Картинка

Маяк. Москва 19.04.2013 - О юбилейной 80-й пассажирской навигации по Москве-реке

19 апреля 2013, 16:00

Персоны

 

О начале летней навигации на Москве-реке Екатерина Высоковская побеседовала с генеральным директором ОАО «Московское речное пароходство» Константином Олеговичем Анисимовым.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов. Константин Олегович, я вас поздравляю с праздником, с открывающейся сегодня навигацией.

 

АНИСИМОВ: Спасибо. Для нас это действительно большой праздник.

 

ВЕДУЩИЙ: Для нас тоже. Навигация открывается в 80-й раз.

 

АНИСИМОВ: Да, по Москве-реке. Это 80-я навигация для нашей столичной судоходной компании, которая уже организованным путем катает из года в год москвичей по Москве-реке.

 

ВЕДУЩИЙ: Наверное, вы заготовили что-то для новой навигации, какие-то сюрпризы все-таки?

 

АНИСИМОВ: Мы считаем, флот силен традициями и стандартами. Поэтому поддерживаем традиции. Но, конечно, каждый год мы стараемся внести что-то новое в нашу работу. В этом году мы вносили новое не со стороны реки, а со стороны города. Мы закупили шесть двухэтажных автобусов, так называемые «Сити-туры», и в июне пускаем еще дополнительный маршрут автобуса, который будет пересекаться с нашими причалами. Это «хоп-он» - «хоп-оф», когда можно войти и выйти. И мы считаем, что таким образом мы будем привлекать больше туристов к городу и давать дополнительные возможности как с воды увидеть наш город, так и с борта автобуса.

 

ВЕДУЩИЙ: А эти автобусы как-то пересекаются со стоянками теплоходов?

 

АНИСИМОВ: Да. В трех местах они будут пересекаться: на Болотной площади, около Парка культуры (Крымского моста) и у Киевского вокзала.

 

ВЕДУЩИЙ: И фактически сейчас есть такие туры по воде, которые предполагают, что можно сойти на одной остановке, погулять, вернуться. Это билет одного дня, по-моему, называется?

 

АНИСИМОВ: Да, это наша традиционная линия от Киевского вокзала до Новоспасского моста. Как раз она полтора часа в одну сторону. Можно купить билет одного дня и тоже войти и выйти. Так что мы просто здесь расширяем спектр наших предложений для туристов российских и иностранных.

 

ВЕДУЩИЙ: Поскольку затронули билеты, может быть, сразу откроем секрет, сколько будут в этом году стоить билеты детям, какие вообще возможны билеты?

 

АНИСИМОВ: У нас много разных форм билетов. Вот билет единый на весь день стоит 800 рублей на нашу линию. Билет взрослый на проезд полтора часа в одну сторону - это 450 рублей, детский билет - 200 рублей стоит. Есть так называемые круговые маршруты от многих причалов. Они где-то 400-500 рублей, в зависимости от продолжительности рейса. И на Северном речном вокзале билет на «ракету» - много лет у нас цена 800 рублей. Это скоростное судно на подводных крыльях для поездки в зону отдыха Бухта радости. Он включает поездку туда и обратно и проведение еще досуга в самой зоне отдыха.

 

ВЕДУЩИЙ: Мы заметили еще особые суда, вот несколько лет, по-моему, они уже ходят по реке, называются «Столичные». Это какой-то особый тип, не очень нам привычный. Мы привыкли к пароходикам.

 

АНИСИМОВ: Ну да, типа «Москва».

 

ВЕДУЩИЙ: Да.

 

АНИСИМОВ: На нашем Московском судостроительном и судоремонтном заводе мы заложили вот эту серию судов под названием «Столичный». Пока построены два судна для нашей компании, уже шесть судов заложены для других компаний.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть это мы сами делаем?

 

АНИСИМОВ: Да. Это мы сами делаем на Московском заводе. Такие суда ходят в Европе. Мы не стали выдумывать велосипед. Мы взяли за основу европейский некий стандарт.

 

ВЕДУЩИЙ: Но все-таки хорошо, что делаем сами, а не покупаем.

 

АНИСИМОВ: Делаем мы абсолютно сами, да. Инновационность этого судна в том, что на нем прозрачная открывающаяся крыша, она сдвигается в хорошую погоду, и люди могут дышать воздухом и наблюдать наши красоты, а в плохую погоду она закрывается, также оставляя отличный обзор.

 

ВЕДУЩИЙ: Сколько сейчас таких корабликов ходит?

 

АНИСИМОВ: Два судна таких у нас в работе. Они ходят по Московскому обводному каналу от Болотной площади, делают круг, проходя по этому каналу, по Москве-реке, мимо Кремля и возвращаясь снова туда же, недалеко от Третьяковской галереи.

 

ВЕДУЩИЙ: Я могу посоветовать этот маршрут. Он - недавний?

 

АНИСИМОВ: Да, он несколько лет существует.

 

ВЕДУЩИЙ: И я сама проплыла по этому маршруту, наверное, пару лет тому назад. Это настолько красиво. Москва открывается совершенно неожиданно, потому что те  даже здания, которые с берега, может быть, смотрятся не столь прекрасно архитектурно, с воды составляют замечательный гармоничный ансамбль.

 

АНИСИМОВ: Да. Согласен с вами. Действительно очень красиво, причем как днем, так и ночью. Москва замечательно подсвечена ночью.

 

ВЕДУЩИЙ: А вы ночью тоже ходите?

 

АНИСИМОВ: Мы ночью тоже ходим.

 

ВЕДУЩИЙ: До какого часа?

 

АНИСИМОВ: У нас в 23 часа отходят теплоходы от многих причалов, от Киевского вокзала, от Устьинского моста, и тоже ночные прогулки, они тоже очень популярны, их тоже любят наши туристы. И плюс по заказу, там по заказу туристических компаний, каких-то корпоративных клиентов теплоходы могут в любое время совершенно отходить.

 

ВЕДУЩИЙ: Но все-таки мы говорим о туризме и о прогулках на всех этих судах и по Москве-реке, и по каналу. А вот что касается средства передвижения как альтернативы наземному, городскому транспорту, что-то вы реально просматриваете на эту тему, или это все-таки прожекты?

 

АНИСИМОВ: Ну, пока это прожекты. Еще в недавнем прошлом, до 2005 года, мы на теплоходах «Ракета» ходили по пяти линиям от Северного речного вокзала из Москвы в Московскую область и зоны отдыха. В Москве работали три переправы, но правительство Москвы давало дотации на эти линии, потому что транспортная работа, к сожалению, убыточна для частной компании. Потом был принят там 122-й, по-моему, закон, который запретил эти выплаты из бюджета города Москвы. Сегодня разговор опять идет.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть сейчас нет вообще никакого сообщения между Москвой и областью вот такого транспортного?

 

АНИСИМОВ: Транспортного нет. У нас сегодня был на открытии навигации заместитель министра Москвы транспорта и заместитель директора департамента транспорта, и министр Московской области по транспорту. Оба они говорили о том, что надо налаживать эту работу, но сегодня создан такой координационный совет по развитию транспорта в Московском регионе. Возглавляет его министр транспорта, и туда входят мэр Москвы и губернатор Московской области. В рамках этого совещания такой разговор тоже ведется. Но пока, к сожалению, это еще прожекты.

 

ВЕДУЩИЙ: А что же делают эти «Ракеты», которые мы помним со времен детства своего? Это всегда дух захватывает, немножко страшно, кстати.

 

АНИСИМОВ: Да. Это большое судно, которое бежит 60 километров в час по воде.

 

ВЕДУЩИЙ: Вздымается над волнами.

 

АНИСИМОВ: Две «Ракеты» у нас продолжают находиться в работе. Они будут работать, как я говорил, от Северного речного вокзала до Бухты радости. С интервалом примерно в час мы будем возить туда наших москвичей для отдыха на пляжах.

 

ВЕДУЩИЙ: Это уже какой-то раритет. Наверное, если возобновят транспортное сообщение регулярное, это, наверное, будут уже другие суда все-таки, да?

 

АНИСИМОВ: В общем-то, да. Если говорить о скоростных судах, то сегодня спроектированы различные уже на подводных крыльях скоростные катамараны. В проекте они есть, но в реальности пока нет. И наши теплоходы «Москва», которые мы имеем (35 теплоходов мы используем), они тоже могут ходить с достаточно большой скоростью - до 25 километров в час. Поэтому для той работы, для той линии, которая постоянно обсуждается, из Печатников до центра, через Китай-город до Парка культуры и, возможно, до Сити, достаточно этих теплоходов. То есть мы уже сегодня могли бы работать и перевозить наших горожан. Тем более, что мы с утра выходим на линию, вот как раз из Нагатника идем в центр, а вечером возвращаемся в свой затон на ночевку, то есть и могли бы заодно захватывать жителей. К сожалению, не все знают, что Москва-река разорвана шлюзами. То есть в районе Печатников и Нагатино шлюз номер 10. Ниже уже находится Коломенский район, южные наши районы. И Карамышевский шлюз в районе Мневники-Хорошево.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы говорите, что ходите, у вас просто свои задачи в этот момент?

 

АНИСИМОВ: Мы идем пустыми. Наша линия начинается в районе «Пролетарской», Новоспасский мост - основной причал. Вот до него мы идем всегда пустыми, выходя из затона, это почти 40 минут. А могли бы, конечно, кого-то и захватывать. Но для этого просто должны быть приняты решения.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть вы идете, чтобы курсировать по центру города?

 

АНИСИМОВ: Да. Вот эта часть, ниже Китай-города, это промышленные районы пока на сегодня. Это ЗИЛ, который в будущем будет реконструирован, но пока там смотреть особенно нечего.

 

ВЕДУЩИЙ: Но проблемы имеют свойство накапливаться. А потом иногда бывает, что они разрешаются неожиданным казалось бы образом, а просто время подходит для решения этих проблем. Может быть, будет и здесь так. Оставаясь в рамках Московского речного пароходства, перейдем все-таки к более длительным круизам, к более основательным круизам. Какие новшества в этом сезоне?

 

АНИСИМОВ: Наверное, каждый год мы вводим какие-то новые маршруты. В этом году у нас добавляется на теплоходе «Иван Крылов», мы делаем маршруты на Соловки.

 

ВЕДУЩИЙ: Это новый маршрут?

 

АНИСИМОВ: Это достаточно новый маршрут, потому что для этого пришлось несколько модернизировать теплоход, чтобы он смог пройти по Беломоро-Балтийскому каналу. И на наше удивление, такой высокий спрос, что все путевки были выкуплены в прошлом году осенью, когда мы начали свои продажи. Также мы начали делать заходы в город Белозерск, стоящем на Белом озере, один из стариннейших городов. В поселок Старая Ладога мы делаем экскурсии из Новой Ладоги. Не все знают, это первая столица Руси, куда пришел князь Рюрик и основал столицу, а потом он уже стал спускаться южнее. Интересные места, куда не всегда доходит нога нашего российского человека. Мы уже истоптали Турцию, Египет, а вот в наши замечательные российские места мы мало путешествуем. И вот здесь наш круизный отдых - наиболее удобный и комфортный способ добраться до этих вот, не таких далеких мест.

 

ВЕДУЩИЙ: Задача замечательная на самом деле. Но возникают некоторые вопросы, уточнения, скажем так. Вы сами подняли вопрос на встрече с президентом осенью прошлого года о том, что износ речного флота очень значительный, и суда, которые ходят, вы, наверное, меня поправите, есть 1970-х годов, а, может быть, есть и раньше, вы точнее это знаете. И все-таки мы уже привыкаем к чему-то более современному, к какому-то набору современных услуг. И в этой связи я хотела у вас спросить, вот обозначенные вами маршруты, например, это суда какого года постройки?

 

АНИСИМОВ: Вы знаете, разных. У нас было две серии судов. Одна строилась в 1950-е - начало 1960-х годов, и сегодня им действительно под 50-60 лет, но в хороших руках они достаточно в надежном состоянии.

 

ВЕДУЩИЙ: Они строились, по-моему, в ГДР?

 

АНИСИМОВ: Да, в ГДР, Венгрии и Австрии. И более свежие суда - мы их более молодыми называем - они строились в 1970-1980-е годы, им тоже сегодня под 30 лет. У нас в основном более новое поколение судов. Но несколько судов для работы по Оке, чтобы делать известные кругосветки, и вот для работы на Соловки и отдельные круизы, они уже более пожилые. Как раз нашей целью были в последние годы - повышение уровня сервиса и качества обслуживания. Мы переоборудовали все эти суда, каюты, так сказать, с удобствами. И вот многие теплоходы перевели из двухзвездочного состояния в четырехзвездочное. В прошлом году мы построили даже новый теплоход «Александр Грин», который у нас сейчас работает с австралийскими туристами.

 

ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас к нему еще подойдем. А вот про старые суда. Если вы проводите эту модернизацию судов, это все-таки отражается моментально на ценах, и получается, что экскурсия занимает несколько дней, а стоит она, я посмотрела, там порядка 10-20 тысяч на человека. Мы скажем так, что вот такие экскурсии могут заинтересовать среднюю московскую семью. Получаются кусачие цены.

 

АНИСИМОВ: Мы согласны. Это недешевый отдых, если смотреть прямо на него. Но надо понимать, что у нас уже в эту стоимость включено трехразовое питание ресторанного типа и все экскурсии, которые будут. Если посчитать все это отдельно, если бы человек поехал сам, забронировал гостиницу, как-то заплатил за поезд, за самолет, оплатил питание, то - мы сколько не сравнивали - это было бы дороже в любом случае. И еще несколько наших проблем. Первая - это сезонность, что мы работаем всего 4-5 месяцев в году. И себестоимость у нас 40% - это топливо, которое из года в год дорожает. Поэтому мы вынуждены поднимать стоимость путевки. В день примерно обходится в 4-5 тысяч рублей при, скажем так, полноценном комфортабельном отдыхе.

 

ВЕДУЩИЙ: При этом скажем так, что это удовольствие необыкновенное, наблюдать родные просторы, пока ты идешь. Я знаю, что речники не говорят плывешь, говорят - идешь.

 

АНИСИМОВ: Теплоходы у нас ходят. Это действительно очень красиво, когда меняется пейзаж за бортом теплохода, и уникальные красивые места у нас, куда бы мы не шли, на юг по Волге, в Астрахань, или на север до Санкт-Петербурга, или на Соловки, или по Оке, везде удивительно красивые места.

 

ВЕДУЩИЙ: Но имеет значение, когда ты бронируешь билет, как-то на цену это влияет или нет все-таки?

 

АНИСИМОВ: Прямым образом влияет. Мы начинаем продажи всегда, как только мы закончили навигацию. И в сентябре мы начинаем продажи на следующий год. Традиционно до Нового года мы не повышаем цены и продаем по старым. Вот хочу сказать, что до Нового года у нас многие рейсы были выкуплены полностью. Рейсы на Соловки, рейсы по Оке, рейсы на Каму, на Белую - такие редкие. У нас 70% повторных туристов, которые часто ходят из года в год. И мы очень ценим и любим наших клиентов. У нас есть форум на сайте нашей компании «Мостурфлот», мы прислушиваемся к их мнению и многое меняем по их пожеланию.

 

ВЕДУЩИЙ: Надо сказать, что, только зайдя на ваш сайт, уже хочется сразу отправиться в путешествие. Я поймала себя на этом. Готовясь к нашей программе, я зашла, посмотрела на судно и поняла, что хорошо было бы сразу сесть и поплыть. Но при этом, завершая эту часть нашего разговора, мне хотелось бы узнать, вот про строительство новых судов. Возможно ли оно у нас сейчас в России?

 

АНИСИМОВ: Мы ставим такую задачу. У нас проекты судов нескольких типов, которые мы готовы были бы строить. Вся проблема упирается только в одно. Это длинный способ финансирования, кредитования. То есть никто никогда не найдет свои деньги, ни одна компания, чтобы целиком построить судно. Нужен кредит. Но вот если мы грузовые суда строим, нам на 10 лет дают банки и лизинговые компании кредиты. И есть льготные программы со стороны государства по субсидированию ставки и ряд других льгот по налогам, тогда круизное судно стоит значительно дороже, и окупиться оно может только через 20-25 лет. Банки же, выделяя деньги, они должны видеть бизнес-план и видеть этот срок окупаемости. Так вот, у нас в Росси деньги на 20 лет пока никто не дает. Мы поэтому обращались к президенту с просьбой создать какую-то программу по линии Минпромторга, которая позволит построить эти суда. Более того, и заводы судостроительные у нас сегодня недозагружены. Им тоже нужна работа. И есть компетенции у этих заводов, они умеют это делать, это показало строительство нашего теплохода «Александр Грин». Поэтому здесь упирается, как всегда, вот в этот пресловутый финансовый фактор. Но мы надеемся, мы сейчас работаем над исполнением поручения президента и надеемся, что нам все-таки придется отстоять и в ближайшие годы запустить серию судов. Крупнейшие пароходства готовы заказать от 10 до 15 судов. Это большие суда на 500 пассажиров, 180 метров, с большими хорошими каютами, уровня 4-5 звезд. И они сегодня, вот все, что мы сегодня переделываем и создаем, вот этот уровень 4-5 звезд, все востребовано, все раскуплено на годы вперед как иностранными туристами, так и российскими. Поэтому мы видим спрос со стороны взыскательного путешественника.

 

ВЕДУЩИЙ: Спрос явно превышает предложение, это уже очевидно совершенно. А что касается вот этих новых судов, вот «Александр Грин», это что такое, вот это уже судно нового поколения, что это по сравнению с тем, к чему мы привыкли, что мы видели?

 

АНИСИМОВ: Главное - это уровень комфорта, это большие, от 15 до 20 метров, каюты с большими кроватями, с низким уровнем шумности, с удобным климат-контролем, чистой водой. То есть в этом смысле. Во всем остальном это такое же судно. Ну, там стоят более современные двигатели, более экономичные, меньшее количество экипажа задействовано. Там больше безопасность, наверное, не важно, судно новое или старое, но на всех уровнях одинаково. Поэтому главное - это новый уровень комфорта, который пока в России был еще недостижим до этого. И здесь вот мы почувствовали, как это надо делать, и очень затратно. У нас есть судно, еще 12 лет мы будем платить кредит и не получать никакой прибыли. Поэтому не каждый может себе позволить такие сложности.

 

ВЕДУЩИЙ: Но все-таки это сложения долговременные, ведь судно-то очень долго эксплуатируется, получается, что это так, и это на перспективу работает, безусловно?

 

АНИСИМОВ: В общем-то да, конечно.

 

ВЕДУЩИЙ: В основном иностранцы на этом судне ходят?

 

АНИСИМОВ: Да, данное судно, оно вообще застраховано австралийской компанией «Сценик» и на всю навигацию, 150 дней. И австралийские туристы, у них такой сложный тур. Они едут, например, в Европу, потом часть времени путешествуют на судне по России, едут в Китай и возвращаются в Австралию. И вот это большое судно является частью большого тура для австралийцев. И именно с их помощью, они нам дали авансирование на несколько лет вперед, мы и сумели построить это судно. Но я говорю, спрос достаточно высокий со стороны взыскательных туристов из многих стран, но и со стороны российских туристов, в первую очередь из Москвы.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот давайте про российских, оставим австралийцам лакомиться этим судном и нашими красотами, а вот что бы вы посоветовали все-таки средней московской семье, которая хотела бы провести время в круизе. Это может быть круиз долгосрочный, на две недели, может быть более короткий, на выходные, вот какие, на ваш взгляд, есть оптимальные варианты?

 

АНИСИМОВ: Мне кажется, надо попробовать круизы выходного дня, это не так дорого, это несколько дней, и почувствовать, нравится этот отдых или не нравится. Есть люди, которые фанатично в него влюбляются, а некоторые говорят, что это не мое. Это такой отдых, он одновременно и активный, и пассивный, с хорошим питанием, когда можно походить на экскурсии, вечером посидеть в баре, посмотреть на красоты. Но есть и длинные рейсы. У нас есть сезонные скидки. У нас в мае и сентябре цены значительно ниже, чем в июле и августе. Вот сейчас, допустим, 6 августа у нас идет наш любимый теплоход «Михаил Булгаков» в Самару по цене на 30% ниже, чем он летом пойдет в этот же рейс. И есть скидки для пенсионеров и других льготных категорий. Поэтому можно выбрать понравившийся вариант. И я считаю, что это замечательный отдых. И, в том числе, нам надо своим детям показывать Россию. Это наиболее удобный и безопасный способ смотреть Россию, наши монастыри, старинные города, бывшие столицы. Есть на что посмотреть.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну вот, например, что за круиз раньше был по Волге до Астрахани, Москва - Астрахань и обратно, и ты уже действительно смотрел абсолютно всё!

 

АНИСИМОВ: Ну да, но тут уже проблема в том, что минимум 18 дней. У нас такой круиз будет в сентябре. Мы делаем один раз в году на большом четырехпалубном теплоходе.

 

ВЕДУЩИЙ: Один раз в году?

 

АНИСИМОВ: Мы делаем один раз в году на каждом теплоходе, потому что круиз длинный. 18 дней не каждый человек сегодня может позволить себе, первое - по времени, уехать на столько, а второе – заплатить. Это большая сумма, это уже свыше 100 тысяч рублей на одного человека. Поэтому в основном дробим круизы, там 3-дневные, 7-дневные, 10-дневные, и они идут по разным маршрутам, и каждый год добавляем какие-то новые города. Тутаев, Весьегонск, Козьмодемьянск - это кроме крупных городов, которые всегда были. Городец, там замечательная городецкая игрушка. Вот Белозерск сейчас отреставрирован, по-моему, 1150 лет ему было недавно. На Соловки. Валаам - безумно красивое место. Кто туда попадает, остается очарован.

 

ВЕДУЩИЙ: Сколько занимает экскурсия на Валаам?

 

АНИСИМОВ: Два варианта. Мы заходим или на полдня, или на целый день. То есть за полдня его можно посмотреть бегло, а за целый день посмотреть уже весь остров, и монастырское подворье, и обойти весь остров. Там безумно красиво и безумно интересно. Вот и на Кижи, и на Валаам можно попасть только с воды. Это острова. Сейчас мы делаем круизы еще по соседним островам Ладожского озера. Это Пеллотсари, заходим в Сортавалу. Это тоже новые места.

 

ВЕДУЩИЙ: А сколько круиз в целом занимает на Валаам?

 

АНИСИМОВ: Если из Москвы и с возвращением назад в Москву с заходом на Валаам и Кижи, это 12 дней. У нас бывают круизы в одну сторону: в Москве можно сесть, с заходом на Валаам и Кижи, - это 7 дней, а из Санкт-Петербурга вернуться на поезде, на самолете, есть много различных возможностей. Поэтому это все доступно.

 

ВЕДУЩИЙ: Это разные суда делают?

 

АНИСИМОВ: Да, это разные суда. Они ходят по разным маршрутам. И в нашей компании, и у других судовладельцев можно выбрать понравившийся любой вариант.

 

ВЕДУЩИЙ: Мы затронули в разговоре такую особенность вашей работы, как сезонность. А это означает, что кадры вы тоже набираете на навигацию, скажем так. И здесь, конечно, тоже много зависит от того, кто обслуживает, кто помогает на кораблях. Поэтому это особая выучка всегда, какое-то особое братство тех, кто ходит на кораблях. Как вы подбираете персонал? Это существенный вопрос.

 

АНИСИМОВ: Тут что можно сказать, что командный состав у нас находится на постоянной работе. Это что касается капитанов, механиков, директоров ресторанов, директоров круизов. Они в летний период находятся на судне, а в зимний период у них появляются отгулы, отпуска, подготовка к новой навигации, ремонт и так далее, то есть они заняты работой. И много, примерно 50% персонала - это матросы, проводники, официанты. Они работают только в сезон. Мы их набираем. Часто нам помогают наши учебные заведения. Это речные училища. Что касается сервиса, это училища, которые готовят официантов. Мы работаем с рядом ВУЗов, где студенты языковых ВУЗов у нас работают на практике с иностранными туристами, вот как раз барменами, официантами и проводниками, получая одновременно и практику, и деньги. Это похоже на стройотряды, в которые мы ездили в советское время. Поэтому кадровая работа достаточно сложная. Конечно, сезонность накладывает свой отпечаток, но мы справляемся с этой работой. И сегодня при всем этом мы стараемся повышать качество обслуживания.

 

ВЕДУЩИЙ: Но вы все-таки ориентируетесь на профессионально подготовленных людей?

 

АНИСИМОВ: Я говорю, половина - да, это профессиональные: капитаны, судоводители, механики.

 

ВЕДУЩИЙ: Я имею в виду даже обслуживающий персонал.

 

АНИСИМОВ: Что касается все-таки официантов и проводников, какая-то часть из них работает из года в год, а какую-то часть мы меняем практически каждый год. Мы проводим тренинги за неделю до начала навигации, собираем экипажи, проводим тренинги. Опытные проводники, официанты учат наших людей. А потом уже идем работать. Тут, к сожалению, не всегда удается удерживать.

 

ВЕДУЩИЙ: Они возвращаются через год?

 

АНИСИМОВ: Кто-то возвращается, кто-то нет. Кто-то уже уходит, это является некой такой жизненной практикой.

 

ВЕДУЩИЙ: Я почему так подробно спрашиваю, потому что когда случаются какие-то ЧП и какие-то аварии, то от персонала очень многое зависит. Потому что когда ты в таком расслабленном состоянии очень долго находишься на корабле, то ты, в общем-то, целиком зависишь от команды, от ее выучки, от ее умения в экстренной ситуации принять правильное решение.

 

АНИСИМОВ: Конечно. Поэтому, мне кажется, тут надо четко смотреть и читать отзывы туристов. Сегодня интернет это позволяет, ознакомиться с компаниями, которые осуществляют эту деятельность. И нам кажется, как в авиации, так и вообще в транспорте, чем крупнее компания, тем, как правило, она более надежна. Это не всегда, конечно, так, но как правило. Она больше уделяет времени стандартам безопасности и стандартам качества.

 

ВЕДУЩИЙ: Я еще должна спросить у вас про отдых с детьми, потому что все-таки это настолько привлекательная история. И если едет семья, то, конечно, ребенка с собой взять - милое дело. Вот как вы полагаете, маленьким, школьного возраста детям на теплоходах, что для них там приготовлено?

 

АНИСИМОВ: Мы многое делаем сейчас, чтобы привлечь людей с детьми. Всегда много ездило. У нас на всех теплоходах есть детские комнаты, есть работники, которые занимаются детьми, чтобы родители могли оставить. Мы увеличиваем количество кают на трех человек и на четырех человек. И в этом году были построены на теплоходе «Михаил Булгаков» вообще большие люксы, где есть дополнительные еще раскладывающиеся диваны, чтобы там или одного, или двух детей можно было взять с собой в одной каюте. Поэтому многое делаем для этого. На теплоходах сделано меню экскурсий так называемое в нашей компании, где можно выбрать разные экскурсии. Одни интересны более старшему поколению, другие интересны детям. Особенно в таких городах, как Мышкин,  Углич, Ярославль. В  Костроме есть много вещей, которые интересно детям показать.

 

ВЕДУЩИЙ: Завершается наш разговор. Я хотела вас спросить, вы профессионально друг другу что желаете в день открытия навигации, есть какое-то такое?

 

АНИСИМОВ: У моряков принято желать семь футов под килем. Ну, нам, речникам,  так много не надо. Нам достаточно 20 сантиметров осадки, чтобы была вода, потому что мы четко зависим от воды, чтобы ее не было много, чтобы ее не было мало. Нам очень важна хорошая погода. Когда хорошая погода, у нас и покупают очень активно и много людей на наших прогулочных судах. Для нас это очень важно. И, конечно, безопасного плавания в первую очередь.

 

ВЕДУЩИЙ: Я присоединяюсь к этим пожеланиям и благодарю вас за беседу.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация