Картинка

Маяк. Москва 13.09.2012 - 55-летие Государственного музея А. С. Пушкина

13 сентября 2012, 16:00

Персоны

В начале октября этого года исполняется 55 лет со дня основания Государственного музея А. С. Пушкина. Размещенный в одном из самых красивых исторических особняков столицы - роскошной усадьбе Хрущевых-Селезневых на Пречистенке, 12, он стал одним из признанных культурных центров Москвы и России. В его залах проходят концерты, выставки и спектакли. И трудно поверить, что на день основания в музейном фонде не было ни одного экспоната.

Помимо головного музея, ГМП сегодня включает еще пять филиалов: Мемориальную квартиру А. С. Пушкина на Арбате, Мемориальную квартиру А. Белого на Арбате, Музей И. С. Тургенева на Остоженке, Дом-музей В. Л. Пушкина на Старой Басманной и Выставочные залы в Денежном переулке. О новых проектах музея рассказывает его директор Евгений Анатольевич Богатырев. Ведущая - Екатерина Высоковская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Анатольевич Богатырев. Здравствуйте.

БОГАТЫРЕВ: Добрый день. Добрый день, дорогие радиослушатели. Мне очень приятно вновь оказаться вместе с вами, в радиостудии, и я с удовольствием расскажу, что происходит сегодня и чем сегодня живет наш Государственный музей Пушкина, московский Дом Пушкина, как его называют москвичи, наши посетители.

ВЕДУЩИЙ: Культурная жизнь осенью оживляется, потому что лето все проводят в основном за городом, в отпусках, после дня рождения Пушкина, после 6 июня как-то все немножко отвлекаются. А сейчас у нас осень, но не болдинская, московская. Этой осенью сразу два юбилея, связанных с Александром Сергеевичем. Ваш музей 55 лет отмечает, и супруге Пушкина 200 лет исполняется.

БОГАТЫРЕВ: На самом деле очень много памятных дат произошло буквально в самые последние дни августа и в начале сентября. И если говорить о тех самых юбилеях, то я бы еще назвал юбилей Отечественной войны 1812 года. Мы все вместе его отмечали в начале сентября. Наш музей посвятил этому юбилею немало самых разнообразных событий. В музее у нас проходила и была востребована посетителями выставка, которая называлась «Время славы и восторга». Эту выставку мы сделали вместе с художником моды, нашим другом Александром Васильевым, который представил в этой экспозиции часть своей коллекции, как раз связанной с эпохой наполеоновских войн.

ВЕДУЩИЙ: А сохранилось много?

БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, Саша - удивительный коллекционер. У него одна из лучших в мире коллекций костюма. Сохранилось на самом деле не так много, но лучшие предметы из этой коллекции он смог привезти к нам в музей. И эта выставка у нас весной работала на Пречистенке. Сегодня наш музей продолжает эту тему. И мы сегодня работаем уже не в Москве, выставки с тем же названием мы сегодня представляем в Самаре, и она до сих пор работает у наших партнеров и друзей, и в городе Елабуге. В Елабуге эта выставка сделана с поворотом еще на главного героя, вернее, героиню Елабуги…

ВЕДУЩИЙ: Марину Цветаеву?

БОГАТЫРЕВ: Нет. Это Надежда Андреевна Дурова, конечно.

ВЕДУЩИЙ: А, кавалерист-девица?

БОГАТЫРЕВ: Да, кавалерист-девица. В Елабуге есть музей Надежды Андреевны Дуровой. И как раз мы эту выставку посвятили и войне 1812 года, и, конечно, этой удивительной женщине, которая была знакома с Пушкиным, которая была в переписке с Пушкиным, и это для нас на самом деле очень важно.

ВЕДУЩИЙ: Я не случайно сказала про Марину Ивановну Цветаеву, потому что у нее есть книжка «Мой Пушкин», где она о нем пишет. И, кстати, она пишет о том, что первое, что она узнала о поэте - это то, что он был убит раной в живот. И после этого она всегда все разговоры о боли в животе воспринимала очень серьезно, потому что это ассоциировалось у нее с Пушкиным. А другая ассоциация у нее была - это памятник Пушкину.

БОГАТЫРЕВ: Да. И это самая главная ассоциация, вокруг которой и построено все это, я считаю, великое произведение Марины Ивановны, поскольку оно приближает к Пушкину нас, наших с вами современников, не тех, кто жил когда-то, или тех, кто жил во времена Марины Ивановны Цветаевой, а позволяет взглянуть на Пушкина нашим современным взглядом.

ВЕДУЩИЙ: Позволяет понять, какими бытовыми шагами мы приходим иногда к Пушкину. Для Цветаевой это был памятник Пушкину, они гуляли от памятника Пушкину до памятника Пушкину. И, кстати, я знаю, очень многие признаются, что к Пушкину они приходят уже в зрелые годы, хотя все мы проходим его в школе, читаем. Но вот Битов недавно признался, что примерно в 50 лет он обратился к этой теме. И до сих пор не знает, может ли он сказать, что он понял поэта, или нет.

БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, Андрей Георгиевич - наш большой друг, член ученого совета. И каждый раз, когда он приходит к нам в музей, мы с ним довольно долго говорим именно о постижении Пушкина. И Андрей Георгиевич, я думаю, сегодня один из тех самых удивительных людей, которые пытаются чувствовать Пушкина постоянно.

Мне, конечно, хочется рассказать о том, что происходило в самое последнее время. День города - такой же наш престольный праздник, как и даты, связанные с жизнью Пушкина. И вот в День города мы открыли выставку, которая называется «Пречистенка и ее обитатели». Это выставка про улицу, на которой находится наш музей, это выставка пушкинская, потому что Пушкин очень часто бывал у своих друзей именно на Пречистенке. И даже в шутливом стихотворении, обращенном к родственнице и знакомой – Потемкиной, Пушкин написал такие строки: «Когда Потемкину в потемках я на Пречистенке найду…» И это дало нам основания рассказать о каждом доме. А улица прекрасная, улица, которая дошла до нас в том великолепии, практически без изменений, как она была застроена еще в XVIII-XIX веке. Да, конечно, улица потеряла некоторые свои знаковые элементы. В основном, конечно, это касается храмов. На этой улице стояло три великолепных храма, которых сегодня нет. Но тем не менее это улица, которая рассказывает и об истории нашей культуры, и об истории архитектуры, и об истории Москвы, и даже об истории России.

ВЕДУЩИЙ: Эта выставка сейчас продолжается?

БОГАТЫРЕВ: Выставка продолжается. И я с удовольствием приглашаю наших радиослушателей, потому что это часть нашей истории.

ВЕДУЩИЙ: Я думаю, это не единственное, что у вас сейчас развернуто в музее, потому что все-таки мы обозначили еще одну тему. Кстати, не всем приходило в голову, что Наталья Гончарова родилась, пока шла Отечественная война 1812 года фактически.

БОГАТЫРЕВ: На самом деле не только Отечественная война, но Бородинская битва. Именно в день Бородинской битвы появилась на свет Наталья Гончарова, появилась она в имении Загряжских, потому что, как мы это сейчас называем, семейство уехало в эвакуацию в имение, которое не стояло на пути захватчиков и военных действий. И там она появилась на свет. И вот этот 200-летний юбилей - а день рождения Натальи Николаевны мы отмечали всегда - мы начали отмечать именно событием, связанным с этой датой. Вечер, посвященный 200-летию Натальи Николаевны, прошел у нас, конечно, в арбатской квартире, там, где Наталья Николаевна стала женой Александра Сергеевича Пушкина, а вечер традиционно у нас называется «Натальин день».

Ну, и какой же юбилей без выставки. Я с удовольствием приглашаю наших гостей, наших посетителей на выставку, которую сейчас мы готовим и которая представит удивительные материалы, собранные из 14 музеев России. Это - портреты художника Ивана Кузьмича Макарова, художника, который, наверное, самым лучшим образом написал, и нам известны сегодня три портрета Натальи Николаевны его кисти. Но для нас этот художник особенно ценен тем, что он написал не только «чистейшей прелести чистейший образец», портрет Натальи Николаевны, - он написал еще и портреты всех детей Александра Сергеевича Пушкина. Итак, в начале октября, 4 октября мы откроем выставку, которая будет называться «Знакомцы давние». 14 музеев России: Государственный Русский музей, Всероссийский музей Пушкина в Петербурге, Третьяковская галерея, Исторический музей, музей-усадьба «Останкино», Музей Тропинина, музей Москвы, Художественный музей Саранска… Дело в том, что Иван Кузьмич Макаров, он родился и стал художником именно в Мордовии. Считается, что он один из самых лучших сынов мордовского народа.

ВЕДУЩИЙ: Но это будут только портреты семьи Пушкина или и другие работы тоже?

БОГАТЫРЕВ: Нет, это будут самые разнообразные работы. Не случайно эта выставка называется «Знакомцы давние». Получается так, что те персонажи, которых писал художник Макаров, они так или иначе были связаны с Пушкиным, с его семьей, с его окружением. Там будут представлены великолепные портреты, которые находятся в коллекции музея «Останкино», это дети и внуки знаменитого Николая Петровича Шереметьева, которые потом, через какой-то период, окажутся связаны с семьей Петра Андреевича Вяземского, друга Пушкина. Там будет представлен портрет из Литературного музея знаменитой Аннет Олениной, которая с этого портрета будет смотреть на нас, Аннет Андро уже будучи, замужней женщиной, но это тоже предмет обожания Пушкина. Поэтому эта выставка и в честь юбилея Натальи Николаевны, и это, конечно, выставка пушкинская.

ВЕДУЩИЙ: Вы о Вяземском вспомнили, а вообще среди потомков Пушкина такая смесь кровей происходит. Есть поколение, в котором течет кровь и Пушкина, и Гоголя… У нас телефонный звонок, Ответим на него, а потом продолжим.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте, Евгений Анатольевич, Катя Варкан, очень приятно послушать вас по радио.

БОГАТЫРЕВ: Здравствуйте, Катя.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Евгений Анатольевич, у меня такой вопрос. Мало кто знает, может быть, вы расскажете поподробнее про домик Василия Львовича, это один из ваших филиалов.

БОГАТЫРЕВ: С удовольствием я это сделаю. Тем более сейчас уже есть что про этот домик рассказать. Дело в том, что мы за этот домик очень долго боролись и долго готовили документацию.

ВЕДУЩИЙ: Давайте введем в курс дела наших слушателей и скажем, что это еще один филиал вашего музея, находится на Старой Басманной.

БОГАТЫРЕВ: На Старой Басманной, дом 36. Этот домик находится на Разгуляе. Москвичи его знают, потому что на этом доме всегда висела доска, где написано, что в этом доме, где жил дядя Пушкина Василий Львович, бывал Александр Сергеевич Пушкин.

ВЕДУЩИЙ: И что сейчас происходит в этом доме?

БОГАТЫРЕВ: Сейчас, благодаря Москомнаследию, ведется научная реставрация дома. Этот дом, к счастью, сохранился нетронутым, и даже структура этого дома сохранилась, пройдя через все тернии московских домов, да еще деревянных. (Этот дом из дерева.) Мы надеемся, что в начале будущего года реставрационные работы будут завершены, и мы начнем создавать там экспозицию, которую предполагаем открыть в один из праздничных дней: или в День исторического и культурного наследия, или в Международный день музеев, или, может быть, даже в день рождения Пушкина. Но что для нас самое главное, что мы наконец-то музеефицируем еще один мемориальный пушкинский дом и наконец-то расскажем о жизни родового москвича Василия Львовича Пушкина, дяди поэта.

ВЕДУЩИЙ: То есть это будет музей быта московского?

БОГАТЫРЕВ: Это будет интерьерный бытовой музей, где мы сможем понять и увидеть, а как жил москвич в начале XIXвека.

ВЕДУЩИЙ: Очень интересно. У вас будут какие-то экспонаты, с того времени сохранившиеся, детали интерьеров?

БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, на самом деле экспонаты собраны, и мы собирали их в течение 10 лет, они отреставрированы. Последние уже штрихи сейчас завершаются. Экспозиция будет наполнена интереснейшими и редчайшими предметами, про которые сегодняшний посетитель просто уже забыл, как они выглядят.

ВЕДУЩИЙ: Например?

БОГАТЫРЕВ: Ну, например, грелка, которой обогревали постель, или умывальник.

ВЕДУЩИЙ: Не могу сказать, что мы забыли. Мы даже и не видели.

БОГАТЫРЕВ: А может быть, даже и не видели. Будет прекрасно представлена, так сказать, и парадная зала, где Василий Львович принимал Александра Сергеевича и своих друзей, гостиная, столовая, где будет накрыт стол на восемь персон - это как раз ближний круг друзей Василия Львовича, представителей общества «Арзамас», членами которого были и Василий Львович, и Александр Сергеевич Пушкин. Мы знаем, что кличка у него была Сверчок. И очень хорошо знаем по литературе, каким образом проходило посвящение в члены «Арзамаса». И, конечно же, там есть творческая лаборатория Василия Львовича - его кабинет, будем рассказывать о творчестве Василия Львовича Пушкина. И комнаты, которые будут рассказывать о детстве Пушкина, потому что Немецкая слобода - а этот дом находится именно в Лефортове, в Немецкой слободе - то место, где Пушкин родился, но, к сожалению, музеефицированного пространства в районе рождения Пушкина нет. Этот дом и эта экспозиция восполнят и дополнят наш рассказ о детстве Александра Сергеевича.

ВЕДУЩИЙ: Это очень важное событие. На самом деле Москва - это действительно значимый для Пушкина город, он много где бывал, но таких вот мемориальных мест не так уж и много. Например, дом, где родилась Наталья Гончарова…

БОГАТЫРЕВ: Где она жила, куда Пушкин ездил свататься, где у него были бесконечные разговоры с его будущей тещей Натальей Ивановной Гончаровой, урожденной Загряжской. Все было очень непросто.

ВЕДУЩИЙ: Это все на Большой Никитской происходило.

БОГАТЫРЕВ: Да. Стоял деревянный домик. Сейчас он, к сожалению, утрачен. Но, к счастью, сохранилось хотя бы изображение, как выглядел этот небольшой деревянный домик, затерявшийся в районе старой Москвы, на Большой Никитской.

ВЕДУЩИЙ: Но церковь, где венчались Гончарова и Пушкин, сохранилась, церковь Большого Вознесения у Никитских ворот. Это она? Потому что по некоторым легендам аутентичная церковь была снесена, а это та, которую таким образом сберегли от сноса, сказав, что там венчались Пушкин и Гончарова.

БОГАТЫРЕВ: История этого храма очень показательна вообще для Москвы. На самом деле это тот самый храм.

ВЕДУЩИЙ: Тот самый храм, где они венчались?

БОГАТЫРЕВ: В период свадьбы и венчания Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Николаевной этот храм еще был недостроен, и венчались они в приделе. Москвичи это знают, они бывают в этом храме. Храм большой, по тем временам просто огромный. К счастью, судьба его уберегла, сегодня он восстановлен, прекрасная реставрация этого храма. И что очень хорошо, в этом храме рассказывают о том, что самым, наверное, главным событием, именно церковным событием был обряд венчания Натальи Николаевны и Александра Сергеевича 18 февраля 1831 года. Мало того, этот храм является частью нашего маршрута, который рассказывает о пушкинских местах в Москве. Наш музей еще и ведет большую экскурсионную программу, туристическую.

ВЕДУЩИЙ: Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

БОГАТЫРЕВ: Мы явились едва ли не первопроходцами в этом направлении деятельности. Да, когда-то можно было достаточно легко собраться и поехать в Пушкинские Горы или в Болдино. Сегодня это сделать, может быть, и не трудно, но, во всяком случае, для того чтобы предпринять такое путешествие сегодня, нужно приложить какие-то усилия. Для того чтобы облегчить туристам, желающим увидеть пушкинские места, эту работу, мы предлагаем несколько маршрутов по пушкинским местам. Это путешествие и в Петербург, и в Пушкинские Горы, и в Болдино, путешествие по пушкинским местам Подмосковья. Это и Полотняный Завод под Калугой.

ВЕДУЩИЙ: А сколько длятся эти путешествия?

БОГАТЫРЕВ: Они длятся от одного дня, если это близко, до 3-4 дней, если это дальняя поездка, как, например, Болдино или Пушкинские Горы. Поэтому наш музей с удовольствием приглашает всех желающих поехать в пушкинские места России, причем эти экскурсии, они еще важны, интересны тем, что принимает нас не просто экскурсионное бюро, а принимают нас наши коллеги и рассказывают о Пушкине и о музеях особым образом.

ВЕДУЩИЙ: Кто хочет записаться, уже может звонить. Всю осень эти экскурсии длятся или вообще круглый год?

БОГАТЫРЕВ: Они идут на самом деле круглый год. Очень интересная экскурсия, и мы с нее начинали, это наша первая экскурсия, которая называлась «День с Пушкиным в Москве».

ВЕДУЩИЙ: Это пешеходная экскурсия?

БОГАТЫРЕВ: Это автобусная экскурсия, но есть у нас и пешеходная экскурсия именно вот в этом небольшом участке Арбата, Пречистенки и Никитских ворот, как раз с заходом в церковь Большого Вознесения. Мы предлагаем самые разнообразные и по возможностям, и по цене экскурсии, собственно, как и самые разнообразные программы непосредственно в нашем музее. Вот начался сентябрь, начался наш сезон, именно так мы формулируем, это начало уже такого потока в музеи. В наш музей ежедневно приходит только детских групп порядка двадцати.

ВЕДУЩИЙ: У вас есть определенные курсы, какие-то абонементы?

БОГАТЫРЕВ: Скажу только, что буквально неделю назад, в субботу и воскресенье, мы продавали абонементы на наши многочисленные программы, детские программы, у нас их порядка двадцати.

ВЕДУЩИЙ: С какого возраста начиная?

БОГАТЫРЕВ: С 6 до 10 лет. И наши абонементы настолько популярны, что за два дня продажи, за субботу и воскресенье – 8-е и 9-е число, все билеты на эти абонементы были распроданы.

ВЕДУЩИЙ: Это до конца года?

БОГАТЫРЕВ: Это до конца сезона, то есть до мая будущего года.

ВЕДУЩИЙ: Да, печально. Кто сейчас услышит эту информацию, что он будет делать?

БОГАТЫРЕВ: Для нас это радостно. Многие уже, привыкнув к нашим абонементам и приводя своих, допустим, старших детей, сегодня уже приводят на эти абонементы младших детей.

ВЕДУЩИЙ: А какого свойства эти абонементы?

БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, они носят прежде всего просветительский характер. Мы рассказываем и о Пушкине, и о произведениях Пушкина, мы рассказываем об эпохе, о быте пушкинской поры, мы рассказываем о музыке пушкинского времени. Мы на этих абонементах благодаря нашим педагогам, которые показывают и рассказывают о музыкальном искусстве, о фехтовании, о танце, рассказываем детям о том, что такое классическая культура, что классическая культура - это основа всего того, с чего начинается воспитание любого ребенка.

ВЕДУЩИЙ: Мы с вами уже говорили, что к Пушкину каждый приходит в своем возрасте и приходит разными путями. Некоторые путем аналитики, размышлений, как это делают литературоведы. Кому интересно, есть книжки Лотмана «Пушкин: биография писателя» и «Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий». А есть интуитивное понимание Пушкина. Вот, например, много и по-новому совершенно рассказывает чтение Смоктуновским поэмы «Евгений Онегин». Там никакой теории, но сама интонация и сама подача этого текста такова, что ты вдруг совершенно по-другому начинаешь и слышать знакомый текст, и понимать отчасти, что Пушкин хотел вложить. У нас уже такой забронзовелый образ Пушкина. Как вам кажется, сегодня дети, новое поколение, они чувствуют личность Пушкина?

БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, я бы начал несколько с другого. Ребенок, находясь в каком-то совсем молодом возрасте, должен, это часть его воспитания, слышать, понимать слово, художественное слово, понимать и слушать поэзию, воспринимать ее как на слух, так и читая стихи. И у нас, например, существует единственная в России такого рода студия, которая называется «Слово Пушкина», которую ведет народный артист России Рафаэль Александрович Клейнер. Отбоя от детишек, которые хотели бы заниматься в этой студии, нет.

ВЕДУЩИЙ: Это художественное чтение?

БОГАТЫРЕВ: Это художественное чтение. Вот вы, так сказать, привели прекрасный пример, что Смоктуновский в свое время записал этот большой цикл «Евгения Онегина». Вроде бы мы на самом деле переживаем и сетуем, что уходит то поколение артистов, которые мастерски читали русскую классическую поэзию, конечно, Пушкина, те, кто сегодня являются мастерами, великими мастерами художественного слова. Это и Василий Семенович Лановой, это и Рафаэль Александрович Клейнер. Сегодня актерская профессия имеет уже другие акценты, и не всегда артисты делают карьеру, занимаясь этим делом. Вот сегодня мы привлекаем и подтягиваем к нам в музей новые поколения артистов, которые с удовольствием начинают читать русскую поэзию, Пушкина. И не могу не сказать о том, что в нашем музее существует еще и лаборатория театрально-музейных проектов, и наши спектакли в Музее Тургенева, на Арбате в Мемориальной квартире Пушкина...

ВЕДУЩИЙ: Это дети играют?

БОГАТЫРЕВ: Нет, это уже не дети, это профессиональные актеры, которые приходят к нам в музей.

ВЕДУЩИЙ: Делают тематические…

БОГАТЫРЕВ: И тематические, но я говорю именно о спектаклях, поставленных нашим музеем. Это продукт нашего музея. И поэтому я с удовольствием приглашаю, дорогие радиослушатели, и на Арбат, где идет спектакль «Свадьба», как раз по письмам современников Пушкина, по воспоминаниям, о том, что перед свадьбой происходило в те далекие 1830-е годы XIX века.

ВЕДУЩИЙ: Это один спектакль. А еще?

БОГАТЫРЕВ: А второй спектакль, уже в нашем другом филиале, в Музее Тургенева, - спектакль «Довольно», в основе которого новелла Ивана Сергеевича Тургенева «Довольно».

ВЕДУЩИЙ: Очень интересно вы рассказали. Я только добавлю, что дни открытых дверей в ваших музеях бывают чаще, чем в других музеях, потому что вы отмечаете день памяти Пушкина, это 10 февраля, когда открыты двери, день рождения поэта - 6 июня, и также у вас в третье воскресенье каждого месяца бесплатное посещение.

БОГАТЫРЕВ: В третье воскресенье каждого месяца мы принимаем бесплатно посетителей. Это решение нашей власти, Департамента по культуре. Это абсолютно правильное решение, хотя мы принимаем помимо этих дней еще и в День города, в День исторического и культурного наследия. И, конечно, день памяти Пушкина, день рождения Пушкина - это наши святые дни.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое за этот увлекательный рассказ. Я уверена, что одну из программ захотят посетить наши слушатели, может быть, кто-то поедет по пушкинским местам, а кто-то придет к вам на ваши замечательные выставки.

БОГАТЫРЕВ: Приходите к нам в музей. Мы вас ждем. Вы для нас - самые дорогие, самые желанные гости.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация