Маяк. Москва 15.10.2012 - Об организации сельскохозяйственных ярмарок в столице
Персоны
В выходные на ВВЦ завершила свою работу 14-я российская агропромышленная выставка "Золотая осень". Показать свои новые разработки в сельхозмашиностроении, современные технологии в растениеводстве и оборудование для животноводства приехали более 2,5 тысячи предприятий и организаций из 34 стран мира. Россию представляли 62 региона. Также работала ярмарка-продажа, а в павильоне "Племенные животные" посетителям показывали несколько десятков голов крупного рогатого скота, овец и несколько видов птиц. Об организации сельскохозяйственных ярмарок в столице и о том, какая выгода от этого городу, рассказывает заместитель руководителя Департамента торговли и услуг Дмитрий Григорьевич Краснов. Ведущая - Елена Щедрунова.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Дмитрий Григорьевич Краснов. Говорить мы сегодня будем о проведении в Москве сельскохозяйственных ярмарок «Золотая осень». Начинаем с главного вопроса: кто эти ярмарки организует?
КРАСНОВ: Традиционно в Москве проводятся ярмарки, посвященные празднику урожая, Дню сельскохозяйственного работника. Эти ярмарки называются «Золотая осень», и проходят они всегда в начале октября. Организаторами этих ярмарок являются префектуры административных округов, и соответственно правительство Москвы является координатором проведения этих ярмарок и готовит соответствующее распоряжение, которое было и в этом году подготовлено. У нас на сегодняшний день предусмотрено для проведения таких ярмарок 123 площадки.
ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, что площадки префектуры выбирают?
КРАСНОВ: Да, префектуры выбирают, приглашают регионы, приглашают товаропроизводителей.
ВЕДУЩИЙ: Сами префектуры?
КРАСНОВ: Да, сами префектуры. Но связи, естественно, у Москвы с регионами уже за многие годы сложились. Поэтому традиционно наши постоянные регионы, которые участвуют - Тамбовская, Липецкая, Тверская области, - они приезжают на эти площадки как к себе домой уже.
ВЕДУЩИЙ: А что привозят, ассортимент каков?
КРАСНОВ: Ассортимент сейчас чрезвычайно широкий. Конечно, прежде всего это сельскохозяйственная продукция: яблоки, картофель, так называемый борщевой набор, капуста, морковь, лук, в очень большом ассортименте, по 10-12 сортов яблок, картофеля, помидоров. Я сам на этих ярмарках побывал в эти выходные.
ВЕДУЩИЙ: Где же столько сортов яблок вы видели, поделитесь опытом?
КРАСНОВ: Видел на Профсоюзной, 41, например, в Юго-Западном округе, прекрасная ярмарка организована. Несколько регионов там представлено, в частности Воронежская область. И мы действительно насчитали где-то десять, по-моему, сортов яблок.
ВЕДУЩИЙ: Ух ты! А уровень цен?
КРАСНОВ: Хороший уровень цен. Яблоки от 50 рублей стоят.
ВЕДУЩИЙ: Это не очень дешево, я бы сказала, потому что в магазинах можно найти дешевле и тоже вполне качественные яблоки отечественные.
КРАСНОВ: Вы знаете, таких красивых, таких сочных и больших я в магазине не видел.
ВЕДУЩИЙ: Что касается качества товара, кто его проверяет? Потому что очень много возникает у людей вопросов. Они с удовольствием покупали бы продукцию тех, кто в Подмосковье живет и оттуда привозит, может быть, даже не колхозы и совхозы или фермерские хозяйства, а просто какие-то частники. Но сколько раз нас предупреждал Роспотребнадзор устами господина Онищенко: проверяйте качество товара. В данном случае качество товаров у тех, кто привозит их на ярмарки, как проверяется?
КРАСНОВ: Во-первых, весь товар сопровождается соответствующей сопроводительной документацией. На всех ярмарках присутствуют представители управ, которые следят за тем, чтобы эта документация была. Безусловно, они не являются профессиональными специалистами в этом вопросе, поэтому у нас на ярмарках работают и выездные лаборатории ветеринарной службы, у нас постоянными посетителями ярмарок являются представители Роспотребнадзора, которые осуществляют этот контроль. Эта работа ведется постоянно. Мы постоянно получаем отчеты о результатах такого рода проверок. Но я вам хочу сказать, что именно на качество продукции, которая реализуется на ярмарках, жалоб очень мало.
ВЕДУЩИЙ: А на что тогда жалуются?
КРАСНОВ: У нас есть свои проблемы по ярмаркам выходного дня. Жалуются на самом деле больше торгующие, которым не хватило места, которым не предоставили места и так далее. У нас есть свой большой пул вопросов.
ВЕДУЩИЙ: То есть желающих прийти продать очень много, на всех места не хватает, так получается?
КРАСНОВ: Желающих много. Поэтому одна из задач принципиальных и ключевых, которая перед нами стоит, это расширение и увеличение количества таких ярмарочных площадок в городе. Надо сказать, что и в этом году их стало больше. Их сегодня работает в постоянном режиме, как ярмарки выходного дня, 143 площадки, в прошлом году их было чуть больше ста двадцати. И сейчас стоит задача количество этих площадок увеличить. Помимо количества мест для торговли изменяется и форма торговли. У нас сейчас появятся уже в конце октября специализированные ярмарки регионов, так называемые региональные ярмарки.
ВЕДУЩИЙ: Постоянные, видимо, или тоже сезонные?
КРАСНОВ: Они могут действовать в течение года, но срок представления своей продукции каждым регионом ограничен двумя неделями на одной площадке. Таким образом, у региона появляется возможность показать свою продукцию - это и сельскохозяйственная продукция, и изделия народного творчества, и все то, чем богат регион, - провезти эту свою ярмарку по городу, побывать на разных площадках и показать свою продукцию нашим жителям города в разных районах.
ВЕДУЩИЙ: Это на тех же самых местах, где проходят ярмарки выходного дня?
КРАСНОВ: Нет, это будут новые площадки.
ВЕДУЩИЙ: А где и как это будет делаться, организовываться?
КРАСНОВ: Это новые площадки, город специально утверждает перечень таких площадок. Пока их не так много, их на сегодняшний день всего пять. Но задача поставлена количество таких дополнительных площадок довести где-то до двадцати, будет по 2-3 площадки в каждом административном округе. И эти площадки будут функционировать именно как площадки, на которых будут представлять свою продукцию разные регионы Российской Федерации.
ВЕДУЩИЙ: Разные регионы и каждый день? Или тоже по выходным дням?
КРАСНОВ: Все зависит от их желания. Мы специально отбираем площадки, где можно осуществлять торговлю каждый день, постоянно. У нас сегодня, например, такие площадки определены. Та же площадка на Профсоюзной, 41 в дальнейшем будет использоваться как площадка ярмарки выходного дня. И там встанет Тверь, Вологда, белорусские товаропроизводители приедут по определенному расписанию. Вся эта информация на сайте департамента торговли будет доступна всем желающим жителям.
ВЕДУЩИЙ: Оповещение населения. Когда вы рассказывали об этом, я подумала, что даже не знаю, где у меня в районе подобная ярмарка проходит, потому как ни одного рекламного плаката не видела. Я понимаю, вы скажете, что места надо знать. Но, наверное, это не дело жителей ходить и искать информацию, информация должна искать жителей.
КРАСНОВ: Вы абсолютно правы. Информация на сегодняшний день есть на сайтах префектур административных округов, на сайте департамента торговли.
ВЕДУЩИЙ: То есть опять ее нужно пойти и найти.
КРАСНОВ: Задача управ и префектур информировать, безусловно, жителей города. Это плохо, что вы не знаете.
ВЕДУЩИЙ: Понятия не имею.
КРАСНОВ: И эту ситуацию надо взять на контроль, мы ее исправим.
ВЕДУЩИЙ: Понятно. Мне-то сообщат сегодня, где у меня в районе ярмарка… И у нас есть первый звонок.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте, Дмитрий Григорьевич. Меня зовут Наталья. Мы были на ярмарке около площади Революции, армянская была «Золотой гранат», очень нам понравилась. Мы бы хотели узнать, какие-то еще национальные ярмарки будут, кроме российских?
КРАСНОВ: «Золотой гранат» - это тоже мероприятие, которое проводится традиционно. Это не совсем даже в традиционном смысле наша ярмарка, это скорее в данном случае межгосударственное внешнеэкономическое сотрудничество. Мы активно работаем именно с теми государствами, которые являются членами Таможенного союза. И поэтому у нас, безусловно, будут ярмарки белорусские расширяться, безусловно, свою продукцию покажет и Армения. Но для нас сейчас чрезвычайно важно, чтобы именно регионы Российской Федерации получили доступ в Москву.
ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Григорьевич, все-таки что собой представляют подобные ярмарки? Я, например, когда слышу о ярмарке «Золотая осень» или продукции от производителя, сразу вспоминаю конец 1980-х годов - начало 1990-х, когда в Москве стали появляться грузовики, с грузовиков продавали картошку, те же яблоки, капусту или еще что-то. И тогда, помню, Борис Ельцин, который был главой Москвы, сказал, что вот мы продукцию привезем, город накормим, из соседних областей будут приезжать. Я так понимаю, что сейчас совсем другая история?
КРАСНОВ: Вы понимаете, ярмарка в отличие от того же рынка - это временное мероприятие. Рынок - это постоянно действующая площадка, которая сдается в аренду некоторым производителям, фермерам и так далее. Ярмарка - это временное мероприятие, в котором есть, безусловно, такие социокультурные элементы. И мы новым порядком проведения региональных ярмарок хотим поддержать именно эту традицию. Это постоянно действующая площадка, но на которую будут заходить со своей продукцией разные регионы. И это принципиальное и очень важное отличие именно ярмарки как праздника, как мероприятия от рынка.
ВЕДУЩИЙ: Кто продает непосредственно?
КРАСНОВ: Безусловно, на наших ярмарках очень много есть и тех, кто приезжает на собственных «газелях», машинах из близлежащих регионов и продает свою продукцию. И, конечно, москвичами это очень востребовано, когда на ярмарке вдруг появляется картошка за 7-8 рублей, а не за 15 рублей, конечно, всегда к такой машине выстраивается очередь. У нас сегодня на многие ярмарки действительно приезжают сами производители, привозят свою продукцию и реализуют. И в такой свободе торговли в каком-то смысле нет ничего плохого. Эта форма торговли удобна жителям, она комфортна для них, она близко к ним расположена, и это должно продолжаться, но, безусловно, вопросы, связанные с организацией, с порядком на этих ярмарках, с чистотой…
ВЕДУЩИЙ: Меня вопросы безопасности продукции даже больше волнуют, я бы сказала. Вот у таких частных производителей, которые на своих машинах привозят, у них все-таки Роспотребнадзор-то проверяет качество продукции?
КРАСНОВ: Обязательно. Продукция берется на пробы, на анализы. И на каждой ярмарке у нас такое происходит. Продукция проверяется.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, а те, кто приезжает продавать на ярмарку, они платят какие-то деньги за место?
КРАСНОВ: По тому порядку, который на сегодняшний день в городе есть и который распространяется на ярмарки выходного дня, производители, которые приезжают на ярмарки, не платят за торговое место. Торговые места должны предоставляться бесплатно.
ВЕДУЩИЙ: Когда вы говорите - должны, это означает, что не всегда так бывает?
КРАСНОВ: Это означает, что не всегда так бывает. И департамент торговли, департамент региональной безопасности правительства Москвы вплотную с соответствующими силовыми органами занимаются каждой ярмарочной площадкой, выявляя случаи, когда какие-то злоупотребления такого рода на них возникают. Случаи такие есть, у нас уголовные дела по этому поводу возбуждены. Этот порядок действительно очень важен, с одной стороны, а с другой стороны, он, к сожалению, очень в каком-то смысле коррупционно емкий, потому что, когда что-то бесплатное, находящееся в дефиците, кому-то дается, на этом кому-то хочется нагреть руки.
ВЕДУЩИЙ: А производители в регионах знают о том, что в Москву можно в сезон ярмарок приехать и совершенно легально, совершенно бесплатно встать на какой-то ярмарке, начать продавать свою продукцию? Потому что продукцию-то продают, я думаю, многие в своих дворах встречали: люди приезжают, открывают машину, там та же картошка, те же яблоки, такое можно увидеть иногда во дворах. Но, может быть, эти люди просто не знают, что они могут доехать до ярмарки, цивилизованно встать и все это продавать, а москвичи будут уверены в том, что покупают проверенную продукцию. То есть производителей-то оповещают?
КРАСНОВ: Вы знаете, у нас есть, безусловно, несколько основных каналов, каким образом мы общаемся с производителями. Это и информация, которая направляется в органы АПК, руководству региона, которое занимается сельским хозяйством, а они должны доводить и доводят до своих товаропроизводителей эту информацию. Со многими товаропроизводителями мы ведем работу, как и префектуры ведут работу, напрямую.
Иногда убедить товаропроизводителя приехать со своей продукцией бывает, поверьте, непросто. По двум причинам. Первая. В сезон гораздо важнее этим производителям, фермерским хозяйствам, особенно малым, средним хозяйствам, быть у себя в регионе, заниматься непосредственно уборкой урожая, чем ехать в Москву и торговать. Поэтому непосредственно тех, кто может рвануть на своей машине и встать в Москве, их не всегда много. Поэтому, естественно, в этом процессе возникают некие посредники. Эти посредники бывают цивилизованные, их бывает немного, например, какой-либо торгово-закупочный кооператив, который может сюда эту продукцию привозить.
Но часто действительно такого рода нарекания совершенно справедливы, потому что у нас на ярмарках часто торгуют организации, которые закупают эту же продукцию на одной и той же оптовой базе, развозят ее по всем ярмаркам. Эта продукция, как мы понимаем, проходит много перепродаж, прежде чем попасть на ярмарку, и это, естественно, сказывается на ее конечной цене. Но так или иначе, чем выше будет конкуренция, чем больше будет ярмарочных площадок в городе, тем точнее, корректнее и ближе к производителю будут цены на этих площадках. Поэтому наша-то задача создать удобную, комфортную инфраструктуру ярмарочной торговли, рыночной торговли, которая подведет эту продукцию непосредственно к потребителю.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Я Нина Павловна. Дмитрий Григорьевич, раньше очень хороший рынок был в СВАО на Сигнальном проезде. Сейчас почему-то стало очень мало приезжать туда фермеров. В прошлом году говорили, что нет места. В основном там торгуют приезжие из Средней Азии, с Кавказа, они, видимо, перекупают и постоянно там…
ВЕДУЩИЙ: Нина Павловна, мы сейчас говорим про рынок или про ярмарку?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: И ярмарка. Сейчас будет ярмарка, там мест просто нет свободных, там палатки, палатки, палатки.
КРАСНОВ: Этот вопрос имеет отношение напрямую к тому, о чем мы говорим. Кстати, по Северо-Восточному округу такая проблема действительно есть, там не так много мест, где можно расположить ярмарочные площадки. Поэтому проблема, конечно, заключается в том, как попасть товаропроизводителю на то самое место, которое будет для него приспособлено, и как узнать ему, где это место. И эту задачу департамент торговли также пытается решить путем прямого взаимодействия с регионами.
ВЕДУЩИЙ: Но вы с регионом-то договоритесь, человек оттуда приедет в этот округ, а ему скажут, места нет, у нас тут уже все свои торгуют. Какие-то меры к администрации данного района можно применить?
КРАСНОВ: Именно поэтому мы эту систему изменили. Сейчас наше взаимодействие с регионами будет строиться гораздо проще. Регионы сегодня знают и видят, все они оповещены о тех площадках, которые есть. График проведения этих ярмарок известен. Сегодня на него можно посмотреть и точно увидеть, какая площадка в какой период времени свободна. И путем обращения непосредственно в департамент торговли можно заявиться для проведения своего мероприятия именно на этой площадке, именно на тот период, когда эта площадка будет свободна. Это исключает как раз коррупционную составляющую…
ВЕДУЩИЙ: Исключает появление перекупщиков, в плохом смысле этого слова перекупщиков?
КРАСНОВ: В каком-то смысле, безусловно, исключает появление перекупщиков, а точнее, многих перекупщиков, которые иногда стоят на пути региональной продукции в Москву.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Евгения, это район Печатники, юго-восток. У нас, конечно, нет ярмарки «Золотая осень», но есть ярмарка выходного дня. И там и близко нет никаких сельхозпредпринимателей, а вот такие палатки, как по всей Москве, и цены - заоблачные. Например, картофель сейчас стоит 20-25 рублей, яблоки - 70-80 рублей. Это же неприемлемые цены! Все люди ходят возмущаются. И я просто рада, что я дозвонилась и довела до сведения.
КРАСНОВ: Безусловно, у нас ярмарки, на которых такая проблема, существуют. Мы эти ярмарки знаем. Действительно, иногда ярмарочная площадка фактически бывает захвачена каким-то одним посредником, оператором так называемым этой площадки. В результате дефицита этих мест, отсутствия альтернативы у покупателя, куда пойти, возникает такой местный монополизм, местный диктат. И мы видим, что на каких-то площадках эти цены действительно оказываются неоправданно, нерыночно завышены, то есть они выходят из разреза справедливых цен. Действительно, когда картошка стоит 25 рублей на ярмарке, это вызывает удивление, потому что сегодня на поле картошка стоит 5 рублей, 4,5 рубля.
ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Григорьевич, когда вы узнаете об этих случаях, что вы делаете, чтобы таких случаев не было, ваш департамент что делает?
КРАСНОВ: Вы понимаете, напрямую регулировать цены, безусловно, мы не можем.
ВЕДУЩИЙ: А прийти проверить документы, спросить: ребята, а вы тут чем торгуете и как вы это место получили? Это вы можете сделать?
КРАСНОВ: Конечно. И это делается. И сегодня есть понятный, внятный порядок, каким образом производители могут обратиться и получить место на этой ярмарке. Другое дело, что на сегодняшний день на ярмарочной площадке существует так называемый подрядчик, который организует эту площадку, содержит эту площадку. И очень часто эти подрядчики выходят за те рамки, которые им отведены в рамках государственного контракта, который они исполняют, превышают, скажем так, свои полномочия, круг обязанностей, сами организуют торгующих…
ВЕДУЩИЙ: А расторгнуть с ними контракт?
КРАСНОВ: Такие контракты расторгаются, такая претензионная работа ведется активно, и в отношении таких подрядчиков, которые взимают средства, возбуждаются уголовные дела. Этой работой мы занимаемся в ежедневном режиме.
ВЕДУЩИЙ: Короче, у кого есть желание свой бизнес организовать, организовывайте бизнес по управлению подобными площадками, чтобы там не было никаких перекупщиков в нехорошем смысле этого слова, а чтобы приезжали производители из соседних регионов. Хороший бизнес, если честно его вести. Пожалуйста, правительство Москвы в этом заинтересовано.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Галина Алексеевна, северо-запад, Строгино. Ярмарка находится около кинотеатра «Таджикистан». Цены – запредельные: яблоки - 60-65, свекла - 30, картошка - 25-30, зеленый лук - 200 рублей за килограмм, виноград - от 90 до 120, мандарины - 150, хурма - 120, сливы мелкие - 78 рублей. Никто не регулирует эти цены, никому это не надо. Всего у нас две ярмарки осталось, у метро «Щукинская» и у кинотеатра «Таджикистан». А так у нас вообще нет ни рынков, ни ярмарок. Безобразие полнейшее.
КРАСНОВ: На сегодняшний день в Северо-Западном округе работает на самом деле семь ярмарок. С точки зрения организации, ассортимента продукции, который там представлен, даже внешне видно, что это одни из лучших ярмарок города.
ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Григорьевич, видимо, вы с нашей слушательницей бываете в разных округах.
КРАСНОВ: Да нет, на ярмарках Северо-Западного округа мы бываем как раз очень часто.
ВЕДУЩИЙ: Как же люди туда не доходят?
КРАСНОВ: Что касается цен, то такие проблемы действительно существуют. И у нас сегодня в городе, я вам хочу сказать, разброс цен на овощную продукцию чрезвычайно велик. Картошку сегодня можно купить по 8-10 рублей на тех же ярмарках, а можно увидеть и по 25 рублей. Хочу подчеркнуть такую важную вещь. Нельзя в данном случае все эти искажения и все эти проблемы вешать, например, на ярмарки выходного дня, на операторов, на организаторов рынков.
ВЕДУЩИЙ: Как раз на операторов можно, потому что, простите, мандарины и хурма в соседних с Москвой регионах не производятся.
КРАСНОВ: Конечно. Есть общая проблема, связанная с поступлением этой продукции в город Москву. Это общая проблема. Мы этой проблемой сейчас вплотную занимаемся. На самом деле в цивилизованных европейских странах, в крупных городах существуют так называемые большие оптово-продовольственные рынки, которые являются организаторами-интеграторами этого оптового оборота. И вся продукция ближайших регионов поступает на этот рынок и оттуда уходит в город. Масса оптовых операторов работает на этом рынке. И этот организованный поток продукции позволяет в городе сложиться правильным ценам, потому что они складываются в условиях конкурентной среды.
Пока у нас такой системы не существует. Действительно, сегодня эти потоки овощной продукции в город очень разрознены. Они иногда непонятные, они иногда темные, они проходят через хаотично организованные оптовые базы. И реформирование всего оптового звена - это одна из основных наших задач. Пока мы полностью не реформируем это звено, говорить о том, что мы решим локальные проблемы на каждой из ярмарок, тоже очень сложно. Поэтому это большая задача. Мы ей занимаемся иногда в полуручном режиме, иногда это делается само собой, рынок регулирует, когда таких объектов, ярмарок становится в округе много, конкуренция влияет на ценовое предложение, и цены выравниваются, и жители очень довольны этими ярмарками. Но, безусловно, такого рода замечания, они справедливы. И действительно мы видим, что на целом ряде площадок цены не всегда приемлемые.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Наталья. Я живу на Ленинском проспекте, и я хочу спросить. Вот по Ленинскому проспекту, начиная от площади Гагарина до Ломоносовского проспекта, и на всех ближних улицах нет такой ярмарки. Предполагается ли ее открытие? Нет у нас вообще даже ярмарки выходного дня, только на Ломоносовском около цирка.
КРАСНОВ: В Юго-Западном округе на самом деле ярмарок тоже у нас достаточно много. На сегодняшний день их шестнадцать. И они есть на Ленинском проспекте, владение 125, на Профсоюзной, 91, на Профсоюзной, 41.
ВЕДУЩИЙ: И вот тут мы приходим к тому, о чем я говорила: народ не знает, где это всё. Который уже звонок, и люди говорят: где, где? Вопрос к управам, я так понимаю.
КРАСНОВ: Вопрос действительно об информировании. Замечание, в данном случае спорить с ним сложно, если действительно люди звонят и не знают. Всю необходимую информацию мы размещаем в тех средствах массовой информации, которые есть сегодня у правительства Москвы. Наверное, это замечание принимается. И работу по информированию о местонахождении ярмарок мы, безусловно, усилим.
ВЕДУЩИЙ: Видимо, надо заниматься не только организацией оптовой торговли и организацией площадок, но еще и печатанием цветных красивых плакатов с подробными адресами. Кстати, отсутствие подобной информации играет только на руку тем самым перекупщикам, потому что народ, может быть, даже не приходит на те площадки, где он мог бы что-то купить, а приходит в то место, которое знает. И торговцы, которые понимают, что к ним идет основной поток, они, собственно, диктуют свои правила игры. Увы. Я так понимаю, что правительство Москвы, во всяком случае Департамент потребительского рынка и услуг, все это понимает, над этим будет работать. А наше время истекло. Я благодарю нашего гостя.