раз в месяц проходят рабочие встречи, на которых Департамент науки и промышленной политики формирует заказ на тех специалистов, которые у них есть. Потому что из 101 колледжа у нас настолько огромный выбор специальностей и профессий, что тот заказ, который формируют промышленные предприятия, составляет порядка 25-30 процентов. И поэтому, естественно, департамент формирует этот заказ. И, кроме того, исторически складывается таким образом, что колледжи находятся либо в непосредственной близости от предприятия, либо вообще на предприятии. И еще в советские годы здания колледжей принадлежали предприятиям. Поэтому очень тесные связи. И поэтому по тем наработанным связям, которые уже существуют с предприятиями, непосредственный заказ осуществляют колледжи напрямую.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, изменилась ли как-то зарплата тех, кто преподает в колледжах?
МИРОШКИН: Да, на сегодняшний день зарплата серьезно выросла. На сегодняшний день средняя зарплата преподавательского состава в колледже порядка 52 тысяч рублей. Основная задача была вывести среднюю зарплату преподавателей и мастеров производственного обучения на среднерыночную по Москве. Нам это удалось. И на сегодняшний день сказать, что мы испытываем какой-то дефицит в кадрах или в мастерах производственного обучения, было бы неправильно. То есть вакансии есть, но эти вакансии достаточно быстро закрываются специалистами из реального сектора.
ВЕДУЩИЙ: А стипендии тем, кто учится в колледже, полагаются?
МИРОШКИН: Стипендии полагаются, да. Стипендия небольшая на сегодняшний день, она порядка 600 рублей в Москве. Но колледжи по "Положению о колледже" могут премировать лучших ребят. То есть те ребята, которые учатся на четверки и пятерки, получают большую стипендию, а те, кто учится неважно, как правило, ее не получают.
ВЕДУЩИЙ: Что ж, Ольга Валерьевна, Кирилл Петрович, спасибо, что вы пришли к нам сегодня в гости.