Картинка

Маяк. Москва 18.09.2012 - В начале осени тарифы на услуги ЖКХ поднялись еще на 6 процентов

18 сентября 2012, 16:00

Персоны

В начале осени тарифы на услуги ЖКХ поднялись еще на 6 процентов. Это вторая волна роста цен на коммунальные услуги в текущем году: с 1 июля стоимость электроэнергии для населения увеличилась на 6 процентов, холодной воды - на 9,9 процента, газа - на 15 процентов, горячей воды - на 6 процентов. По прогнозу Минэкономразвития, в 2013-2015 году цены на электроэнергию для населения будут ежегодно повышаться на 12-15 процентов, на газ - на 15 процентов. В результате к 2015 году планируется удорожание электроэнергии в 1,5 раза, газа - в 1,7 раза, тепловой энергии - в 1,45 раза. Насколько оправданны все эти повышения, обсудим с экспертом Института экономики города Дмитрием Хомченко. Ведущая – Елена Щедрунова.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - эксперт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Хомченко. Начнем с повышения тарифов, в этом году его провели, во-первых, в два этапа, во-вторых, перенесли с привычного уже нам января на июль, а второй этап - на сентябрь, и вот только сейчас, в этом месяце мы наконец увидели, сколько же мы будем теперь платить. Не знаю, кто-то схватился за голову, кто-то нет. А в принципе, я думаю, что народ часто задумывается: почему именно на такую сумму нам повышают плату за услуги ЖКХ?

ХОМЧЕНКО: Вопрос вполне закономерный, его задают плательщики не только в Москве, но и по всей стране. И исходить, наверное, надо из того, что тарифы у нас подлежат государственному регулированию. То есть это не решение ресурсоснабжающих организаций, это решение регулятора, то есть специального органа власти, который, рассмотрев представленные документы, решает, что по данному конкретному муниципальному образованию тариф на услуги водоснабжения должен вырасти вот на такую величину.

ВЕДУЩИЙ: А что за документы-то рассматривают власти, прежде чем принять решение?

ХОМЧЕНКО: Рассматривают сегодня прежде всего экономическое обоснование.

ВЕДУЩИЙ: Которое готовят поставщики услуг?

ХОМЧЕНКО: Да, исходя из своих затрат за прошедший период. К сожалению, система тарифного регулирования построена таким образом, что в расчет идут затраты, произведенные по факту.

ВЕДУЩИЙ: И никто не интересуется, насколько эффективными были эти затраты?

ХОМЧЕНКО: Разумеется. Более того, предприятия заинтересованы где только можно эти затраты завышать, для того чтобы максимальную сумму увеличения к достигнутой базе получить на следующий год. Так происходит из года в год. К сожалению, московские ресурсоснабжающие предприятия, если мы говорим про коммунальный сектор, здесь не исключение из общероссийской ситуации.

ВЕДУЩИЙ: А что ж им быть исключением-то, собственно говоря? Вопрос только возникает к властям, а точнее, к той самой комиссии, которая устанавливает маржу повышения: а она-то интересуется, она анализирует те документы, которые представляют ресурсные организации, она смотрит, насколько эффективно они работают? Они-то вам покажут все что угодно. А хочется, чтобы проверяли и говорили: ребята, вы, конечно, здорово нам тут понаписали цифр, но вот это вы могли бы сделать гораздо дешевле, и вот тут вы явно что-то себе приписали, вообще-то эффективней надо работать. Кто-то этим занимается?

ХОМЧЕНКО: Да, безусловно, занимается и проверяет, но, к сожалению, сами методики тарифного регулирования направлены на то, чтобы регулятора и субъекта регулирования поставить в некую ситуацию торга, кто кого переиграет: либо субъект регулирования докажет, что эти затраты понесены обоснованные, либо регулятор где-то вполне обоснованно и резонно сократит те суммы, которые ложатся в расчет тарифа, либо где-то волевым административным решением обрежет эти тарифы, как посчитает нужным, исходя из политических мотивов, которые никак не связаны с экономикой. Это тоже большая беда именно в сфере тарифного регулирования, если мы смотрим на развитие отрасли в целом.

ВЕДУЩИЙ: Ну да, когда приходят представители так называемых поставщиков услуг, они начинают плакаться и говорить: да мы работаем чуть ли не в убыток себе, концы с концами еле сводим. Народ, когда получает платежки и видит, как растут суммы каждый год, гораздо выше инфляции, он говорит: за что мы вообще им всё это платим? И когда я экспертам задаю вопрос, а можно ли где-то посмотреть те документы, которые представляют поставщики услуг, чтобы я просто сама взяла и, что-то в этом деле понимая, посчитала, где они пишут липу, а где они пишут реальные вещи, эффективно они работают или неэффективно, - мне говорят: ну что вы, это информация закрытая. А почему?

ХОМЧЕНКО: Да нет. Сейчас уже не 1995-1998, не начало 2000-х годов. В настоящий момент действует постановление правительства, которое обязывает и жилищные организации, и коммунальные в установленном правительством Российской Федерации порядке раскрывать информацию о результатах своей деятельности, как раз о тех самых затратах, которые они понесли.

ВЕДУЩИЙ: А это разве не только управляющих компаний касается?

ХОМЧЕНКО: Нет, это касается и организаций коммунального комплекса. Но как управляющие не стремятся раскрывать, либо раскрывают частично, либо не вполне корректно заполняют соответствующие графы, точно так же и коммунальные предприятия. И если граждане не интересуются результатами своей управляющей компании, с которой они каждый день сталкиваются, с результатами ее работы, выходя из подъезда, то еще меньше они интересуются результатами деятельности организаций коммунального комплекса, к сожалению.

ВЕДУЩИЙ: А скажите, в принципе возможно ли оспорить те ставки, которые приняты? Ведь народ почему зачастую не интересуется? Его ставят перед фактом: теперь вы будете платить столько. И, например, за электроэнергию, в зависимости от поставщика услуги, вы будете платить в одном случае процентов на 20-25 больше, чем в другом. Казалось бы, одна и та же услуга, в пределах одного и того же города, а почему такие разные цены?

ХОМЧЕНКО: Вот разные цены - это нормально. Как не бывает двух одинаковых людей, так и не бывает двух одинаковых организаций коммунального комплекса. И две энергоснабжающие организации работают совершенно в разных условиях. Одна может производить электроэнергию с использованием угольных источников, другая будет сжигать газ. Понятно, что стоимость киловатта в одном и в другом случае будет кардинально различаться. Как правило, органы местного самоуправления стремятся нивелировать тарифы в масштабах одного муниципального образования, вводя такое псевдоперекрестное субсидирование, когда дорогие источники субсидируются за счет дешевых источников, а потребитель платит по некоему среднему тарифу. Но это плохо прежде всего для этого муниципального образования, потому что тем самым консервируется неэффективность: я не буду стремиться выводить из эксплуатации дорогие источники, потому что за счет дешевых «средняя температура по больнице» у меня будет более-менее нормальная.

ВЕДУЩИЙ: Вы говорите о том, что за счет нивелирования фактически стимулируются неэффективные поставщики услуг. Но, строго говоря, эти поставщики услуг не работают в конкурентной среде. Они как были неэффективными, они как поставляли услуги по более высокой цене, нежели другой поставщик услуг, ровно так же и поставляют. Их сменить нельзя, поставщиков услуг.

ХОМЧЕНКО: К сожалению, да, в условиях нашего рынка даже по той же электроэнергии, которая - конкурентный сектор в европейских странах, пока мы жестко привязаны. Но сейчас стоит задача (правда, она не первый год стоит и решается, скажем так, ни шатко, ни валко) перейти к иным принципам тарифного регулирования, которые позволят прежде всего естественным монополиям стремиться к снижению своих издержек. Это и долгосрочное тарифное регулирование, это и отказ от системы регулирования по методике «издержки плюс» - то, что мы видим каждый год, переход на иные методы, пусть даже метод индексации, который не намного лучше, но его можно соотносить с той же инфляцией. Кстати говоря, про рост тарифов и инфляцию: здесь зачастую повторяется спор о первичности курицы или яйца. Тарифы растут, потому что растет инфляция и дорожает исходная производная для коммунального сектора, для предоставления коммунальных ресурсов и услуг, либо, наоборот, инфляция растет, потому что свою лепту в общую сумму вносят тарифы? Тут процессы взаимосвязанные…

ВЕДУЩИЙ: Я это называю: кошка гоняется за своим хвостом.

ХОМЧЕНКО: По большому счету, да, я с вами согласен.

ВЕДУЩИЙ: Потому что, когда перевозчики угля - железнодорожники повышают свои тарифы, соответственно уголь дорожает, электроэнергия дорожает. Дорожает та электроэнергия, которую и они покупают. Действительно получается замкнутый круг. Заморозить, видимо, это невозможно, никто тарифы морозить не будет, да? Хотя какие-то соглашения между секторами экономики, наверное, можно было бы заключать.

ХОМЧЕНКО: Да, невозможно. Но пока есть общая инфляция, пока идет общий рост цен, пока идет рост зарплат… Ведь представим, что водоканалы не завязаны на стоимость мазута на нерегулируемых рынках, но зато завязаны на стоимость электроэнергии или на стоимость химических реагентов. Но плюс к этому есть еще отраслевые тарифные соглашения, и сотрудники всех водоканалов страны, начиная от Московского водоканала и заканчивая водоканалом где-нибудь в Комсомольске-на-Амуре, хотят, чтобы их зарплата, пусть хотя бы в пределах инфляции, не уменьшалась год от года.

ВЕДУЩИЙ: То есть на самом деле, когда кто-то из нас получает платежку и видит, что сумма платежа выросла, человек должен понимать, что часть этих денег уйдет ему на повышение зарплаты или пенсии? Народ должен понимать, что он сам себе и платит, доплачивает.

ХОМЧЕНКО: Да. Ну, отчисления в бюджет, у нас водоканалы и теплосети - такие же организации, как и магазины.

ВЕДУЩИЙ: Теперь что касается такой абсолютно конкретной вещи, как оплата тепла. Говорили, по-моему, несколько лет назад, что мы перейдем наконец на систему, когда мы будем платить за потребленные килокалории, а не как раньше, когда сумма разложена на весь год, и народ в 40-градусную жару получает счет, в котором написано «отопление». Причем это самая дорогая статья в нашей платежке. И мы в 40-градусную жару платим за отопление. При этом понять, действительно ли мы за год столько потребляем этих килокалорий, или меньше, или больше, никто не может. Вот эта система будет когда-нибудь порушена?

ХОМЧЕНКО: Боюсь, что в ближайшее время нет. Объясню почему. В 354-м постановлении правительства Российской Федерации, которое у нас вступило с 1 сентября в силу, «О правилах предоставления гражданам коммунальных услуг» был продекларирован и нормативно закреплен как раз принцип перехода от платежей 1/12 за теплоснабжение, услугу отопления в жилых помещениях для граждан на 1/7 либо на платежи в рамках отопительного периода. То есть, если есть услуга отопления, гражданин платит, нет услуги отопления, гражданин не платит. Но, посчитав рост платежа вот в этот зимний период, само правительство в срочном порядке приняло иное постановление, в котором разрешило субъектам Российской Федерации выбирать, будут ли они переходить с 1/12 на 1/7. Хотя есть в России регионы, например Мордовская республика, которые много лет платят по 1/7.

ВЕДУЩИЙ: Если перейти на оплату отопления по факту, то у нас резко вырастет сумма коммунальных платежей в отопительный сезон. И наоборот, она резко сократится летом, когда и за свет мы платим меньше, и отопления нет. Готовы ли мы семь месяцев в году платить в полтора раза больше, чем в оставшиеся пять месяцев года?

ХОМЧЕНКО: Причем в 1,5-2 раза - это ничего; есть субъекты Российской Федерации, где плата вырастет в 7 раз.

ВЕДУЩИЙ: Это как?

ХОМЧЕНКО: А не надо сравнивать Москву и Якутию. И то, что некритично для Краснодара, критично для нашего Дальнего Востока. Страна-то у нас одна.

ВЕДУЩИЙ: Понимаете, когда вы с 1/12 переходите на 1/7, тут никак ни в три раза, ни в четыре, ни в шесть не может быть увеличения суммы.

ХОМЧЕНКО: Мы говорим об общем росте. Если мы плату годовую разобьем на 12 частей или разобьем на 7 частей…

ВЕДУЩИЙ: В сумме-то она будет одна и та же?

ХОМЧЕНКО: Но не забывайте, что мы с вами еще говорим о переходе на реальное потребление, то есть на оплату не по нормативам, а по тем самым приборам учета, которые необходимо по закону об энергоэффективности и энергосбережении установить и начать расплачиваться за реальное потребление тепла, а не за ту виртуальную реальность, которая есть на сегодняшний день. И та же Москва ежегодно 19 миллиардов собственных бюджетных денег тратит на то, чтобы доплачивать жителям на отопление.

ВЕДУЩИЙ: Тем, у кого есть субсидии, вы это имеете в виду?

ХОМЧЕНКО: Всем, всем. Субсидии - это отдельно. Мы сумму субсидий не берем. Малоимущие, малообеспеченные - это совершенно отдельная песня. Мы берем только тепло. Там есть и другие бюджетные субсидии. Почему москвичи не платят 100%, потому что бюджет себе это может позволить. Но вот если мы перейдем на реальный учет, на те объемы, которые действительно потребляются… Есть приборы учета. У нас в платежках с сентября появится новая строка, помимо индивидуального потребления внутри жилого помещения будет потребление на общедомовые нужды. Это отопление лестниц, подвалов, чердаков и так далее.

ВЕДУЩИЙ: А это как высчитывается?

ХОМЧЕНКО: Там формулы, там достаточно точно произведен расчет, для того чтобы показания общедомового прибора учета разделить между помещениями и каждому собственнику предъявить счет. И есть разница между этим расчетом и реальным потреблением дома. Ведь теплосчетчик - это техническое устройство, которое показывает то, что через него прошло, в гигакалориях...

ВЕДУЩИЙ: Оно показывает, сколько дом потребил.

ХОМЧЕНКО: Да. Соответственно все, что не потреблено в квартире, потреблено домом и должно быть оплачено отдельно, а не в составе общего платежа.

ВЕДУЩИЙ: Я так предполагаю, что просто поделят на общую площадь, а потом по квадратным метрам посчитают долю каждого собственника в общей площади и просто приплюсуют.

ХОМЧЕНКО: Да, да, приблизительно так.

ВЕДУЩИЙ: Но это теперь будет выведено просто отдельной строкой. Граждане, я вас поздравляю, будете платить еще больше. Собственно, как и я, как мы все, будем платить еще больше.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня звать Анатолий. Я пенсионер. У меня вопрос по счетчикам на горячую и на холодную воду. Вот всегда говорили, что на горячую воду срок эксплуатации 4 года, а на холодную 6 лет. Но я уже столкнулся с этой проблемой, оказывается совсем по-другому. Почему считается срок эксплуатации не с даты установки, а с даты, когда завод-изготовитель его сделал? А его же сделали, видимо, где-то за полгода, за год раньше, поэтому срок не четыре года, а три года. Вот у меня меньше на 6,5 месяца.

ХОМЧЕНКО: Ну, хорошо, что еще на шесть, а не лежал он где-то три года на складе.

ВЕДУЩИЙ: Да. И через год вам опять нужен новый счетчик.

ХОМЧЕНКО: Счетчик, как любой сложный технический прибор, имеет свой технический паспорт, и при установке счетчика этот паспорт вам та компания, которая его устанавливала, или организация-застройщик должна передать. По этому паспорту надо посмотреть, каков межповерочный интервал у данного конкретного счетчика и с какого момента он начинает отсчитываться. По общей логике межповерочный интервал должен считаться с момента установки, но вполне возможно, что по вашей конкретной модели счетчика вот этот межповерочный интервал начал отсчитываться с момента изготовления, потому что организация-изготовитель так решила.

ВЕДУЩИЙ: Но могу сказать одно, что те, кто контролирует компании, устанавливающие приборы учета, четко говорят: не менее четырех лет – срок работы счетчика на горячую воду, не менее 5 лет - на холодную воду. Почему-то вот этот нюанс, о котором вы сейчас сказали, никто не учитывает. Более того, получается, что некое мошенничество со стороны той компании, которая эти счетчики устанавливает.

ХОМЧЕНКО: Вполне возможно. Надо в конкретном случае конкретно разбираться.

ВЕДУЩИЙ: Потому что получается, что если действительно меньше 4 лет, то эта компания должна была потребителя об этом предупредить. Поэтому, Анатолий, могу посоветовать вам только одно. Во-первых, посмотреть, что у вас написано в паспорте, и обратиться, может быть, в инженерную службу, чтобы те обратили внимание на данную компанию, потому что это очень похоже на мошенничество. В конце концов, вам могли поставить счетчик, если так рассуждать, который вообще три года назад был сделан. И что, они к вам будут каждый год ходить менять, а вы за это будете платить? Поэтому нужно как-то призывать к ответственности подобные мошеннические компании.

ХОМЧЕНКО: Да. Но и сами потребители должны внимательно относиться к той модели, которую они выбирают, к той компании, которая им устанавливает.

ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Юрьевич, пока подобные проблемы не возникают, никому в голову не приходит об этом задумываться, все считают, что тот, кто тебе эту услугу поставляет, он добропорядочен, он добросовестен. Выясняется, что не все добросовестные, не все добропорядочные.

ХОМЧЕНКО: Так же, как и продавцы стиральных машин.

ВЕДУЩИЙ: Абсолютно. Но в данном случае это рынок, который регулируется государством, регулируется городскими властями.

ХОМЧЕНКО: Счетчики - нет. Вот отсюда все и беды.

ВЕДУЩИЙ: Тем не менее не все компании могут устанавливать счетчики, они получают разрешение городских властей.

ХОМЧЕНКО: Что противоречит федеральному законодательству.

ВЕДУЩИЙ: Правильно, но они, тем не менее, их получают.

ХОМЧЕНКО: Вот отсюда у нас нет конкуренции, отсюда у нас и злоупотребления, отсюда у нас и давление на потребителя.

ВЕДУЩИЙ: Ну, уж коли вы даете разрешение, городские власти, будьте любезны за это разрешение отвечать. Теперь переходим к любимой всеми теме: сколько мы платим за коммунальные услуги? Десять лет назад нам говорили о том, что тарифы ЖКХ растут такими темпами, потому что мы должны в конце концов выйти на стопроцентную оплату. За этот срок тарифы выросли раз в пять. Вот я просто вспоминаю свои платежки, сколько было 10-12 лет назад и сколько я плачу сейчас. Мне казалось, что я давно плачу не только 100%, но уже, наверное, и 110, и 120%. А вы мне только что сказали: да ничего подобного, мы до сих пор не платим 100%. Слушайте, ну сколько можно-то?

ХОМЧЕНКО: Смотря какие 100%. Вот те, которые были пять лет назад, или те, которые сегодня? Поскольку сама планка 100% меняется, поскольку сокращаются суммы бюджетных дотаций. И хорошо, что мы с вами живем в Москве, московский бюджет может позволить тратить такие суммы на тепло, тратить 24 миллиарда в год по городу в целом на субсидирование других услуг, на жилищные субсидии, на поддержку всех жителей города, независимо от уровня их дохода. В целом по Российской Федерации, к сожалению, муниципальные образования просто не имеют физически средств. И есть города, где действительно платят 100%. Давайте посмотрим цены на жилищные услуги, которые, кстати, городом регулироваться не должны, потому что в каждом конкретном доме мы должны на общем собрании решать, сколько по дому мы заплатим. Есть сумма 13,50, условно говоря, с метра квадратного, вот для тех, кто не определился и не может решить, и есть сумма 36,57 без дотаций. Вот 100% - это 36,57 руб. А мы сегодня платим 13,50 руб.

ВЕДУЩИЙ: А кто решил, что это 100%?

ХОМЧЕНКО: А решил тот же орган регулирования, который собрал затраты управляющих организаций и посмотрел, сколько у них стоит уборка двора, мытье.

ВЕДУЩИЙ: Сколько они написали, что у них это стоит. Давайте так это называть.

ХОМЧЕНКО: Да, потому что пока гражданам не интересно, за какие деньги и что делает управляющая компания в конкретном доме, если мы про жилищные услуги. Вот точно так же. В коммуналке идет отход от перекрестного субсидирования, когда, с одной стороны, за население платила, допустим, промышленность. Есть разные тарифы для жителей и для промышленного сектора. С другой стороны, мы опять возвращаемся, к сожалению, к перекрестному субсидированию, но через социальную норму, когда государство говорит гражданам, что я установлю некие нормативы, и в рамках этих нормативов тариф все равно будет дотироваться, а вот за все, что свыше, вы уже заплатите пресловутые 100%. Есть субъекты, где по электроэнергии такие взаимоотношения несколько лет уже существуют, - Владимирская область и еще целый рад регионов.

ВЕДУЩИЙ: Во-первых, как мне кажется, в этой ситуации власть-то тем более должна быть заинтересована в проверке достоверности тех данных, которые дает поставщик услуг.

ХОМЧЕНКО: А почему власть-то?

ВЕДУЩИЙ: Да потому что власть доплачивает к этим 13 рублям разницу в 23 рубля. Значит, если власть ответственна, она должна посмотреть, действительно ли там 36 рублей это стоит? А может быть, это стоит те самые тринадцать с полтиной?

ХОМЧЕНКО: В этом случае власть должна выйти на каждый дом и по каждому дому разобраться. Вот это реально вообще?

ВЕДУЩИЙ: У нас есть муниципальные органы власти, это их прямое дело, почему нет, почему это все не проверить?

ХОМЧЕНКО: Это прямое дело граждан.

ВЕДУЩИЙ: Гражданам зачастую гораздо сложнее, потому что именно власть говорит: да мы согласны на эту цифру, мы вам будем доплачивать. Ну, а почему не жить-то хорошо при этом. Потому так и рвутся все на этот рынок коммунальный, потому что делать-то особо нечего, а маржа прибыли - о-го-го!

ХОМЧЕНКО: Ну, вы знаете, по-разному.

ВЕДУЩИЙ: У тех, кто честно работает, наверное, действительно маржа прибыли не сумасшедшая.

ХОМЧЕНКО: Пока граждане не захотят… Я не говорю про коммунальные услуги, там действительно регулирование, это ответственность публичной власти. Но про жилищный сектор, про управляющие организации, про те работы в домах, про те сметы, которые ежегодно, даже по утвержденным властью тарифам, должны нам предъявляться, - вот тут граждане как были не заинтересованы, так и не заинтересованы по сегодняшний день. Хотя на тех же протестных маршах стали выдвигать лозунг больших тарифов ЖКХ. Это очень опасная тенденция. Мы уходим из экономической сферы в сферу политическую. И если туда тарифы тянут, скажем так, на верхнем уровне, на уровне направления органов государственных, то теперь подтягивать ту же самую тему на уровне низовом, то есть на уровне гражданского общества - так мы из экономического процесса, который во всем мире экономический, уходим в сферу каких-то псевдоэкономических интересов. К чему это приведет? Это приведет к разрушению инфраструктуры, все к тому же ветшанию жилищного фонда при полной самоустраненности граждан. Вы скажите немцу любому или даже литовцу или поляку о том, что кто-то за него будет решать, сколько стоит обслуживание его дома! А для России это нормально. Решили - будем платить.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Тамара Алексеевна. У меня вот такой вопрос. Какая должна быть температура горячей воды? Если сегодня открываешь горячую воду и руку подставляешь, можно 30 секунд спокойно держать руку под этой водой.

ХОМЧЕНКО: Качество зависит, прежде всего, от управляющей организации. Во вторую очередь качество услуг зависит от ресурсоснабжающей организации, которая обязана на вводе в здание, многоквартирный дом, обеспечить необходимые параметры.

ВЕДУЩИЙ: Они, кстати, записаны, они утверждены, это не волюнтаристские вещи?

ХОМЧЕНКО: Да, разумеется. Вот 354-е постановление, о котором мы говорим, оно четко прописывает, что горячая вода - 55 градусов, и так далее.

ВЕДУЩИЙ: Онищенко, по-моему, даже более высокие цифры называл.

ХОМЧЕНКО: Потому что есть СанПиН и есть правила. Они немножечко различаются. Это недоработки законодательства, которые, к сожалению, есть. Но если вам не поставили услугу либо поставили услугу ненадлежащего качества, это ведь плохо, кстати, и для той же управляющей организации, потому что вы выливаете больше воды, дожидаясь определенной температуры. Причем понятно, когда это ранним утром: естественно, вода во внутридомовой системе остыла. Но когда это в разгар разбора, после рабочего дня, либо когда народ готовится, уходит на работу, значит, у вас явно не выдерживаются вот эти параметры качества. Вы как гражданин имеете право на снижение размера платежа. И все в том же 354-м постановлении целая глава посвящена тому, как пересчитать свой платеж в случае непредоставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества. Не пользуются? Не пользуются.

ВЕДУЩИЙ: Вы можете нашей слушательнице сейчас подсказать, что она должна сделать?

ХОМЧЕНКО: Как минимум, позвонить в свою управляющую организацию и потребовать прихода человека с термометром, который засунет его под кран…

ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, что это техник-смотритель, скорей всего?

ХОМЧЕНКО: Скорей всего, либо инженер по эксплуатации.

ВЕДУЩИЙ: И соответственно должен составить акт некий?

ХОМЧЕНКО: Да. Если он не приходит, вы сами составляете акт с соседями. Я призываю все-таки открыть нормативный акт и посмотреть.

ВЕДУЩИЙ: Составили акт. Дальше что делаем?

ХОМЧЕНКО: Составили акт. Он подается в ту же управляющую компанию, и дальше должен автоматически последовать перерасчет размера платежа за все время непредоставления либо некачественного предоставления.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте, Наталья Георгиевна. Я по поводу поверки счетчиков. У нас сейчас пришла бумага из ДЕЗа, что мы должны поверить счетчики горячей воды. Компания, которая устанавливала, предложила два варианта: либо 1500 рублей платить за новый счетчик (оговаривается, что немецкий и очень хороший), либо приносят другой какой-то, поверенный, но 7 месяцев у него всего гарантия. Обратилась в другие компании, там примерно такая же ситуация. Разъясните, пожалуйста, ситуацию по поводу поверки счетчиков.

ХОМЧЕНКО: У себя дома я ставлю новый. Но вы действительно вольны выбирать. Поскольку новый счетчик - это дорогое удовольствие. И понятно, что они так же, как и тарифы ЖКХ, дорожают год от года, даже те же самые модели, которые выпускались два года. Вы можете поставить себе вместо того счетчика, который заберут у вас, счетчик, который прошел поверку, и поверочный срок у него полный, не семь месяцев. А вот гарантия уже сокращенная, потому что он был в эксплуатации и его сняли, поверили и ставят назад. Есть и третий вариант, о котором в данном случае умалчивает компания: снять ваш счетчик и потом его вернуть на поверку. Это сложно технически, потому что для поверки используются стенды, и счетчик фактически увозят, то есть его нельзя поверить на вашей системе. Его надо будет в любом случае демонтировать, и, пока он будет демонтирован, вы будете платить по нормативу, при отсутствующем приборе учета, плюс заплатите два раза - за снятие, демонтаж и за поверку.

ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Юрьевич, но согласитесь, что вся эта история со счетчиками воды, когда нас призывали их ставить, потому что мы на этом деле сэкономим, и действительно всем казалось, что мы сэкономили…

ХОМЧЕНКО: А что, не так?

ВЕДУЩИЙ: А теперь выясняется, что вся эта экономия уходит на ту самую замену счетчиков.

ХОМЧЕНКО: Да нет, нет, не совсем. Все-таки, если считать общеэкономически, счетчик, как сложный технический прибор, подлежит контролю и изнашивается.

ВЕДУЩИЙ: Я все понимаю, конечно, конечно.

ХОМЧЕНКО: Вот есть у меня машина, но, к сожалению, обладание ей дает как плюсы, так и минусы: я прохожу техосмотр, ту же самую поверку.

ВЕДУЩИЙ: Машину вы можете купить или не купить, а счетчики вас призывают ставить.

ХОМЧЕНКО: Ну, призывают. Но я могу платить по нормативам.

ВЕДУЩИЙ: А вы никогда не видели объявления на подъездах, в которых говорится о том, что, если вы не поставите счетчик, к вам будут применяться штрафные санкции?

ХОМЧЕНКО: А вот это категорически незаконно.

ВЕДУЩИЙ: Это мошенничество. Товарищи, если у вас нет счетчиков и вы не хотите их ставить, и вдруг вы видите подобное объявление, наш эксперт утверждает, что это - мошенничество, не ведитесь на удочку!

ХОМЧЕНКО: Это касается индивидуальных. Общедомовые должны прийти и поставить ресурсоснабжающие организации за ваш же счет, выставив вам отдельно платежку.

ВЕДУЩИЙ: На дом, вы имеете в виду?

ХОМЧЕНКО: На дом. Это в подвале бюджет Москвы уже поставил.

ВЕДУЩИЙ: А в квартире?

ХОМЧЕНКО: Хочу жить без счетчика - живу без счетчика.

ВЕДУЩИЙ: Я благодарю нашего гостя. Спасибо большое, Дмитрий Юрьевич.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация