Маяк. Москва 25.10.2012 - Готовы ли к зиме жилые дома в Москве?
Персоны
Зимний сезон в Москве стартовал. Похолодало, а дороги уже начали обрабатывать противогололедными реагентами. Не за горами время, когда на крышах появятся снег и сосульки. Насколько готовы жилые дома к зиме? Что делать, если у вас в квартире холодно, а на стенах от сырости плесень? На вопросы отвечает заместитель начальника Мосжилинспекции Николай Александрович Ревин. Ведущая - Ирина Козловская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель начальника Мосжилинспекции Николай Ревин. Говорить будем о состоянии жилых домов и о готовности коммунальных служб города к зиме. Николай Александрович, я понимаю, что всех людей волнует, в каком доме они живут. Будь это хрущевка, будь это новостройка, будь это какой-то элитный комплекс, главное, чтобы зимой было сухо, батареи не текли, ниоткуда не дуло. Давайте мы начнем с самой распространенной, на ваш взгляд, проблемы жилых домов зимой. Я бы, например, вас опережая, обозначила такую: снег на крышах и сосульки. Было у нас несколько драматичных случаев, когда эти глыбы срывались, убивали людей. И в Питере, вы помните, резонансная история, и у нас. Давайте начнем с мер безопасности.
РЕВИН: Если взять в целом подготовку дома к зиме, она не ограничивается исключительно только очисткой кровли от снега и наледи. Но если мы решили рассмотреть конкретный случай - организацию работ по очистке кровель от снега и наледи, мы должны понимать, что для этого организуются специализированные бригады, которые готовятся до наступления снегов, до того, как начнутся снегопады, готовятся они на основании поручений управляющей организации.
ВЕДУЩИЙ: Они же, наверное, не каждый год готовятся заново, у них опыт работы уже есть?
РЕВИН: Безусловно. То есть это из года в год одна проблема, даже, может быть, и не проблема, а сложный вопрос, который необходимо грамотно организовать. Соответственно инспекцией проводятся проверки. То есть мы проверяем наличие этих бригад, мы проверяем, все ли там аттестованы.
ВЕДУЩИЙ: Тоже ходите по крышам или с тротуара смотрите наверх?
РЕВИН: Нет. Я начал говорить, что мы проверяем вообще комплектацию бригад, наличие бригад и распорядительных документов. Это до начала зимнего периода. То есть мы знаем, что у нас есть специалисты, у них есть оборудование необходимое, для того чтобы проводить эту очистку, и они вообще понимают, какие кровли они будут чистить. Если вернуться к вопросу, как мы проверяем наличие снега и наледи на кровле, на сегодняшний момент инспектор своими ногами идет и смотрит. У нас есть маршрутные карты, на которых расположены дома, которые подвержены образованию наледи регулярно.
ВЕДУЩИЙ: Наверное, все они подвержены?
РЕВИН: Нет. У нас есть металлические двускатные кровли и есть рулонные с металлическими свесами, это то, о чем вы говорили, так называемые хрущевки пятиэтажные с внешним водоотводом. На внешнем водоотводе и на металлических свесах у нас образуются сугробы, у нас образуются сосульки, которые могут угрожать жизни проживающих. И соответственно на металлических кровлях двускатных, там тоже в зоне желобов и свесов образуются у нас глыбы льда, могут образовываться большие шапки снега. И при обильных снегопадах, даже если нет сосулек, возможен сход снежных масс.
Соответственно у нас есть понимание, что, когда начинается снегопад, это у нас начинается обратный отсчет времени на очистку кровель. Регламентное время очистки кровель - три дня. В первый день очищаются кровли, которые находятся в зоне интенсивного пешеходного движения, и затем уже вглубь дворов, задняя часть фасадов, там производится очистка. Но незамедлительно должны устанавливаться ограждения, сигнальные ленты и информационные стенды, что в данном месте проходить или в данном месте находиться нельзя.
ВЕДУЩИЙ: Николай Александрович, вы отвечаете только за кровлю жилых домов? А вот магазины, например, там эти бригады кто комплектует - непосредственно арендатор, владелец? Или это тоже в зоне вашего внимания находится?
РЕВИН: Мосжилинспекция отвечает за жилищный фонд, то есть жилые дома, где живут у нас жители. Осуществляет контроль и надзор за управляющими организациями, за тем, как организована и каким образом производится очистка кровель от снега и наледи. Из новых веяний, возможно, в этом году будет применяться система видеонаблюдения. Задумка такая есть. Возможно, будет пилотный проект, это на стадии рассмотрения, что будут установлены видеокамеры, которые будут заведены на пульт, и инспектор будет видеть в режиме реального времени, как проводится работа, есть или нет нарушения.
ВЕДУЩИЙ: И сколько домов должен обойти инспектор, чтобы всё проверить?
РЕВИН: Все зависит от…
ВЕДУЩИЙ: От его быстрых ног?
РЕВИН: Ну, не столько от быстрых ног. В течение трех дней инспектор должен пройти все строения, которые закреплены у него в зоне ответственности. То есть за три дня управляющая организация обязана очистить, а перед инспектором стоит задача в эти три дня обойти все эти строения. Соответственно в первые обильные снегопады здесь уже не выборочно проводится проверка, а с максимально большим охватом, с точки зрения даже не очистки кровель, а с точки зрения установки ограждений. В случае выявления нарушений применяются финансовые санкции.
На сегодняшний момент финансовые санкции для юридических лиц составляют до 50 тысяч рублей. Но Мосжилинспекция вышла с предложением по 9.1 КоАП внести изменения в сторону увеличения штрафных санкций до 100 тысяч рублей. В первом чтении уже прошло это предложение. И мы надеемся, что данные предложения Мосжилинспекции по ужесточению финансовых наказаний в отношении управляющих организаций, которые недостаточно эффективно осуществляют очистку кровель, будут приняты.
ВЕДУЩИЙ: Николай Александрович, в принципе понятно, труд такого инспектора важен, почетен, но, естественно, это трудоемкий процесс. И многие разработчики говорили, что нужно уже пользоваться современными технологиями и как-то облегчать работу. Например, они такие импульсные микротолкатели устанавливали на крышах, от импульса разбивались и не нарастали на крышах сосульки. Это первый момент. Второй момент. Я прочитала, что в Москве будут между крышей и полом чердака засыпать утеплитель - керамзит, это в новостройках, и вот якобы он будет такой теплой прослойкой, на крыше не будет ничего накапливаться. Как вы это можете прокомментировать?
РЕВИН: Во-первых, то, что вы сейчас назвали, это меры по недопущению образования наледи. То есть наледь образуется оттого, что у нас теплый чердак, снег тает, образуется сосулька. Те меры, о которых вы сказали, являются профилактическими, предотвращают образование наледи. Но снег, тем не менее, будет на кровле, он будет формироваться в снежные массы. То есть, несмотря на то что у нас будет уменьшено количество сосулек, тем не менее очистка данных кровель все равно будет необходима по мере накопления снежных масс. Но с точки зрения опасности для здоровья и жизни жителей, безусловно, глыбы льда наиболее опасны.
ВЕДУЩИЙ: Теперь давайте перейдем непосредственно к кровле. Наверное, в большей степени этим страдают хрущевки, у которых кровлю можно сравнить с худым башмаком. Если там накапливается много снега, а нет хорошей герметичности, влага попадает непосредственно в квартиры, и плесень может появиться.
РЕВИН: Ну, я бы хотел сказать так, что по весне всегда возникает проблема ремонта кровель, которые нерегулярно чистили зимой. Правильно вы отметили, что у нас есть дома глубокого срока постройки - 1940-х, 1950-х, 1970-х годов. Соответственно сами кровельные покрытия уже имеют достаточно неудовлетворительное состояние. Несмотря на то, что кровельные бригады используют деревянные лопаты, надевается прорезиненная обувь, тем не менее человек идет по кровле. Соответственно, если у нас обрешетка уже подгнила либо у нас отсутствует где-то в обрешетке доска, человек наступает, расходятся фальцы. Той же самой лопатой, когда сдвигаются массы снега, могут повредить фальцы, то есть у нас кровельное железо расходится, могут в случае таяния снега появиться протечки.
То же самое у нас с рулонными кровлями, которые имеют металлические свесы и наружный водоотвод. Сама кровля - гидроизол, он проморожен. И опять же человек по нему идет, то есть возможно растрескивание. И когда снег уже стаивает, весна, у собственников многоквартирных домов, которые живут на верхних этажах, могут появиться вопросы, связанные с протечками. Поэтому для этих целей, для того чтобы минимизировать ущерб собственников, организованы диспетчерские службы, в которые заявители обращаются, и соответственно принимаются меры по предотвращению.
ВЕДУЩИЙ: А кто будет платить за ремонт, если из-за халатности людей, которые плохо мне почистили крышу или их сапоги были не того размера и не той кондиции, как надо, у меня потом пошла и плесень, и влага? Я должна буду платить из своего кармана, или же нужно подавать какой-то иск?
РЕВИН: Значит, здесь предусмотрена ответственность и управляющей компании. То есть при проведении работ на общедомовом имуществе был нанесен ущерб собственнику многоквартирного дома. Как регламентирует данный вопрос законодатель? Или по согласованию сторон, то есть в добровольном порядке, управляющая организация либо возмещает финансово, либо выполняет бесплатно для собственника данную работу; в случае если понимания между собственником и управляющей компанией нет, то в суд.
ВЕДУЩИЙ: А сколько вообще у нас в Москве жилых домов, смогли ли вы их все проверить, были ли нарушения, как много и в какой части?
РЕВИН: Домов жилого фонда, которые подлежат подготовке к зиме, 31 113. Почему я так точно эту цифру называю, потому что каждый дом имеет подписанный акт готовности к сезонной эксплуатации. Подписывается он управляющей организацией, подписывается он эксплуатирующей организацией, если там создано товарищество собственников жилья - представителями товарищества собственников жилья, либо советом многоквартирного дома. В случае отсутствия и той и другой формы объединения жители данного дома привлекаются к этой работе. В ходе проверки выяснилось, что не все управляющие организации должным образом подошли к подготовке…
ВЕДУЩИЙ: Я почему-то не удивлена.
РЕВИН: Здесь получилось так, что в 16 900 домах были выявлены нарушения. То есть те дома, которые предъявлялись Мосжилинспекции, имели недостатки. Основные недостатки - это отсутствие теплоизоляции трубопроводов, разбитые стекла, неплотно закрывающиеся двери, наличие протечек, разгерметизированные швы межпанельные. И по данным фактам нарушений выдавались предписания и составлялись протоколы. В целом по городу Москве было выставлено финансовых санкций на сумму 64 миллиона.
ВЕДУЩИЙ: Вот вы сказали, двери плохо закрываются. В принципе сейчас везде устанавливают доводчики, чтобы двери плавно закрывались, но очень часто они ломаются, так же как и домофоны. И вот дверь нараспашку, пока там кто-то придет починит, и это вызывает раздражение. Оно вроде и мелкое дело, но с другой стороны, это тоже влияет на тепло в доме и на последующую оплату этого тепла.
РЕВИН: Безусловно, вы правы. Даже если мы вышли на лестничную клетку покурить и не закрыли форточку, по большому счету это убыток всем собственникам многоквартирного дома. В большинстве домов города Москвы установлены приборы учета. Они считают, какая температура теплоносителя подана в дом и какая оттуда выходит. Разница оплачивается всеми жителями дома. Чем больше окон и дверей раскрыто или чем больше стекол выбито, тем больше денег заплатит собственник по прошествии отопительного сезона. Поэтому, помимо того что в отношении технического состояния надо проявлять активность, но и за собой тоже следить. Вышли покурили на лестничной клетке, если уж такое произошло (хотя не думаю, что это правильно), - не забудьте закрыть за собой форточку. Увидели открытое окно - необходимо его закрыть. То есть надо поддерживать энергоэффективность своего дома.
ВЕДУЩИЙ: Николай Александрович, по поводу теплового контура здания. Я не специалист, и я очень отдаленно понимаю, что это значит: подготовка теплового контура здания и его сохранение. Насколько это важная вещь непосредственно в подготовке жилого фонда к зиме?
РЕВИН: Для чего тепловой контур создается? Чтобы то тепло, которое есть в доме, не уходило. То есть для того, чтобы создать комфортные и безопасные условия проживания в своем жилище, необходимо не только в своей квартире иметь плотно закрытые окна и двери, но в том числе и на лестничной клетке. Это как бы тот промежуток между улицей и жилым помещением, который существует. Поэтому вопросы, связанные с остеклением, вопросы, связанные с исправностью окон, с исправностью дверей, они напрямую влияют на комфортное проживание. Нужно не только самим аккуратно и грамотно относиться к данному оборудованию, но в случае выявления неисправностей незамедлительно сообщать в Объединенные диспетчерские службы (ОДС) для принятия мер.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. А как быть в таком случае: в доме и в квартире поставлены прекрасные стеклопакеты, закрываются двери, но батареи такие жаркие, что их невозможно отрегулировать, ну просто джунгли, и поневоле ты открываешь настежь все форточки, все окна, чтобы хоть как-то дышать. В принципе эта проблема в Москве достаточно распространенная.
РЕВИН: Ну, в данном случае что можно посоветовать? Посоветовать установить терморегулятор. При помощи терморегулятора мы можем регулировать температуру, которая у нас будет в батарее.
ВЕДУЩИЙ: Он же, наверное, не на все батареи устанавливается так просто?
РЕВИН: Если мы ставим стеклопакеты, то есть мы улучшаем условия нашего проживания, комфортность проживания в квартире, соответственно это должно быть в комплексе. Если мы ставим стеклопакеты, надо подумать о том, каким образом будет работать система вентиляции. Если мы утеплили квартиру, мы должны подумать, что те батареи, которые стояли, были рассчитаны на деревянные рамы, у нас до 15% воздуха в квартиру именно через них идет. Поэтому надо подходить не с точки зрения, что это красиво или модно что-то сделать дома, а это должно быть сделано, скажем по-простому, по уму. Если мы ставим стеклопакет, надо подумать, нужно или нет ставить приточно-вытяжной клапан. Нужно продумать, какие элементы отопления здесь будут стоять, возможно, надо поменять батарею. Если она стоит на 1 киловатт, может быть, имеет смысл поставить на 700 ватт или поставить терморегулятор. То есть вопросы, связанные с повышением комфортности проживания, надо решать комплексно.
ВЕДУЩИЙ: Мы ранее говорили о протечках, которые образуются весной. Но бывают случаи, и об этом тоже писали СМИ, когда в квартире просто иней в углах, всё замерзает. Что делать в такой ситуации? Потому что, я так понимаю, новую квартиру людям не дадут, они должны будут в этом морозильнике жить дальше, а если там дети или просто больные люди живут?
РЕВИН: В данном случае, скорее всего, причина в том, что потеряли теплофизические свойства швы межпанельные. Когда у нас в углу промерзает, когда у нас в зоне подоконника промерзает, под потолком, в зоне плинтуса появляется плесень - это называется «переход через точку росы». Образуется у нас влажность, и в этой влажности размножаются грибковые споры, появляется плесень. Вопрос решается одним только способом: необходимо вскрыть шов, необходимо его заполнить специальными материалами и загерметизировать. Данная работа выполняется в счет средств эксплуатации управляющими организациями. Необходимо обращаться в диспетчерскую службу, оставлять заявку, и по вашей заявке будут выполняться ремонтные работы. В случае если оперативно вопрос не решается, надо обращаться напрямую в управляющую организацию. Либо можно обратиться к нам, в Мосжилинспекцию, мы, безусловно, оценим сроки выполнения работ, оценим масштаб бедствий. В случае выявления ненадлежащего исполнения своей работы управляющей организацией она будет привлечена к административной ответственности.
ВЕДУЩИЙ: Есть телефон «горячей линии» Мосжилинспекции?
РЕВИН: Да, безусловно. У нас есть телефон «горячей линии»: 681-77-80.
ВЕДУЩИЙ: По поводу герметичности швов. Да, можно оставить заявку. Но мне рассказывали, что многие владельцы квартир как поступают: они объединяются, нанимают промышленных альпинистов, и те всё заделывают сразу на нескольких этажах, потому что квартиры друг над другом, и швы у одних - это потолки, у других - полы. Это нормальная разновидность бизнеса, или же все-таки надо обращаться непосредственно в свою управляющую компанию, чтобы не платить лишние деньги?
РЕВИН: Безусловно, данная работа должна выполняться управляющей организацией. Если альпинист будет закреплять страховочные средства, он будет использовать кровлю, он будет использовать элементы общедомового имущества, доступ к ним обеспечивает управляющая организация. В то же время управляющая организация несет ответственность за качество выполненных работ. Те люди, которых привлекают со стороны, могут не нести такой ответственности, могут проделать работу с низким качеством, могут повредить общедомовое имущество. Поэтому та управляющая организация, которая занимается управлением данным многоквартирным домом, она обязана выполнить эту работу, она дает гарантию на выполненные работы. И мы будем знать, что выполненные работы не наносят ущерба другим конструктивным элементам дома. Поэтому я бы рекомендовал, настаивал, и это действительно правильно, - через управляющую организацию.
ВЕДУЩИЙ: Ваши взаимоотношения с коммунальными службами города ограничиваются только тем, что вы их бригады проверяете, или вы отслеживаете еще какие-то их действия?
РЕВИН: Если в целом взять готовность дома к зиме, это не только техническое состояние здания проверить. Здесь целый комплекс. У нас в течение зимы обеспечивают бесперебойное функционирование инженерных систем аварийные службы. Мы проверяем аварийные службы: что они достаточно укомплектованы, что есть договоры в отношении конкретных адресов и перечень работ, которые в случае аварии они выполняют. Проверяем комплектность мастерского участка. То есть ОДС - это что? ОДС - там стоит телефон, сидит диспетчер, который принимает заявку. Но данную заявку выполняет эксплуатирующая организация, у которой организован в большинстве случаев мастерский участок, который выполняет заявочный ремонт. Мосжилинспекция тоже проверяет данные предприятия на предмет комплектности, на предмет наличия обученных специалистов и наличия материалов. Также проводим выборочную проверку журналов приемки обращений. То есть если там не в срок выполнено, либо мы видим, что на уголке записано, а не в журнал внесено, если человек, которые общается с жителями, не обучен, то в этом случае выдаем предписание на устранение нарушений либо привлекаем к административной ответственности.
ВЕДУЩИЙ: Николай Александрович, у нас звонок. Нашлись москвичи, которые беспокоятся, как они перезимуют. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Вас беспокоит житель Москвы, Дубнинская улица, это Бескудниковский район. Квартиру мы получили в 2006 году. И с 2006 года я пыталась бороться за свое утепление. Угловая квартира. Зимой было плюс 13 градусов. Приходила постоянно комиссия, проверяли, какой теплоноситель, то есть температуру батарей. Был составлен акт, что теплоноситель ниже нормы. Мне говорили: если хотите, меняйте за свой счет батареи. За свой счет я поменяла батареи. Потом промерзала под подоконниками стена, прямо иней в комнате. Мне сказали: хотите, меняйте окна. До сих пор я окна не поменяла, я одна с ребенком живу. Окна пластиковые приходится заклеивать, чтобы не очень дуло. Зимой мы стараемся в эту угловую комнату не заходить, потому что там очень холодно. На балконе, у нас застеклен балкон, сломались замки. Я позвонила в управляющую компанию, говорю, у меня сломались замки. На что мне сказали: покупайте и делайте сами.
РЕВИН: Мы начнем с того, что зона ответственности управляющей организации, как я уже говорил, - это общедомовое имущество. Соответственно те окна и двери, которые за счет средств на содержание ремонтирует управляющая организация, это окна на лестничных клетках, окна и двери в тамбурах, вход в подъезд, вход в подвал, вход-выход на чердак, кровлю. Текущий ремонт окон и дверей выполняется за счет собственников многоквартирного дома.
По батареям. Если была проблема и требовалась замена батарей не на лучшую конструкцию, а для улучшения проживания в квартире, то управляющая организация не вправе была требовать с вас деньги и требовать замены за ваш счет. Управляющая организация обязана обеспечить вам на основании договора управления комфортные и безопасные условия проживания - это основной тезис. Соответственно у вас должно быть в угловой квартире 25 градусов тепла, и они должны это обеспечить. Если для этого требуется внесение изменений в расчеты, для этого требуется на элеваторе провести работы либо для этого требуется заменить отопительный элемент, это должно быть выполнено в счет средств управляющей организации.
Вы говорили, что у вас промерзание межпанельных швов, это, безусловно, вам необходимо обратиться в диспетчерскую службу и дать заявку на предмет обследования. Если проблема состоит именно в том, что необходимо выполнить герметизацию, управляющая организация в счет средств эксплуатации обязана выполнить там ремонт. Если вы этот путь прошли и не решили свои вопросы, я вам предлагаю обратиться в жилищную инспекцию для того, чтобы мы дали оценку работе управляющей организации и помогли вам в решении ваших вопросов. Если есть серьезные вопросы, серьезные проблемы, которые беспокоят заявителей, лучше обращаться в инспекции жилищного надзора по округам. Их координаты вы можете взять на сайте Мосжилинспекции (mgi.mos.ru). Там есть все координаты окружных подразделений, в которые вы можете обратиться, оставить свое заявление, и вам помогут.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Галина Алексеевна, Северо-Западный округ, Строгино. Я вызывала вчера слесарей, еще на днях вызывала, в ЖЭК звонила Калининой. У меня в большой комнате очень холодно. Я - инвалид второй группы. Из-под плинтусов дует. Никаких мер не принимают. Мой адрес: Исаковского, 28/2, квартира 724, 8-й этаж, 9-этажный панельный дом.
РЕВИН: В данном случае опять же говорю, что это зона ответственности управляющей организации. Для того чтобы мы могли вам помочь, редактор программы возьмет ваши координаты, и мы возьмем на контроль ваш вопрос и добьемся того, чтобы управляющая организация в должной мере выполняла свою работу.
ВЕДУЩИЙ: У нас есть такая практика, когда люди обращаются с конкретными просьбами, пресс-служба ведомства потом отвечает. Например, по обеспечению льготными лекарствами было очень много звонков, и потом мы предметно всем ответили. Итак, люди назвали все те проблемы, о которых мы говорили: это швы, это иней на стенах, промерзание. Удивительно, в принципе Москва - такой современный мегаполис, но во всем мире управляющие компании уже выстроили нормальные отношения с собственниками квартир, а у нас все это в такой зачаточной стадии находится. Возвращаясь к первой женщине, которая звонила, ей нужно какое-то подтверждение, что она меняла батареи за свой счет, какой-то документ? Потому что, я так понимаю, они будут от нее отбрыкиваться и дальше.
РЕВИН: На данном этапе достаточно обратиться в Мосжилинспекцию, мы со своей стороны, имея те полномочия, которые нам дало государство, направим официальный запрос в адрес управляющей организации. И с учетом того заявления, которое будет у нас от собственника данной квартиры, мы уже будем делать выводы. Как минимум мы там появимся. Мы посмотрим, если батареи стоят не те, которые предусмотрены проектом дома, это есть факт замены. Соответственно данный факт будет исследован нами на предмет того, кто поменял, на каком основании, и будет понятна вся процедура.
ВЕДУЩИЙ: Николай Александрович, я вас приглашаю еще раз на эфир, но уже в середине зимы. Говорят, что она будет очень холодная, лютая. Я думаю, что будет больше звонков. Сейчас действительно очень трудно сказать, будет у меня дуть, не будет дуть, будет у меня промерзать, не будет промерзать, что у меня будет с батареями. Спасибо вам большое за сегодняшний эфир. Спасибо нашим радиослушателям. Желаю вам всем хорошо перезимовать.