Картинка

Маяк. Москва 09.10.2012 - В столице проходит шестой фестиваль "Дни архитектуры в Москве"

9 октября 2012, 16:00

Персоны

В минувшие выходные в столице открылся шестой фестиваль "Дни архитектуры в Москве", который продлится до 14 октября. Он приурочен к Международному дню архитектуры и направлен на повышение интереса общества к достижениям, проблемам и истокам архитектуры, презентацию и интерпретацию современной и исторической архитектуры. Участников ждут визиты в архитектурные мастерские, посещение общественных зданий и пространств, созданных в последние десять лет, и многие другие мероприятия. О современной московской архитектуре, о том, как развивается столица, рассказывает куратор фестиваля "Дни архитектуры в Москве" кандидат исторических наук Александр Александрович Змеул. Ведущая - Елена Щедрунова.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - куратор VI фестиваля «Дни архитектуры в Москве», координатор проекта «Свобода доступа», кандидат исторических наук Александр Змеул. Что такое «Дни архитектуры в Москве»?

ЗМЕУЛ: «Дни архитектуры» - это традиционный фестиваль, проходит уже в шестой раз с 2008 года. И этот формат популярен во всем мире. Идея фестиваля, что за одни выходные или за двое, или за неделю, или за 10 дней, как в нашем случае, в таком концентрированном виде может быть представлена архитектура, причем как старая, так и современная. И люди могут сходить на экскурсию непосредственно с архитекторами, заказчиками, с конструкторами, то есть узнать об архитектуре из первых рук. Самое важное в нашем фестивале - это непосредственный контакт между горожанами, гостями столицы, которые специально приезжают на фестиваль, и создателями и заказчиками зданий.

ВЕДУЩИЙ: Место встречи, адреса, пожалуйста.

ЗМЕУЛ: Место встречи - практически весь город, у нас 30 бесплатных мероприятий в течение 10 дней. И вся информация на нашем сайте.

ВЕДУЩИЙ: Александр Александрович, не все сейчас побегут смотреть сайт. Тем более не секрет, что нас слушают в том числе и пенсионеры, у них точно никаких сайтов нет и Интернета нет. Все-таки я не зря спросила о месте встречи. Вот где обычно собираются, откуда начинаются экскурсии? Наверняка есть какое-то общее место сбора, не всех, конечно, экскурсий, но большинства.

ЗМЕУЛ: Нет, абсолютно нет. У нас очень много разных мероприятий. У нас есть пешие экскурсии, автобусные, велосипедные и, главное, посещение зданий. И в этом году мы решили сконцентрироваться на одной теме: «Общественные здания и пространства, созданные в Москве за последние 10 лет». Это и театры, и больницы, и школы.

ВЕДУЩИЙ: В Большой театр водите в том числе?

ЗМЕУЛ: Нет. Именно созданные, новые. Это новые архитектурные проекты либо реконструированные старые здания, которые обрели новую функцию. И мы встречаемся около этих зданий и идем внутрь с заказчиками и архитекторами.

ВЕДУЩИЙ: То есть тогда бывший Военторг?

ЗМЕУЛ: Нет. Что у нас, например, интересного было? В выходные мы сходили в центр современной культуры «Гараж», который строится в Парке Горького и откроется через две недели, новый павильон.

ВЕДУЩИЙ: Вы ходили смотреть просто павильон?

ЗМЕУЛ: Да, ходили смотреть строительство павильона вместе с директором Центра современной культуры, который рассказал, почему они выбрали именно этого архитектора, Шигеру Бана, рассказал об особенностях Бумажного павильона в наших условиях. И это была уникальная возможность для людей посмотреть павильон, который откроется только через две недели. Сегодня мы идем в галерею «RuArts». Эта галерея существует много лет. Архитекторы и создатели расскажут об этой галерее.

ВЕДУЩИЙ: Но опять же об этой галерее как об архитектурном объекте?

ЗМЕУЛ: Совершенно верно. Они делали внутреннюю часть, там совершенно замечательное пространство. И наша аудитория - это не только люди, которые профессионально этим интересуются, но и те, кто интересуется тем, что происходит в городе, потому что не секрет, что зачастую люди не знают, что происходит не то что в соседнем районе, но даже на их улице. Это уникальная возможность взглянуть по-новому на собственный город.

ВЕДУЩИЙ: А пешеходные экскурсии что собой представляют?

ЗМЕУЛ: Пешеходные - разные темы. В выходные у нас будет тема «Пять веков московской архитектуры», а также будет пешеходная экскурсия «В переулках Арбата и Пречистенки». Ее продолжительность будет зависеть от погоды, которая нас не радует. Посмотрим, как развивалось московское жилье в течение пяти веков, с семнадцатого века по двадцать первый.

ВЕДУЩИЙ: Именно жилье? Не административные здания, а жилье?

ЗМЕУЛ: Да, именно жилье. Начнем с палат семнадцатого века и закончим новым зданием, только что построенным, поднимемся на его крышу, в пентхауз. И мы посмотрим, как эволюционировало жилье на протяжении пяти веков. Нам все время интересен вот такой поворот необычный…

ВЕДУЩИЙ: Ну, хотя бы тут-то скажете место встречи и время?

ЗМЕУЛ: От метро «Кропоткинская» в 12 часов дня в субботу.

ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, что встреча, видимо, где-то в начале Гоголевского бульвара, да?

ЗМЕУЛ: Да, около памятника Энгельсу.

ВЕДУЩИЙ: То есть не на бульваре, а на этой площадочке, потому что там палаты семнадцатого века?

ЗМЕУЛ: Совершенно верно. Почему мы отправляем на сайт или просим нам звонить, потому что мы на самом деле не можем принять всех желающих.

ВЕДУЩИЙ: То есть на эту экскурсию надо записываться?

ЗМЕУЛ: Мы, конечно, кто приходит к нам без записи, никого не прогоняем, но мы стараемся регулировать. У нас есть автобусная экскурсия, проанонсирую еще одну, как раз по общественным зданиям будет в воскресенье экскурсия. Мы объедем несколько общественных зданий, посмотрим, что это такое, театры, школы, некие площади, скверы, парки. И, к сожалению, у нас количество мест в автобусе просто ограничено.

ВЕДУЩИЙ: Действительно, то, о чем вы сказали, как меняется жилье в Москве за пять веков, это безумно интересно.

ЗМЕУЛ: И в прошлые выходные у нас была прекрасная экскурсия по бывшим промышленным зданиям, которые превращаются сейчас в жилье, в офисы, в какие-то общественные пространства. Например, мы заезжали на Даниловскую мануфактуру, это бывшее текстильное производство, а сейчас это такой смешанный квартал. Там есть и офисы, и жилье, и шоу-румы, и будет некая концертная площадка.

ВЕДУЩИЙ: Это метро «Тульская», да?

ЗМЕУЛ: Да.

ВЕДУЩИЙ: То, что в некоторых рекламных проспектах называется лофтами, да?

ЗМЕУЛ: Да. И важно, что эта территория была закрыта для города, когда было производство. Сейчас это не превращается в офисы, такие же закрытые для города, но это пространство открывается, возвращается городу, становится пешеходным. Эта тема для нас очень важна. И еще что я хочу проанонсировать. У нас есть в рамках фестиваля визит в архитектурные мастерские, где люди могут пообщаться непосредственно с архитекторами, посмотреть, как создаются здания. Причем мы организуем визиты как в какие-то очень большие архитектурные мастерские, так и в мастерские совсем молодые, начинающие. Можно посмотреть объекты совершенно разного масштаба.

ВЕДУЩИЙ: А в Архитектурный институт не водите экскурсии? Тоже интересно посмотреть, уж там совсем молодые.

ЗМЕУЛ: Там совсем молодые. Но в Архитектурный институт гораздо проще попасть в День открытых дверей.

ВЕДУЩИЙ: Это точно. Тогда у меня будет к вам совершенно конкретный вопрос. Вы сказали об экскурсии на тему: как изменилось московское жилье за пять веков. А как изменилось московское жилье за последние 20 лет, за эпоху современной России? Ваши ощущения.

ЗМЕУЛ: Прежде всего, оно стало гораздо разнообразней. Если раньше мы знали разные вариации панельно-блочных домов и некие элитные дома, для номенклатуры, из светлого, бежевого кирпича, которые в центре Москвы и не только в центре…

ВЕДУЩИЙ: Как правило, многоэтажные, с более высокими потолками, с более просторными кухнями.

ЗМЕУЛ: Да, вообще с большими площадями. Все знали два типа домов. Собственно, больше не было. Все дома были - вариации на тему либо панельного, либо кирпичного. Сейчас огромное многообразие жилья. Конечно, львиную долю составляет по-прежнему панельное домостроение как самое дешевое, как самое доступное.

ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас говорим про современное строительство.

ЗМЕУЛ: Совершенно верно. Безусловно, панель эволюционировала: стали больше комнаты, выше потолки, лучше планировка. Но все равно варианты очень ограничены, так как это панельное домостроение, невозможно достичь гибкости в строительстве.

ВЕДУЩИЙ: То есть архитекторам это не очень и доступно, и интересно?

ЗМЕУЛ: Да. Другой вариант, который получает все большее распространение, это монолитное домостроение, которое позволяет делать практически любые планировки, все что угодно. Оно дороже, хотя то, что на языке рынка недвижимости называется класс эконом и класс комфорт, которые очень близки, на самом деле они уже конкурируют. То есть некоторые монолитные дома с небольшими квартирами, они в принципе по цене уже приближаются к панельному домостроению.

ВЕДУЩИЙ: А архитекторам монолитные дома уже интересны, не дизайнерам, а архитекторам?

ЗМЕУЛ: Безусловно, интересны, потому что они могут создать практически любую форму. И кроме того, появилось огромное количество типологий, которые просто мы раньше не знали: таунхаусы, дуплексы - это сдвоенные дома. Сейчас мы говорим про пригороды, про коттеджные поселки. Те же самые лофты в промышленных зданиях, какие-то студии, апартаменты - то, что не является жильем формально. Как, например, в Сити - там на пятидесятых-шестидесятых этажах апартаменты. То есть это уже не первое жилье. И огромное количество типологий, причем в самых разных сегментах - и в дорогом жилье, и в дешевом. Понятно, что архитекторам интереснее всего создавать дорогое жилье…

ВЕДУЩИЙ: Ну, я думаю, что им дают больше возможностей что-то придумывать, что-то предлагать. А в каком стиле работают наши архитекторы? Точнее скажем так, какой архитектурный стиль присущ современной Москве в сфере жилищной застройки, вот ваша оценка?

ЗМЕУЛ: Ну, нельзя говорить сейчас ни о каком стиле.

ВЕДУЩИЙ: То, что преобладает?

ЗМЕУЛ: Нет. Если мы говорим о центре города, это абсолютное многообразие. В центре города, по проведенным исследованиям, за последние 20 лет было построено столько же зданий, сколько за весь период советской власти, за 70 предыдущих лет.

ВЕДУЩИЙ: Потому что в советское время просто старались не трогать центр.

ЗМЕУЛ: Ну, не скажите. Погуляйте по Якиманке, по Новому Арбату, по Садовому кольцу.

ВЕДУЩИЙ: Это да.

ЗМЕУЛ: И вот среди этого огромного количества зданий нельзя выделить никакой стиль. В 1990-х преобладал такой старизм, некая отсылка к старой архитектуре. Сейчас же этого нет. Абсолютно разные стили, разные здания. И мы как раз показывали, у нас была экскурсия «Свежая десятка», мы показали десять новых зданий в абсолютно строгом стиле: некоторые – строго модернистские, некоторые - абсолютная отсылка к классике, и итальянской, и советской 1930-х годов. Нельзя говорить о каком-то преобладании стиля.

ВЕДУЩИЙ: А мода?

ЗМЕУЛ: На самом деле всегда модна классика, безусловно. Но с другой стороны, долгое время, например, среди наших архитекторов классика считалась таким моветоном, потому что это что-то старое, ретро, надо искать новые формы. И какой-то моды абсолютно нет. Например, в районе Остоженки и Пречистенки многие дома ультрасовременные, с фасадами из стекла, из меди, из камня. И там через реку есть имперский дом знаменитого архитектора Михаила Белова. Это такая абсолютная отсылка к классике 1930-х годов.

ВЕДУЩИЙ: Расскажите, пожалуйста, про цикл мероприятий, которые пройдут в культурном центре ЗИЛ, называется это «Всё об авангарде».

ЗМЕУЛ: Он, к сожалению, уже прошел, он был в эти выходные, 6-7 октября.

ВЕДУЩИЙ: Как жалко!

ЗМЕУЛ: Это замечательная международная организация «DoCoMoMo Россия», которая занимается охраной наследия современного движения, то есть авангарда и модернизма 1950-1980-х годов. У нас там был замечательный цикл лекций. По культурному центру ЗИЛ должна была быть велосипедная прогулка, которую мы, к сожалению, отменили. Но я в утешение тем, кто не попал, могу сказать, что сейчас в культурном центре ЗИЛ происходят изменения, пришла новая команда. И я знаю, что они очень трепетно относятся к зданию, в котором сидят, к шедевру позднего конструктивизма братьев Весниных. И там будут постоянно проходить экскурсии по зданию. Поэтому следите за анонсами. А что касается лекций наших замечательных лекторов, которые выступали, то, возможно, они будут выступать на других площадках. Это профессор Московского архитектурного института Елена Борисовна Овсянникова, которая неустанно борется за сохранение наследия авангарда. Она очень частый гость на многих мероприятиях, которые обычно, подчеркну, бесплатные.

ВЕДУЩИЙ: Я должна заметить, что Москва в этом смысле, я не знаю, может ли похвастаться архитектурными шедеврами предыдущих веков, но что касается авангарда, по-моему, тут мы как раз не очень плохо выглядим.

ЗМЕУЛ: Да, безусловно. У нас Москва - просто столица авангарда, позиционировалась как столица мировой революции, столица советского государства.

ВЕДУЩИЙ: В том числе и в искусстве.

ЗМЕУЛ: Поэтому здесь проводились многие архитектурные эксперименты. Они были реализованы, остались не только на бумаге. И не зря, например, Ле Корбюзье свое самое первое крупное здание реализовал именно в Москве - здание Центросоюза. И сейчас всем рекомендую, в Музее изобразительных искусств выставка Ле Корбюзье, как раз можно там познакомиться с его творчеством, а заодно сходить погулять вокруг здания. И мы как раз уделяем внимание не только современной архитектуре, но и старой во взаимосвязи с новой, потому что, безусловно, многое в современной архитектуре взято из авангарда 1920-1930-х годов. Например, мы показываем те же лофты, при этом мы показываем творчество архитектора Максима Геппенера. Может быть, это имя не очень известно людям. Но известна, например, всем его постройка - это пожарная каланча в Сокольниках, напротив станции метро. Он был главным архитектором коммунальных служб города и создал многие здания, которые до сих пор на службе города, как Алексеевская водокачка, это завода «Водоприбор» нынешнее здание, как школа Андрияки. Безусловно, эта архитектура сейчас востребована уже в другом ракурсе, уже превращаются некоторые здания в жилье, в офисы.

Но мы смотрим не только в прошлое, но и в будущее. Я бы хотел всех пригласить на очень интересное мероприятие, которое называется. «Архитекторы меняют города». 1 октября был Всемирный день архитектуры, и каждый год Международный союз архитекторов предлагает тему. В этом году тема была «Архитекторы меняют города». И об этой теме, о том, как видят будущее городов будущие архитекторы, можно будет узнать на презентации новой архитектурной школы МАРШ. В России впервые за многие годы основано новое учебное заведение архитектурное, основал его замечательный архитектор Евгений Викторович Асс. Он сейчас, кстати, благоустраивает парк «Музеон», все, что интересного появляется в «Музеоне», это делает он. И он основал новую школу, это магистратура, расположенная в центре ArtPlay, и мероприятие пройдет там послезавтра в 17.30. Все могут узнать, как студенты видят будущее, новые студенты этой школы видят будущее Москвы, будущее городов. На самом деле для всех, кто интересуется архитектурой, это шанс пообщаться с молодыми архитекторами и посмотреть пространство школы, которое создал этот замечательный архитектор.

ВЕДУЩИЙ: Но вы также предлагаете какие-то мероприятия для детей, то есть это не только для взрослых?

ЗМЕУЛ: Да, совершенно верно. Мы всех приглашаем на мероприятие, которое называется «Приключения в Книжном царстве, Архитектурном государстве». Оно начнется в полдень в субботу, 13 октября, в Детской библиотеке имени Горького на углу Нового Арбата и Садового кольца. Мы не зря выбрали эту библиотеку в качестве площадки для фестиваля «Дни архитектуры». Она расположена в сталинском доме, и в библиотеке совершенно замечательные интерьеры в стиле сталинского ампира - комната сказок, расписанная по произведениям Пушкина, зал, посвященный Горькому, зал, посвященный писателям.

ВЕДУЩИЙ: Это все с тех времен?

ЗМЕУЛ: Да. В 1990-е годы там был пожар, наводнение. И реставраторы бережно воссоздали все, что было. И вот в этих прекрасных интерьерах каждый час с 12 до 16 будут начинаться экскурсии по интерьерам. Кроме того, будет чтение стихов на тему архитектуры, розыгрыш призов. И кроме того, в 14 часов начнется мастер-класс «Город мечты», где дети могут построить свой город с преподавателем, почувствовать себя архитекторами. Может быть, кто-то после этого праздника захочет стать архитектором. Это для детей от 7 до 14 лет. Мы проводим давно в этой библиотеке экскурсии. И взрослым было не менее интересно, чем детям. Они даже не могли представить, что на Новом Арбате, около этой шумной магистрали - такие сказочные интерьеры, что внутри какая-то реальность, и взрослые тоже много узнали об архитектуре, об элементах архитектурных.

ВЕДУЩИЙ: А в библиотеке этой Интернет-то есть?

ЗМЕУЛ: Есть в этой библиотеке Интернет. Да, все, кто придет со смартфонам и планшетами, смогут принять участие в архитектурном квесте. Надо будет искать кваркоды в библиотеке, и, поднеся свой планшет или смартфон к кваркоду, можно будет узнать, как называется тот или иной архитектурный элемент. Кроме того, у нас будут розыгрыши призов: интересных книг, энциклопедий. Поэтому мы всех просим в гости в Детскую библиотеку имени Горького.

ВЕДУЩИЙ: На ваш взгляд, что является главным архитектурным событием в Москве за последние два десятилетия?

ЗМЕУЛ: Безусловно, сложный вопрос. Я, как всегда, начну издалека. У нас со времен Хрущева архитекторы были в подчинении стройкомплекса. Практически они привязывали готовые проекты, типовые панельные дома к конкретной местности. Мне, например, рассказывал один из ныне очень известных архитекторов, что в 1980-е годы у него самая интересная работа в одном из проектных институтов была оформление Колонного зала к похоронам генеральных секретарей, когда они умирали один за другим. Это для него была самая интересная творческая работа. И, конечно, после десятилетий диктата стройкомплекса, когда появился частный заказчик, когда появилась возможность строить практически в каком угодно стиле, архитекторов, что называется, прорвало и понесло. Архитекторы, заказчики, городские власти - все дорвались, что называется. Наверное, вот это можно назвать главным событием. А все остальное - некие последствия, что мы получили: воссоздание, новоделы, небоскребы, все что угодно. Поэтому трудно выделить одно архитектурное событие главное.

ВЕДУЩИЙ: Раз вы не можете выделить, значит, его не было на самом деле пока еще?

ЗМЕУЛ: Но когда разговариваешь с архитекторами, они, конечно, называют появление частного заказчика. Мы говорим не только о коттеджах, но и об офисах, и о жилье, о том, что появился не один заказчик - государство, а появилось много заказчиков, то есть появилась возможность выбора.

ВЕДУЩИЙ: Но все равно остается диктат заказчиков, просто их стало больше, то есть диктатур стало больше, но они остались?

ЗМЕУЛ: На самом деле зависит и от архитектора. Есть архитекторы, которые готовы прогибаться, а есть архитекторы, которые готовы биться до последнего гвоздя, отстаивая свою концепцию, свое видение, выбор материалов, контролируя ход строительства, качество строительства, это тоже очень важно.

ВЕДУЩИЙ: В советское время я бы могла определить стиль Москвы и ее отличия, например, от того же Санкт-Петербурга. Я бы сказала, что в Москве улочки, как правило, не очень прямые, неровные, в Москве дома в старой части не очень высокие и нельзя сказать, что по линеечке выстроены и все в одном стиле исполнены, не так много помпезности по сравнению с Ленинградом тогда, сейчас Санкт-Петербургом. А вот сейчас я, например, не могу определить архитектурный стиль Москвы. Много чего выпрямили, дома в том числе, не только улицы. Как бы вы определили нынешний стиль Москвы или отдельных районов Москвы, или, скажем так, дух Москвы? Раньше Москва была такая абсолютно русская, немножечко непрямолинейная, с завихрениями. А сейчас-то что?

ЗМЕУЛ: Мы летом делали дискуссию с Москомнаследием по поводу как раз того вопроса, который вы мне задали. У нас были гости из Нижнего Новгорода, из Петербурга, из Москвы. И мы разговаривали почти три часа, и никто не смог ответить на этот вопрос. Каждый называл какие-то отдельные детали. Но все были едины в одном, что у Москвы есть некий стиль, своя идентичность, которую очень трудно уловить, очень трудно сформулировать.

ВЕДУЩИЙ: Но стиль все-таки есть, сошлись во мнении? Такое ощущение, что стиля нет вообще никакого.

ЗМЕУЛ: Если мы говорим о центре, который занимает всего лишь 5% территории города, это наслоение разных абсолютно стилей, эпох взаимоисключающих. На самом деле так было всегда. И в начале двадцатого века, когда появлялись доходные дома и административные здания на Мясницкой, в Китай-городе, а рядом были покосившиеся дома, и в сталинское время, когда появлялись огромные здания на новых магистралях, на Кутузовском, на Ленинском, рядом стояли деревянные дома.

ВЕДУЩИЙ: Частные дома были 1960-х годов

ЗМЕУЛ: Рядом стояли частные дома одно-, двухэтажные. И вот такое наслоение, такое противоречие было всегда. Когда мы говорим о Петербурге, это такой имперский стиль, это классический город, это столица империи, в Москве же этого никогда не было. И тем более в Москве, это известно, идешь по улице, поворачиваешь за угол и оказываешься в каком-то провинциальном городе. И то, что делают наши архитекторы сейчас, это продолжение того же. Делают в каком угодно стиле. В Москве же нет ни одного цельного сохранившегося квартала какого-то времени. Может быть, 1920-х годов есть какие-то конструктивистские, авангардистские…

ВЕДУЩИЙ: Но там куски все равно. Все кусками.

ЗМЕУЛ: Поэтому, как любил повторять бывший главный архитектор Москвы Александр Викторович Кузьмин, Москве присуща эклектика. Я с ним полностью согласен. Хотя часто этим просто оправдывалась любая застройка.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Меня зовут Надежда. Я хочу задать такой вопрос. Что вы скажете о Мосфильмовской улице, которую изуродовали, 50-этажное здание и рядом 45-этажное? Там все время объявления вывешиваются: «продаются квартиры», но ни одно окно не светится. И очень уродливые два дома, они изуродовали всю Мосфильмовскую. Когда раньше из окна смотрели, видели башенку церкви и университет, а теперь этот ужас, гвоздем каким-то стоит, торчит, невероятно.

ЗМЕУЛ: Я на самом деле, хоть и занимаюсь фестивалем, посвященным современной архитектуре, очень консервативный человек. Я понимаю нашу слушательницу, то, что там изменилась панорама…

ВЕДУЩИЙ: Уничтожили, можно сказать, панораму.

ЗМЕУЛ: Когда я родился, Новый Арбат уже был построен. Для меня Новый Арбат- это нормальная панорама. 50 лет назад, когда появилось здание МГУ, многим казалось, что оно испортило тот вид, который был. К сожалению, во многих городах появление высотного строительства - это такой неизбежный факт. Многие европейские столицы через это прошли.

ВЕДУЩИЙ: Мы только начинаем фактически.

ЗМЕУЛ: Судя по всему, больше таких районов в Москве, во всяком случае так городские власти заявляют, не будет. Но это вопрос всегда дискуссионный, что надо оставить всё как есть. Можно возразить: мы не в Венеции. А с другой стороны, надо ли развиваться городу? Наверное, надо. А по поводу того, что пустые окна, это такой феномен, который потрясает всех иностранцев, которые приезжают в Москву, мы с ними ходим по стройкам. За границей всегда дома сдаются с отделкой, квартиры с отделкой. У нас же они сдаются без отделки. То есть бетонный пол, стены без перегородок. И понятно, что даже у тех, кто купил квартиры и готов в них жить, этот ремонт занимает два-три-четыре года, это такая наша российская специфика.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Александр Иванович. Моя дочь учится в гуманитарно-экологическом институте на дизайнера, скорее всего, интерьера. Я ей говорю: Настя, ты будешь громадный успех иметь, когда освоишь стыковые дисциплины: архитектуру, строительство, художество и так далее. Вот эту мысль развейте, пожалуйста.

ЗМЕУЛ: Я бы все-таки вашей дочери посоветовал, чтобы она сначала хотя бы одну дисциплину освоила, одну специальность. А дальше, безусловно, и это нормально, многие архитекторы становятся художниками, работают на стыке архитектуры и искусства. Многие дизайнеры работают на стыке дизайна и декоративного искусства. Важно освоить хотя бы одну профессию.

ВЕДУЩИЙ: То есть база должна быть?

ЗМЕУЛ: Да, безусловно.

ВЕДУЩИЙ: База должна быть, а потом ты можешь что-то еще набирать дополнительно, что называется, да?

ЗМЕУЛ: Да. Здесь очень важна база, потому что это все-таки твоя работа, это не художественное высказывание. Ты делаешь функциональную вещь, которой будут пользоваться люди, будь то квартира или город, не важно. Но ты должен думать не только о самовыражении, но и о том, как в этом пространстве будут жить люди.

ВЕДУЩИЙ: То есть в какой-то степени архитектору неплохо бы знать немножко и из строительства, в том числе и инженерные какие-то вещи, чтобы не рисовать то, что нельзя воплотить на практике?

ЗМЕУЛ: Совершенно верно. Чтобы он потом не отдавал конструктору, который скажет, что это невозможно.

ВЕДУЩИЙ: Так же как дизайнеру необходимо знать какие-то технические вещи, связанные с современными технологиями подключения тепла, света, канализации. Это все стыковые вещи, но это нужно знать для того, чтобы не делать маниловских планов. Если вы хотите, чтобы ваша задумка была реализована, то нужно знать не только то, что вам нужно по вашей узкой специальности.

ЗМЕУЛ: Совершенно верно.

ВЕДУЩИЙ: Мы заканчиваем на этом. Спасибо большое.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация