Картинка

Маяк. Москва 25.01.2013 - О новых технологиях уборки снега и льда с крыш и улиц

25 января 2013, 16:00

Персоны

Пока стужа и холод, никто из нас и не вспоминает о сосульках: их сейчас попросту нет. Но как только температура воздуха станет повышаться, с крыш полетят глыбы и замерзшие куски льда. Впрочем, столичные власти утверждают, что в этом году "сосулькопад" нам не грозит. Крыши домов и улицы от снега и льда убирают по-новому, используя современные технологии. Секреты раскрывает руководитель Объединения административно-технических инспекций г. Москвы Дмитрий Александрович Семёнов. Ведущая - Екатерина Высоковская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - начальник ОАТИ г. Москвы Дмитрий Семенов. Как получилось, что сосульки стали зловещим символом зимнего города? Так происходит уже несколько лет подряд. А ведь мы все помним зимы в Москве еще с нашего детства: всегда был снег, всегда было морозно, но сосульки - это была какая-то романтика всегда. Если родители не видят и горло не болит, их же, как мороженое, лизали, и ничего страшного в этом не было. Что изменилось, скажите?

СЕМЕНОВ: Не изменилось ничего. По-прежнему ваш подход - подход больше романтический, а наш подход, он сугубо прагматический. Мы отслеживаем те здания, где, по нашему мнению, сосульки представляют опасность с точки зрения их падения. То есть это те участки скатных кровель, нежилых строений, которые выходят на пешеходную зону. Есть в городе норматив, в соответствии с которым после снегопада и в период погодных условий, благоприятных для образования сосулек, ответственная организация (а по каждому зданию, по каждому жилому и нежилому дому есть ответственная организация, которая заключила контракт на уборку кровли) должна своевременного кровлю очищать и не допускать образования тех самых сосулек, которые представляют собой, повторяю, опасность для проходящих под ними пешеходов. И в случае, если такие факты нами выявляются как инспекцией, мы принимаем административные меры. То есть здесь у нас подход не романтичный, а сугубо прагматичный. Где-нибудь в домике Деда Мороза, в парке, да, наверное, это принимается…

ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Александрович, у меня только обертка романтичная, а вопрос у меня по сути. Я имела в виду тот факт, что раньше никаких угроз от сосулек в таком количестве не было. Мой вопрос как раз в том, а что изменилось: изменились крыши, изменилась техника сбивания этих сосулек? Не было такой проблемы в прежние годы.

СЕМЕНОВ: Я тоже, как говорится, не первый год в Москве живу, я здесь родился и вырос. И, как вы говорите, тоже в качестве мороженого сосульки в свое время использовал.

ВЕДУЩИЙ: Но вы разве помните, чтобы тогда ограждали проходы, невозможно было пройти рядом со зданием?

СЕМЕНОВ: Я считаю, что это, наоборот, хорошо, что ограждаются сейчас проходы. Раньше этой проблеме не уделялось такого внимания, считалось, что и так пройдет. Сейчас действительно установка ограждений является мерой техники безопасности, пока сосульки не сбили. А единовременно сбить сосульки со всех зданий, естественно, невозможно, существуют нормативные сроки, в которые они должны быть удалены. Ну, хотя бы день-два пусть постоят эти ограждения. Потом, когда подходит черед этого здания, приходит бригада, сбивает сосульки и очищает кровлю, чтобы они вновь не образовались, потому что сбить сосульки - это полдела, а главное - очистить кровлю от снега, чтобы в дальнейшем, при следующей оттепели не получились следующие сосульки.

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, мы приближаемся к очень важному вопросу. Нормативы по уборке не изменились с тех пор?

СЕМЕНОВ: Они только ужесточаются.

ВЕДУЩИЙ: Как часто надо убирать крышу?

СЕМЕНОВ: После пяти сантиметров выпавшего снега кровли должны быть очищены. Я говорю про скатные кровли, а плоские кровли, где система прямых водостоков, не чистятся. На них, в общем-то, ничего и не образуется. Только в случае экстренных снегопадов возможна как вариант очистка плоской кровли для того, чтобы просто уменьшить снеговую нагрузку.

ВЕДУЩИЙ: Мы с вами - городские жители. У нас общий опыт. Мы все понимаем, что бывает и так, что огорожена территория и пройти практически невозможно, потому что дальше проезжая часть. А проезжая часть забита машинами, как движущимися, так и припаркованными. И пешеходу в такой ситуации деваться некуда.

СЕМЕНОВ: Ситуация характерна для центральной части города. Естественно, где старая застройка, где скатные кровли, там же и узкие тротуары, поэтому, выгораживая, как положено по инструкции, полметра или метр от стены здания, мы практически перекрываем весь тротуар. Но с этим приходится мириться, если говорить о пешеходах – им на свой страх и риск идти под сосулькой либо все-таки обойти по проезжей части. Естественно, такие факты есть, и отрицать это глупо.

ВЕДУЩИЙ: Но мы в нашем мегаполисе можем стремиться к чему-то лучшему и более современному. Что-то делается для того, чтобы, скажем так, хотя бы на концептуальном уровне сейчас решить эту проблему, чтобы она из года в год не повторялась?

СЕМЕНОВ: Есть интересные экспериментальные разработки. В общем и целом рецепт один - это то, что профессионалы называют ТВР (температурно-влажностный режим). То есть не должно быть перепада температуры в чердачном помещении. Для этого надо проводить теплоизоляцию чердачного этажа, чтобы то тепло, которым отапливается дом, оно не конденсировалось на крыше. Из-за чего образуются сосульки? Из-за разницы температур в чердачном помещении: оттуда - тепло, сверху - холод, вот на контрасте и образуется сосулька. Соответственно сейчас эта работа по ТВР проводится в составе капитального ремонта и выборочного капитального ремонта в домах. Есть еще экспериментальные разработки, но я бы сейчас не стал на них делать особый упор. Это разного рода электрический подогрев коньков. Но это обычно используется в помещениях офисных, в банковских структурах, там, где считают, что им легче платить за систему, нежели платить за то, чтобы нанимать бригаду верхолазов для сбивания и очистки кровель.

ВЕДУЩИЙ: Я думаю, мы к этому еще не подошли. Хотя сейчас что ни евроремонт в квартире, то с подогревом пола. Может быть, когда-нибудь подойдем к тому, что и крыши будем подогревать.

СЕМЕНОВ: Наоборот, их надо охлаждать, их не надо подогревать. Именно на контрасте температур и образуются сосульки. Если чердак будет холодным, соответственно температура кровли и чердака будет примерно одна и та же, так что не будет такого интенсивного образования сосулек. И всё равно это не панацея. Еще раз говорю, там, где есть скатная кровля, там всегда есть желоба, где скапливается снег. Сегодня мороз, завтра солнышко, днем припекло, вот она и появилась, сосулька.

ВЕДУЩИЙ: Ну а там, где сосульки, там есть и лед на асфальте. Каковы нормативы уборки дворовых территорий и тротуаров?

СЕМЕНОВ: Нормативы уборки определены специальным распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства, согласованы на уровне комплекса городского хозяйства, и ими обязаны руководствоваться все подрядные организации, которые на конкурсной основе выиграли подряд на уборку и содержание дворовых территорий. То есть, естественно, свежий снег должен сметаться, если мы говорим про тротуары, если мы говорим про сложные погодные условия, то после прохождения снегоуборочной техники допускается образование снежного уплотненного наката, но в течение 6-7 часов после снегопада он должен быть обработан реагентами и жесткой щеткой, специальными механизмами или вручную, потому что не по каждому тротуару имеется возможность пройти уборочной техникой из-за их сложной конфигурации, недостаточной ширины. То есть по большому счету любая наледь на тротуаре уже в настоящее время является событием административного нарушения, по которому инспекция применяет штрафные санкции как к подрядной организации, так и к службе заказчика, которая за данную работу платит бюджетные деньги, и они со своей стороны также обязаны снимать эти деньги с подрядчиков как за некачественно выполненную работу, эти работы не должны оплачиваться.

ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Александрович, мы от события к событию тогда переходим, потому что вы сами понимаете, что такие островки наледи всегда остаются. Кстати, они еще ведут к травмам, а это потеря трудоспособности и различные семейные проблемы и проблемы со здоровьем.

СЕМЕНОВ: Естественно. Вместе с тем Москва - северный город. И как вы прекрасно понимаете, более 100 миллионов площадей твердых покрытий очистить до летнего состояния… Да, всегда будут некратные зоны, всегда будут какие-то кусочки наледи. Но на то и подрядные организации, которые эти работы выиграли, они взяли на себя определенные обязательства. Да, работать сейчас в Москве непросто. Но расценки позволяют это делать. И допускать ситуацию, когда будут гололедные явления, это уже административное правонарушение, за которое должно быть наказание.

ВЕДУЩИЙ: Когда были дворники, они, помню, скребли с 6 утра.

СЕМЕНОВ: Дворники и сейчас остались. Они просто называются комплексными бригадами, рабочими комплексной уборки. Но суть не меняется.

ВЕДУЩИЙ: Но у них было обозримое пространство, за которое они отвечали.

СЕМЕНОВ: В настоящее время всё это сохранено. У каждого дворника, смею вас уверить, есть закрепленный за ним участок, определенная категорийность этого участка и определенные нормы, по которым он должен этот участок очищать. Все как было, так и осталось. Единственное, что сейчас более широко по сравнению с прошлыми временами, и это тоже веяние времени, применяются средства малой механизации: малые роторы, ручные приспособления механизированные. Все, наверное, их видели.

ВЕДУЩИЙ: Они очень обаятельно выглядят.

СЕМЕНОВ: Обаятельно выглядят. Это и отечественного, и импортного производства. Естественно, при разумном использовании они оказывают большую помощь в работе дворников. К сожалению, от ручного труда, в силу конфигурации московских дворов, тоже уйти не всегда возможно, не везде возможна механизированная уборка. А в общем таковых средств малой механизации у нас более 6 тысяч единиц на вооружении дворников в настоящее время находится.

ВЕДУЩИЙ: После прошлой зимы у вас проходило итоговое совещание. Вы выступали с докладом, вы анализировали опыт прошедшей зимы и извлекали какие-то уроки, понимали, что там произошло. Помогло ли это? Что-то, что вы тогда заметили, удалось на стадии подготовки к этому зимнему сезону предотвратить?

СЕМЕНОВ: Конечно, помогло. Если мы говорим про ремонт дорожных покрытий, то зима - это очень неблагоприятное время для наших с вами дорог. Естественно, не столько страшна низкая температура, сколько страшны перепады температуры, так называемые переходы через ноль. И, естественно, когда температура резко меняется, то - все в школе физику проходили - вода попадает в трещинку, замерзает, превращается в лед. Эта трещинка расширяется, и образуются выбоины, которые уже мешают движению транспорта. Естественно, мэром было принято кардинальное решение: для того чтобы было меньше ямок, в летний период больше проводить ремонт дорог. И мы теперь уже вышли на то, что мы переходим на трехлетний цикл. Если мы возьмем общую площадь проезжей части в городе Москве - 75 миллионов, сейчас ежегодно ремонт делается на 24-25 миллионах квадратных метров. То есть раз в три года каждая московская дорога подвергается ремонту. Реже этого делать нельзя, потому что очень большая интенсивность движения, очень много шипованной резины, к сожалению, много большегрузного транспорта движется через город. И поэтому дороги очень интенсивно разрушаются. Климат, конечно, этому тоже способствует.

ВЕДУЩИЙ: Мы уже затронули тему дорожного покрытия. И я бы хотела у вас спросить, что оказалось все-таки долговечно и прочно? Вот по моему личному опыту наблюдений, там, где плитка, там удобнее ходить, и когда дождь, быстрее влага впитывается, когда снег, меньше выбоин и более удобное пространство, по которому ты идешь. А по вашим наблюдениям, специалистов?

СЕМЕНОВ: Вы абсолютно правы. Применение штучных покрытий плиточных в пешеходных зонах - это не нами изобретено, это общемировая практика. Гораздо больший срок службы такого покрытия по сравнению с асфальтовым, оно куда более ремонтопригодно, потому что ни для кого не секрет, что под тротуарами у нас с вами проходят инженерные коммуникации, которые время от времени нужно ремонтировать. Плитка очень хорошо и легко разбирается на фрагменты там, где нужно вести ремонт; после окончания ремонта, если нормально восстановлено основание и нормально уложена плитка, то практически следов ремонта как таковых не остается - в отличие от асфальта, где делаются ремонтные карты, образуются те самые швы сопряжения, которые являются наиболее разрушаемыми участками с точки зрения дальнейшего ремонта. Поэтому я считаю, что та критика (как мне кажется, абсолютно необоснованная), которая была в прошлом году, в том числе и в интернет-пространстве и в некоторых средствах массовой информации, она абсолютно неправильная. Сейчас в основном, и абсолютно правильно, плиточные покрытия укладываются в парках, которых с каждым годом делается всё больше и больше, по 30 штук ежегодно делается парков. Вот там на основных аллеях, где пешеходное движение (естественно, не для движения технического транспорта, там вполне пойдет и асфальт), там делаются штучные плиточные покрытия. Пешеходные зоны Столешников переулок, Петровка, Кузнецкий мост, и эта тема будет продолжаться. В дальнейшем в 2013 году это будет только шириться, больше, больше и больше пешеходных зон. И эта пешеходная зона, помимо плиточного покрытия, будет включать в себя еще и замену освещения на более приятное, торшерное, и ремонт прилегающих фасадов, и озеленение, где возможно, естественное. В центральной части города уже зелени не осталось. Там будет так называемое кадушечное озеленение, то есть деревья в кадушках. От этого тоже, к сожалению, никуда уже не деться. В настоящее время, к сожалению, нет ни пространства в центральной части города. То есть там только такой вариант предлагается, и он будет реализован. Естественно, всё это будет разработано архитекторами, чтобы всё это было в единой композиции, в едином пространстве. Я думаю, что москвичам понравится.

ВЕДУЩИЙ: Очень хорошая информация, потому что летом притормозились немножко работы по переукладке плитки.

СЕМЕНОВ: Они не притормозились, просто акцент был сделан на парковые зоны. Их не делали на улицах, чтобы не вызывать в том числе опять той же самой критики. Естественно, когда ведутся работы, люди вынуждены выходить на проезжую часть. Для них должны быть сделаны пешеходные проходы, должны быть сделаны пешеходные галереи. А в условиях того движения, которое сейчас в городе Москве, громадное количество транспорта, просто был сделан акцент на плитку в парковых зонах.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, когда укладывалась в центре плитка, я могу сказать опять-таки субъективно, что это делалось очень деликатно и больших проблем для пешеходов не создавало.

СЕМЕНОВ: Да, больших проблем не создавало. Поэтому, еще раз говорю, нехорошее слово истерия, но иногда это присутствовало в некоторых комментариях: как же, мы не можем ходить на шпильках! Это просто уже из разряда анекдотов.

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, что люди просто не поняли, что им делают добро, и в штыки восприняли новшество. Так тоже бывает.

СЕМЕНОВ: Я думаю, ничего страшного, разъяснили. А потом, как вы совершенно справедливо сказали, мы посмотрели, ничего после зимы не развалилось, всё стоит, как и должно стоять. И, дай бог, простоит те самые гарантийные сроки, которые положены.

ВЕДУЩИЙ: Теперь перейдем к проезжей части. Там асфальт, и тоже говорилось о том, что применяются новые технологии, новые виды асфальта, они более прочные и требуют только местного ремонта.

СЕМЕНОВ: Абсолютно правильно. Это политика, что гораздо проще сделать сразу большую карту, залатать эти ямки, которые все равно будут возникать.

ВЕДУЩИЙ: Вот прошло уже полтора года после укладки, была одна зима, сейчас другая. Этот асфальт выдерживает проверку временем?

СЕМЕНОВ: Выдерживает. Мы эти работы как инспекция проверяем, есть такое поручение мэра Москвы. То есть, есть лабораторный контроль, который проводит служба заказчика, и она обязана это делать, а есть лабораторный контроль независимый, который проводит инспекция. Если мы выявляем участки некачественно уложенного покрытия, а такие, к сожалению, были, то помимо штрафных санкций мы, естественно, заставляем переделывать это покрытие в полном объеме, и заказчики просто не платят им деньги. По 2012 году были случаи, когда улица была сделана, но за нее не было заплачено ни копейки бюджетных денег, потому что организация считала, что ей очень дорого переделывать, поэтому сказали: не хочешь, не переделывай, денег всё равно не получишь, будем считать, что ты сделал подарок городу. Не очень качественный, но за эти некачественно сделанные работы деньги заплачены не были.

ВЕДУЩИЙ: Очень правильный подход.

СЕМЕНОВ: Правильное решение абсолютно.

ВЕДУЩИЙ: У меня, кстати, вопрос по поводу снега и реагентов, потому что в этом году уже сказал Кульбачевский, что отказаться от реагентов мы не можем.

СЕМЕНОВ: И в будущем не сможем.

ВЕДУЩИЙ: Существуют какие-то другие технологии, хотела узнать у вас, просматриваются или нет? Или каждый год мы будем говорить о том, что мы не можем отказаться от реагентов?

СЕМЕНОВ: На ближайшую перспективу я, как человек, давно работающий в городском хозяйстве, альтернативы не вижу. Можно говорить о том, чтобы применять другие реагенты, сейчас это уже делается. С прошлого года, если вы обратили внимание, на дворовых территориях применяется комбинированный реагент, где в качестве одного из компонентов выступает мраморная крошка. Абсолютно инертный материал, а соль техническая, хлорид натрия, является только связующим элементом, чтобы эта крошка не слеживалась. Она достаточно хорошо себя зарекомендовала, правда, опять же были разговоры: что это такое за белые пятна? Белые пятна просто потому, что люди ходят. Она свои адгезионные свойства, чтобы не было скольжения, вполне отрабатывает, а потом просто растирается под ногами, и всё, смывается с водой.

ВЕДУЩИЙ: Мраморная крошка - это хорошо. Кстати, в Швеции снег плотно укатывают, а потом поливают водой, смешанной с щебнем.

СЕМЕНОВ: Не наш вариант абсолютно. Норвежский опыт, скандинавский опыт - так называемые белые дороги - в Москве абсолютно невозможен.

ВЕДУЩИЙ: Почему?

СЕМЕНОВ: Потому что абсолютно другая интенсивность движения. Это на сельской дороге вполне возможный вариант: втапливание щебня. Но при интенсивности движения и транспортных потоках в городе Москве - громадное количество автомобилей, более четырех миллионов, - какая тут может быть белая дорога? Это будет просто сплошная пробка и сплошные аварии.

ВЕДУЩИЙ: Тогда, Дмитрий Александрович, ищите, пожалуйста, менее вредные реагенты, потому что у нас нет возможности все время нашу обувь менять. А еще у нас есть дамы, которые любят меховые пальто в пол, и у них подолы все время…

СЕМЕНОВ: Вы знаете, это не вопрос администрирования нашей инспекции, кому и что носить в данном случае.

ВЕДУЩИЙ: Кому и что носить - нет. Но если отбросить шутки в сторону, то действительно обувь портится.

СЕМЕНОВ: Говорить о том, что реагенты абсолютно безвредны, наверное, нельзя. Но это меньшее из зол, для того чтобы обеспечить нормальное движение транспорта и пешеходов. Естественно, при грамотном их применении. Есть четкие нормативы. В зависимости от погодных условий городской штаб всегда дает рекомендации. На всех дорожно-уборочных машинах стоят хорошие дозаторы. Это не то, что было раньше, для песко-соляной смеси, еще в начале моей работы они применялись. Сейчас везде компьютерное дозирование. То есть водитель, сидя в машине, задает норму расхода реагента. Это может быть 20 г на квадратный метр, может - 50 г, а может - 8 г, в зависимости от того, какая складывается ситуация. И при грамотном расходовании реагента можно, как говорится, и соблюсти экологические нормы, и обеспечить движение транспорта в нормальном режиме.

ВЕДУЩИЙ: Я поняла. Спасибо. Теперь давайте к другой теме перейдем. Депутаты Мосгордумы сейчас разрабатывают поправки в Кодекс об административных правонарушениях об увеличении штрафов за незаконные вывески. И для юрлиц может быть увеличен штраф до 20 тысяч рублей. Меж тем с 1 января стартует пилотный проект по новым правилам размещения рекламы, пока в очень ограниченном квартале центра. Речь идет о Тверской, Новом Арбате, Воздвиженке, Большой Садовой, Первой Тверской-Ямской, Большой Дмитровке, Петровке, Рождественке, Столешникове переулке и Камергерском переулке, а также улице Кузнецкий Мост. Речь идет о воздании как бы фирменного стиля Москвы. Вот как вы считаете, что более эффективно, штрафы или предварительная процедура согласования? Потому что все-таки логика эстетики и красоты, за которую выступают сейчас в Москве, порой беззащитна перед логикой капитала и доходности. Но в городском хозяйстве нельзя пренебрегать ни логикой эстетики, ни логикой доходности, потому что это все-таки экономика. Но как это совместить и привести к общему знаменателю на какой-то цивилизованной платформе?

СЕМЕНОВ: Собственно, вы сами ответили на свой вопрос. Штраф - это крайняя мера. Мы абсолютно не заинтересованы в том, чтобы повышать собираемость штрафов, увеличивать штрафы. Именно потому и были приняты такие большие штрафы, потому что творится в городе с вывесками вакханалия. Если рекламные конструкции еще как-то более-менее систематизированы, этот рынок управляем, потому что остались крупные компании, которые образуют определенный пул, и они вырабатывают общие правила игры, то на вывеску каждая контора, каждый зубоврачебный кабинет, каждый магазин лепят всё, что считают необходимым. И там уже фасада не видно за этими вывесками.

ВЕДУЩИЙ: Абсолютно с вами согласна.

СЕМЕНОВ: Абсолютно правильное решение. И если они будут сначала согласовываться, согласовываться с архитекторами и художниками, которые порекомендуют, что с точки зрения колористического решения данного фасада здесь вывеска подойдет только лишь определенного цвета, определенного размера, то тогда совершенно по-другому будет смотреться здание. То есть не должно здание быть облеплено вот этими совершенно убогими вывесками, которые кто во что горазд, нет единой концепции. Этот пилотный проект задуман и будет внедряться для того, чтобы, во-первых, количество их сократить, это естественно, а во-вторых, чтобы эти вывески несли в себе, помимо информационного, еще и эстетический вариант, чтобы на них было приятно смотреть, в отличие от того, что творится сейчас.

ВЕДУЩИЙ: Ну, предпринимателю самое главное - зазвать к себе. Поэтому у него вывеска всегда броская, яркая.

СЕМЕНОВ: Вы знаете, я с этим не соглашусь. Вы посмотрите, как делаются вывески в тех же самых городах Европы, да что далеко ходить, тот же самый Столешников переулок, где расположены брендовые магазины, где у них уже эти вывески годами, фирменный стиль выработан, они не очень крикливые. Крикливые - это именно вывески типа «шаурма по 3 рубля килограмм». Это товары сомнительного качества, которые, в общем-то, я бы москвичам не рекомендовал приобретать. А там, где мы говорим о солидных фирмах, у них и солидные вывески, у них солидный корпоративный стиль.

ВЕДУЩИЙ: Мы тогда подходим к вопросу о том, что, может быть, вот эти крикливые вывески, по стилю соответствующие тем заведениям, которые они представляют, неуместны вместе с этими заведениями?

СЕМЕНОВ: Абсолютно правильный вопрос. И если мы говорим о мелкой рознице и всех этих бесконечных забегаловках, скажем так, - под словом «забегаловка» я не имею в виду предприятия быстрого питания, они нужны и хороши, я имею в виду то, с чем все мы, к сожалению, часто сталкиваемся: непонятные заведения с непонятной продукцией, - да, наверное, их количество должно быть сокращено. Но это уже вопрос опять же не административной инспекции, для этого в префектурах есть комиссии по потребительскому рынку, которые определяют концепцию, есть городская межведомственная комиссия, которая определяет концепцию развития торговли, куда ей идти, в каком направлении двигаться, сколько, где и каких магазинов, каких предприятий нужно на той или иной территории.

ВЕДУЩИЙ: То есть штраф в 20 тысяч рублей - это такой достаточно внушительный механизм для того, чтобы…

СЕМЕНОВ: Во-первых, он может быть неоднократным, а во-вторых, помимо штрафа еще существует механизм принудительного демонтажа. Если фирма считает, что, заплатив штраф, она от города откупилась, это абсолютно не так.

ВЕДУЩИЙ: А вот эти треугольнички, которые стоят на тротуарах?

СЕМЕНОВ: Из той же серии. Эти штендеры выносные, они тоже должны стоять, не препятствуя проходу пешеходов. Это было и в старых правилах. Как они стоят реально, вы сами видите. Они должны сокращаться, они должны реально стоять там, где не мешают и о них люди не спотыкаются.

ВЕДУЩИЙ: Переходим к еще одной теме. Назовем ее видеонаблюдение. Это достаточно новая для нас практика.

СЕМЕНОВ: Это новая и очень интересная тема.

ВЕДУЩИЙ: Да. Поэтому нам интересно в ней разобраться. Что сейчас происходит с установкой камер, может быть, вы и цифры какие-то назовете: сколько дворов, улиц, пешеходных проходов?

СЕМЕНОВ: Я могу описать ситуацию сегодняшнего дня. Этим вопросом занимается в Москве Департамент информационных технологий. Мы только лишь администрируем те нарушения, которые выявляем с использованием видеокамер. В настоящее время мы как инспекция администрируем около 8,5 тысячи камер, установленных на крышах, это те камеры, которые, скажем так, «смотрят» на дворовые территории; и 1,5 тысячи видеокамер, которые установлены в местах массового скопления, это въезды в больницы, выходы из метро и прочие ключевые точки города. И это очень интересная работа. Мы уже занимаемся ей с марта. С марта у нас было три рабочих места оборудовано. Мы обкатывали этот пилотный проект. И уже начиная с ноября до конца года в инспекции будет установлено 83 автоматизированных рабочих местах, с которых оператор может выходить на любую из камер и смотреть состояние уборки той или иной территории. Не только уборки, а, если мы говорим про двор, это может быть и вывоз мусора. Это очень удобно. Мы с этой работой уже столкнулись. То есть эта камера, она, во-первых, не статичная, она имеет поворот, приближение…

ВЕДУЩИЙ: И вы этим можете руководить?

СЕМЕНОВ: Мы этим руководим с пульта оператора, естественно. И в настоящее время уже вносятся изменения в закон города Москвы, в Кодекс об административных правонарушениях, по которым материалы видеонаблюдения будут направляться сразу автоматически в виде штрафов организациям-нарушителям по аналогии с тем, что сейчас делается в случае превышения скорости, скажем так. То есть так называемые «письма счастья» мы тоже в ближайшем времени начнем нарушителям рассылать.

ВЕДУЩИЙ: Фактически потребители, то есть мы, горожане, могут в какой-то степени положиться на то, что координация между службами будет происходить без нашего участия. Потому что всегда говорилось: если что-то не так, жалуйтесь, звоните, открываются горячие линии.

СЕМЕНОВ: Открываются публичные порталы. И я призываю москвичей активно этими порталами пользоваться. То есть это тот самый общественный контроль, на котором настаивают и мэр Москвы, и, более того, президент России. В своем ежегодном послании он об этом специально оговорился, что в сфере ЖКХ общественный контроль крайне необходим. Естественно, я это категорически поддерживаю, это очень правильно. Замечания приходят и на горячую линию ОАТИ, на наш сайт, и поступают к нам с городского портала «Дорога и двор». Как правило, жители жалуются абсолютно по делу. Они жалуются в тех случаях, когда они не находят отклика в органах местной исполнительной власти на свои проблемы, а эти проблемы, повторяю, в 80% случаев подтверждаются, то есть жалобы обоснованные: здесь не вывезен мусор, здесь не убран тротуар. Бывает, конечно, определенный процент людей, которые требуют невозможного. Естественно, им даются разъяснения, что не всегда в каждом дворе можно построить фонтан и сделать сквер.

ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Александрович, а в течение какого времени реагируют на жалобы, если звонков и сообщений много?

СЕМЕНОВ: Для портала определен распоряжением правительства единый срок: в течение 8 дней житель должен получить ответ на свой запрос. Это может быть либо окончательное решение проблемы, либо аргументированное продление решения. Либо - повторяю, крайне редко это случается - мотивированный отказ: ваша проблема в настоящее время не может быть решена по объективным причинам, потому что вы хотите, условно говоря, чтобы вам надстроили второй этаж в вашей квартире. Такие обращения тоже бывают.

ВЕДУЩИЙ: Нет, если речь идет об объективных жалобах.

СЕМЕНОВ: Да. Объективные жалобы отрабатываются органами исполнительной власти. Если ответом органа исполнительной власти заявитель не удовлетворен или с ним не согласен, жалоба автоматически поступает в инспекцию - либо в административную, либо в жилищную, по принадлежности. Если жалуются на управляющую компанию, состояние подъезда, на непрогревы квартиры - в жилищную, если на уборку, санитарию - в административную.

ВЕДУЩИЙ: Так все-таки видеонаблюдение в какой-то степени эти жалобы минимизирует, потому что вы сами имеете возможность наблюдать за тем, что происходит во дворе? Или вы это делаете после того, как к вам поступают жалобы?

СЕМЕНОВ: Нет, мы это делаем абсолютно в автономном режиме, вне зависимости от того, поступили обращения от жителей или нет.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, а есть какие-то нормативы, если, вы сказали, такое количество точек, все-то не просмотришь за день?

СЕМЕНОВ: В данном случае задача ставится так, что никто не снимал с нас нашей обязанности, скажем так, присутствовать на территории. То есть каждый инспектор, он производит по своей территории ежедневные обходы. А видеокамеры, видеонаблюдение просто расширяет его возможности. Если он на видео увидел, что в этом дворе не вывезен мусор, сделал скриншот, сделал фотографии, ему в этот двор уже ногами топать совершенно ни к чему. Он уже знает, что нарушения допущены, и уже начинает работать с той организацией, которая их допустила. То есть это только лишь помощь инспекции и, естественно, помощь не только инспекции. Это видеонаблюдение и в органах исполнительной власти, чтобы они контролировали свою территорию, не выходя из кабинета. Это очень удобно, но, еще раз повторяю, это не освобождает инспектора от повседневной работы по мониторингу состояния территории, скажем так, своими ногами.

ВЕДУЩИЙ: Видеонаблюдение будет развиваться и, наверное, уже придет и в дома, я так понимаю?

СЕМЕНОВ: А в домах уже стоит 65 тысяч камер, подъездное наблюдение. Это то, за чем наблюдают наши коллеги из жилищной инспекции.

ВЕДУЩИЙ: Но еще по этажам камеры не распространились?

СЕМЕНОВ: Это, наверное, вопрос дальнейшего будущего, чтобы на каждом этаже поставить камеру.

ВЕДУЩИЙ: Камера в подъезде вопросы безопасности решает?

СЕМЕНОВ: В том числе вопросы безопасности, в том числе по ней можно отслеживать и уборку, насколько качественно убирается подъезд в той зоне, которая находится в зоне действия камеры.

ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Александрович, но жизнь постоянно меняется, приходят новшества в нашу жизнь, в том числе и технические, то, о чем мы раньше и помыслить не могли. Вот, например, видеонаблюдение - это достаточно новая для нас история. Но она очень быстро внедряется, мы быстро к этому привыкаем и быстро привыкаем к удобствам. И поэтому я, заглядывая в будущее, пользуясь тем, что вы в нашей студии, хотела бы у вас спросить: а есть что-то перспективное, к чему мы приближаемся, мы, москвичи?

СЕМЕНОВ: Москвичи или инспекция?

ВЕДУЩИЙ: Естественно, по вашему направлению работы.

СЕМЕНОВ: С точки зрения москвичей. Я хочу сказать, что те решения, которые принимаются мэром по благоустройству, они с каждым годом будут только лишь увеличиваться. Программа эта сворачиваться не будет. По благоустройству дворов на 2013 год программа также сверстана, и сверстана не чиновниками, а при непосредственном участии жителей. Муниципальные депутаты каждую программу каждого района рассмотрели, рассмотрели предметно, согласовали и соответственно наметили те работы, которые нужно делать в первую очередь. То есть сейчас москвичи активно участвуют в благоустройстве города. Я думаю, что тенденция абсолютно правильная, и она должна развиваться и должна продолжаться. С точки зрения инспекции, конечно, хотелось бы поменьше жалоб. Но это уже зависит не столько от нас. Поэтому, если жалобы у москвичей есть и они обоснованные, ничего страшного, зазорного в этом нет, обращайтесь на горячую линию ОАТИ, обращайтесь на сайт, на открытые порталы правительства Москвы. Мы постараемся помочь москвичам в решении по крайней мере тех вопросов, которые зависят от нас, вопросов благоустройства.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация