Маяк. Москва 03.10.2012 - О финансировании программы "Социальная поддержка жителей Москвы"
Персоны
Согласно проекту бюджета Москвы на ближайшие три года, город выполнит все взятые на себя социальные обязательства. В частности, только в следующем году 336 миллиардов рублей пойдет на поддержку малообеспеченных семей, льготников и пенсионеров. Не останутся без внимания и ветераны войны и труда. Тем не менее в законопроекте о бюджете есть сокращение по программе развития здравоохранения, а также предусмотрено перераспределение средств между некоторыми статьями расходов. Подробнее о финансировании программы "Социальная поддержка жителей Москвы" расскажет председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской думы Михаил Иванович Антонцев. Ведущая – Ирина Козловская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев. Михаил Иванович, практически все СМИ обсуждали проект бюджета. Уже известно, что он сохраняет свою социальную направленность, опять-таки обещают поддержку льготникам, ветеранам войны. Хотелось бы об этом поподробнее узнать, потому что эта тема волнует многих с учетом того, что к нам присоединяются пенсионеры, которые жили до этого на подмосковных территориях.
АНТОНЦЕВ: А теперь на новых территориях Москвы.
ВЕДУЩИЙ: Да.
АНТОНЦЕВ: Да, действительно, поступил от мэра проект бюджета на 2013 год и плановые показатели еще на два следующих года. И по цифрам, которые в нем есть, можно однозначно сказать, что он сохраняет свою социальную направленность, несмотря на то, что доходная часть бюджета не растет в силу объективных причин: изменения федерального налогообложения. То есть здесь с полной ответственностью могу сказать, что все пособия, все выплаты, все установленные в городе меры социальной поддержки нуждающимся, именно материальной поддержки, в полном объеме будут реализовываться и в следующем году.
ВЕДУЩИЙ: А не кажется ли вам, что некоторая часть москвичей уже избалована добавками? Сейчас такая острая проблема стоит, вот и господин Решетников тоже об этом говорил на своей пресс-конференции, что столичная мэрия всерьез рассчитывает ввести ценз оседлости. Потому что многие москвичи прописывают сюда своих родственников, чтобы они получали неплохую пенсию и доплату к пенсии, и это уже прямо-таки детективная история получается.
АНТОНЦЕВ: Давайте здесь по порядку. Если говорить обо всех мерах поддержки, это не только доплаты неработающим пенсионерам до социального стандарта, но и поддержка детей, особенно многодетных семей или семей, имеющих ребенка-инвалида, поверьте, это большой объем совершенно конкретных вещей. Но действительно на следующий год ставится, может быть, более остро проблема - адресность оказываемой помощи, чтобы денежные средства поступали именно к тем, кто в этом нуждается, к тем, кто это заслужил.
ВЕДУЩИЙ: А раньше была менее острой эта проблема?
АНТОНЦЕВ: Да, менее. Первое, из-за того, что на сегодняшний день у нас нет жесткого контроля за доходами семей, в целом семей, то есть в каком материальном положении находятся все проживающие вместе члены этой ячейки. У нас на сегодняшний день установлено правило, по которому оценивается каждый индивидуум отдельно. Это прежде всего, допустим, неработающий пенсионер. Не работает, и если у него доход меньше определенного уровня, то ему из бюджета доплачивают. И не учитывалось, а этот пенсионер живет один, или он перестал работать, потому что стал практически домохозяйкой и ведет работу большую в отношении своих родственников.
ВЕДУЩИЙ: Или, например, может переехать к своим детям или внукам, сдавать квартиру и прекрасно ездить куда-нибудь отдыхать.
АНТОНЦЕВ: Или вообще уехал, он не живет в Москве. По факту живет в другом городе.
ВЕДУЩИЙ: Но деньги получает.
АНТОНЦЕВ: К сожалению. И вот здесь речь идет о том, чтобы оценить потребность и вообще необходимость выделения из бюджета города этому человеку определенных денежных пособий.
ВЕДУЩИЙ: Это логично. А кто будет этим заниматься, органы соцзащиты?
АНТОНЦЕВ: Почему это не введено сейчас? А потому что это на самом деле очень серьезный момент. Кто будет оценивать, по каким критериям будет оцениваться, где объективная информация?
ВЕДУЩИЙ: Пока вопросов больше, чем ответов.
АНТОНЦЕВ: И действительно на этот год планируется разработать механизмы оценки проживаемости семьи. Мы уже на сегодняшний день сделали конкретные шаги. Конкретные шаги - это постановление правительства, которое говорит, что с 1 января следующего года доплаты неработающим пенсионерам до социального стандарта, который сейчас установлен в городе на уровне 12 тысяч, к своей пенсии, если эта пенсия ниже 12 тысяч, будут получать только те пенсионеры, которые не менее 10 лет прожили в городе. А тем пенсионерам, которые как жили, так и живут в других регионах, а их прописали из-за того, что есть возможность у города хоть что-то, но откусить, выплаты остановят. Но это не значит, что мы не будем доплачивать пенсионерам до прожиточного минимума, который установлен в нашем регионе. То есть, если у таких пенсионеров будет меньше 7137 рублей пенсия, а такие есть, которые, может быть, несколько дней всего за свою жизнь проработали, вот до этого уровня будем им доплачивать.
ВЕДУЩИЙ: В принципе, почему еще вопрос об уравниловке такой острый для многих людей? Например, какая-нибудь бабуля, которая всю жизнь отдала работе, пахала всю жизнь, она получает вместе с доплатами ту же пенсию, которую может получать какой-нибудь пьяница, у них одинаковая пенсия. И здесь вопрос, где справедливость, написан очень четко.
АНТОНЦЕВ: Зря я вам дал сказать. Потому что вот этим вопросом, который вы хотите, чтобы мы обсудили, я хотел закончить предыдущую мысль. Введением такого ценза оседлости, первое, мы не отменяем тем, кому уже назначена, пенсию. То есть до 1 января может быть пенсия назначена человеку, который прожил в городе всего несколько месяцев, мы с него не снимем, мы не имеем права снимать. И получается, что некоторые люди тоже будут недовольны: кто-то получил, а в следующем месяце человек на пенсию выходит, и он не получает. И я хочу подчеркнуть, что ни с кого ничего сниматься не будет. А вот вновь назначаемые пенсии будут уже по таким правилам, по оседлости.
Теперь к вашему вопросу. Пожалуй, это самый больной вопрос, который мы и обсуждаем уже на всех уровнях, не только пенсионеры между собой по телефону, но и мы на заседаниях комиссии по социальной политике, которую я возглавляю в Мосгордуме. Понимаете, когда мы вводили понятие социального стандарта пенсионера, мы говорили, что у нас дорогущий город. И просто чтобы человеку свести концы с концами в нашем мегаполисе, нужна определенная сумма ежемесячно денежных средств. Мы определили на сегодняшний день, что для выживания просто человека, дожившего до пенсии и не работающего, неспособного работать, ему нужно этот минимальный гарантированный стандарт создать. Вот что такое 12 тысяч. Это не добавка к пенсии, это не пенсия, это материальная помощь ежемесячная из-за того, что у человека, вот он дожил до этих лет, у него нет возможности проживать в нашем городе. А вот дальше происходит то, о чем вы говорите.
Но мы понимаем и другое, что тем людям, которые не работали и имеют сейчас минимальную пенсию, мы вынуждены ее доводить до 12 тысяч. А тем людям, которые работали на трех работах и заработали пенсию, которая сейчас больше 12 тысяч, им ничего не доплачивают. Вот эта социальная несправедливость имеет место. Но подчеркиваю еще раз: мы не выплачиваем пенсии. Мы за то – такое пожелание исходит и от Думы, и от правительства Москвы, так же как и от всех граждан россиян, - что необходимо повышать саму пенсию, чтобы не было необходимости делать доплаты.
1 октября мы отмечали День пожилого человека. И, заканчивая эту тему, я хотел бы прежде всего им высказать искреннюю благодарность за все, что они сделали, за то, что мы есть, пожелать здоровья, добра и вселить в них, может быть, самое главное - уверенность. Вы нам нужны. И мы никоим образом не желаем что-либо отнять, разделить или обездолить вас, а, наоборот, помочь теми возможностями, которые есть у нашего городского сообщества.
ВЕДУЩИЙ: Какие возможности есть у городского сообщества, чтобы помочь многодетным семьям? Потому что там тоже присутствуют некие элементы уравниловки.
АНТОНЦЕВ: Самое главное, на мой взгляд, что сейчас есть в бюджете и что мы в следующем году, безусловно, будем выполнять. Но надо это менять. Вот если взять все средства, которые есть на оказание материальной поддержки, заложенные в бюджете, в программе социальной защиты, то более 60% идет на поддержку пенсионеров, выплаты пожилым людям. Оставшееся, менее 30%, идет на детей. А на самом деле у нас детей и неработающих пенсионеров примерно одинаковое количество. И далеко не все дети имеют действительно достойный уровень жизни. Поэтому в целом увеличение дотаций семьям, имеющим детей, это, если хотите, приоритет, заложенный в перспективе. Но подчеркиваю, с учетом доходов семей. В семью входят ребенок и родители. У нас на сегодняшний день установлены отдельные виды пособий, 41 наименование. Есть многодетная семья, есть семья более десяти детей. Есть пособие при рождении ребенка, пособие, если просто ребенок, если ребенок-инвалид и так далее. Вот, может быть, в перспективе, говоря об изменении, мы все-таки склоняемся к тому, что нужно в целом идти к единому пособию, а величина его должна считаться в зависимости от определенных критериев.
У нас на сегодняшний день главное пособие, которое выплачивается на детей, причем с рождения до 18 лет, в случае если в малоимущей семье проживает ребенок, это пособие на ребенка, оно так и называется. Оно небольшое. В возрасте от 1 до 3 лет - это 1500 рублей, на ребенка старше – 800 рублей. Если одинокие воспитывают, коэффициент увеличивается. Очень серьезно задумались мы: а почему же у нас осуществляются выплаты более чем 40% детей, если в законе написано, что выплачивать нужно пособия только в те семьи, в которых на члена семьи приходится менее 8 тысяч?
ВЕДУЩИЙ: Закон нарушали.
АНТОНЦЕВ: Нет, не нарушали. По нашему закону было так, что в зависимости от того, какие документы о своих доходах приносят родители, вот на основании этих документов и назначается пособие. И по нашему закону при единожды назначенном пособии не требуют никакого регулярного подтверждения о доходах семьи. Поэтому, может быть, когда-то была молодая семья, мама в отпуске по уходу за ребенком, двое детей, работающий один муж, да еще и молодой муж, еще карьеру не сделал. Прошло 10 лет, дети подросли, жена пошла работать. А так и остается то основание для выплат, и продолжают выплачивать и выплачивать. Поэтому хотим или не хотим, но за словом «адресность» стоит еще и проверка реальной нуждаемости.
ВЕДУЩИЙ: А кто будет осуществлять эту проверку, это же какой человеческий ресурс должен быть?
АНТОНЦЕВ: Первое. Коль мы говорим о государственных выплатах, то возглавлять эти комиссии должны государственные люди, а именно работники службы социальной защиты. Но вот обследование на самом деле - это не пришел дядя Вася, с которым можно договориться, и он написал все что угодно. Нужно, чтобы туда входили представители людей, которые живут в этом доме, и ветеранских, кстати, организаций, и представители многодетных матерей, которые есть в каждом районе. То есть завязать и на общественно-государственный механизм…
ВЕДУЩИЙ: Я думаю, что многодетные мамы с трудом найдут время, чтобы ходить по квартирам и проверять, как другие живут.
АНТОНЦЕВ: Вы зря так думаете, потому что многодетные мамы - это наиболее активные по жизни люди. И то, что, может быть, одной не очень расторопной женщине нужно день делать, она ухитряется за три часа сделать. И у настоящей многодетной матери, сколько бы детей ни было, и дети ухожены, и есть возможность со своими коллегами поговорить, и еще, когда муж пришел с работы, пообщаться на какие-то общие волнующие их темы. Честное слово. Это как дети. Дети, которые после школы идут заниматься спортом или в какие-то кружки, они успевают и учиться, и заниматься там. Дети, которые занимаются только уроками и в лучшем случае выходят погулять во дворе, у них не на все времени хватает.
ВЕДУЩИЙ: Продолжим разговор об адресной социальной поддержке. Прошла такая информация, что уменьшится объем расходов, связанных с программой по усыновлению, оплатой услуг телефонной связи и погребением.
АНТОНЦЕВ: Давайте с погребения начнем, самое животрепещущее. Это связано с тем, что мы четко уверены, что количество погребаемых должно быть уменьшено. И модернизация здравоохранения, и то, что отношение самих людей к своим детям и к своему здоровью меняется в лучшую сторону, действительно позволяет увеличивать возраст проживания, в том числе и средний, и количество смертей уменьшается.
ВЕДУЩИЙ: Михаил Иванович, я желаю всем долголетия и здоровья, но это не отменяет высоких расценок на ритуальные услуги.
АНТОНЦЕВ: Никто не отменяет. Мы, наоборот, все ритуальные услуги на сегодняшний день стараемся определить жестко законными или подзаконными актами. Я сам столкнулся с этим, когда приходят люди, еще тело не остыло, а уже начинают из тебя… Просто люди, может быть, к счастью, с этим не сталкиваются часто и не знают своих прав, не знают о своих гарантиях и настоящих расценках. Бог судья тем людям, которые на несчастье наживаются.
ВЕДУЩИЙ: Бог-то, конечно, судья, но…
АНТОНЦЕВ: Но еще раз говорю, ни копейки изъять из того, что дается сейчас на эти цели, не планируется.
Второе. Про оплату услуг телефонной связи могу сказать так, что мы в прошлом году заложили определенные средства в бюджет и установили правила, по которым выплачивать. И заложили такое количество средств, что на сегодняшний день есть остаток.
Здесь еще такой объективный момент. Понимаете, мы ввели доплаты за телефон только постоянный. Для вас, наверное, не секрет, что многие ушли вообще от пользования этим стационарным домашним телефоном. Жизнь просто-напросто привела к тому, что люди посчитали, выгоднее иметь мобильный телефон с ежемесячной платой ниже, чем установленная МГРС за стационарный. И люди отказались от этих услуг. А если нет телефона домашнего, то естественно, что нет и платы за него, опять экономия. То есть время диктует, а не пытаются кого-то лишить. Вот это самое главное из нашей беседы, что я бы хотел, чтобы услышали люди.
ВЕДУЩИЙ: У нас еще остался пункт, связанный с расходами на программу усыновления. Что в этом вопросе?
АНТОНЦЕВ: Когда мы услышали у нас на комиссии этот пункт, это нас очень серьезно задело. Мы запросили данные о том, сколько сейчас на эти цели тратится, из каких источников, сколько планируется на следующий год, и цифры, которые представил Департамент социальной защиты, ответственный за этот проект, показывают, что на это увеличивается, наоборот…
ВЕДУЩИЙ: То есть информация прошла неверная?
АНТОНЦЕВ: Информация прошла не совсем корректная ввиду того, что в переходном периоде на сегодняшний день находится это направление деятельности: из одного департамента, Департамента семейной и молодежной политики, передается в другой – в Департамент социальной защиты. Еще раз подчеркиваю, ни то, что связано с опекой, ни поддержку приемных семей либо усыновителей никоим образом не уменьшаем.
Другое дело, что в бюджете на сегодняшний день не заложено роста тех пособий, которые установлены сейчас. Вы знаете почему? По нашему закону сказано так, что этот рост должен быть на уровне инфляции. Ни для кого не секрет, что инфляция у нас имеет место. Просто, когда мы обсуждали бюджет этого года, то есть год назад, у нас были очень серьезные опасения по поводу серьезного роста цен. Основания тогда были: и повторная волна кризиса, и рост цен на отдельные продукты прогнозировался. К счастью, тот рост, который мы заложили на один этот текущий год, он по факту составил примерно половину. (С учетом величины прожиточного минимума и системы поддержки.) И вот такой подход позволил мэру внести бюджет, в котором практически сохраняются те размеры пособий, которые есть сейчас, с учетом того, что их индексация прошла год назад, можно считать, что на два года вперед. Тем более что, если вы помните, в прошлом году мы перешли к планированию на три года. У нас раньше бюджет был на год, а мы сделали на три года. И в определенной степени это было сделано, может быть, и умышленно, чтобы не было ни у кого никаких сомнений, что социальная направленность в бюджете не только на словах, но и в строках, в цифрах, в рублях подтверждена.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Александр. Михаил Иванович, я хотел бы задать такой вопрос. Нужен ли ценз оседлости в Москве и будут ли его вводить в нашем городе?
АНТОНЦЕВ: Александр, скажите, пожалуйста, вы под цензом оседлости что имеете в виду?
СЛУШАТЕЛЬ: Присоединяются новые территории к Москве, и человек, он может прописаться, чтобы надбавку больше получать.
АНТОНЦЕВ: То есть вы говорите про ценз оседлости в отношении выплат?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, да.
АНТОНЦЕВ: Дело в том, что у нас в городе уже не один год и не одно десятилетие существует ценз оседлости. Это когда человек не может встать в очередь на улучшение жилищных условий, даже если у него меньше определенной нормы на человека квадратных метров, если он не прожил в городе 10 лет. Это уже есть и действует. Именно защита, если хотите, москвичей от в большом количестве спустившихся к нам товарищей. Уже принято постановление, и это в компетенции правительства Москвы, что с 1 января вводится 10-летнее необходимое проживание в Москве – или, для территорий, которые присоединились к Москве, на этих территориях, - для того чтобы считался для пенсионеров социальный стандарт 12 тысяч. Если такового нет и если пенсия у людей, которые здесь получают и не имеют этого срока проживания, меньше 7137 рублей, то будут доплачивать им не до 12 тысяч, а до 7137 рублей, это прожиточный минимум пенсионера на год.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Я Татьяна Ивановна. У меня такая история. Две женщины работают в «Ашане» кассирами, обе получают одинаковую зарплату, полные семьи у той и другой. У одной сыновьям 10 и 14 лет, у другой сыновьям 14, 24 и 30 лет, то есть многодетная семья. И вот эта семья многодетная, где на самом деле один ребенок не работает, а двое старших уже имеют свои семьи, получает пособие от города. Вам не кажется это странным?
АНТОНЦЕВ: Тяжело мне ответить на ваш вопрос. С одной стороны, мне кажется, что это странно. Но дело в том, что я сам был соучастником принятия закона города, который говорит о том, чтобы считать многодетную семью многодетной, если в этой семье не менее трех детей, даже не важно, своих или усыновленных, и младшему из них менее 18 лет. То есть вот этот критерий, который мы установили у себя в городе, на сегодняшний день мне, так же как и вам, подчас кажется несправедливым. А с другой стороны, пока это норма закона. И коль мы ее установили, просто ее отменять, ухудшать не имеем права…
ВЕДУЩИЙ: Ну, можно не ухудшать, можно корректировать, тем более все-таки есть здравый смысл в этом.
АНТОНЦЕВ: Я уверен, что мы вернемся к тому, что прописано в федеральном законодательстве. Там сказано, что многодетная семья - это та семья, в которой есть не менее трех детей в возрасте менее 18 лет. К этому стандарту мы вернемся.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня Елена Павловна зовут. Я сейчас услышала, что Антонцев сказал, что тот человек, который проработал всего несколько дней, получает 7137 рублей. Мне 72 года, мои предки жили в Москве еще тогда, когда предки других лазали по деревьям. Я кандидат технических наук, я 40 лет отработала в оборонной промышленности. Моя пенсия, вот такой создали тупой закон, что я получаю 9899 рублей, и 2000 рублей мне доплачивают. А я не хочу, чтобы мне доплачивали, я хочу, чтобы вы мне вернули мою пенсию, которую я заработала. Я бы даже по скромным расчетам советским получала бы 14200 рублей. И мне бы никто не кукарекал, что вы такие все хорошие и мне доплачиваете. Вы нас просто унижаете. Дальше. Раньше можно было позвонить по номеру 957-04-44, была великолепная связь с членами правительства Москвы. Как пришел вот этот… мы против него, нам посадили на шею, он все взял в свои руки. И вы за все, что он вам ни предложит, вы за это голосуете. Вот неужели у вас нет такого гражданского самосознания, что вы все делаете неправильно? Вам это просто сунул Путин, а вы взяли и проголосовали. Вы убрали человека, москвича, которому доверяли…
ВЕДУЩИЙ: Спасибо за ваше мнение.
АНТОНЦЕВ: Я хочу ответить. Елена Павловна, это ваше право давать те оценки, которые вы даете, никто его у вас не отнимает. Но говорить о том, что Московская городская дума штампует все что ни попадя, и при этом называть то, за что Московская городская дума не голосует, это неверно. Вам 72 года, вы действительно очень хорошо помните и социализм, и пенсии, и возможность на 120 рублей детей содержать, и так далее. К сожалению, но это в прошлом. Хотим мы того, не хотим, но мы на сегодняшний день живем по другим законам. Я, может быть, так же как и вы, очень жалею о том, что произошло, но изменения произошли. И доплачиваем мы, еще раз говорю, только из-за того, что на сегодняшний день пенсии у нас в таком размере установлены.
ВЕДУЩИЙ: Михаил Иванович, спасибо вам за то, что вы были гостем нашей программы. Спасибо нашим радиослушателям.