Картинка

Маяк. Москва 08.02.2013 - Появится ли в столице "налог на удовольствия"?

8 февраля 2013, 16:00

Персоны

С депутатом муниципального собрания "Таганское" Ильей Тимуровичем Свиридовым беседует Григорий Заславский.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - депутат муниципального собрания «Таганское» Илья Свиридов. Говорим мы о «налоге на удовольствия», поскольку как раз вам принадлежит идея с клубов, фитнес-залов и музеев в центре Москвы собирать такой налог. Расскажите подробнее, что это за идея, потому что, честно говоря, прочитав об этом, я был сильно озадачен.

СВИРИДОВ: Я сразу оговорю, что музеев в этом списке не было. Почему журналисты так много об этом написали, я удивился. Изначально идея родилась тогда, когда мы были в составе группы молодых политиков от России в Европарламенте и баварском ландтаге в Мюнхене и знакомились с их законодательством, в том числе муниципальным, и с их системой налогообложения. Дело в том, что у нас на сегодняшний день в России очень узкий круг тех налогов, которые взимаются на местном уровне. А на сегодняшний день стоит задача с точки зрения высшей власти в стране, об этом говорил и Владимир Путин еще перед выборами, что нужно больше экономической независимости для муниципалитетов, для того чтобы они могли больше решать адресных проблем жителей. Так вот, в том числе для того, чтобы адресно эти проблемы решать, мы находимся в каком-то поиске, какие виды дополнительных налогов ввести, которые не будут больно бить по карману бизнеса, но вместе с тем будут приносить пользу конкретным районам Москвы. Такой налог на удовольствия есть в Германии.

ВЕДУЩИЙ: Как он там называется?

СВИРИДОВ: Он так и называется: на удовольствия, на развлекательную деятельность. Им облагаются увеселительные заведения, такие как ночные клубы, дискотеки, круглосуточные бары…

ВЕДУЩИЙ: Публичные дома. У нас их нет. В Германии они есть, поэтому понятно, что есть с кого собирать.

СВИРИДОВ: Нет, не публичные дома. Я говорю именно о развлекательных заведениях, которых у нас в Москве очень много. Что такое местный налог? Это налог, который взимается в казну определенного муниципального образования и распределяется на небольшой территории, локально. Так вот у нас, например, для Центрального округа, я депутат Таганки, для Центрального округа актуально, что очень много людей приезжает к нам в район для того, чтобы развлечься, оттянуться, в пятницу-субботу большой поток людей и машин. Всё это сопряжено с каким-то дискомфортом для тех, кто проживает в моем районе. Это и какие-то шумные компании, и мусор, и пробки. Есть несколько улиц в Москве, на которых фактически одни увеселительные заведения.

ВЕДУЩИЙ: Таганская площадь действительно среди таких, конечно.

СВИРИДОВ: Безусловно. Поэтому это небольшой налог, который будет приносить в казну определенные средства, которые будут тратиться адресно на устранение последствий такого нежелательного соседства: установление каких-то шумоизоляционных щитов, устройство дополнительных парковочных карманов, раздельный, может быть, сбор мусора. То есть, куда деньги потратить, не так несложно найти, потому что очень много даже ко мне лично поступает жалоб от жильцов в домах, например, где после полуночи работают рестораны. Эта проблема есть.

ВЕДУЩИЙ: Была знаменитая история. Покойный драматург Григорий Горин раньше жил в том самом доме, где до сих пор располагается клуб NightFlight. И вот он уехал с Тверской куда-то в район «Аэропорта», потому что жить в том доме было невозможно.

СВИРИДОВ: Вот именно. Поэтому на сегодняшний день мы разработали такой законопроект, который бы определенные увеселительные заведения облагал небольшой ставкой.

ВЕДУЩИЙ: Мне хотелось бы узнать, как можно будет зафиксировать, что эти деньги поступят не в бюджет Москвы, а именно в бюджет муниципального образования? То есть вы именно так хотите, чтобы это было построено?

СВИРИДОВ: Да. Но у нас в соответствии со 134-й статьей Конституции органы местного самоуправления вправе устанавливать свои налоги и сборы. Отталкиваясь от этой нормы, мы попытаемся провести этот закон через Мосгордуму, потому что этот закон должен быть принят на уровне Мосгордумы. На ближайшем заседании муниципального собрания мы будем рассматривать этот законопроект. И в случае, если он будет поддержан двумя третями голосов депутатов, я надеюсь, нам удастся этот кворум необходимый собрать, мы направим эту законодательную инициативу в Мосгордуму. А дальше посмотрим, как на это отреагируют городские законодатели.

ВЕДУЩИЙ: А вы с кем-то уже говорили в Мосгордуме?

СВИРИДОВ: Были комментарии депутата Метельского, который сказал, что он бы обложил налогом лотерейные клубы. Они тоже у нас есть. Я просто являюсь депутатом от оппозиционной партии, от «Справедливой России». А в Мосгордуме у нас тотальное большинство «Единой России». Поэтому мне трудно с ними советоваться, поскольку у меня нет такого контакта…

ВЕДУЩИЙ: А человеческие отношения? Мне, кстати, очень нравится ваш законопроект, независимо от того, какой партией он предложен.

СВИРИДОВ: Согласен. Потому что мы все вместе ездили в Европу. Я подготовил этот законопроект, но мы же были вместе, там был не только я, справедливоросс, когда мы почерпнули эту идею у немцев. Есть при Мосгордуме такой консультативный орган - Совет политических партий. Вот я надеюсь, что через него мы сможем услышать мнение столичных законодателей. Дело в том, что принятие законов - это всегда достаточно долгий процесс. Мы подготовили сейчас законопроект. И я думаю, что если даже он получит одобрение свыше, не менее полугода пройдет, прежде чем он дойдет до своего логического принятия. Поэтому будем обязательно советоваться с вышестоящими законодателями, депутатами. Посмотрим.

ВЕДУЩИЙ: Тот законопроект, который вы разрабатывали, он в какой степени напоминает немецкий, а что отличает его от немецкого аналога?

СВИРИДОВ: У немцев больше уклон делают на питейные заведения. Мне самому слово «питейные» не очень нравится…

ВЕДУЩИЙ: Почему, хорошее русское слово.

СВИРИДОВ: Очень характерно для немцев именно пиво, пивные. Они в этих пивных бесконечно заседают, они там чуть ли не по литражу всё это оценивают, по объему. Но на самом деле это не только для Германии характерно. Когда эта тема пошла, пошла обратная реакция, и мне рассказали анекдот. Америка, Дикий Запад, суд, ковбоя судят за избиение жены и присуждают ему штраф 1007 долларов. Он удивляется странной цифре и судью спрашивает: а почему такая странная цифра, 1007 долларов? Судья отвечает: тысяча - это за побои, а 0,7% - это налог на удовольствие.

ВЕДУЩИЙ: Понятно, из чего он рассчитывается. А какие ставки, кстати говоря?

СВИРИДОВ: Мы предлагаем (естественно, это цифры, которые будут, возможно, корректироваться той же самой Мосгордумой), мы предлагаем такую своеобразную сетку установить: от 0,1% от оборота до 0,8% от оборота. Причем четыре территориальных градации: внутри Бульварного кольца, внутри Садового кольца, внутри Третьего транспортного кольца, внутри и около МКАД - это четыре территориальные зоны. И четыре зоны соответственно по виду заведений: круглосуточные бары, ночные клубы и рестораны. (Максимальная ставка - внутри Бульварного кольца - 0,8% от оборота, а дальше по нисходящей.) Кафе, рестораны. Потом кинотеатры, боулинги, бильярдные клубы, потом СПА-центры, сауны и бани. Соответственно нижний предел, 0,1% - это если где-то в районе МКАД баня, вот там минимальный налог.

ВЕДУЩИЙ: Где водораздел, с кого вы берете, с кого не берете? Есть ли какие-то заведения, которые так или иначе могут относиться к налогооблагаемым, а вы их освобождаете?

СВИРИДОВ: Пока такого изъятия нет. Но я вполне допускаю, что в каждом конкретном муниципальном образовании можно будет просто адресно сказать, что в связи с тем, что, допустим, Астраханские бани выполняют большую социальную работу с населением, у них большое количество льготных категорий граждан, которых они принимают, есть какие-то ходатайства от жителей, то вот конкретно эта организация будет освобождена от такого налога. То есть я вполне такое допускаю. Это именно вопрос уже местного уровня. Как жители должны знать своих депутатов в лицо, так и депутаты должны знать «в лицо» бизнес, который находится на их территории.

ВЕДУЩИЙ: Или детские, например, кафе, возможно такое?

СВИРИДОВ: Да, конечно. Детские кафе тоже, наверное, не тот предмет обсуждения, о котором мы сейчас говорим. Они не создают большого дискомфорта для жителей, а это все-таки главный критерий должен быть.

ВЕДУЩИЙ: В конце концов благодаря многочисленным ходатайствам выяснится, что самое «детское» и «социальное» заведение - это вот тот, на месте бывшего еврейского театра, ночной клуб со всеми возможными программами.

СВИРИДОВ: Посмотрим. Не исключено, конечно. Но этот вопрос уже будет к депутатам соответствующего муниципального образования, кого они сочли достойным, а кого нет.

ВЕДУЩИЙ: В столице дифференцирована оплата дворников. Если ты убираешься около станции метро, то ты получаешь больше, чем если ты работаешь во дворе тихого дома малоквартирного. И соответственно дворник, который работает на Таганской площади, станет получать существенно больше, чем тот же самый коллега, который работает где-нибудь на окраине Москвы, где никаких ресторанов, клубов, только местные жители, которые все бумажки бросают в урну.

СВИРИДОВ: Дело в том, что поступления от налога будут идти в бюджет, а не дворнику. А уже депутатский корпус совместно с муниципальной администрацией будут определять, куда пойдут дополнительные средства. То есть дворник больше получать не будет, он будет получать ровно столько, сколько стоит его труд.

ВЕДУЩИЙ: А как же эти неудобства, грязь, это очень сильно проявляет себя на улице.

СВИРИДОВ: Безусловно. Соответственно можно говорить о том, что будут дополнительные зоны сбора мусора устанавливаться, возможно, какие-то визуальные знаки, которые будут это обозначать. Может, будет внедряться система раздельного сбора мусора, потому что это бутылки и бумага, то есть это не совсем классический мусор. Кроме того, это и какая-то, возможно, работа по обеспечению транспортной доступности: устройство карманов, парковок и так далее. То есть здесь речь не только о дворниках, хотя дополнительный контроль именно в этой части, безусловно, будет устанавливаться.

ВЕДУЩИЙ: Все-таки скажите, у вас точно в этом законопроекте никаких музеев нет?

СВИРИДОВ: Музеев нет. Их и не было, музеев.

ВЕДУЩИЙ: А кинотеатры почему?

СВИРИДОВ: А кинотеатры потому, что генерируют очень большой человеческий поток. Тот же «Атриум» возьмите. Там невозможно ни пройти, ни проехать, это вполне себе развлекательный центр.

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, здесь еще и большая вина тех, кто строил этот центр, они не подумали, как людей заманивать на многочисленные подземные парковки. Мне рассказывал один из тех, кто строил Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, что там имеется подземная парковка, которая заполнена максимум на треть. Заставить наших людей пользоваться подземными парковками, даже когда они не так дорого стоят, очень трудно.

СВИРИДОВ: Сейчас власть у нас ввела платную парковку на улицах. Я надеюсь, что потихоньку мы придем если уж не к такому, как в Барселоне, когда на улице парковаться нельзя вовсе, то хотя бы как в Лондоне, когда каждый знает, что он платит за то, что он встает.

ВЕДУЩИЙ: Какие еще задачи у этого законопроекта? Насколько я понимаю, у вас их несколько.

СВИРИДОВ: Есть еще задача, которая связана с учетом и контролем этих развлекательных заведений, потому что на сегодняшний день фактически муниципальная власть, местная власть полностью лишена возможности контролировать, вести учет, бдеть, условно говоря, за этим развлекательным бизнесом.

ВЕДУЩИЙ: А вы имеете право как депутат прийти в тот или иной ночной клуб и просто посмотреть, чем они там занимаются?

СВИРИДОВ: Я могу прийти просто как посетитель, а вот как депутат не могу. У нас даже был такой случай. На Таганке находится штаб-квартира сайентологической церкви, и было много жалоб от жителей, потому что они ведут активную пропаганду на улице. Мы написали в своем решении о том, чтобы провести проверку этого здания. Причем к нам пришли сами представители этой церкви и сказали, что у нас всё хорошо, всё нормально, приходите, фактически нас пригласили. Но мы написали это слово. Прокурор тут же нам написал протест, и пришлось слово «проверка» менять на слово «посещение». Поэтому можем прийти, но у нас нет каких-то надзорных функций, то есть мы можем просто реагировать на заявления граждан письменно, писать запросы. А вот пробовать вникнуть более тщательно - уже нет.

ВЕДУЩИЙ: Интересно, салоны красоты, массажные кабинеты каким-то образом будут включаться в этот самый налог на развлечения? Где граница, которую вы себе поставили?

СВИРИДОВ: Всё, что касается медицины, наверное, нет, а вот СПА-центры уже, я думаю, да, включим.

ВЕДУЩИЙ: Давайте еще поговорим про реформу местного самоуправления, о чем в последнее время упоминал не раз мэр Москвы Сергей Собянин. Насколько я понимаю, при предыдущем руководстве города возможностей у местного самоуправления было немного, бюджеты тоже были копеечные. Я иногда беру нашу местную газету аэропортовскую. И когда там рассказывается о том, как расходуется местный бюджет, это, конечно, как анекдот можно читать. Вот что подразумевает эта реформа?

СВИРИДОВ: Если с денег начать, то, к сожалению, пока большого финансирования мы не получаем дополнительного. Какое оно было, такое и остается.

ВЕДУЩИЙ: То есть введение этого законопроекта, когда он станет законом…

СВИРИДОВ: Как раз и призвано, да. На самом деле у нас есть несколько предложений. Мы уже с вами вскользь зацепили тему парковок, а у меня есть предложение, оно пока еще не оформлено в законопроект, но я думаю, что скоро будет: местный налог на недостаток парковочных мест. Когда в свое время при предыдущем руководстве Москвы под термином «инвестиционное давление» строилось всё и везде, если только были возможности согласовать этот вопрос, то очень много было нарушений, связанных с нормативом обеспечения машино-местами. Например, строился по документам музей, у него определенные нормативы, а когда здание сдавалось в эксплуатацию, это же недвижимость, собственность, после этого оно внезапно превращалось в офис. Соответственно там совершенно другие нормативы. И если, например, на тысячу метров должно быть 50 машино-мест, а там их десять, понятно, что все равно люди будут приезжать… Поэтому предложение такое есть, оно сводится к тому, что приходит инспекция по недвижимости, которая есть в Москве, в здание и говорит: не хватает машино-мест, у вас должно быть двести машино-мест, а у вас только сто, за сто вам придется доплачивать в местный бюджет, потому что те люди, которые к вам приезжают, они ставят машины во дворах, создают социальное напряжение, эксплуатируют инфраструктуру городскую, поэтому, извините, вам придется раскошелиться. Я надеюсь, что мы это на бумагу положим. Это всё очень непросто, всё это, конечно, ложится с трудом, потому что действующее законодательство налоговое, оно сформировано еще в 1990-е годы, есть различные конституционные разъяснения. Но мы взаимодействуем… Я в основном советуюсь с депутатами Госдумы. У нас есть руководитель нашей партии в Москве Александр Александрович Агеев, он депутат Госдумы и заместитель председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. И вот какие-то вещи, которые нам здесь на московском уровне не решить, мы через него пытаемся продавливать.

ВЕДУЩИЙ: А законы кто вам пишет?

СВИРИДОВ: Я - юрист, так у меня здесь совпало всё. Я готовлю эти вещи сам. Что касается реформы, о которой мы начали говорить, безусловно, реформа эта назрела, даже перезрела. И я лично был очень рад, когда все-таки какие-то дополнительные полномочия мы получили, но, к сожалению, на сегодняшний момент кроме самих полномочий у нас нет ни механизмов дополнительных, которые бы нам помогали это реализовывать, ни финансирования. Причем даже не в финансирование все упирается, потому что мы, депутаты муниципальные, мы же не оплачиваемы из бюджета, то есть мы просто добровольцы, волонтеры, можно сказать.

ВЕДУЩИЙ: Энтузиасты по-старому.

СВИРИДОВ: Энтузиасты, но которые облечены доверием жителей.

ВЕДУЩИЙ: «Энтузиазм» в переводе на русский - это вдохновение, то есть вы работаете по вдохновению?

СВИРИДОВ: Да, совершенно верно. Я - житель своего района, всю жизнь прожил, много у меня там и друзей, и соседей, и мы вместе всё это дело двигаем. Но повторюсь, дело не в финансировании даже, а во времени, которое мы можем тратить на эту работу. У нас в муниципалитете порядка 30 сотрудников. Но муниципалитет - административный орган, который должен обеспечивать административную работу, он нам, депутатам, не подчиняется, он подчиняется руководителю муниципалитета, который избирается по конкурсу, это некий чиновник. И чиновники к нам не имеют отношения. Если бы эта парадигма была сломана, вот этот механизм, то я думаю, что было бы гораздо больше пользы, и мы те новые полномочия, которые есть, которые я, безусловно, приветствую, мы их смогли бы более эффективно реализовывать. И задачи, которые ставятся руководством города, будут более эффективно решены.

ВЕДУЩИЙ: Тот, кто руководит муниципальным образованием «Таганское» и соответственно избирается на конкурсной основе, мне кажется, должен понимать, что ему ваши предложения и по поводу парковок, и по поводу налога на развлечения добавят не только славы, но и уважения. Они не популистские, но явно вызовут поддержку у населения.

СВИРИДОВ: Мы говорим об этом постоянно, что у нас не хватает такого, что ли, более системного взаимодействия на местном уровне. Дело в том, что у нас - три кита. У нас есть муниципальное собрание в каждом районе, это депутаты избранные; есть муниципалитет, это административно-распределительный орган; и есть еще управа. Это три разных звена. И очень трудно в итоге абсолютный консенсус найти, особенно когда у нас есть жители, которые недовольны, депутаты, которые оппозиционны, муниципалитеты, которые не подчиняются. То есть это такое лоскутное одеяло, и мне кажется, что, кроме реформы полномочий, уже назрела и административная реформа.

ВЕДУЩИЙ: То есть здесь важно, чтобы была какая-то координация движений, как в организме?

СВИРИДОВ: Безусловно. Мы тоже советовались. Мы в диалоге с городской властью, мы же конструктивная оппозиция. Мы считаем, что на сегодняшний день устарела система, которая сложилась еще при Лужкове: управа - 30 человек (плюс-минус два-три), муниципалитет - 30 человек, хотя муниципалитет в 10 раз меньше функций имеет, чем управа, а зарплаты у них такие же, и люди сидят в таких же кабинетах и делают всё то же самое. На наш взгляд, эти два органа должны быть объединены. Должен быть создан один небольшой отдел, который бы сопровождал адресно депутатов, условно говоря, администратор, юрист, экономист, может быть, компьютерщик - вот четыре человека, которые на депутатов работают. А остальные пусть все эти городские полномочия исполняют. Вот, на мой взгляд, так. И, естественно, сократить штат, потому что 60 человек держать смысла нет, пусть в полтора раза их будет меньше, но они будут работать более эффективно, на мой взгляд, потому что пока это лебедь, рак и щука.

ВЕДУЩИЙ: У меня еще два вопроса. Одна из существенных проблем центра Москвы - это отсутствие нормальных продовольственных магазинов.

СВИРИДОВ: Да, дефицит.

ВЕДУЩИЙ: Кстати говоря, то, что было при Лужкове хорошего, к сожалению, сейчас это практически прекратилось. Идеи были замечательные, чтобы в каком-то контакте находиться с соседними областями, чтобы хорошие продукты сюда поступали. Вот это вообще сегодня прекратилось. Одно время у нас здесь недалеко было несколько палаток - около «Павелецкой», около «Новокузнецкой», где калужские продукты продавались. Сейчас, после того как были установлены эти новые, очень красивые палатки и как-то всё введено в цивилизованное русло, продукты эти исчезли, ушли. Вероятно, продавцы не смогли выкупить на конкурсной основе эти места.

СВИРИДОВ: Да, это тоже проблема. Мы вот, когда избрались, стали разбираться, первым делом я заказал схему размещения объектов нестационарной торговли в районе, она в управе находится. Нам управа не подчиняется, мы запрашиваем…

ВЕДУЩИЙ: Но они вам дали?

СВИРИДОВ: Да, да, они дали. Мы стали изучать, оказалось, что довольно много нарушений. Где-то, например, строится капитальный объект вместо палатки, где-то вместо хозтоваров - «Стардогс» с пивом. Где-то ночная торговля, где-то еще что-то, то есть нарушений огромное количество. И все в основном сетевики. То есть крупные сети потихоньку захватывают, салоны связи, еще кто-то. А именно торговый дефицит, дефицит сельхозпродуктов не решается. И отдельная песня - это ярмарки выходного дня. Тоже достаточно, на мой взгляд, коррупционная история. То есть мы должны были бы там ожидать низкие цены и ассортимент действительно близлежащих областей, вместо этого я лично у себя на ярмарке вижу цены, подобные Рогожскому рынку, а Рогожский рынок - это очень дорого. Поэтому здесь с вами не могу не согласиться, это проблема, которую, к сожалению, мы, муниципальные депутаты, решить не можем. То есть схемы эти составляются не нами. Согласовываются нами, да. И в 2014 году мы будем согласовывать такую схему в очередной раз. Прошлый раз она согласовывалась в 2011 году, то есть предыдущим созывом, не нами. Я думаю, что, когда наш новый созыв будет согласовывать новую схему, там мы уже учтем все пожелания жителей и постараемся торгового дефицита как-то избежать.

ВЕДУЩИЙ: Когда говорят про зарубежные парламенты, то довольно открыто обсуждается, что там и военное лобби, и еще какое-то лобби. И люди понимают, кто из депутатов какое лобби представляет. Если вернуться к теме, с которой мы начали, налог на удовольствия, естественно, тоже затрагивает интересы очень многих людей. У нас ведь рестораны все убыточные. Вроде бы народу полно, а как только выйдет кто-нибудь из владельцев к микрофону, сразу же начинается песня о том, как тяжело они живут…

СВИРИДОВ: Плач Ярославны.

ВЕДУЩИЙ: Да-да-да. Всё меньше и меньше денег, при том что людей меньше не становится, цены ниже не становятся. Завтрак уже стоит 350 рублей во многих кафе, я уж не говорю про обед.

СВИРИДОВ: Их все больше и больше, этих кафе. Уже закрываются магазины и открываются кафе.

ВЕДУЩИЙ: Да. Вот на Мясницкой, я часто бываю, не было такого, чтобы кафе закрылось, а на его месте открылся продовольственный магазин. Нет, закрывается одно кафе, на его месте тут же другое. Я не знаю, насколько сильное у нас лобби кинопроизводителей, хотя мы знаем, как тяжело вводится единый электронный билет, есть какие-то интересы, которые мешают этому введению. И так далее. Насколько велика вероятность, что ваши идеи останутся только благими пожеланиями, а, к сожалению, провести закон не получится? Вы-то прославитесь, но…

СВИРИДОВ: Ну, не знаю насчет прославиться… Во-первых, что касается лобби. У нас тоже была лекция в Европарламенте по поводу лобби, приходил лоббист и рассказывал, что это такое.

ВЕДУЩИЙ: Официальный?

СВИРИДОВ: Да, он официальный лоббист, он деньги на этом зарабатывает, он не депутат.

ВЕДУЩИЙ: Я как-то задал вопрос Иосифу Давыдовичу Кобзону: в чем ваш бизнес? Он говорит: я - помогаю. Я понял, что, собственно говоря, это как раз образец лоббизма.

СВИРИДОВ: У нас немножко не та коннотация. На самом деле лоббизм - это абсолютно нормальная практика. Что такое лоббизм в том же Европарламенте или в баварском ландтаге? Когда есть какая-то идея закона, может быть, даже уже положенная на бумагу, которая встречает определенную поддержку, и так или иначе становится понятно, что вскоре закон будет принят (или у него есть шансы на принятие), то вот эти фирмы-лоббисты (это юристы) тут же смекают, для кого это может быть полезно, а для кого вредно, и выходят на крупные компании - на тот же «Газпром», например. (Он нам прямо говорил: да, я работаю с «Газпромом», потому что те законы, которые принимаются в Европарламенте, они напрямую касаются доходов российского газового гиганта.) Так вот, выходит на такие компании эта юридическая лобби-структура, и за деньги этих заказчиков она предлагает свои доработки в закон, чтобы этот закон был более эффективен, прозрачен, меньше коррупции чтобы было, и всё это абсолютно в рамках закона. То есть не то чтобы по-другому запятую поставили во фразе «Казнить нельзя помиловать» - и смысл поменялся. Нет, смысл остается тот же, но закон имеет большую прозрачность и применимость. Вот что такое лобби по-европейски. Что касается нашего конкретного случая, я уже начал с этого и продолжаю, что мы - конструктивная оппозиция, но у нас, как правило, оппозиционные законопроекты не принимаются.

ВЕДУЩИЙ: Вообще?

СВИРИДОВ: Ну… На самом деле вру, бывает, бывает, конечно, что принимаются. И я буду надеяться, что это как раз один из тех законов, который в итоге будет принят. Но, как правило, у нас «Единая Россия» говорит: о, нет, какая-то фигня – и в дальний ящик. Потом проходит полгодика-годик, достали, пыль смахнули, от себя подали и уже сами от себя приняли. Это же приятней. Так что, может быть, такой будет исход, такая судьба этого законопроекта. Я только «за», если он будет принят, неважно, кто будет его автором, соавтором.

ВЕДУЩИЙ: Одно из самых больших недовольств было связано с музеями. Но вот мы уже выяснили, что никаких музеев в законопроекте изначально не было. Естественно, и рестораны, и кинотеатры будут за себя бороться. И в нашей ситуации это не борьба за то, чтобы внести какие-то поправки, это часто борьба за то, чтобы такого законопроекта не было. Какие шансы, как вы полагаете, на прохождение с учетом того, что ваши коллеги-депутаты в Мосгордуме скажут, что это хорошая идея, давайте поддержим? Пусть даже они на следующих выборах запишут это себе в актив.

СВИРИДОВ: Если в процентах оценивать, то, наверное, процентов 20-25, мне кажется, что будет эта идея поддержана. Ну а по сути, у нас явный совершенно недостаток местных налогов, их просто нет. Например, у нас единственный налог третьего уровня в Налоговом кодексе - земельный, его в Москве платят в бюджет города. Москва приняла свое постановление и сказала: нет, земельный налог, пожалуй, мы себе заберем. Но это же было при Лужкове. При Лужкове все было по-другому. На сегодняшний день у муниципалов остался один только налог, часть от налога на доходы физических лиц, если я не ошибаюсь, порядка 16 миллионов рублей поступает к нам в бюджет. А всего у нас бюджет 70 млн рублей. Остальное всё субвенции, то есть фактически дотации из бюджета города. Конечно, это не дает возможности нам полноценно работать. И все равно законодательство о местных налогах должно прирастать, должно увеличиваться.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое. Спасибо, что пришли.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация