Картинка

Маяк. Москва 11.03.2013 - О насущных вопросах медобслуживания в Подмосковье

7 марта 2013, 16:00

Персоны

Подмосковье испытывает огромный дефицит поликлиник и больниц. А существующие уже давно нуждаются не только в модернизации, но и в простом ремонте. В каких районах Подмосковья самые большие очереди? Какие столичные медучреждения принимают пациентов из области? О насущных вопросах медобслуживания в Подмосковье расскажет министр здравоохранения МО Нина Владимировна Суслонова. Ведущая программы - Елена Щедрунова.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - министр здравоохранения Московской области Нина Суслонова. Для начала ваша оценка состояния объектов здравоохранения в Подмосковье? Потому что я знаю, что исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев был сильно впечатлен, в плохом смысле этого слова, поликлиникой, которую увидел в Павловском Посаде. Это было несколько месяцев назад. Он как-то слегка опешил от того, что он увидел. А ваши ощущения от того, что в Подмосковье происходит со здравоохранением?

СУСЛОНОВА: В Московской области разные учреждения здравоохранения, как вы понимаете. Действительно, то, о котором говорил Андрей Юрьевич в своем программном выступлении, в Павловском Посаде, это одно из старейших учреждений, 100 лет уже этой больнице. Так получилось, что, к сожалению, не вкладывались финансовые средства в ее ремонт, она ветхая. И дано поручение губернатором, что будет совершенно новая больница. Поэтому сейчас уже фактически подготовлено всё для того, чтобы был проект, выделены дополнительные средства из бюджета Московской области, и в ближайшее время начнется строительство нового объекта.

ВЕДУЩИЙ: А в этой больнице нужно все-таки музей, наверное, сделать?

СУСЛОНОВА: Да, наверное, это будет интересно. Я думаю, что есть смысл над этим подумать. Традиции здравоохранения Московской области известны, это наши известные люди, тот же Чехов, например, в Звенигороде. То есть здесь есть о чем поговорить. Земские врачи ценились и всегда имели известность. И я должна сказать, что мы на сегодняшний день возрождаем эту традицию. В Ступино, это уже известно на всю страну, врачебная общая практика, это врачи семейной медицины. Кстати, именно в Московской области зарождение произошло вновь, создавалась вот эта служба. И мы об этом тоже говорили. Если говорить о доступности медицинской помощи с учетом расстояний, инфраструктуры (есть свои особенности у Московской области), конечно, очень важно приближать медицинскую помощь к населению. То есть это и врачи общей практики, и поликлиники совершенно нового образца, и клинико-диагностические центры, о которых мы сегодня говорим. Потому что диагностические отделения фактически есть сегодня в округах, у нас 12 округов, при крупных наших больницах и поликлинических отделениях. И сейчас мы говорим о новых самостоятельных учреждениях, потому что сегодня есть консультативный центр МОНИКИ, это наше известное учреждение…

ВЕДУЩИЙ: Которое находится в Москве.

СУСЛОНОВА: Да, на территории Москвы. Сейчас мы будем открывать новый детский клинико-диагностический центр в Мытищах, фактически он уже готов к сдаче. Здесь очень важна и преемственность стационарной и поликлинической службы. Мы же создаем сейчас трехуровневую систему оказания медицинской помощи нашим гражданам. То есть первый уровень - это первичная медико-санитарная помощь. Это, по сути, те поликлинические отделения, о которых я сейчас говорю, куда первоначально обращаются граждане, что чрезвычайно важно, по адресу, по прописке, по месту жительства. И в этом смысле, конечно, людям удобно, чтобы эти поликлиники были не просто в шаговой доступности. Что сегодня удручает наших людей? Это очереди в поликлинике, невозможность записаться к специалистам, потому что есть дефицит врачей, нам известный. Кроме того, это организация самой записи, она, конечно, сегодня оставляет желать лучшего. И мы в рамках программы информатизации, это тоже поручение губернатора, создаем единую диспетчерскую службу, скажем, на скорой помощи.

ВЕДУЩИЙ: Единую для всего Подмосковья?

СУСЛОНОВА: Да, для всего Подмосковья. Также мы создаем электронные регистратуры, как это сделано уже во многих субъектах, в том числе и в Москве, в поликлиниках, для того чтобы люди могли записываться через электронную регистратуру, через Интернет, а не приходить и не тратить время на часовые сидения в очередях или запись на прием к врачам, чтобы это было комфортно, доступно и, по крайней мере, планово для наших людей.

Следующий этап, второй - это межмуниципальные наши учреждения поликлинические, когда люди, получив первичную помощь на первом уровне, далее уже могут получить специализированную амбулаторно-поликлиническую помощь. Здесь уже то оборудование, которое мы дополнительно получили в рамках программы модернизации, это более 7 тысяч единиц оборудования, в том числе и серьезное (рентгеновское, компьютерные томографы, ультразвуковые аппараты). Чтобы люди также могли прийти по этой преемственной схеме, по сформированным, как мы говорим, пациентопотокам, чтобы не они сами записывались и бродили по нашим поликлиникам, а чтобы врач уже направлял этого пациента планово (если он нуждается, естественно, в плановой диагностической помощи или лечебной) к соответствующему узкому специалисту, куда можно и нужно ему попасть, в удобное для него время.

ВЕДУЩИЙ: А как будут располагаться эти межмуниципальные амбулаторно-поликлинические отделения?

СУСЛОНОВА: Межмуниципальные, это я вам уже сказала, это в наших округах – у нас 12 округов - крупные диагностические центры при центральных районных больницах, поликлинических отделениях, для того чтобы весь округ имел возможность получить специализированную помощь. Вы понимаете, что нет необходимости оснащать стопроцентно все наши учреждения тяжелым оборудованием.

ВЕДУЩИЙ: Но ведь Московская область - это действительно огромная территория с разной плотностью населения. И в каком-то округе, может быть, достаточно одного поликлинического мощного центра, а в каком-то округе 100-тысячное население и больше, несколько городов. Как в этом случае?

СУСЛОНОВА: Поэтому мы и говорим о межмуниципальном построении службы, потому что, например, если это рентгеновское обслуживание, мы сегодня можем позволить себе один единый центр для того, чтобы расшифровывать. Ведь сегодня все аппараты у нас цифровые. То есть по каналам связи информационным мы можем сегодня считывать диагноз, но не обязательно в каждом месте сажать специалиста.

ВЕДУЩИЙ: Соглашусь. Но получается, что пациенту нужно с одного конца области ехать в другой, это пересечь фактически целую европейскую страну.

СУСЛОНОВА: Ему не нужно ехать, для того чтобы обследование получить в полном объеме, на другой конец. Потому что мы сейчас рационально распределяем помощь именно в зависимости от плотности населения, в зависимости от инфраструктуры транспортной, от распределения наших учреждений уже имеющихся, именно в том смысле, как вы говорите. Даже детскую службу сейчас мы формируем, наши перинатальные центры. Они также будут выстраиваться по трехуровневой системе. Допустим, нам достаточно по нормативам сегодня семь. Вот губернатор сказал о том, что мы будем открывать первые центры уже в этом году. Это будет Наро-Фоминск, Коломна, Щелково.

ВЕДУЩИЙ: А почему первые будут именно там? Так сложилось исторически, или именно в этих местах самая острая необходимость в подобных центрах, или это случайность некая?

СУСЛОНОВА: Нет, случайности у нас никакой нет, естественно, всё это очень серьезно просчитывается в зависимости от количества родов, от численности населения. А то ведь, понимаете, у нас количество родов, например, по итогам прошлого года - 84 тысячи. Это большое количество. Причем последние буквально два года у нас идет рост на 79% рождаемости. То есть серьезный показатель. Где-то 24% - это женщины, которые не проживают в Московской области, в том числе это и москвички, в том числе это мигранты. Значит, соответственно вот это количество родов, которое у нас нарастает достаточно быстрыми темпами, мы распределяем, в том числе учитывая население, которое проживает, то есть детородное население. Поэтому эта причина. Далее - это готовность службы. То есть перинатальный центр привязывается к той инфраструктуре, к той лечебной помощи, которая уже сегодня существует. Это, как правило, многопрофильные больницы, это уровень оказания медицинской помощи этапный, потому что он включает в себя и поликлиническую – скажем, это женская консультация, если это нужно. Далее, это отделение для реанимации новорожденных детей, потому что это второй этап выхаживания, это дети с экстремально низкой массой тела. Вы знаете, что мы перешли на новые критерии живорожденности по Всемирной организации здравоохранения. Значит, соответственно мы понимаем, какое детское население, какую помощь мы сможем оказать уже детям более старшего возраста, для того чтобы было доступно и удобно людям. Это как бы основной, третий, как мы называем, уровень оказания медицинской помощи. И сегодня у нас уже, правда один-единственный в области, перинатальный центр в Балашихе.

Следующий уровень - это те же самые округа. То есть это многопрофильные, как правило, центральные районные больницы. И к этим больницам уже сегодня у нас существуют действительно крупные родильные дома. То есть это 2 тысячи родов, до 5 тысяч родов. Соответственно на эту численность и идет ориентация, в зависимости от расстояний, от населения и от того, что мы прогнозируем, - а прогнозируем мы рост, естественно, у нас будет увеличиваться количество родов. Мы учитываем и застройку, то есть новые жилищные массивы. Мы понимаем, что население будет расти неравномерно, в зависимости от того, как у нас будут застраиваться новые районы, где будет появляться современная инфраструктура, по каким направлениям, как будет меняться демографическая ситуация в области, это тоже очень важно. И учитываем приближенность к Москве.

ВЕДУЩИЙ: По поводу демографической ситуации. Об этом президент говорил, касаясь всей страны, он говорил про сельскую местность, где закрываются зачастую пункты, и женщине приходится ездить рожать бог знает куда. В Подмосковье еще остались сельские места. Что там с медицинской помощью? С городами крупными понятно, они всегда фактически в центре внимания.

СУСЛОНОВА: Я сразу должна сказать, что мы не закрыли ни одного учреждения. У нас действительно была реорганизация, насколько я знаю, вот за последние два года. Причем это была реструктуризация. В основном это коснулось маломощных поликлинических учреждений и некоторых участковых больниц, где фактически не работали койки. Из 184 таких учреждений у нас где-то на конец 2012 года осталось 158. Но это не значит, что они закрылись. Они или были перепрофилированы, допустим, в отделения ухода, или были открыты койки дневного стационара, но они все равно остались. Кстати, я должна сказать, что у нас действительно переместилась, и это оправданно, и это востребовано сегодня, медицинская помощь в поликлинический сектор. То есть в два раза у нас увеличилось за последние три года количество коек дневного стационара. То есть число пациентомест увеличилось до 4,5 тысячи с 2 тысяч.

ВЕДУЩИЙ: Но все-таки в сельской местности так называемые фельдшерско-акушерские пункты, они все как были, так и остались?

СУСЛОНОВА: Да, 533 фельдшерско-акушерских пункта, естественно, они остались, никто их не собирается закрывать. Другой вопрос, что мы должны переводить их, если они сегодня не соответствуют, в нормальные условия, это тоже предусмотрено. И, безусловно, мы будем оснащать их медицинским оборудованием. Потому что следующий этап в рамках программы модернизации предполагает это, и сегодня мы запланировали в этой части закупки, для того чтобы обеспечить наши поликлиники, в том числе и вот такие небольшие лечебные учреждения, современным медицинским оборудованием, портативным. Вы знаете, что мы - пилот. Московская область отработала совершенно новый подход к диспансеризации двухэтапной согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации. Фактически мы убедились в том, что сегодня наше население настроено на то, чтобы действительно проходить обследование, мы не встретили неприятия.

ВЕДУЩИЙ: То есть задуматься о своем здоровье, да?

СУСЛОНОВА: Безусловно. Причем очень активно население обследуется. Второй этап - это более глубокое диагностическое исследование, с применением уже современных технологий, если есть патологии, есть какие-то клинические симптомы. Вот это тоже мы собираемся развивать.

ВЕДУЩИЙ: Ответим на звонок слушателя.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Ирина. С удовольствием слушаю вашу программу. Я живу в городе Мытищи на улице Силикатной. У нас целый микрорайон находится без квалифицированной детской медицинской помощи. Детской поликлиники нет вообще. На три тысячи детей - два педиатра. Месяц назад уволился один из них. Сейчас на три тысячи детей - один педиатр. Узкопрофильные специалисты: лор, окулист, хирург - это вообще только платно, анализы платно. У меня двое детей, 3 и 5 лет, у нас аденоиды, ходили к лору - платно, 20 тысяч отдала, 9 тысяч за анализы, а остальное за прием у врача, потому что там было лечение. Не знаю, что делать?

СУСЛОНОВА: Я уже начала отвечать в своем выступлении на эту тему, что действительно мы планируем в Мытищах детский клинико-диагностический центр, мы знаем об этой проблеме. И сегодня на контроле находится этот вопрос. Вы знаете, что есть корпус, который был заранее запланирован под туберкулезный диспансер. Сегодня мы приняли решение, что это должен быть детский центр. Фактически на сегодняшний день очень серьезно обсуждаем вопрос и кадровый, и по оснащению. Сейчас запланированы дополнительные ресурсы на то, чтобы оснастить уже это готовое учреждение и обеспечить его кадровыми ресурсами.

ВЕДУЩИЙ: А когда это всё будет?

СУСЛОНОВА: В этом году. В ближайшее время, июнь месяц.

ВЕДУЩИЙ: Ирина, вы нас слышите?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. А вот такое еще предложение. У нас педиатр один, он получает 12 тысяч рублей, педиатр с 30-летним стажем. Если молодой человек приходит, молодой специалист, то еще меньше он будет получать. Есть такое предложение. Может быть, предоставлять жилье и по контрактам заставлять отрабатывать, потому что в Интернете есть специалисты, которые готовы приехать и работать, но нет жилья?

СУСЛОНОВА: Да, этот вопрос тоже обсуждается. Я думаю, что в ближайшее время уже будут предложены определенные варианты, потому что муниципалитеты должны тоже активно в этом участвовать. И мы сейчас обсуждаем эту тему насчет социальных льгот, прежде всего медицинским работникам, в том числе и врачам. А что касается заработной платы, то она действительно у нас сегодня дифференцированная, поскольку мы переходим на новую оплату труда. И здесь имеют значение все-таки результат, качество и те показатели, на которые, собственно говоря, мы должны выйти при работе, каждый специалист индивидуально, в зависимости от тех задач, которые были поставлены перед нами президентом страны в своих указах, и тех показателей, которые сегодня обозначены в программных заявлениях нашего губернатора Андрея Юрьевича Воробьева. И в зависимости от того, как работает врач, столько он и должен получать. Это нормальная мировая практика, которой мы должны следовать. А то, что касается жилищных вопросов, да, это тоже мы будем решать в ближайшее время.

ВЕДУЩИЙ: Вы хотели что-то еще про Мытищи добавить?

СУСЛОНОВА: Я хотела сказать, что у нас там будут развиваться и высокие технологии в Мытищах. Там достаточно серьезная медицинская база. Я посетила наш центр сердечно-сосудистый, который впоследствии уже будет как головное региональное учреждение, в том числе я посмотрела, насколько хорошие высокие технологии там уже сегодня фактически внедрены, насколько серьезные кадры, профессионально подготовленные, там работают и обеспечивают уже работу эту на межмуниципальном уровне. И по поручению нашего губернатора у нас будет семь таких центров региональных и 28 отделений, которые будут фактически во всех крупных районах Московской области. Мы очень активно работаем сейчас с Бакулевским центром сердечно-сосудистой хирургии. То есть вот эта преемственность для того, чтобы не потерять этих детей, уже с самого раннего рождения оказывать им медицинскую помощь по высоким технологиям, она тоже будет развиваться. И Мытищи здесь у нас - головное учреждение.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Нина Андреевна. У меня вопрос такой. Когда у нас в Железнодорожном будет стоматологическая поликлиника, в которой лечебное отделение и протезирование были бы в одном корпусе, так как сейчас пациенты на протезирование бегают через двор в лечебный корпус? И второй вопрос. Будет ли в Железнодорожном своя глазная хирургия? Сейчас даже к окулисту попасть очень проблематично, так как работает всего один врач.

СУСЛОНОВА: Что касается стоматологической помощи, тут нужно смотреть, потому что в протезировании есть свои нормативы, СНиПы, это действительно нужно думать, как переместить на одни площади и лечение, и помощь, связанную с протезированием.

ВЕДУЩИЙ: Нина Владимировна, я просто в курсе, я там жила. Это два маленьких здания, которые находятся в одном дворе, но отдельно друг от друга. И люди действительно бегают между двумя этими маленькими помещениями.

СУСЛОНОВА: Я взяла на заметку этот вопрос. Что касается офтальмологических кабинетов, я уже начала говорить о профилактическом расширении, в том числе и офтальмологических кабинетов, для того чтобы мы могли полноценно провести профилактическую работу. Порядка 24% нашего населения должны будут пройти диспансеризацию, мы не обойдемся без кабинетов офтальмологии. Это наши центры профилактики, это будут задействованы центры здоровья, которые сегодня уже существуют, они открыты, мы будем их просто расширять и по возможности открывать эти кабинеты. Я думаю, что я обращу тоже на это серьезнейшее внимание, хотя вообще служба офтальмологии у нас в рамках программы развития здравоохранения Московской области, а программный документ будет приниматься в ближайшее время на правительстве, до 2018 года, так же как и российская программа. Мы предполагаем не только кабинеты, которые на первичном этапе будут открываться, но и развитие высоких технологий по офтальмологии, это все будет прописано в нашем программном документе с соответствующим, естественно, бюджетным финансированием. Поэтому этот вопрос я тоже беру себе на контроль.

ВЕДУЩИЙ: А кто, кстати, проходит диспансеризацию обязательную, какие категории населения?

СУСЛОНОВА: Здесь уже нет ограничения по возрасту. У нас раньше были ограничения. Это в основном была социальная сфера, это бюджетники или профвредники. Теперь фактически все население, то есть каждый желающий может пройти диспансеризацию, начиная от нуля, как рождается ребенок…

ВЕДУЩИЙ: Что для этого нужно?

СУСЛОНОВА: Ничего не нужно. Нужно просто обратиться в поликлинику свою и сказать, что вы готовы. Мы, естественно, формируем этот регистр наших пациентов. Это все мониторится, отслеживается, составляется паспорт здоровья пациента с дальнейшим уже его ведением, контролем и наблюдением.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Юрий Владимирович Быстров. У меня такой вопрос. Очень активно расширяются услуги платной медицины, причем деньги очень приличные платятся. Имел счастье воспользоваться ими, и не очень удачно. Все-таки что Министерство здравоохранения может противопоставить платной медицине?

СУСЛОНОВА: Безусловно, на ваш вопрос я должна ответить. Бесплатная медпомощь оказывается в рамках программы государственных гарантий, которая утверждается каждый год, и все нормативы, которые мы должны выполнить по объему медицинской помощи на всех этапах ее оказания, они, безусловно, должны выполняться и оплачиваться в рамках обязательного медицинского страхования. Вы знаете, что с этого года вся страна, в том числе и наша область, перешла на одноканальное финансирование, преимущественно на одноканальное, через систему обязательного медицинского страхования. Это не секретный документ, вы вполне можете с ним ознакомиться, он есть и на сайте, мы сейчас добиваемся, чтобы в каждой поликлинике человек мог понять и узнать, что он должен получить бесплатно в рамках этой программы (и ему обязаны предоставить эти медицинские услуги), а что он может получать платно. И, безусловно, по каким ценам, какой прейскурант. Вообще это должно осуществляться вне программы госгарантий. То есть за этим тоже мы сейчас будем очень тщательно следить: по каким ценам, какая помощь оказывается, в каких кабинетах, в какое время, потому что время тоже должно разделяться, какими специалистами, и за что реально вы платите деньги. Я должна сказать, что в Московской области невысокий процент платных услуг, он у нас не достигает и 10% от общего объема.

ВЕДУЩИЙ: Я думаю, что Юрий Владимирович говорит не столько о платных услугах, которые есть в бюджетных учреждениях, сколько вообще о платных медицинских кабинетах, маленьких клиниках и тому подобное. Я думаю, что он про это говорит.

СУСЛОНОВА: То есть система, которая не входит в сферу государственной деятельности?

ВЕДУЩИЙ: Да. За этим как-то следит министерство?

СУСЛОНОВА: Здесь выдается лицензия. И дальше мы смотрим, насколько эта помощь соответствует или не соответствует тому, на что эта лицензия была выдана. Здесь много фискальных организаций и структур, которые контролируют эту деятельность. Другой вопрос, что мы добиваемся официальной отчетности от этих организаций, которые действительно должны показывать свою деятельность, чтобы мы могли контролировать, насколько эффективно и качественно там оказывается помощь. Вот, наверное, больше всего этот вопрос волнует, мне так кажется, граждан: за что они заплатили деньги и какого качества медицинскую помощь получили? Этот вопрос, я так понимаю, сегодня очень актуален. Я это чувствую просто и по обращениям, и по тому, что происходит. Вот эту ситуацию, конечно, пока, я считаю, мы недостаточно контролируем, поскольку как бы подотчетности прямой сегодня нам нет. И вот на сегодняшний день, насколько это возможно, конечно, нужно это узаконивать для того, чтобы мы могли чувствовать ситуацию, контролировать ее с точки зрения профессиональной деятельности и действительно давать оценку. Потому что мы же не можем лишить лицензии эти учреждения даже при нарушениях, мы можем приостановить уже по факту состоявшегося…

ВЕДУЩИЙ: Не дай бог.

СУСЛОНОВА: Действительно, это так. Поэтому здесь уже, конечно, должен быть такой мониторинг, как, допустим, существует в государственных учреждениях. Это ежемесячная отчетность, это статистика, это контроль, это возможность проверить именно на качество медицинской деятельности, насколько это всё соответствует. Вот тут, на мой взгляд, конечно, нужен более тщательный контроль.

ВЕДУЩИЙ: Все-таки вернемся еще к платным услугам в бюджетных учреждениях. Цены, которые там за коммерческие позиции выставляются, эти цены регулируются министерством, регулируются властями, или каждая поликлиника сама выставляет те цены, которые она считает для себя приемлемыми?

СУСЛОНОВА: Нет, цены обязательно контролируются, такого не может быть. Разная просто себестоимость этих услуг в зависимости от материальной базы, то есть она может варьироваться. Но контроль за ценами, безусловно, есть в обязательном порядке. Это не бесконтрольная деятельность.

ВЕДУЩИЙ: На самом деле мне понравилось то, что вы сказали, что в каждой поликлинике должна быть информация о том, на какие услуги в рамках обязательного медицинского страхования человек имеет право.

СУСЛОНОВА: Да. И мы сейчас будем это отслеживать.

ВЕДУЩИЙ: И чтобы все это видели, чтобы людей не разводили, что называется.

СУСЛОНОВА: Да. В видных местах, желательно в области регистратуры. В этом вы абсолютно правы. Люди должны владеть этой информацией обязательно.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Андрей. Я из Подольска. У меня к Нине Владимировне два вопроса. Первый. Будут ли меняться нормативы времени приема больных врачами-специалистами? Нормативы были установлены еще в 1960-е годы. Допустим, для врача-терапевта это 12 минут. То есть получается, если пожилой человек пришел на прием, он успеет только войти и сказать «здравствуйте», а ему уже пора выходить. В Москве такие нормативы порядка 20 минут для врача. И второй вопрос. Ни для кого не секрет, что правильное диагностирование заболевания - это залог успешного лечения. Поэтому, когда терапевт назначает курс лечения, он старается получить как можно больше исходных материалов: назначает ЭКГ, МРТ и другие исследования. Но эти так называемые параклинические исследования, они отдельно Фондом обязательного медицинского страхования не оплачиваются больнице, то есть получается, что больница тут работает себе в убыток. Вот отдельное финансирование параклинических исследований будет предусмотрено для больниц?

СУСЛОНОВА: Первый вопрос. Действительно, будут пересматриваться эти нормативы. И сегодня мы об этом очень много говорим, причем не только на субъектовом уровне отдельных территорий, а вообще на уровне России. Готовятся нормативные документы Минздравом Российской Федерации. И действительно есть такая тема, она существует, и решать, я думаю, эти вопросы мы будем в ближайшее время.

Что касается второго вопроса, ЭКГ и МРТ - это не парадиагностика, а это обычные диагностические исследования, которые при необходимости назначаются. Здесь, наверное, речь идет просто о стандартах. То есть, когда мы говорим о стандартах, о порядке оказания медицинской помощи и тех видах исследований, которые должны быть применены при той или иной патологии, и врач обязан это сделать и направить этого пациента, то тогда, естественно, это исследование должно быть бесплатным для пациента, и оплачиваться оно должно соответственно в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Если же это сверх стандарта, если же, допустим, больной сам пожелал, его заболевание не предполагает тот или иной вид обследования, а это как бы дополнительно, вот тогда возникают разные ситуации, о которых вы говорите. Это не параклиника, это нормальные диагностические исследования. И мы сейчас расширяем эти стандарты. Действительно, об этом очень много сейчас говорят, поскольку мы поэтапно переходим на федеральные стандарты, и в рамках модернизации, допустим, только за последние два года мы внедрили из пятидесяти двадцать шесть федеральных стандартов на территории Московской области. Но есть свои, естественно, в каждом субъекте Российской Федерации. И сейчас эти стандарты, они тоже пересматриваются. То есть какое это должно быть обследование, сколько раз, какие методы лечения при той или иной патологии в обязательном порядке должны быть применены, которые оплачиваются, вот о чем сказал Андрей, из системы обязательного медицинского страхования, потому что согласно той или иной нозологии оплачивается жестко по этим стандартам. Вот о чем идет речь.

ВЕДУЩИЙ: Нина Владимировна, но ведь бывают ситуации, когда врач не может определить, что с человеком, и непонятно, по какому стандарту его пускать, и именно, я так понимаю, об этих случаях говорит Андрей, когда врач хочет получить больше информации.

СУСЛОНОВА: Вы понимаете, никто ведь не запрещает врачу получать больше информации. Я еще раз говорю, если в этом есть необходимость, это оплачивается. Но правильно Андрей поставил вопрос, что для пациента это все равно будет обеспечено, все равно ему это будет сделано, здесь уже слово «убыточность» идет для лечебного учреждения. Естественно, когда лечебное учреждение перебирает количество услуг, тогда возникает вопрос… Но опять же здесь сложная тема, поскольку она неоднозначна. Мы смотрим, какой это подушевой норматив, он у нас увеличивается, потому что увеличивается финансирование, если говорить вообще о бюджете. То есть мы идем к тому, чтобы обеспечивать как можно больше медицинских услуг и оплачивать их. Но здесь другая сторона медали. Если мы бесконечно будем позволять сейчас назначать совершенно неограниченно все эти виды исследований… Почему мы сегодня говорим о централизации лабораторных исследований? Потому что у нас очень много вещей дублируется, когда в принципе нет необходимости это делать. И сегодня позволяет наше диагностическое оборудование из одного исследования получать многочисленные выводы, позволяющие поставить диагноз и правильно сконцентрироваться на результате. А получается, что вот это дублирование приводит к тому, что мы просто нерационально расходуем финансовые ресурсы. И поэтому здесь вот так однозначно я бы не стала говорить. Все-таки мы должны придерживаться определенных нормативов и стандартов. Так работает весь мир.

ВЕДУЩИЙ: Давайте про льготы, которые получают пациенты, какие остались, какие исчезли?

СУСЛОНОВА: Что вы имеете в виду? Льготу по лекарственному обеспечению? У нас много льгот.

ВЕДУЩИЙ: Льготы по медицинскому обеспечению.

СУСЛОНОВА: Если говорить о льготах, больше всего сегодня наше население, по крайней мере в Московской области, волнует лекарственное обеспечение, именно программа льготного лекарственного обеспечения. К сожалению, у нас были сбои в начале года, мы об этом все с вами знаем, потому что нечеткий у нас, к сожалению, был переход от старого к новому программному продукту, были сбои с закупками. Сейчас мы ситуацию эту нормализовали. Это касается в основном наших региональных льготников, потому что большая категория людей у нас именно в этом сегменте, это порядка 500 тысяч населения. Это достаточно большая группа. Около 200 тысяч - это так называемые федеральные льготники. Соответственно самые большие, серьезные проблемы были у больных сахарным диабетом, были у нас перебои с препаратами сахароснижающими, инсулиновыми; у онкологических больных. На сегодняшний день фактически все препараты для диабетиков у нас есть в наличии. Они активно поступают в аптечные учреждения. На полтора миллиарда мы практически закупили и заключили контракты только по этому году. Более того, по поручению нашего губернатора мы дополнительно провели аукционы уже в этом году, выверили весь наш регистр. То есть там были лекарства очень необходимые, но их не было вообще в наличии в списке. Это в основном тоже для онкологических больных. И дополнительно еще более 200 миллионов (вот сейчас уточняется бюджет в правительстве) – это деньги, которые отдельно были выделены на детей, детей с сахарным диабетом и детей с онкологическими заболеваниями. То есть эти позиции у нас сегодня закрыты.

ВЕДУЩИЙ: Нина Владимировна, я понимаю, что они могут быть закрыты, потому что закуплено лекарство, но лекарства могут быть распределены так, что в одном районе они есть, в другом их точно нет. Вот это как синхронизируется?

СУСЛОНОВА: Была тоже у нас такая ситуация, вы абсолютно правильно говорите, в первые дни января, к сожалению, у нас были перекосы с поставками. На самом деле были такие случаи, что больных направляли совершенно в другой район области за лекарствами, это недопустимо. Поэтому мы также увеличили количество аптечных учреждений, довели их сегодня уже до 448, которые занимаются только льготой. Стараемся, и губернатор поставил перед нами такую задачу, открывать их в поликлиниках, для того чтобы людям было удобно: где выписали рецепт, там и получил препарат. Это очень важно. И сегодня уже программа позволяет видеть врачу на своем рабочем месте все остатки, которые есть в аптеках и на складах, то есть в данном случае в тех аптеках, где обслуживается пациент с этим рецептом, для того чтобы, если и перераспределять эти препараты, не люди должны ходить за этими препаратами, а это должны делать логисты, это должны делать те поставщики, которые поставляют эти препараты. В данном случае это склад и аптеки, которые по договору, который мы заключили, мы внесли сейчас дополнение в этот договор, должны сами за счет своих затрат перемещать эти препараты в зависимости от того, где в них есть потребность. Сейчас мы этот механизм нормализовали, фактически он сегодня работает. Если такие случаи есть, то просто нужно о них говорить, мы будем принимать меры.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация