Картинка

Маяк. Москва 11.09.2012 - Малый и средний бизнес Москвы

11 сентября 2012, 16:00

Персоны

Малым и средним бизнесом в Москве занимаются свыше 2 млн человек. Они обеспечивают около 40 процентов поступлений в городской бюджет. В этом году на поддержку столичного малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета будет выделено 1,41 млрд рублей. Кто получит эту финансовую поддержку? Какая еще помощь оказывается местными властями малым и средним предпринимателям в городе? Об этом говорим с заместителем генерального директора Московской торгово-промышленной палаты Алексеем Шестемировым. Ведущий – Григорий Заславский.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель генерального директора Московской торгово-промышленной палаты Алексей Шестемиров. Мы сегодня говорим о проблемах развития малого предпринимательства в Москве. Давайте сразу ограничим, что можно называть тем самым малым предпринимательством. Если это палатка, это малое предпринимательство, а если это фабрика, где десять человек, фабричка такая небольшая, это что?

ШЕСТЕМИРОВ: Давайте сразу перейдем под призму законодательства. У нас есть закон Российской Федерации № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в нашей с вами стране, который четко регламентировал отнесение того или иного юридического лица к малому, среднему и крупному бизнесу по двум критериям. Первый и наиболее важный критерий - это численность работников данного предприятия. Если на предприятии работает от одного до 15 человек, то оно относится к микропредприятиям, если от 15 до 100, то это малый бизнес, если до 101 до 250 - это соответственно средний бизнес, если свыше 251 человека - это крупный бизнес.

Второй критерий - это выручка. Критерий по выручке устанавливается не федеральным законом, а постановлением правительства Российской Федерации с индексацией на каждый год, соответственно критерии можно посмотреть в этих постановлениях. И если по выручке непосредственно предприятие выбивается из критериев, установленных постановлением правительства, то первичен критерий по численности. Если малый бизнес, давайте рассматривать предприятия от одного до соответственно 100 человек, вот это будет малый бизнес. Поэтому палатка - малый бизнес, конечно, безусловно. Предприятие 10 человек - конечно, малый бизнес.

ВЕДУЩИЙ: Да. Мне кажется, микробизнес - это какое-то странное определение.

ШЕСТЕМИРОВ: Тем не менее микробизнес определен законом. С принятием в 2007 году закона о развитии малого и среднего предпринимательства достаточно много споров было по этому критерию, и Мосстат с Росстатом не всегда определялись по этому поводу, микробизнес куда относить: к малому бизнесу или выделять в отдельный вид. На сегодняшний день микробизнес - это, скажем так, малое по численности работников, а по составу, конечно, это большое количество предприятий, но все равно - это часть малого бизнеса на сегодняшний момент. Поэтому малый, средний, крупный бизнес, при этом выделяем в малом категорию «микро».

ВЕДУЩИЙ: Я, наверное, так скажу, что о поддержке малого бизнеса можно говорить как минимум с двух сторон. Первая - это то, что касается субсидий, которые дают предпринимателям. И вторая, чтобы бизнесменов не давили, с одной стороны, «неофициально» - и здесь, конечно, нужна помощь правоохранительных органов, - а с другой стороны, всевозможными официальными проверками, которые тоже, кстати говоря, очень часто выливаются в требование взяток и всего прочего. Давайте начнем с хорошего, с субсидий. На какие субсидии может претендовать тот самый малый предприниматель? Вот он хочет открыть маленькую кафешечку, и что он может получить от государства и на каких условиях?

ШЕСТЕМИРОВ: Да. Сегодня существуют программы так называемого субсидирования, финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Давайте говорить о том, чем это регламентировано и в каких формах это предоставляется. На сегодняшний день действует государственная программа стимулирования экономической активности в городе Москве. Она датирована с 2012 года по 2016 год, соответственно в этот период она будет действовать, и подразумевается для финансовой поддержки малого бизнеса в рамках этой программы три вида субсидий. Первый, вот если мы говорим про начинающий бизнес, это субсидии для них. Это субсидия, финансовая поддержка начинающего предпринимательства. Она предоставляется профильным Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства посредством принятия решения на так называемой финансовой комиссии, которая одобряет тот или иной финансовый проект. Сумма этой субсидии достигает 500 тысяч, то есть полумиллиона, при пятидесятипроцентном софинансировании. То есть, если у предпринимателя есть полмиллиона рублей, он может претендовать на ту же сумму из госбюджета. Есть меньше, то меньше. Соответственно, если предприниматель готов в развитие проекта вложить только 300 тысяч, значит, он может претендовать на 300 тысяч.

ВЕДУЩИЙ: А если миллион?

ШЕСТЕМИРОВ: А если миллион, то до 500 тысяч. То есть 500 тысяч - это максимальная субсидия для начинающего бизнеса. Это первое. Вторая субсидия, которая сегодня существует, она уже не зависит от критерия, начинающий это бизнес или не начинающий, - это компенсация процентной ставки по кредитованию. На сегодняшний момент - это новое, - начиная с этого года, компенсация процентной ставки достигает полной ставки рефинансирования. Раньше это было две трети ставки рефинансирования, одна треть ставки рефинансирования. То есть, если вы подаете проект, взяв на него кредит, вы можете рассчитывать на компенсацию процентной ставки в размере ставки рефинансирования Центрального банка. Максимальная сумма субсидии по данному кредиту составляет 5 миллионов рублей. Это соответственно второй вид субсидий.

И третий вид субсидий - это компенсация первого платежа по лизингу, по финансовой аренде. Значит, здесь существует такая пропорция: первый платеж - до 30% от суммы лизинга, максимальная сумма кредита - это 5 миллионов рублей. Захотели взять трактор, 30% - это 5 миллионов. Имеете право написать проект, зачем вам нужен этот трактор, и подать документы для того, чтобы рассмотрели и приняли решение положительное о выдаче субсидии.

Сегодня можно обращаться по данным вопросам в несколько мест, существует сегодня государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы». Это подведомственная организация Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, который сегодня отвечает за поддержку малого и среднего предпринимательства. У данного государственного бюджетного учреждения есть десять филиалов, по одному в каждом округе Москвы, в ближайшее время их будет двенадцать, соответственно учитывая два новых округа, и также можете обращаться в Московскую торгово-промышленную палату и в ряд банков, которые сотрудничают с государственным бюджетным учреждением «Малый бизнес Москвы» на основании соглашений по консультациям. Если брать Московскую торгово-промышленную палату, по всем трем видам субсидий можете обратиться в специализированный центр поддержки предпринимательства палаты и получить необходимые консультации и помощь в подготовке документов, которые необходимо подать для дальнейшего получения субсидии.

ВЕДУЩИЙ: Нельзя не сказать о том, что кредитование - это такой процесс, который зависит от некоторых условий. И когда мы читаем о выдаче кредита по паспорту и водительским правам, мы понимаем, что это тот кредит, который получается на самых невыгодных условиях. Для того чтобы получить добро от любого кредитодателя, нужно, как известно, иметь хотя бы девятимесячный, а то и годовой успешный бизнес, и успешность заключается в положительной динамике развития предприятия, наличии собственного оборотного капитала и так далее. Наличие полной прозрачности бизнеса - тоже условие, хотя мы понимаем, что многие предприятия до сих пор работают если не вчерную, так всерую. А если речь идет о новом бизнесе, так получается, что у этого нового малого предприятия вообще нет шансов получить кредит на приемлемых условиях, не под 24% годовых.

ШЕСТЕМИРОВ: Здесь давайте немножечко разделим две составляющие. То, что вы обозначили, это все-таки кредитование физических лиц, когда мы предоставляем права и паспорт. А вот для юридических лиц немножко другая ситуация. Да, вы совершенно правы, для того чтобы сегодня в большинстве банков получить кредит на развитие своего бизнеса, необходимо иметь как минимум полугодовой баланс, который бы отражал успешность и динамику. Однако эта тенденция потихонечку меняется. На сегодняшний момент существуют банки, готовые кредитовать бизнес, которому 6 месяцев и более. Правда, конечно, здесь существуют огромные риски, которые банки берут на себя, и правила, установленные Центральным банком для банков-кредиторов, и, естественно, они вынуждены увеличивать эту процентную ставку. Однако не все так грустно. Можно пойти по ряду путей, которые сегодня существуют. Первый, который я обозначил, это субсидия для начинающего бизнеса. Далее, получив эту субсидию, вы можете стартовать. Далее вы получите непосредственно динамику…

ВЕДУЩИЙ: Да, когда составляется бизнес-план, совершенно очевидно, что учитываются первые полгода, а иногда и год. Если даже не заламывать цену на конечный продукт, все-таки на какую-то рентабельность нужен выход. И срок выхода на рентабельность, он может быть равен и году. Если это нормальный, честный бизнес, то чем честнее, тем дольше этот срок.

ШЕСТЕМИРОВ: Совершенно верно. Субсидии - это первый механизм. О нем поговорили, переворачиваем дальше. Кредитование - сложный процесс. Однако на сегодняшний момент существует постановление правительства Москвы о развитии микрофинансовых услуг. Это некий элемент дополнительный. Это не кредитование, это займы. Да, там существуют более серьезные ставки, но они позволяют получить займы на кассовые разрывы. То есть это некий процесс, когда вы получаете денежные средства и имеете возможность перекредитоваться какой-то момент.

Если вы все-таки имеете определенный баланс, вы можете идти с бизнес-проектом, но банк, конечно, в первую очередь потребует залог. И здесь включается еще один механизм, позволяющий бизнесу посмотреть на вещи более радужно. Что я имею в виду? Есть так называемая структура поддержки предпринимательства, инфраструктура в лице Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, которая дает поручительство до 50% залога по тому кредиту, который есть. Механизм совершенно простой. Приходите в банк, банк говорит: могу дать, риски большие, но если ты дашь залог… вот у тебя есть половина, еще бы половину сделать. Иди в Фонд содействия кредитованию. Фонд содействия кредитованию выдает вам поручительство, и вы можете получить этот кредит. Далее механизм компенсации процентной ставки, и в принципе не всё так плачевно.

ВЕДУЩИЙ: Вот еще о чем хотел вас спросить. На каждый миллион свадеб приходится 700 тысяч разводов. Грустная статистика, но тем не менее в России она такая. По поводу поддержки малого предпринимательства тоже, наверное, статистика ведется. Первый год существования компании, небольшой фирмы, малого предприятия, второй год, третий… И, конечно же, становится очевидно, работает эта система поддержки или нет.

ШЕСТЕМИРОВ: Здесь, наверное, стоит сказать о статистике, связанной с работой Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. Естественно, она здесь прослеживается. Я, конечно, не могу сказать об общемосковской статистике, потому что, если мы с вами запросим у регистрационной службы, сколько же предприятий регистрируется в день, это будет масса. Далеко не все они у нас являются успешно развивающимся малым, и не только малым, бизнесом. Поэтому, если говорить о статистике: сколько выдано субсидий и какие из этих предприятий работают, я слукавлю, если скажу, что все. Такого не будет, конечно.

ВЕДУЩИЙ: Да и не должно быть так.

ШЕСТЕМИРОВ: Но я вам могу сказать, что значительная часть предприятий, которые получали субсидии (а их было достаточно много, это на сегодняшний день их всего три, до этого их было гораздо больше), получавшие субсидии предприятия достаточно успешно реализовывали те проекты, которые возлагало на них правительство Москвы. Что с ними становилось дальше? Ну, здесь тоже уже определенный процент. Ведь есть и определенный жизненный цикл предприятия: оно начинающее, потом оно выпускает определенный товар на рынок, этот товар проходит определенный жизненный цикл, и после этого этот товар отмирает, и предприятие может отмереть вместе с ним, ежели оно не выпустит какой-то новый товар. Поэтому здесь 50 на 50 где-то, предприятие либо выстоит, либо нет. Я имею в виду вторую стадию развития жизненного цикла.

ВЕДУЩИЙ: Это выше, чем раньше?

ШЕСТЕМИРОВ: Если говорить о тенденциях, которые произошли за последние два года, то, конечно, существенное сокращение субсидий, которые выдавались, сузило круг возможностей у предпринимателей, с одной стороны. С другой стороны, те проекты, которые стали выноситься на финансовую комиссию, они стали более проработанными, они стали более жизненными. И поэтому здесь, конечно, тенденция к развитию и к нормальному функционированию предприятия, она поступательная.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, какие бизнес-проекты нужны Москве? И какие чаще всего предлагаются? Соответствуют ли предлагаемые проекты тому, что нужно городу?

ШЕСТЕМИРОВ: Какие проекты нужны Москве сегодня, это вопрос достаточно спорный. Ведь мы с вами на сегодняшний момент, наверное, не найдем стопроцентную карту расположения всего бизнеса в Москве.

ВЕДУЩИЙ: Да мы и не можем найти, потому что зарегистрировано по одному юридическому адресу, а работает по другому. И это не наказуемо.

ШЕСТЕМИРОВ: Если придет, например, получать субсидию или поддержку другого плана предприятие, например аптека, и она скажет: я хочу располагаться там-то и там-то, - а там аптек нет вокруг, конечно, она там нужна…

ВЕДУЩИЙ: Таких мест, по-моему, уже нет. Нет мест, где бы аптек не было.

ШЕСТЕМИРОВ: Давайте к тем проектам, которые наиболее востребованы. Скорее всего, на сегодняшний момент это воспримется очень позитивно, это будет проект инновационного характера, как бы это ни звучало банально, может быть, энергосберегающий, может быть, какое-то новое внедрение в ЖКХ. Это надо говорить именно о какой-то инновационности и новом, потому что выводить предприятие на рынок, когда он уже занят, достаточно тяжело и в общем-то, наверное, неперспективно. Если говорить о программе правительства Москвы, которая есть, да, изначально ставилось, что основная поддержка - промышленным инновационным предприятиям. Это приоритет, конечно. Он был, есть и, наверное, будет. Но зачастую очень много и других проектов выходит на финансовую комиссию. И они уже разбираются более детально, точечно, рассматривается то место, та дислокация, где люди хотят реализовывать свой бизнес, если он локален. Если он транснациональный - это уже другие вопросы.

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, что в Москве не хватает, например, элементарных молочных палаток. Вот здесь была, например, неподалеку от радио замечательная молочная палатка. И там тысячами исчислялись письма в поддержку ее существования, но, увы, ее закрыв, новую не открыли. С другой стороны, я понимаю, что мало кто заинтересован в том, чтобы хорошие продукты конкурировали с такими неважными и не очень качественными. Конечно, я не знаю, насколько вообще велико предложение.

ШЕСТЕМИРОВ: Вы знаете, на самом деле вы обозначили достаточно серьезную проблему, которая сегодня есть в городе. И она решается не только на уровне правительства Москвы, она решается непосредственно в общественных объединениях. Если взять совсем недавний пример, когда наше руководство города достаточно серьезно озадачилось снесением мелкорозничных объектов нестационарных, большое количество обращений поступило, в том числе и в Московскую торгово-промышленную палату, с просьбой поддержать их в этом направлении, чтобы это был не поголовный снос, а какой-то централизованный и целевой, не просто чтобы убрать, а чтобы понять, ради чего это делается. И вы знаете, есть определенные достижения у нас. Мы добились, чтобы со многими действительно функционирующими и получающими поддержку от населения мелкорозничными объектами продлили договора. Но тем не менее есть определенные градостроительные планы, планы транспортные, которые, к сожалению, выполняются на сегодняшний момент в ущерб бизнесу. Но надо констатировать факт: эта проблема есть, ее предстоит новому руководству города решать.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, какие кардинально новые тенденции в развитии малого предпринимательства в Москве?

ШЕСТЕМИРОВ: Первое, наверное, новое - это новая программа, о которой я в самом начале нашей беседы сказал, программа на 2012-2016 годы. В чем она кардинально новая? Она на пять лет - до этого были программы трехлетние - обозначена, и пятилетняя стратегия видна из этой программы. Второе новшество в том, что сегодня очень активно правительство взаимодействует с общественными объединениями бизнеса. Бизнес стали слушать. И от бизнеса выступает не «один в поле воин», а объединения, которые доносят отраслевые взгляды. Это новое. До этого с этим было достаточно тяжело. И, конечно, многие общественные организации очень серьезно обратили внимание на этот сектор. Сегодня и в Московской палате создан центр поддержки предпринимательства, и «Опора России», и «Деловая Россия» стали, в общем-то, более серьезно взаимодействовать с властью. И таким выходом этого развития стал штаб по защите малого и среднего предпринимательства, который возглавляет руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Геннадьевич Комиссаров. Конечно, там не просто чиновники собираются, но и собирается бизнес, причем где-то общественные организации объединений бизнеса, где-то бизнес индивидуальный, задают вопросы, решают проблемы. Причем это не проблема просто локальная в департаменте, а это все чиновники. Вот совсем недавно состоялось заседание штаба, когда земельные вопросы разбирались. Это достаточно большая работа идет, этот институт действительно очень важен. Ну, и следующие очень важные, кардинальные изменения - это введение института омбудсмена, защитника малого бизнеса.

ВЕДУЩИЙ: Он есть уже?

ШЕСТЕМИРОВ: Пока это в стадии принятия решения. Но есть, да, в Российской Федерации у нас господин Титов сегодня является данным должностным лицом. Да, в регионах еще не приняты все окончательные решения, но тем не менее это не за горами. И бизнес получит еще одно решение для себя. Вопрос, как это будет сделано и кто это будет, это уже вопрос, который нужно решать.

ВЕДУЩИЙ: Я помню, у меня некоторую иронию по поводу осмысленности и перспектив такого рода сотрудничества вызвало, когда вскоре после назначения новый московский градоначальник Сергей Собянин встречался с представителями частных медицинских клиник московских, и те довольно открыто заявили о своем желании государственно-частного партнерства и всяческого участия в страховой медицине московской. Я себе представляю, как вообще невыгодно может стать это партнерство. Ну, ладно, может быть, из этого тоже что-то вырастет. Но тем не менее, мне кажется, что, конечно же, малый бизнес должен какое-то место занять и в государственном заказе. Как вы считаете, сегодня участие малого и среднего бизнеса, малого и среднего предпринимательства, оно достаточно? Или есть перспективы для его роста и, самое главное, есть основания для его роста?

ШЕСТЕМИРОВ: Вы знаете, на сегодняшний момент есть четкие законодательные регуляторы в 94-м федеральном законе.

ВЕДУЩИЙ: Который должен вот-вот прекратить свое действие.

ШЕСТЕМИРОВ: Но тем не менее он сегодня действует. Давайте говорить о существующих реалиях. Когда будет принята федеральная контрактная система, мы будем смотреть туда. Но на сегодняшний момент 94-й федеральный закон имеет четкую статью, по которой есть определенная доля государственных заказов, которые должны отдаваться специализированно для малого бизнеса. Это регулируется, это есть, и эта норма почти всеми государственными заказчиками выполняется. Это, я согласен, надо делать, потому что малый бизнес, не имея определенного опыта, изначально должен иметь возможность выходить на госзаказ. Если говорить о массовости в госзаказе, то, наверное, надо смотреть здесь с двух позиций. Нужно смотреть риски, эти риски, к сожалению, у каждого госзаказчика присутствуют, и он хочет получить реализацию своей задачи, которую он выносит на госзаказ, максимально хорошо и максимально выгодно. И не всегда малый бизнес может ее решить. Поэтому госзаказчик и обеспечение соответствующее ставит, чтобы гарантировать себе эти риски, и понятно, что у малого бизнеса не всегда хватает средств. Однако эта тенденция меняется. Малый бизнес развивается. Я думаю, что это поступательное движение будет продолжено, возможно, когда-то и будет пересмотрена эта квота.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а успешен ли интернет-портал для малого бизнеса?

ШЕСТЕМИРОВ: Здесь можно говорить о системе информационной поддержки малого бизнеса. На самом деле портал не один. Да, есть серьезный портал «Малый бизнес Москвы» и портал Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. Но сегодня есть и необходимость в иных порталах - общественных объединений, которые занимаются поддержкой малого бизнеса. Если в совокупности смотреть на все эти порталы, естественно, это очень серьезное информационное поле для нашего бизнеса, и они должны этим пользоваться. А что касается успешности и неуспешности, я здесь придерживаюсь такой позиции. Если бизнес что-то хочет найти, он это найдет. И вся информация в полной мере опубликовывается на этих порталах. Поэтому нужно просто смотреть.

ВЕДУЩИЙ: Когда в Москве проводятся уже ставшие традиционными ярмарки вакансий, то собирают ли какие-то заявки и вакансии у представителей малого и среднего бизнеса?

ШЕСТЕМИРОВ: Да. Такая практика продолжена на сегодняшний момент, причем она продолжена по линии нескольких департаментов, и Департамент труда и занятости населения также берет эти заявки. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства более профильный, здесь это тоже ведется. Действительно, заявки собираются. Вопрос, какие заявки подает бизнес и считает ли он это действенным инструментом, это уже вопрос не к нам, это вопрос, наверное, к бизнесу. Но такие заявки собираются.

ВЕДУЩИЙ: Конечно же, одна из главных проблем малого бизнеса - это юридическая поддержка. Совершенно очевидно, что у них нет возможности содержать адвокатов, как у Березовского с Абрамовичем. Так вот, естественно, интересно, во-первых, есть ли какие-то курсы повышения юридической грамотности предпринимателей? И второе, оказывается ли какая-то юридическая поддержка при Департаменте науки?

ШЕСТЕМИРОВ: Давайте тогда действительно пошагово. Первый вопрос. Есть ли курсы? Курсов очень много, в том числе и повышающие юридическую грамотность. Департаментом выделяются через систему государственного заказа достаточные деньги, когда учебные заведения, выигрывая конкурсы, проводят непосредственно соответствующие программы, в том числе и по развитию: «Начни свое дело», «Юридическая помощь», как подавать правильно ту или иную бумагу, ну и так далее, много всего. Это первое. То есть действительно есть, и надо просто следить за теми программами, которые департамент проводит. Есть Московский фонд подготовки кадров, который является головной организацией инфраструктуры по этому вопросу, там у них тоже можно найти эту информацию.

Что касается действительно технической поддержки, то да, в рамках действующей программы предусмотрено, что малый бизнес начнет опять получать неотложную правовую, юридическую помощь. Правда, на сегодняшний момент пока данные работы не начаты, они будут начаты, наверное, в ближайшее время и в 2013 году, безусловно, будут идти. И опять у малого бизнеса появится возможность получать неотложную юридическую помощь по всем вопросам, которые они хотели бы задать, в качестве консультации. Это будет, это есть сегодня в рамках государственного бюджетного учреждения, в рамках Московской торгово-промышленной палаты. Надо просто искать того субъекта, который может здесь помочь. Но если говорить об организации, которую я представляю, Московская торгово-промышленная палата оказывает юридическую помощь для малого бизнеса. Можно обратиться, мы действительно проконсультируем по полной программе.

ВЕДУЩИЙ: Я помню, как я обращался к одному замечательному, очень известному адвокату, который выразил всяческую готовность помочь одному, оказавшемуся в очень тяжелом положении, честному человеку, и речь шла о том, что у него нет денег. Этот адвокат попросил меня, чтобы я перезвонил членам семьи этого человека и узнал, есть ли у них хотя бы комната, которую можно продать, потому что примерно 4-5 миллионов рублей - это та сумма, с которой он готов начать переговоры.

ШЕСТЕМИРОВ: Даже за консультацию?

ВЕДУЩИЙ: Да, да.

ШЕСТЕМИРОВ: Ну, знаете, это немножко не так. Безусловно, есть услуги платные, никто не будет об этом говорить, но на сегодняшний момент и государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы» со всеми филиалами, и Московская торгово-промышленная палата оказывают юридические консультации. Первая консультация всегда бесплатная. Деньги уже берутся, если берутся, только когда дело доходит до каких-то конкретных вещей: написание иска, представление в суде. И то не всегда. Тоже бывают случаи, когда с этими вопросами можно идти на льготных условиях. Надо обращаться, надо смотреть каждый случай в отдельности. Может быть, где-то достаточно просто указать человеку, куда ему нужно посмотреть, где прочитать какую-то норму, ему этого будет достаточно; где-то сложные процессы, их надо рассматривать. Поэтому все индивидуально, юридическая консультация, она всегда индивидуальна.

ВЕДУЩИЙ: Ну, это как в старом анекдоте: редко какой таксист согласится просто на словах объяснить, как пройти от Казанского к Ленинградскому вокзалу.

ШЕСТЕМИРОВ: Согласен.

ВЕДУЩИЙ: И, наверное, тогда последний вопрос, приятный вопрос. Можете привести примеры удачного выхода московской продукции на иностранные рынки, они есть, если иметь в виду малый бизнес?

ШЕСТЕМИРОВ: Да. Есть такие успешные примеры. Их достаточно много, вплоть до того, что совсем недавно департамент, обозначенный нами, науки, промышленной политики и предпринимательства, создал целый реестр, куда вошло свыше 2000 тысяч предприятий экспортно-ориентированных, которые успешно представляют свою продукцию за рубежом. В Московской торгово-промышленной палате в составе членов есть такие предприятия. Назову, наверное, одно из, совсем недавно на слуху. Есть предприятие, производящее медицинские салфетки, пропитанные спиртовой настойкой. Не сочтите за рекламу, есть член палаты – М.К. «Асептика» компания, очень успешно вышли на европейский рынок и совершенно четко говорят о том, что вступление России в ВТО - это не всегда плохо, это и хорошо, для них в том числе, они получили больше возможностей там. То есть действительно успешны. И таких примеров можно очень много привести. Совершенно четко надо понимать, что московский бизнес конкурентоспособен, надо просто понимать, в каких сферах, и диверсифицированно к этому подходить.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое, что пришли и ответили на все вопросы.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация